Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение критериев и параметров пространственного размещения «точек роста» малого предпринимательства.



2020-02-03 227 Обсуждений (0)
Определение критериев и параметров пространственного размещения «точек роста» малого предпринимательства. 0.00 из 5.00 0 оценок




При определении критериев и параметров пространственного размещения «точек роста» малого предпринимательства Краснодарского края необходимо руководствоваться следующим.

Экономическая мощь региона определяется не объемами производств, а мобилизационным ресурсом взаимодействия власти и бизнеса (крупного, среднего и малого бизнеса), уровнем развития частно-государственного партнерства. Собранные вместе предприятия, входящие в сеть кооперации и взаимодействия (пусть и основанного на взаимной конкуренции), образуют производственный кластер. Кластерный тип организации присущ Краснодарскому краю, поскольку в регионе возникает «кластер» — сообщество сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.[7]

И все же нельзя любой территориально-производственный комплекс предприятия и производств объявить кластером. Ценность последнего заключается не столько в комплексности, сколько, во-первых, в наличии внутренней конкурентной среды (кластер не является вертикально-интегрированной компанией), а во-вторых, в существенном присутствии кластера в глобальной экономике, в наличии у него сильных конкурентных позиций на глобальном рынке. Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, но именно они обеспечивают конкурентоспособность региона.

Кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но в большинстве случаев включают компании, производящие продукцию конечного потребления, или компании по оказанию услуг; поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. Кластеры также часто включают фирмы, работающие в низовых отраслях (т.е. с каналами сбыта или с потребителями); производителей побочных продуктов; специализированных провайдеров инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, сбор информации, проведение исследований, и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты, курсы повышения квалификации и т.п.); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные агентства, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, многие кластеры включают торговые ассоциации и другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера.

Высокая конкурентоспособность территории держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне них даже самая развитая экономика может давать посредственные результаты. В современной экономике давно уже конкурируют не отдельные предприятия и отрасли, а кластеры.

Конкурентоспособность региона во многом зависит от конкурентоспособности входящих в кластер предприятий.

Специфика формирования кластеров в Краснодарском крае (туристско-рекреационного и агропромышленного, которые должны обеспечить опережающее развитие территории), такова, что они особенно зависят от естественных природных ресурсов и ресурсов географического положения, эффективное использование которых собственно и обеспечивает развитие.

Туристско-рекреационный кластер размещается в местностях с особо благоприятными для людей природными условиями, например: на морском побережье, в живописных горных районах, у источников целебных вод и грязей.

Точки инициации роста этого кластера - это места, где уже созданы соответствующие объекты и инфраструктура. Это курортные города. Однако необходимым условием инициации и роста кластера является наличие «критической массы» кадров, имеющих соответствующую квалификацию, видение перспектив, желание, стимулы, условия для работы над этой задачей.

Агропромышленный кластер интенсивно развивается на наилучших землях. Однако на первом этапе развития точками роста станут районы, где создана (сохранилась) соответствующая инфраструктура, при удовлетворительном качестве земель.

Транспортный кластер будет тяготеть к сложившимся транспортным путям и инфраструктуре. Его пространственная конфигурация может измениться при вводе в строй новых транспортных объектов.

Важной задачей Администрации края является такое проектирование пространственного размещения всех этих кластеров, которое максимально смягчит и отсрочит конфликты между кластерами за землю, за инвестиции, за право обладания административным и политическим ресурсом.

Группировка субъектов малого предпринимательства и основные условия формирования кластеров малого предпринимательства: агропромышленного кластера, туристско-рекреационного кластера, национального образовательного кластера на основе опыта их развития на Кубани.

Ускоренное развитие точек роста экономики Краснодарского края и реализация региональной политики развития малого предпринимательства на Кубани, может быть обеспечено дифференцированным применением мер управляющего воздействия к различным субъектам малого предпринимательства, для чего необходима их классификация и группировка.

