Виды адаптации и факторы, влияющие на неё
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые, профессиональные и социально – экономические условия труда. Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию, так как наблюдается большая нагрузка на первичную систему и к тому же порог психологической адаптации очень низок. Что лучше: «Надеяться на «лучшее», или ожидать худшего?». Успех трудовой адаптации зависит: а) от наличия службы управления персоналом; б) конкретные люди – структурное закрепление службы адаптации; в) технологичность управления адаптацией; г) информационное обеспечение.
Выделяется несколько аспектов адаптации (как в практике управления персоналом, так и в теории) (Рис.1.1.).
виды адаптации факторы влияющие на адаптацию
Рис.1.1. Виды адаптации и факторы, на неё влияющие.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, её тонкостей, специфики, необходимых навыков, приёмов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально – психологических свойств личности. Следовательно, необходимы новые знания и наличие навыков сотрудничества. Об успехе профессиональной адаптации можно судить на основании целого ряда показателей: 1. Завершение ориентировочного этапа, этапа знакомства с рабочей ситуацией. Работник успешно адаптировался, если работа не вызывает у него чувства напряжения, страха, неуверенности, если она стала привычной; 2. Овладение необходимым объёмом знаний и навыков, требующихся для работы; 3. Овладение своей профессиональной ролью. Работник демонстрирует рабочее поведение, отвечающее требованиям профессиональной деятельности и руководства; 4. Рабочие показатели работника устраивают его непосредственных руководителей (соответствуют установленным нормативам); 5. У работника выражено желание совершенствоваться в профессии, и он связывает свое будущее с данной работой; 6. Работник удовлетворён выполняемой работой, и он считает оценку своего трудового вклада справедливой; 7. Успех в профессиональной деятельности связывается работником с достижением жизненного успеха. Психофизиологическая адаптация – когда происходит процесс приспособляемости к новым психологическим и физиологическим нагрузкам. Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристик и самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за её отсутствия. Социально – психологическая адаптация – это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам, к экономическим реалиям. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недостатки трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций. Социально – психологическая адаптация – приспособление к той организационной культуре, в которую Вы попадаете. Отсюда, входя в новый коллектив, не стоит сразу заводить друзей. В каждом новом социуме существует свой неформальный климат, следовательно, там тоже существуют свои конфликты, и, переходя из группы в группу необходимо адаптироваться. А. А. Налчаджян определяет социально – психическую адаптацию личности как такое состояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность. И удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идёт навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация определяется при этом как процесс социально – психологического взаимодействия, приводящий личность к состоянию «относительной» адаптированности. Достоинством подобного социально – психологического подхода к адаптивной проблеме является его обращённость к личности, к её социально – психологическим особенностям.(34,с 45) Целесообразно различать социальные и психологические средства реализации адаптации, выделив которые можно понять адаптивную деятельность в единстве двух её взаимосвязанных сторон: в качестве деятельностного преобразования социальной и природной среды; как опережающий идеальный образ, преобразуемой окружающей среды продукт психического отражения, будущих результатов деятельности свойств. К социальным средствам адаптации относятся адаптивная, по природе, материальная и духовная деятельность, а также различные формы индивидуальной и групповой идентификации. Социальные средства адаптации позволяют: опосредовать деятельностью течение социальной адаптации личности; опираясь на традиции, заимствованные образцы индивидуальной или групповой стратегии социальной адаптации, избежать возможных ошибок, характерных для инновационного, по характеру, самостоятельного поиска; обретая или разрывая социальное, психологическое, политическое единство с референтной группой, преодолеть состояние социального отчуждения, психологического диссонанса, равно как и состояние чрезмерной зависимости, управляемости; найти новые социальные роли, а также выработать стратегии поведения, желательно в равной мере удовлетворяющие индивидуальным притязаниям и общественным ожиданиям. Формирование психологического компонента адаптации осуществлялась в ходе эволюции человека и общества. На определённом этапе психо-социогенеза обозначилась потребность, которая и была, затем удовлетворена в разнообразных психологических средствах адаптации. К психологическим средствам адаптации относятся когнитивные схемы, эталоны, стратегии, социальные стандарты, установки, стереотипы, эталоны. Важно подчеркнуть двойственную природу психологических средств адаптации. С одной стороны, они отражают качественные психологические характеристики адаптивной ситуации, её внутреннее содержание. С другой: - при внешнем проявлении психологические инструменты адаптации опять - таки связаны с социокультурной средой, ведь именно там проверяются и корректируются все эти социально заданные стандарты, эталоны, установки и т.д. В то же время сформированные в ходе адаптации психологические и социальные новообразования оказываются для адаптирующейся личности как бы искомыми результатами процесса. Единство деятельностных, социальных и психологических факторов не исключает ситуативного преобладания любого из них в каждом конкретном случаи адаптации. Здесь же коренится необходимость учитывать ситуативное доминирование того или иного фактора, вызванное особенностями адаптативного процесса, который предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и информационно психологических, частных адаптивных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации. Организационный аспект адаптации – усвоение роли и организации статуса своего рабочего места. В соответствии с существующей тенденцией, в настоящее время можно наблюдать большое количество новых, «красивых» должностей. Например, менеджер по продажам. Хотя в реальной жизни, - это простой продавец. Следовательно, важен на статус должности, его привлекательность, а статус личности, занимающей данную должность. Отсюда успех адаптации зависит: от личных свойств адаптируемого сотрудника (психологические черты, качества, возраст, семейное положение). Их наличие предоставляет личности тыла, куда можно укрыться, при наличии неприятностей; особенности социально – экономического климата. Человек везде ищет психологический комфорт; не всегда достаточно знаний. Поэтому в некоторых странах существует система наставничества, когда более опытные и способные к управлению люди руководят воспитанием их подчинённых.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |