Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обзор цен на российском рынке нефтепродуктов



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Обзор цен на российском рынке нефтепродуктов 0.00 из 5.00 0 оценок




РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА.

Общий обзор и прогноз динамики мирового рынка нефти и нефтепродуктов.

Мировой рынок нефти и нефтепродуктов в его сегодняшнем виде начал формироваться с начала XX века в связи с развитием энергоемких производств и автомобильного транспорта. В XIX веке нефть в основном добывали для переработки в осветительный керосин. На сегодняшний день общий объем мирового рынка нефти и нефтепродуктов составляет порядка 3700-3850 млн. тн. в год. Данные по структуре добычи, потребления, экспорта и импорта нефтепродуктов в отдельных странах и регионах мира приведены в таблице 1.

Таблица 1

Объемы потребления, производства и межрегионального нетто экспорта/импорта нефти млн. тн (экспорт(-) импорт (+))

Регионы и страны

1998

1999

2000

потр. добыча. эксп/ имп потр. добыча. эксп/ имп потр. добыча. эксп/ имп
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В мире всего, 3705 3701   3760 3639   3850 3745  
в том числе:                  
Северная Америка 1160 725 435 1184 694 490 1206 699 507
Западная Европа 765 335 430 760 336 424 770 351 419
АТР 420 35 385 431 32 399 441 40 401
СНГ, 215 365 -150 197 372 -175 200 377 -177
в том числе Россия 123 303 -180 124 305 -181 127 308 -181
КНР 210 160 50 217 160 57 227 159 68
Остальные страны Азии 340 105 235 353 114 239 370 113 257
Латинская Америка 230 185 45 243 193 50 250 196 54
Другие страны 325 310   334 320 320 343 325  
 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Изменение коммерческих запасов

60

-68

-52

Страны ОПЕК (добыча)                  
сырая нефть   1395     1330     1395  
сжиж. Нефтяные газы   76     76     78  

 

Из рассмотрения данной таблицы можно сделать следующие основные выводы:

1. Потребление нефти в мире продолжает неуклонно расти.

2. Основными экспортерами нефти и нефтепродуктов на мировой рынок являются страны ОПЕК и Россия.

3. Львиная доля мирового потребления сосредоточена в странах Северной Америки и Западной Европы (см. рис 1).

Рис. 1 Структура мирового потребления сырой нефти в 2000 г.

4. Структура производства нефти по регионам мира резко отличатся от структуры ее потребления (см. рис. 2)

Рис. 2 Структура мирового производства сырой нефти.

 

Нефть является важнейшим стратегическим товаром. Поэтому конъюнктура мирового рынка нефти в значительной степени подвержена влиянию не только чисто экономических, но в значительной мере и политических факторов. Так, например крупнейшими странами производителями нефти в 1960 г. создана Организация стран экспортеров нефти (Organization of Petroleum Exporting Countries (OPEC)). Пятью государствами (Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия). Позже в ОПЕК вступили Алжир, Индонезия, Катар, Ливия, Нигерия и Объединенные арабские Эмираты. Члены ОПЕК способны производить по 1300-1400 млн. тонн нефти в год, или около 40% мировой нефтедобычи. На ОПЕК приходится 77% разведанных запасов и 60% экспортных поставок нефти в мире. ОПЕК пытается регулировать нефтяной рынок путем установления для стран-членов квот по добыче нефти. Однако такое регулирование не всегда является успешным. По правде сказать, страны члены ОПЕК не всегда и стремятся регулировать рынок. Топливный, а затем и общеэкономический мировой кризис середины 70-х годов был напрямую вызван значительным повышением странами ОПЕК цен на нефть в своих интересах. В дальнейшем цены на нефть переживали взлеты и падения, вызываемые различными факторами как экономического, так и политического характера. Например, война в Ираке вызвала краткосрочный взлет цен на нефть. В 1998 г. переоценка странами ОПЕК значимости для конъюнктуры рынка нефти роста экономики стран АТР и произошедший Азиатский финансовый кризис вызвали падение цен на нефть до 10 долл/барелль. Однако затем в 1999-2000 г. произошло увеличение и некоторая стабилизация цен на нефть. Подъем конъюнктуры стимулировался общим нарастанием дефицита углеводородного сырья, ростом потребления нефтепродуктов на транспорте, в химической промышленности и энергетике, необычайно суровой зимой в некоторых районах Северной Америки, снижением запасов товарных нефтепродуктов, сокращением мощностей в нефтепереработке.

