Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постановка целей региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края.



2020-02-03 238 Обсуждений (0)
Постановка целей региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края. 0.00 из 5.00 0 оценок




Малое предпринимательство является фактором политической, экономической и социальной стабильности в российском обществе, средой производства и воспроизводства среднего предпринимательского класса, сферой приложения интересов наиболее энергичных, предприимчивых и находчивых людей, большая часть которых являются штурманами своего дела. Эти самые штурманы – навигаторы частного предпринимательства в России под лозунгом: «Да здравствует частное предпринимательское дело» способны преобразовать региональное пространство Кубани и России в целом.

По мнению экспертов Национального Фонда, в России (хоть и налицо тенденции), развитие малого и среднего предпринимательства пока ещё не возведено в ранг приоритетов государственной политики. Нет – соответствующего федерального закона, нет – чётких правил на правовом поле малого и среднего предпринимательства, значит и нет государственной политики.

Предприниматели малого бизнеса воспримут такую государственную политику, которая реально поддержит их «маленькие плоты», дрейфующие в океане российского и международного бизнеса в условиях нарастающей глобализации и предстоящего вступления России в ВТО. По аналогии со строками из известной песни Юрия Лозы: «На маленьком плоту, сквозь бури, шторм и грозы,…» сквозь чиновничий произвол, бандитские накаты, сквозь замороченную систему налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, преодолевая все и вся барьеры, предприниматели малого и среднего бизнеса дрейфуют в океане отечественной постсоветской рыночной экономики. Каждое мгновение возможно столкновение с айсбергами, большими кораблями крупного бизнеса, с «акулами» предпринимательства.

Квинтэссенцией новой региональной политики, её сутью и содержанием должно стать действие: необходимо взять под государственный патронаж малый бизнес. Это в существующих условиях означает: опереться на самую активную, перспективную и пассионарную часть российского общества в XXI веке.

Региональное законодательство Краснодарского края в области поддержки малого бизнеса предлагает следующий образцовый набор инструментов региональной инвестиционной политики:

· предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов и отсрочек по уплате налогов;

· создание особых экономических зон;

· оказание кредитной поддержки строительству;

· выделение земли;

· развитие лизинговой и инновационной деятельности и т.п.

Сектор малого и среднего предпринимательства требует особого экспертного подхода, скрупулезного анализа состояния и тенденций развития сегментов рынка малого и среднего бизнеса, инвентаризации существующей нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства, умелого «вкрапления» в правовое поле отечественного малого и среднего предпринимательства положительного зарубежного опыта управления столь сложной и многообразной (по содержанию, формам и методам функционирования и управления) сферой, каковой является малого и среднего предпринимательства в РФ.

Предстоит многотрудная работа по созданию, по - сути дела, новой законодательной базы малого предпринимательства в русле формирования новой модели государственного регулирования сектором малого и среднего предпринимательства, носящего к тому же и многоотраслевой, и "теневой" характер.

В этих условиях неизбежны общественные дискуссии предпринимателей и законодателей, в ходе которых будет найдена "золотая середина" законопроектной составляющей в области малого предпринимательства. Новый федеральный закон "О государственной политике в области развития малого предпринимательства в РФ" потребует дополнений и изменений в НК, БК, другие области права, и при наличии уже принятой в декабре 2001 г. Госсоветом при Президенте РФ Концепции государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ – должен будет дополнен пакетом законопроектов "О государственном регулировании малого предпринимательства в отраслях экономики", позволяющем более пристально изучить бюджетообразующую составляющую малого бизнеса, налогооблагаемую базу малого предпринимательства в разрезе отраслей в соответствии с критериями, параметрами, объемами и функциями бизнесов.

Необходимо иметь в виду, что принятый Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил общие принципы разграничения полномочий и предметов ведения федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных органов управления. В процессе разграничения полномочий между уровнями власти не последовало адекватного продолжения данной государственной политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях управления.

Остро стоит вопрос необходимости формирования качественно новой финансовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в субъектах РФ, оказания финансовой помощи региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства в условиях межбюджетной оптимизации при разграничении полномочий и предметов ведения федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований. В существующих условиях нужны новые финансово-кредитные инструменты поддержки субъектов малого предпринимательства которые могут быть предложены экспертами Национального Фонда и Национального (экспертного) Совета.

В современной России вопрос развития малого предпринимательства стоит ребром: быть или не быть малому бизнесу. Каким путем пойдет развитие малого предпринимательства в Российской Федерации – тема чрезвычайно актуальная и серьезная еще и потому, что затрагивает интересы сотен тысяч, миллионов наших сограждан, занятых в мощном, реально действующем секторе экономики: в малом и среднем бизнесе. Огромный трансграничный поток труда и капиталов в области приграничного сотрудничества требует государственного регулирования: в интересах государства и в интересах людей.

Нужна такая государственная политика в области малого предпринимательства, которая даст новый импульс для динамичного социально-экономического развития страны в XXI веке. Государственная внутренняя и внешняя политика РФ в области развития малого предпринимательства в условиях глобализации должна строиться на таких приоритетных направлениях, которые позволили бы: перейти от базовой инвестиционной модели к инновационной модели экономического развития России, к чему призывает Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Критериями перехода к инновационной модели являются:

1) Повышение качества жизни людей.

2) Рост бюджетообразующей и налогообразующей составляющей экономики.

3) Максимальное вовлечение потенциала малого и среднего бизнеса в хозяйственный оборот.

В Концепции законотворческой деятельности Совета Федерации в области развития малого и среднего предпринимательства отмечается, что политика переориентации экономической реформы на цели поддержки производства и ее социальная направленность должны создать базисные условия развития малого предпринимательства и организации малого предпринимательства в различных хозяйственных сферах, ослабить теневой и криминальный характер его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться.

По различным экспертным данным ориентировочная цифра оптимального числа малых предприятий для условий сбалансированного рынка колеблется от 3 млн. до 11 млн., что во много раз больше того их количества, которое имеется на сегодняшний день. При этом делаются прогнозы, что при создании благополучных условий для развития малого предпринимательства желаемого числа малых предприятий можно было бы достичь к 2010 году, причем их вклад в ВВП мог бы составить 20-25%.

Выработка новой модели государственной поддержки малого предпринимательства и создание нового федерального закона «О государственной политике в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации» должны представляться как стратегическая цель политики государственного участия в расширенном рыночном воспроизводстве малого частного предпринимательства в России.

Эксперты и аналитики Национального Фонда и Национального (экспертного) Совета готовы всемерно участвовать в законотворческом процессе и оказать содействие Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации в формировании более совершенной, адекватной во времени и в пространстве, эффективной нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства в Российской Федерации, в Краснодарском крае – образцово-показательном регионе с позиций достигнутых успехов в области государственной поддержки малого предпринимательства, ставшим победителем и награжденным дипломом федерального конкурса среди субъектов Российской Федерации, создавших наиболее благоприятные условия деятельности для предприятий малого бизнеса, наиболее качественную законодательную базу для малого предпринимательства. По оценка экспертов, Краснодарский край является одним из самых показательных регионов по многообразию форм и методов поддержки субъектов малого предпринимательства.

Решение поставленной Президентом России задачи удвоения ВВП к 2010 г. невозможно без развития малого предпринимательства. В то же время слабость системы его финансового обеспечения является главным фактором, сдерживающим его развитие. Проблема не в отсутствии финансовых ресурсов в России: к настоящему времени в финансово-кредитной системе нашей страны скопились большие объёмы ресурсов, ищущих выгодного размещения. Проблема заключается в отсутствии эффективно работающего механизма доведения финансовых ресурсов до субъектов малого бизнеса. Создать такую систему мешает несовершенство действующего законодательства и дефицит организационно проработанных и апробированных механизмов и структур финансового обеспечения малого бизнеса.