Первый класс субъектов малого предпринимательства в каждом из кластеров, составят те из них, которые осуществляют непосредственное производство и реализацию продуктов кластеров, продажа которых обеспечивает поступления в экономический регион ресурсов извне. В туристско-рекреационном кластере – это те, кто непосредственно обслуживает туристов и продает туристические услуги.

Второй класс составляют субъекты малого предпринимательства, непосредственно обслуживающие субъектов первой класса, например: стирающие бельё, ремонтирующие автомобили и обслуживающие гостиничное хозяйство, осуществляющие снабжение.

Третий класс – субъекты малого предпринимательства, непосредственно создающие инфраструктуру туризма, строящие дороги, гостиницы, производящие спорт – инвентарь, пищевые продукты, потребляемые на месте.

Четвертый класс составят инновационные предприятия, обеспечивающие кластер инновациями и ответственными за качественное развитие кластера. По мере роста и развития кластера, инновации станут его самостоятельным продуктом, продажа которого будет более эффективна, чем реализация туристических услуг. В этом случае субъекты, производящие инновации перейдут в первый класс предприятий. Но необходимым условием для становления этого процесса является развитие кластера как поля коммерциализации инноваций. В этот же класс предприятий войдут и те, кто будет заниматься профессиональной подготовкой (переподготовкой) кадров.

Пятый класс - субъекты малого предпринимательства, составляющие кластер деловых услуг (привлечение в кластер инвестиционных ресурсов извне), осуществляющие управление кластером.

Шестой класс субъектов малого предпринимательства составляют предприятия, не входящие в кластер, но обеспечивающие жизнь людей в сетевом регионе. Учитывая, что люди, обладающие высоким интеллектуальным и трудовым потенциалом, составляют основной ресурс кластеров, значение этого класса трудно переоценить.

Соответственно, малые предприятия всех классов, за исключением предприятий шестого класса, группируются по соответствующим кластерам. Если предприятия первого и второго класса однозначно распределятся по кластерам, то предприятия третьего, четвертого и пятого кластеров будет тяготеть к кластерам, куда войдут предприятия той группы, которую они обеспечивают.

Очень важно обеспечить пропорциональность роста предприятий различных классов в рамках кластера.

Основоположник теории кластерного развития М. Портер, который изучил данную проблему посредством исследования конкурентных позиций более 100 отраслей различных стран, обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно сконцентрированы в одном регионе. Это связано с волновой природой инноваций, распространяемых вокруг себя наиболее конкурентоспособных компаний и затрагивающих поставщиков, потребителей и конкурентов данных компаний.

По мнению крупных экспертов[8], в геоэкономическом отношении Россия вряд ли может считаться великой державой. В настоящее время она обладает всего полутора регионами – Москвой и 0,5 региона в виде вместе взятых: Санкт-Петербурга – «окна в Европу», Кубани – «инвестиционного окна в Россию», с комплексом краснодарских портов и еще Владивостока – «окна в АТР». Для такой большой страны, как Российская Федерация, это явно недостаточно, чтобы, с одной стороны, вывести другие российские регионы на глобальный рынок в качестве значимых узлов в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов, а с другой стороны, закрепить за страной значимое место в этой системе. Успешность развития России напрямую зависит от успешности ее регионального развития, вовлечения потенциала малого предпринимательства в хозяйственный оборот, от чего происходит повышение территориальной капитализации России.

В современных условиях целью развития малого предпринимательства в таком динамично развивающемся регионе, как Краснодарский край, становится рост стоимости активов, находящихся на территории. Край должен стремиться не только к тому, чтобы больше производить «тонно-километры» продукции, а в большей мере к тому, чтобы концентрировать у себя права на нее, финансовые ресурсы, работников, обладающих ключевыми квалификациями. Другими словами, региональная государственная политика социально-экономического развития Кубани должна быть направлена на повышение ее совокупной территориальной капитализации.

 

 



2020-02-03 227 Обсуждений (0)
Определение критериев и параметров пространственного размещения «точек роста» малого предпринимательства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение критериев и параметров пространственного размещения «точек роста» малого предпринимательства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)