Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Повышения квалификации профессорско-преподавательского состава



2020-02-03 158 Обсуждений (0)
Повышения квалификации профессорско-преподавательского состава 0.00 из 5.00 0 оценок




«ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

1.Методические указания

Курс "Технология дистанционного обучения" предназначен для повышения квалификации преподавателей в области современных форм осуществления образовательного процесса, с применением дистанционных технологий

Основной задачей курса является подготовка преподавателей для самостоятельной организации и осуществления обучения студентов с применением дистанционных технологий. Для этого в курсе достаточно внимания уделяется теоретическим вопросам дистанционного обучения.

Практические задачи курса решаются в процессе проводимых практических занятий и самостоятельной работы слушателей. Важной практической задачей курса является самостоятельная разработка каждым слушателем учебного модуля с элементами дистанционных технологий. Для приобретения навыков работы в телекоммуникационном пространстве в учебный курс включены практикумы. Занятия могут проводиться как традиционными методами, так и с применением дистанционных технологий.

2.Структура курса:

Курс рассчитан на 72 учебных часа, из них:

-лекции –18, практические занятия –12;

-самостоятельная работа - 38 часов (из них 12- самостоятельные практикумы).

-зачет – 4 часа.

 

Темы теоретических занятий

 

темы

Тема

Учебных часов

Всего Аудит. Самост. работ
1 Образовательная технология и ее основные элементы. Понятие информационной образовательной технологии. 2 - 2
2 Проектирование информационной образовательной технологии. Психологические основы информационных образовательных технологий. 2 - 2
3 Образовательный модуль 4 2 2
4 Основы дистанционного обучения. Концепция ДО-цели, задачи и основные направления реализации 4 2 2
5 Виртуальная реальность педагогического процесса и виртуальная педагогика. 4 - 4
6 Гипертекст. Философия и технология 4 2 2
7 Телекоммуникационное обеспечение учебного процесса ДО. 4 2 2
8 Телеконференции, как необходимый элемент технологии ДО. 4 2 2
9 Особенности работы преподавателя в системе ДО. 4 2 2
10 Мультимедийные и игровые средства обучения 4 2 2
11 Системология и схемотехника, организация учебного материла с помощью современных системологических и схемотехнических методов 4 2 2
12 Экранные технологии. (Визуальная репрезентационная система.) 4 2 2
  Всего 44 18 26

 

 

Темы практических занятий и практикумов

 

  № темы Тема Под руководством преподавателя Самостоят. практикумы
1 Электронная почта 4 4
2 Телеконференции 4 4
3 Практикум по созданию гипертекста. Экспресс-создание гипертекстовых модулей. 4 4
  Всего 12 12

 

Зачет: - 4 часа

Итого: - 72 часа

 

Содержание курса

Тема 1. Образовательная технология и ее основные элементы. Понятие информационной образовательной технологии.

Технологическое представление образовательного процесса. Технология образования как совокупность операций, последовательное осуществление которых приводит к заранее определенному результату. Продукт образовательной технологии. Понятие информационной образовательной технологии и ее особенности. Образование как системогенерируюший фактор информационного общества.

Тема 2. Проектирование информационной образовательной технологии. Психологические основы информационных образовательных технологий

Проект информационной образовательной технологии. Определение целей проекта в соответствии с антропологической парадигмой и моделью специалиста. Антропологическая парадигма информационного общества.

Психолого-педагогические принципы проектирования и осуществления информационной образовательной технологии.

Понятие ведущей репрезентационной системы. Типология информационных образовательных технологий, построенная на основании различения визуальной, аудиальной, кинестатической репрезентационных систем.

Механизмы восприятия и освоения преподаваемой информации. Аппаратная реализация психологических методов повышения эффективности образовательного процесса.

Оптимизация проекта с помощью использования технических средств.

Тема 3. Образовательный модуль

Образовательный модуль. Определение предметной области образовательного модуля и его место в системе научного знания. Суб, и супер модули. Параллельные модули.