В настоящее время среди экспертов преобладает мнение, что в 2001-2003 году мировые цены нефти будут находиться в пределах 15-20 долл./барр. (110-140 долл./т). Средние экспортные цены нефтепродуктов в период 2001 – 2003 г.г. в целом будут тесно связаны с динамикой цен сырой нефти. В мировом спросе и российском экспорте будет возрастать доля более дорогих светлых нефтепродуктов, а также котельного топлива с повышенными качественными характеристиками. Таким образом, видно, что в средне- и дальнесрочной перспективе предприятия, торгующие нефтепродуктами на региональном уровне также должны ориентироваться на уменьшение доли низкооктанового топлива и увеличение потребления более качественных марок. В соответствии с этим необходимо формировать и свою ассортиментную политику.

Обзор цен на российском рынке нефтепродуктов

По информации газеты «Известия» от 09.02.01 доли основных производителей бензина и дизельного топлива в РФ распределились следующим образом (таблица 2):

Таблица 2

Основные производители нефтепродуктов в РФ в 2000 г.

Наименование компании Автомобильный бензин (%) Дизельное топливо (%)
НК ЮКОС 20,3 21,7
Башкирская НК 17,6 14,0
НК ЛУКОЙЛ 14,8 17,6
Сибнефть 10,6 9,0
ТНК 10,4 8,4
ЦТК 7 2,7
Славнефть 5,9 4,2
Сургутнефтегаз 2,4 6,1

 

Из таблицы видно, что данный рынок на сегодняшний день по числу операторов является рынком монополистической конкуренции. Однако тот факт что 5 компаний производят 73,7% бензинов и 70,7% дизельного топлива дает повод рассматривать отрасль и как олигополистическую. Это обусловлено высокими входными барьерами в отрасль. Для организации бизнеса в области нефтедобычи и нефтепереработки требуются очень большие капитальные вложения. Для оптовой продажи нефтепродуктов эти затраты уже гораздо ниже. Для розничной же торговли с АЗС они минимальны и вполне сопоставимы с открытием частного магазина розничной торговли, какими либо видами товаров. Таким образом, и количество рыночных контрагентов при продвижении по этой иерархической лестнице будет увеличиваться (что впрочем, справедливо для любой отрасли экономики). Однако в нефтяной отрасли дело обстоит не совсем так. Главным направлением начавшейся после распада СССР в 1991 г. реформы нефтяного комплекса стало создание вертикально-интегрированных нефтяных компаний, работающих по принципу "от скважины - до бензоколонки". НК ЮКОС и «Лукойл» являются типичными представителями таких вертикально интегрированных структур. Соответственно, владея огромными сетями АЗС – порядка нескольких тысяч, они имеют значительную рыночную власть и могут оказывать большое влияние на формирование рынка розничных продаж ГСМ. Здесь следует указать, что зарубежные нефтяные компании в свое время (около 30-40) лет назад также прошли в своем становлении этот этап и сейчас большей частью представляют собой именно такие структуры.

За период 1999 –2000 г.г. рынок нефтепродуктов РФ пережил значительное повышение цен на бензин. Это было вызвано общемировыми тенденциями роста цен на нефть. Более высокий уровень коммерческой прибыльности экспортных операций с нефтепродуктами относительно их реализации на внутреннем рынке (с учетом несвоевременных расчетов за поставленную продукцию и неплатежей) всячески подталкивали нефтяные компании к наращиванию экспортных поставок нефтепродуктов. Уже к началу лета 2000 г. удельный вес экспорта автомобильного бензина к общему объему производства скачкообразно вырос с 14% до более 41%, дизельного топлива - с 52% до 61%, а мазута - с 45% до 81%.

За тот же 2000 г. оценкам специалистов Российского топливного союза дефицит по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок России составил порядка 1 млн. тонн

К декабрю 2000 г. средние по России розничные цены на бензин наконец-то стали чуть-чуть снижаться. Согласно данным Госкомстата, в конце 2000 г. средняя розничная отпускная цена бензина марки Аи-76 составила 7,40 рубля за литр, а марки Аи-92 — 8,67 рубля за литр. Запасы топлива на АЗС возросли в среднем по регионам до десяти дней торговли против шести дней в разгар бензинового кризиса в августе.

За 5 месяцев бензинового кризиса в 2000 г. бензин подорожал в среднем на треть. В 1999 году скачок цен был куда более мощным — топливо подорожало в 2,4 раза. Однако сырая нефть в 1999 г. подорожала еще больше в 4,9 раза. В начале 2000 г. цена на бензин несколько стабилизировалась. Это, во-первых, обусловлено тем, что на зиму и раннюю весну приходится минимум календарного спроса на горючее со стороны сельского хозяйства и дачников. Кстати, бензиновый кризис 1999г. также завершился в ноябре. Во-вторых, полуторагодичная тенденция устойчивого роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, похоже, исчерпана. Наконец, долларовая цена бензина на внутреннем рынке уже практически сравнялась с мировыми ценами на него.

 



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Обзор цен на российском рынке нефтепродуктов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обзор цен на российском рынке нефтепродуктов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)