Поэтому архиважной целью региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края является создание новых механизмов инвестиционного и кредитного финансирования субъектов малого предпринимательства в России; форм бюджетной поддержки малого бизнеса; решение задач совершенствования нормативно-правовой базы для банков, схем финансового конструирования; обобщение положительного зарубежного и отечественного опыта создания систем микрофинансирования предприятий, финансирование стартовых бизнесов с использованием средств коммерческих банков, потребительских и кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, касс взаимопомощи кредитных линий международных организаций, бюджетных средств.

Для анализа соответствия сложившегося состояния и тенденций развития малого предпринимательства в Краснодарском крае целям и задачам Программы социально-экономического развития края и Стратегии пространственного развития Российской Федерации, определения перспектив развития субъектов малого предпринимательства в разрезе административно-территориального деления Краснодарского края важным показателем, демонстрирующим дислокацию и плотность размещения субъектов малого предпринимательства в региональном пространстве является показатель количества малых предприятий на 100 тысяч жителей (общекраевой показатель в 2002-2003гг. составил более 600 малых предприятий). Лидирующее положение по этому показателю занимают следующие муниципальные образования: г. Ейск – около 2000 малых предприятий, г. Сочи – около 1400 малых предприятий, город-курорт Анапа, г. Краснодар – более 1000 и далее идет снижение данного показателя. Наименьшее количество малых предприятий на 100 тысяч жителей насчитывается в муниципальных образованиях: Щербиновский, Тихорецкий, Белоглинский – до 100, и чуть более 100 в Курганинском, Красноармейском, Отрадненском.

Повышение эффективности работы предприятий малого бизнеса является результатом реализации разработанной администрацией края Программы поддержки малого предпринимательства на 2003 – 2006 годы, которая в значительной степени повысила эффективность мер государственной поддержки малого бизнеса, привело к формированию рациональной структуры экономики, повышению его доли в ВРП, стала важной ступенью на пути создания среднего класса работников, снижения безработицы, легализации малого предпринимательства.

В предшествующие годы Краснодарский край выстроил эффективную политику взаимодействия властных органов края с субъектами малого предпринимательства и создал действенную инфраструктуру поддержки малого бизнеса, которая в разрезе муниципальных образований включает региональный и 10 муниципальных фондов поддержки, действует краевой и 36 муниципальных советов по малому предпринимательству, региональная и 29 территориальных программ развития малого бизнеса. Во всех 48 муниципальных образованиях края проводятся конференции по проблемам малого предпринимательства, в 19 из них ведется реестр свободных помещений, пригодных для эксплуатации субъектами малого предпринимательства.

В соответствии с Программой на развитие отрасли малого предпринимательства было выделено 155 млн. рублей, в том числе в 2004г. 50 млн. рублей, из краевого бюджета на эти цели в 2003 году направлено 16,5 млн. рублей или в 6 раз больше, чем в 2000 году. Администрацией края проводится системная работа в области имущественной поддержки и налогообложения субъектов малого предпринимательства, укрепления системы подготовки кадров, развития инновационного и венчурного инвестирования через реализацию программы «СТАРТ», задействованы институты международного сотрудничества, финансовой и технической помощи субъектам малого предпринимательства.

В каждом втором муниципальном образовании края приняты программы государственной поддержки малого предпринимательства с финансированием из местного бюджета на общую сумму 17 млн. рублей (в 46 раз больше 2000 года).

На субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков израсходовано 2,5 млн. рублей краевых средств.

Большая роль в реализации Концепции отводится 40 центрам содействия малому предпринимательству, организованных при муниципальных образованиях, при торгово-промышленных палатах, кредитным союзам и фондам поддержки развития малого предпринимательства. В Краснодаре открыт инновационный технопарк. В каждом муниципальном образовании ведет работу краевая «служба одного окна», способствующая процессу оперативного внедрения инвестиционных проектов в жизнь.

