Повышения квалификации профессорско-преподавательского состава
«ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ» 1.Методические указания Курс "Технология дистанционного обучения" предназначен для повышения квалификации преподавателей в области современных форм осуществления образовательного процесса, с применением дистанционных технологий Основной задачей курса является подготовка преподавателей для самостоятельной организации и осуществления обучения студентов с применением дистанционных технологий. Для этого в курсе достаточно внимания уделяется теоретическим вопросам дистанционного обучения. Практические задачи курса решаются в процессе проводимых практических занятий и самостоятельной работы слушателей. Важной практической задачей курса является самостоятельная разработка каждым слушателем учебного модуля с элементами дистанционных технологий. Для приобретения навыков работы в телекоммуникационном пространстве в учебный курс включены практикумы. Занятия могут проводиться как традиционными методами, так и с применением дистанционных технологий. 2.Структура курса: Курс рассчитан на 72 учебных часа, из них: -лекции –18, практические занятия –12; -самостоятельная работа - 38 часов (из них 12- самостоятельные практикумы). -зачет – 4 часа.
Темы теоретических занятий
Темы практических занятий и практикумов
Зачет: - 4 часа Итого: - 72 часа
Содержание курса Тема 1. Образовательная технология и ее основные элементы. Понятие информационной образовательной технологии. Технологическое представление образовательного процесса. Технология образования как совокупность операций, последовательное осуществление которых приводит к заранее определенному результату. Продукт образовательной технологии. Понятие информационной образовательной технологии и ее особенности. Образование как системогенерируюший фактор информационного общества. Тема 2. Проектирование информационной образовательной технологии. Психологические основы информационных образовательных технологий Проект информационной образовательной технологии. Определение целей проекта в соответствии с антропологической парадигмой и моделью специалиста. Антропологическая парадигма информационного общества. Психолого-педагогические принципы проектирования и осуществления информационной образовательной технологии. Понятие ведущей репрезентационной системы. Типология информационных образовательных технологий, построенная на основании различения визуальной, аудиальной, кинестатической репрезентационных систем. Механизмы восприятия и освоения преподаваемой информации. Аппаратная реализация психологических методов повышения эффективности образовательного процесса. Оптимизация проекта с помощью использования технических средств. Тема 3. Образовательный модуль Образовательный модуль. Определение предметной области образовательного модуля и его место в системе научного знания. Суб, и супер модули. Параллельные модули. Основные элементы модуля: концепция, входные и итоговые требования к обучающимся, описание итогового продукта, схема курса, тематический план, программа, тезаурус, система контроля успешности освоения, требования к преподавателям, дайджест, список литературы, список гиперссылок, задания для самостоятельной работы и др. Элементы модуля ориентированного на использование в дистанционном образовании: концепция учебной телеконференции, FAQ, WEB-сайт, лекции, практикумы, интерактивная система контроля успешности, задания для самостоятельной работы ориентированной на использование ресурсов ИНТЕРНЕТ и др. Тема 4. Основы дистанционного обучения. Концепция ДО; цели, задачи и основные направления реализации. Сущность ДО. Основные технологии дистанционного обучения. Концепция дистанционного обучения. Основные компоненты ДО. Правовая база ДО. Специфика осуществления ДО в зависимости от уровня обучения. Дистанционные технологии контроля успешности обучения и качества преподавания. Общие требования к преподавателю. Права и обязанности преподавателя в системе ДО. Дидактическая система дистанционного обучения. Психолого-педагогические особенности преподавания и обучения с применением дистанционных технологий. Организация образовательной деятельности в учебной телеконференции. Особенности технических решений организации образовательной деятельности с обратной связью (E-mail, WWW, Видео-конференции, TV). Тема 5. Виртуальная реальность педагогического процесса и виртуальная педагогика Понятие виртуальной реальности. Виртуальность как онтологическая категория. Компьютер и сети как техническое средство презентации виртуала. Виртуальность и иллюзорность. Виртуальная парадигматика. Качества актуальности, событийности, порожденности, интерактивности, самоцелостности. Понятие событийности и событийного ряда. Виртуальный переход. Виртуальные модели. Использование идей виртуалистики в педагогической психологии и экопсихологии. Учебное занятие как виртуальная реальность. Понятие виртуальной педагогики. Изменение роли Учителя. Обучающийся и виртуальная информационное пространство как субъекты учебного процесса. Задача обучения организации деятельности в Интернет. Виртуалистика и новая общенаучная парадигма. Новые виды профессиональной деятельности и новые специальности.