Основные элементы модуля: концепция, входные и итоговые требования к обучающимся, описание итогового продукта, схема курса, тематический план, программа, тезаурус, система контроля успешности освоения, требования к преподавателям, дайджест, список литературы, список гиперссылок, задания для самостоятельной работы и др.

Элементы модуля ориентированного на использование в дистанционном образовании: концепция учебной телеконференции, FAQ, WEB-сайт, лекции, практикумы, интерактивная система контроля успешности, задания для самостоятельной работы ориентированной на использование ресурсов ИНТЕРНЕТ и др.

Тема 4. Основы дистанционного обучения. Концепция ДО; цели, задачи и основные направления реализации.

Сущность ДО. Основные технологии дистанционного обучения. Концепция дистанционного обучения. Основные компоненты ДО.

Правовая база ДО.

Специфика осуществления ДО в зависимости от уровня обучения.

Дистанционные технологии контроля успешности обучения и качества преподавания. Общие требования к преподавателю. Права и обязанности преподавателя в системе ДО.

Дидактическая система дистанционного обучения.

Психолого-педагогические особенности преподавания и обучения с применением дистанционных технологий. Организация образовательной деятельности в учебной телеконференции. Особенности технических решений организации образовательной деятельности с обратной связью (E-mail, WWW, Видео-конференции, TV).

Тема 5. Виртуальная реальность педагогического процесса и виртуальная педагогика

Понятие виртуальной реальности. Виртуальность как онтологическая категория. Компьютер и сети как техническое средство презентации виртуала. Виртуальность и иллюзорность. Виртуальная парадигматика. Качества актуальности, событийности, порожденности, интерактивности, самоцелостности. Понятие событийности и событийного ряда. Виртуальный переход. Виртуальные модели.

Использование идей виртуалистики в педагогической психологии и экопсихологии. Учебное занятие как виртуальная реальность.

Понятие виртуальной педагогики. Изменение роли Учителя. Обучающийся и виртуальная информационное пространство как субъекты учебного процесса.

Задача обучения организации деятельности в Интернет. Виртуалистика и новая общенаучная парадигма. Новые виды профессиональной деятельности и новые специальности.

 

Тема 6. Гипертекст. Философия и технология

Понятие текста и гипертекста. Особенности гипертекста: интерактивность, автоказуальность, глобальность, нонредукционизм. Текстовая и гипертекстовая модели бытия. Уровни знания. Объединение знаний различного содержания, представления и уровней в гипертексте.

Образование, как технология знания.

Понятие контекста в гипертекстовом представлении. Гипертекстовое мышление. Голографический принцип.

Дистанционный образовательный процесс как гипертекст. Методы организации учебно-методического материала в форме гипертекста. Структура гипертекста. Инструменты для создания гипертекстов. Требования к ПО и ПК.

Тема 7. Телекоммуникационное обеспечение учебного процесса ДО.

Роль коммуникации в образовательном процессе. Образовательная коммуникация: демонстрация знаний - передача знаний - навигация в пространстве знаний. Знаковая и смысловая коммуникация. Специфика дистанционной образовательной коммуникации.

Средства коммуникаций, применяющихся для дистанционного образовательного процесса, и их особенности: обычная почта (на бумажном носителе), организованный обмен файлами на различных носителях, электронная почта, телеконференции (Off-Line и On-Line), видеоконференции, CHAT, IRC.

Обоснование технологического выбора основных коммуникационных инструментов дистанционного учебного процесса (в МИРЭА): электронная почта, локальные Off-Line телеконференции. Расширение коммуникативного пространства.

Тема 8. Телеконференции как необходимый элемент технологии ДО

Иерархия телеконференций (от "групповых" и "предметных" до глобальных конференций Интернет). Межвузовские учебные конференции.

Локальная Off-Line телеконференция с неограниченным временем хранения публикаций как виртуальная образовательная среда в дистанционном обучении и виртуальная аудитория. Свойства виртуальной аудитории. Психологические эффекты события в виртуальной образовательной среде: повышение гратуальности, ответственности, повышение интеллектуального потенциала среды и аудитории,и др. Саморегулирующие механизмы в телеконференции.