Вместе с тем, размещение малых предприятий внутри края отличается крайней неравномерностью: более половины субъектов малого предпринимательства сосредоточены в шести городах – Краснодаре (23,6%), Сочи (13,2%), Новороссийске, Анапе, Армавире и Геленджике. Желаемое число субъектов малого предпринимательства для условий сбалансированного рынка должно быть во много раз больше того их количества, которое имеется на сегодняшний день, несмотря на достаточно эффективную политику поддержки малого предпринимательства в крае, общие направления которой изложены в Программе государственной поддержки малого предпринимательства. И даже достижение мультипликативного эффекта, выразившегося в привлечении в малый бизнес почти 4 млрд. рублей инвестиций не означает пределов роста и наличия устойчивой конструкции функционирования субъектов малого предпринимательства в Краснодарском крае.

По мнению экспертов Национального Фонда развития малого и среднего предпринимательства, Национального (экспертного) Совета по развитию малого и среднего предпринимательства резервы роста находятся в плоскости создания естественных условий для бурного развития индивидуальной предпринимательской деятельности, частного предпринимательского дела, фермерства, вовлечения в хозяйственный оборот экономики личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и домашних хозяйств, в целом потенциала всех субъектов малого предпринимательства.

Развитие малого бизнеса - чрезвычайно важный элемент в развитии экономики Краснодарского края и России в целом. Сегодня уже не вызывает сомнения, что малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Развитие малого и среднего бизнеса является ключом к решению важнейших социально-экономических проблем в Краснодарском крае и в России в целом:

· увеличению числа собственников, а значит, формированию среднего класса - главного гаранта политической стабильности в обществе;

· росту доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

· селекции наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

· созданию новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

· подготовке кадров за счет использования работников с ограниченным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

· разработке и внедрению технологических, технических и организационных новшеств. Стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые предприятия чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты;

· косвенной стимуляции эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые крупные предприятия считают недостаточно емкими. Из недр малого бизнеса нередко вырастают не только большие компании, но и наиболее современные наукоемкие производства, лидирующие в своих отраслях;

· ликвидации монополии производителей, создание конкурентной среды;

· мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

· улучшению взаимосвязи между различными секторами экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где он способен коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг и обеспечить достижение целевых показателей экономического роста.

Одной из особенностей малого предпринимательства является распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения, наряду с основным местом работы. Доля работающих по совместительству и по договорам подряда составляет 11% от общей численности занятых в малом бизнесе.

Эффективность развития малого бизнеса измеряется, прежде всего, ростом жизненного уровня населения, занятого предпринимательской деятельностью. Малое предпринимательство обеспечивает не только занятость населения, динамично создавая новые рабочие места, но и смягчает социальную нагрузку на бюджет. На доходы от малого бизнеса живет почти четверть населения страны.

Ход мирового экономического развития выявил два принципиально важных обстоятельства:

· решающим инновационным фактором материального производства становятся научные знания;

· непрерывно растет доля малых форм предприятий в предпринимательском секторе экономики, отражая тенденцию к расширению и децентрализации как наиболее соответствующим потребностям человека в его творческой самореализации, о чем свидетельствует тот факт, что сегодня в мировой экономике в секторе малого бизнеса заняты 60-75% всех работающих, а число малых и средних предприятий превышает 80% общего числа предприятий.

Место и роль малого предпринимательства в цивилизованной рыночной экономике определяют его функции. Сегодня во многих промышленно развитых странах малое предпринимательство обеспечивает следующее:

· производство основной части ВВП (до 70% в среднем по странам ЕС, 61% в Японии, 40% в США);

· создание рабочих мест для большинства трудоспособного населения (72% в среднем по странам ЕС, 78% в Японии, 75,3% в Южной Корее, 54% в США);

· осуществление большей части всех инноваций, содействующих развитию научно-технического прогресса;

· непосредственное воздействие на формирование «среднего класса», являя собой важнейший фактор социальной и политической стабильности общества.

В России использование указанных выше возможностей малого предпринимательства пока еще не является реальным приоритетом государственной региональной политики, которая не делает ставку на наращивание предпринимательского ресурса как одного из средств, определяющих ускорение экономического роста, улучшение социального климата в стране, в реализации основных положений Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

 

 



2020-02-03 238 Обсуждений (0)
Постановка целей региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постановка целей региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)