Тема 6. Гипертекст. Философия и технология Понятие текста и гипертекста. Особенности гипертекста: интерактивность, автоказуальность, глобальность, нонредукционизм. Текстовая и гипертекстовая модели бытия. Уровни знания. Объединение знаний различного содержания, представления и уровней в гипертексте. Образование, как технология знания. Понятие контекста в гипертекстовом представлении. Гипертекстовое мышление. Голографический принцип. Дистанционный образовательный процесс как гипертекст. Методы организации учебно-методического материала в форме гипертекста. Структура гипертекста. Инструменты для создания гипертекстов. Требования к ПО и ПК. Тема 7. Телекоммуникационное обеспечение учебного процесса ДО. Роль коммуникации в образовательном процессе. Образовательная коммуникация: демонстрация знаний - передача знаний - навигация в пространстве знаний. Знаковая и смысловая коммуникация. Специфика дистанционной образовательной коммуникации. Средства коммуникаций, применяющихся для дистанционного образовательного процесса, и их особенности: обычная почта (на бумажном носителе), организованный обмен файлами на различных носителях, электронная почта, телеконференции (Off-Line и On-Line), видеоконференции, CHAT, IRC. Обоснование технологического выбора основных коммуникационных инструментов дистанционного учебного процесса (в МИРЭА): электронная почта, локальные Off-Line телеконференции. Расширение коммуникативного пространства. Тема 8. Телеконференции как необходимый элемент технологии ДО Иерархия телеконференций (от "групповых" и "предметных" до глобальных конференций Интернет). Межвузовские учебные конференции. Локальная Off-Line телеконференция с неограниченным временем хранения публикаций как виртуальная образовательная среда в дистанционном обучении и виртуальная аудитория. Свойства виртуальной аудитории. Психологические эффекты события в виртуальной образовательной среде: повышение гратуальности, ответственности, повышение интеллектуального потенциала среды и аудитории,и др. Саморегулирующие механизмы в телеконференции. Выход из локальных виртуальных образовательных пространств в глобальное образовательное пространство Интернет. Интернет как модель знаний Универсума. Тема 9. Особенности работы преподавателя в системе ДО Сетевая этика. Особенности поведения Преподавателя в телекоммуникационном пространстве. Увеличение горизонтальных трансакций типа "Коллега - Коллега", относительно вертикальных "Преподаватель - Обучающийся". От обучения к организации образовательной деятельности. Методы преодоления конкуренции со стороны Интернет. Технология "FAQ" и "Тезаурус". Игротехнические методы в дистанционном учебном процессе. Модерирование телеконференций и специфика модерирования учебных телеконференций. Оценка качества работы преподавателя. Методы контроля успешности обучения в дистанционном учебном процессе. Оценка самостоятельной работы. Текущие контроли. Экзамены. Оформление публикаций преподавателя. Структура учебных (лекционных) материалов, предназначенных для рассылки по E-mail и их специфика. Содержание публикаций преподавателя. Тема 10. Мультимедийные и игровые средства обучения Использование игротехнических принципов при разработке программируемых интерактивных учебников. Электронные учебники. Основные элементы электронного учебника. Формат подготовки учебно-методических материалов для электронного учебника. Компьютерные игры, как учебный процесс. Преимущества и недостатки. Основные принципы проектирования учебных компьютерных игр и их использование в учебном процессе. Мультимедийные информационные системы. Электронные энциклопедии. Обучение работе с мультимедийными источниками информации. Психологические особенности восприятия информации с экрана монитора. Гипертекст как деятельностная и игровая среда. Тема 11. Системология и схемотехника, организация учебного материла с помощью современных системологических и схемотехнических методов Понятие общей теории систем (ОТС). Систематизация и структурирование преподаваемого знания. Понятие предметной области знания и ее пространственное представление. Типологии и классификаторы. Основные приемы систематизации. Понятие концепта и конструкта. Триады. Диалектическая триада. Типологии с числом оснований более 3. Списки. Матричные и сетевые типологии. Методы оптимизации (сокращения числа оснований) типологий. Графическое представление типологий. Понятие схемы. Виды схем (диаграммы, графики, блок-схемы,. цепи, рисунки и т.