Выход из локальных виртуальных образовательных пространств в глобальное образовательное пространство Интернет. Интернет как модель знаний Универсума.

Тема 9. Особенности работы преподавателя в системе ДО

Сетевая этика. Особенности поведения Преподавателя в телекоммуникационном пространстве. Увеличение горизонтальных трансакций типа "Коллега - Коллега", относительно вертикальных "Преподаватель - Обучающийся". От обучения к организации образовательной деятельности. Методы преодоления конкуренции со стороны Интернет.

Технология "FAQ" и "Тезаурус". Игротехнические методы в дистанционном учебном процессе.

Модерирование телеконференций и специфика модерирования учебных телеконференций. Оценка качества работы преподавателя.

Методы контроля успешности обучения в дистанционном учебном процессе. Оценка самостоятельной работы. Текущие контроли. Экзамены.

Оформление публикаций преподавателя. Структура учебных (лекционных) материалов, предназначенных для рассылки по E-mail и их специфика. Содержание публикаций преподавателя.

Тема 10. Мультимедийные и игровые средства обучения

Использование игротехнических принципов при разработке программируемых интерактивных учебников. Электронные учебники. Основные элементы электронного учебника. Формат подготовки учебно-методических материалов для электронного учебника.

Компьютерные игры, как учебный процесс. Преимущества и недостатки. Основные принципы проектирования учебных компьютерных игр и их использование в учебном процессе.

Мультимедийные информационные системы. Электронные энциклопедии. Обучение работе с мультимедийными источниками информации. Психологические особенности восприятия информации с экрана монитора. Гипертекст как деятельностная и игровая среда.

Тема 11. Системология и схемотехника, организация учебного материла с помощью современных системологических и схемотехнических методов

Понятие общей теории систем (ОТС). Систематизация и структурирование преподаваемого знания. Понятие предметной области знания и ее пространственное представление.

Типологии и классификаторы. Основные приемы систематизации. Понятие концепта и конструкта. Триады. Диалектическая триада. Типологии с числом оснований более 3. Списки. Матричные и сетевые типологии. Методы оптимизации (сокращения числа оснований) типологий.

Графическое представление типологий. Понятие схемы. Виды схем (диаграммы, графики, блок-схемы,. цепи, рисунки и т.п.). Схематическое отражение системы и структуры преподаваемого знания. Укрупнение, детализация, оптимизация схем. Воздействие на визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентативные системы обучающихся с помощью схем и рисунков. Методы повышения эффективности восприятия и запоминания информации представленной в виде схем.

Тема 12. Экранные технологии. (Визуальная репрезентационная система.)

Обзор технических средств визуализации. Понятие экрана и экранной технологии. Понятие виртуального и перцептивного экранов. Грифельная доска, как прообраз современных экранных технологий. Понятие когнитивной проекции. Пассивное, активное, и интерактивное проецирование в образовательном процессе.

“Указка учителя”, как инструмент управления проективным процессом. Интерактивная проекция продуктивного мышления.

Основные формы работы с экраном: прямая проекция, аллегория, символ, скрытая проекция.

Использование технических средств для представления схем. Основные приемы и методы. Сопутствующие инструменты: указка, опорный конспект, голосовой комментарий, анимация, видеоряд, звукоряд.

Принципы визуализации в системах дистанционного обучения.

Роль кинестетической системы в процессе освоения знания. Модели кинестетического восприятия.

Технологии и технические средства обучения активизирующие кинестетику. Построение лабораторных и практических занятий.

Методы обращения к личному опыту обучающегося. Моделирование продуктивной деятельности в учебном процессе. Процессы "освоения- отчуждения" знания.

Сочленение событийных планов контактной и дистанционной учебных аудиторий. Личностное общение. Классификация учебных игр. Игротехника и методология.

Практикум по телекоммуникационной технологии ДО (в компьютерном классе с доступом к Internet, два компьютера из класса дополнительно подключены к внешним модемам с прямой телефонной линией МГТС, один из этих компьютеров подключен к проекционному экрану) и в дистанционной форме.

 

 

Практические занятия

Тема 1. Электронная почта

Работа с почтовым ПО. Почтовая переписка. Атрибуты электронного письма. Создание электронного письма. Приготовление к отправке. Отправка. Получение. Обработка входящей почты. Создание и отправка ответа. Жизненный цикл личной переписки. Цитирование, вложенное цитирование и префиксы. Ведение адресных записных книжек. Прикрепление бинарных файлов. Декодирование прикрепленных файлов. Требования к индивидуальному почтовому ПО. Критерии выбора почтовой программы для пользователей WINDOWS (на примере сравнения Outlook Express и DmailWin) Критерии выбора провайдера.

Тема 2. Телеконференции

Телеконференции Internet. Internet – как транспортная среда. Internet – как информационная среда. Функциональное отличие глобальных телеконференций от локальных. Разница между On-line и Off-Line режимами телеконференций. Подписка на телеконференцию. Режимы подписки. Публикация статьи в телеконференции. Ответ на публикацию. Этика поведения в телеконференции. Разница между личным и публичным письмом. Аудиторное игровое моделирование участия в телеконференции. Работа с архивом ранее опубликованного. Уставы. Модераторы. Два вида модерирования. Проблема передачи спецсимволов, графиков, рисунков, аудиограмм, и т. д. Некоторые пути решения проблемы.

Тема 3. Практикум по созданию гипертекста. Экспресс-создание гипертекстовых модулей

Требования к тексту, преобразуемому в гипертекст. Требования к гипертекстовому редактору. Преобразование линейного текста в формат HTML. Создание сценария гипертекста. Создание гиперссылок.

 

При разработке программы использован вариант программы, разработанный А.А.Калмыковым  и  Л.А.Хачатуровым

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН *

программы повышения квалификации

административно-управленческого персонала

«Организация работы в системе дистанционного обучения»

 

Цель: подготовка административно-управленческого персонала РосНОУ к организации работы в системе дистанционного обучения.

Категория слушателей: административно-управленческий персонал Института ДО, управления территориальных подразделений, филиалов и представительств РосНОУ.

Занятия могут проводиться с использованием дистанционных технологий обучения

Структура курса.

Курс рассчитан на 72 часа.

Из них: - лекций – 24 часа;

-практических занятий – 22 часа;

                       -самостоятельная работа – 22 часа;

                    - зачет – 4 часа.

 

№ темы

Название модуля, темы

Учебных часов

Всего Лекции Практ. занят. Самост. работа Контр.
  Модуль 1. Система ДО вуза          
1.1. Основы дистанционного обучения. Концепция ДО – цели, задачи и основные направления реализации 4 2 - 2  
1.2. Организация учебного процесса с использованием дистанционных технологий 6 4 - 2  
1.3. Информационное обеспечение учебного процесса ДО 6 2   4  
1.4. Филиал (представительство) вуза в системе ДО 6 2 2 2  
  Модуль 2. Организация работы филиала (представительства) в системе ДО          
2.1 Корпоративная информационная система «Вектор»: сущность, структура, сопровождение 10 4 4 2  
2.2 Информационные ресурсы филиала (представительства) 8 2 4 2  
2.3. Технология документооборота в системе ДО (компьютерное делопроизводство) 8 2 4 2  
2.4. Проведение учебных занятий и конференций с обучающимися по дистанционным технологиям 10 4 4 2  
2.5 Организация контроля знаний при обучении с использованием дистанционных технологий (промежуточная и итоговая аттестация) 10 2 4 4  
3. Итоговые занятия. Зачет 4       4
  Всего часов 72 24 22 22 4

 

Изучение каждого модуля завершается самостоятельным тестированием. Зачет по курсу проводится методом электронного тестирования по всему курсу. По окончании выдается соответствующий сертификат об изучении курса

__________________________

*Разработан на основе учебного плана программы повышения квалификации административно-управленческого персонала вузов системы открытого образования, утвержденного заместителем Министра образования РФ 23.01.01г.

                                                                                                                 Приложение 13

План



2020-02-03 158 Обсуждений (0)
Повышения квалификации профессорско-преподавательского состава 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Повышения квалификации профессорско-преподавательского состава

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)