Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды адаптации и факторы, влияющие на неё



2019-12-29 376 Обсуждений (0)
Виды адаптации и факторы, влияющие на неё 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является  управление трудовой адаптацией. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые, профессиональные и социально – экономические условия труда.

Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную (для лиц, не    имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию, так как наблюдается большая  нагрузка на первичную систему и к тому же порог психологической  адаптации очень низок. Что лучше: «Надеяться на «лучшее», или ожидать худшего?».

Успех трудовой адаптации зависит:

а) от наличия службы управления персоналом;

б) конкретные люди – структурное закрепление службы адаптации;

в) технологичность управления адаптацией;

г) информационное обеспечение.

 

Выделяется несколько аспектов адаптации (как в практике управления персоналом, так и в теории) (Рис.1.1.).

 

 

                                              виды адаптации                       факторы

                                                                                                   влияющие на

                                                                                                     адаптацию

Характер и содержание труда в данной профессии
Уровень организации и условия труда
Нормы взаимоотношений в коллективе
Система организации труда
Организационная структу- ра предприятия
Профессиональная структура коллектива
Размеры заработной платы Состояние производствен- ной и технологической дисциплины
Степень готовности рабочего места к трудово- му процессу
Правила трудового распо - Рядка
Zzzzz Профессиональная
 Психофизиологическая
Социально-психологи –         ческая
Организационно –     административная        
    Экономическая
Санитарно-гигиеничес-             кая
         Производственная                 адаптация

                                                      

                                   

 

                 Адаптация

 

 

                

       

 

 

                          

 

 

                           

 

     Внепроизводственная              адаптация

 

 

 


Адаптация к бытовым      условиям
Адаптация к внепро – изводственному общению с коллегами
Адаптация в период        отдыха

 

 

Способы распределения и возможности получения жилья, места в детском саду и т.д.
Формы общения в нерабо- чее время
Наличие баз отдыха, поликлиники, библиотеки спортивно-культурных заведений

 

                                                        

 

Рис.1.1. Виды адаптации и факторы, на неё влияющие.

 

 Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии,    её тонкостей, специфики, необходимых навыков, приёмов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения  опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и

разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально – психологических свойств личности. Следовательно, необходимы новые знания и наличие навыков сотрудничества.

Об успехе профессиональной адаптации можно судить на основании целого ряда показателей:

  1. Завершение ориентировочного этапа, этапа знакомства с рабочей ситуацией. Работник успешно адаптировался, если работа не вызывает у него чувства напряжения, страха, неуверенности, если она стала привычной;

  2. Овладение необходимым объёмом знаний и навыков, требующихся для работы;

  3. Овладение своей профессиональной ролью. Работник демонстрирует рабочее поведение, отвечающее требованиям профессиональной деятельности и руководства;

4. Рабочие показатели работника устраивают его непосредственных руководителей (соответствуют установленным нормативам);

5. У работника выражено желание совершенствоваться в профессии, и он связывает свое будущее с данной работой;

6. Работник удовлетворён выполняемой работой, и он считает оценку своего трудового вклада справедливой;

7. Успех в профессиональной деятельности связывается работником с достижением жизненного успеха.

Психофизиологическая адаптация – когда происходит процесс приспособляемости к новым психологическим и физиологическим нагрузкам. Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристик и самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за её отсутствия.

Социально – психологическая адаптация – это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам, к экономическим реалиям. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недостатки трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций. Социально – психологическая адаптация – приспособление к той организационной культуре, в которую Вы попадаете. Отсюда, входя в новый коллектив, не стоит сразу заводить друзей. В каждом новом социуме существует свой неформальный климат, следовательно, там тоже существуют свои конфликты, и, переходя из группы в группу необходимо адаптироваться.

А. А. Налчаджян определяет социально – психическую адаптацию личности как такое состояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность. И удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идёт навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация определяется при этом как процесс социально – психологического взаимодействия, приводящий личность к состоянию «относительной» адаптированности. Достоинством подобного социально – психологического подхода к адаптивной проблеме является его обращённость к личности, к её социально – психологическим особенностям.(34,с 45)

Целесообразно различать социальные и психологические средства реализации адаптации, выделив которые можно понять адаптивную деятельность в единстве двух её взаимосвязанных сторон: в качестве деятельностного преобразования социальной и природной среды; как опережающий идеальный образ, преобразуемой окружающей среды продукт психического отражения, будущих результатов деятельности свойств.

К социальным средствам адаптации относятся адаптивная, по природе, материальная и духовная деятельность, а также различные формы индивидуальной и групповой идентификации. Социальные средства адаптации позволяют:

Ÿ опосредовать деятельностью течение социальной адаптации личности;

Ÿ опираясь на традиции, заимствованные образцы индивидуальной или групповой стратегии социальной адаптации, избежать возможных ошибок, характерных для  инновационного, по  характеру, самостоятельного поиска;

Ÿ обретая или разрывая социальное, психологическое, политическое единство с референтной группой, преодолеть состояние социального отчуждения, психологического диссонанса, равно как и состояние чрезмерной зависимости, управляемости;

Ÿ найти новые социальные роли, а также выработать стратегии поведения, желательно в равной мере удовлетворяющие индивидуальным притязаниям и общественным ожиданиям.

Формирование психологического компонента адаптации осуществлялась

в ходе эволюции человека и общества. На определённом этапе психо-социогенеза   обозначилась потребность, которая и была, затем удовлетворена  в разнообразных психологических средствах адаптации.

К психологическим средствам адаптации относятся когнитивные схемы,

эталоны, стратегии, социальные стандарты, установки, стереотипы, эталоны.

Важно подчеркнуть двойственную природу психологических средств адаптации.  С одной стороны, они отражают качественные психологические характеристики  адаптивной ситуации, её внутреннее содержание. С другой:

- при внешнем проявлении психологические инструменты  адаптации опять

- таки связаны с социокультурной средой, ведь именно там проверяются и

корректируются все эти социально заданные стандарты, эталоны, установки

и т.д. В то же время сформированные  в  ходе адаптации психологические и

социальные новообразования оказываются для адаптирующейся  личности

как бы искомыми результатами процесса.

Единство деятельностных, социальных и психологических факторов не

исключает ситуативного преобладания любого из них в каждом конкретном

случаи адаптации. Здесь же коренится необходимость учитывать ситуативное доминирование того или иного фактора, вызванное особенностями адаптативного процесса, который предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и информационно психологических, частных адаптивных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации.

Организационный аспект адаптации – усвоение роли и организации

статуса своего рабочего места. В соответствии с существующей тенденцией,

в настоящее время можно наблюдать большое количество новых, «красивых»

должностей. Например, менеджер по продажам. Хотя в реальной жизни, - это

простой продавец. Следовательно, важен на статус должности, его

привлекательность, а статус личности, занимающей данную должность. Отсюда успех адаптации зависит:

Ÿ от личных свойств адаптируемого сотрудника (психологические черты, качества, возраст, семейное положение). Их наличие предоставляет личности тыла, куда можно укрыться, при наличии неприятностей;

Ÿ особенности социально – экономического климата. Человек везде ищет психологический комфорт;

Ÿ не всегда достаточно знаний. Поэтому в некоторых странах существует система наставничества, когда более опытные и способные к управлению люди руководят воспитанием их подчинённых.

 



2019-12-29 376 Обсуждений (0)
Виды адаптации и факторы, влияющие на неё 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды адаптации и факторы, влияющие на неё

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (376)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.558 сек.)