п.). Схематическое отражение системы и структуры преподаваемого знания. Укрупнение, детализация, оптимизация схем. Воздействие на визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентативные системы обучающихся с помощью схем и рисунков. Методы повышения эффективности восприятия и запоминания информации представленной в виде схем. Тема 12. Экранные технологии. (Визуальная репрезентационная система.) Обзор технических средств визуализации. Понятие экрана и экранной технологии. Понятие виртуального и перцептивного экранов. Грифельная доска, как прообраз современных экранных технологий. Понятие когнитивной проекции. Пассивное, активное, и интерактивное проецирование в образовательном процессе. “Указка учителя”, как инструмент управления проективным процессом. Интерактивная проекция продуктивного мышления. Основные формы работы с экраном: прямая проекция, аллегория, символ, скрытая проекция. Использование технических средств для представления схем. Основные приемы и методы. Сопутствующие инструменты: указка, опорный конспект, голосовой комментарий, анимация, видеоряд, звукоряд. Принципы визуализации в системах дистанционного обучения. Роль кинестетической системы в процессе освоения знания. Модели кинестетического восприятия. Технологии и технические средства обучения активизирующие кинестетику. Построение лабораторных и практических занятий. Методы обращения к личному опыту обучающегося. Моделирование продуктивной деятельности в учебном процессе. Процессы "освоения- отчуждения" знания. Сочленение событийных планов контактной и дистанционной учебных аудиторий. Личностное общение. Классификация учебных игр. Игротехника и методология. Практикум по телекоммуникационной технологии ДО (в компьютерном классе с доступом к Internet, два компьютера из класса дополнительно подключены к внешним модемам с прямой телефонной линией МГТС, один из этих компьютеров подключен к проекционному экрану) и в дистанционной форме.
Практические занятия Тема 1. Электронная почта Работа с почтовым ПО. Почтовая переписка. Атрибуты электронного письма. Создание электронного письма. Приготовление к отправке. Отправка. Получение. Обработка входящей почты. Создание и отправка ответа. Жизненный цикл личной переписки. Цитирование, вложенное цитирование и префиксы. Ведение адресных записных книжек. Прикрепление бинарных файлов. Декодирование прикрепленных файлов. Требования к индивидуальному почтовому ПО. Критерии выбора почтовой программы для пользователей WINDOWS (на примере сравнения Outlook Express и DmailWin) Критерии выбора провайдера. Тема 2. Телеконференции Телеконференции Internet. Internet – как транспортная среда. Internet – как информационная среда. Функциональное отличие глобальных телеконференций от локальных. Разница между On-line и Off-Line режимами телеконференций. Подписка на телеконференцию. Режимы подписки. Публикация статьи в телеконференции. Ответ на публикацию. Этика поведения в телеконференции. Разница между личным и публичным письмом. Аудиторное игровое моделирование участия в телеконференции. Работа с архивом ранее опубликованного. Уставы. Модераторы. Два вида модерирования. Проблема передачи спецсимволов, графиков, рисунков, аудиограмм, и т. д. Некоторые пути решения проблемы. Тема 3. Практикум по созданию гипертекста. Экспресс-создание гипертекстовых модулей Требования к тексту, преобразуемому в гипертекст. Требования к гипертекстовому редактору. Преобразование линейного текста в формат HTML. Создание сценария гипертекста. Создание гиперссылок.
При разработке программы использован вариант программы, разработанный А.А.Калмыковым и Л.А.Хачатуровым
УЧЕБНЫЙ ПЛАН * программы повышения квалификации административно-управленческого персонала «Организация работы в системе дистанционного обучения»
Цель: подготовка административно-управленческого персонала РосНОУ к организации работы в системе дистанционного обучения. Категория слушателей: административно-управленческий персонал Института ДО, управления территориальных подразделений, филиалов и представительств РосНОУ. Занятия могут проводиться с использованием дистанционных технологий обучения Структура курса. Курс рассчитан на 72 часа. Из них: - лекций – 24 часа; -практических занятий – 22 часа; -самостоятельная работа – 22 часа; - зачет – 4 часа.
Изучение каждого модуля завершается самостоятельным тестированием. Зачет по курсу проводится методом электронного тестирования по всему курсу. По окончании выдается соответствующий сертификат об изучении курса __________________________ *Разработан на основе учебного плана программы повышения квалификации административно-управленческого персонала вузов системы открытого образования, утвержденного заместителем Министра образования РФ 23.01.01г. Приложение 13 План
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |