Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2020-02-03 185 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Нижний Новгород 2007


Содержание

Введение.. 3

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 4

2. Структура ФИЛИАЛА и система его управления.. 7

3. Структура подготовки специалистов.. 13

4. Содержание подготовки специалистов.. 19

5. Организация учебного процесса.. 25

6. Качество итоговой аттестации выпускников.. 33

7. Востребованность выпускников.. 38

9. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ.. 49

СПЕЦИАЛИСТОВ.. 49

10. Качество учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения.. 55

11. Качество научно-исследовательской и научно-методической деятельности.. 61

12. КАЧЕСТВО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ФИЛИАЛА.. 70

13. Организация воспитательной работы... 76

14. Устранение замечаний и реализация рекомендаций, указанных в ходе предыдущей внешней Экспертизы... 87

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.. 100

Приложение.. 103

 


Введение

 

В соответствии с порядком комплексной оценки деятельности филиала, графиком работы экспертных комиссии по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений на первое полугодие 2008 года, утвержденным Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в Нижегородском филиале МГЭИ проведена процедура самообследования.

Основными результатами работы Нижегородского филиала Московского гуманитарно-экономического института за отчетный период 2003-2008 гг. являются:

1. Создание элементов системы менеджмента качества образовательной деятельности НФ МГЭИ, ориентированной на применение современных информационно-коммуникационных технологий, позволившей задействовать резервы повышения качества учебного процесса.

2. Формирование стабильного, высокопрофессионального педагогического коллектива филиала.

2. Внедрение блочно-модульного графика освоения ООП ВПО с элементами административного и педагогического контроля качества подготовки выпускников, с активным внедрением электронных, модульных, тестовых технологий обучений, учебных, деловых, ролевых игр и системы рейтинговой оценки учебной деятельности обучаемых.

3. Совершенствование информационной базы филиала, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и доступ студентов к различным сетевым источникам информации. Активизация потенциала профессорско-преподавательского состава филиала по обеспечению образовательного процесса современными учебно-методическими материалами.

4. Наращивание научной составляющей в образовательной парадигме Нижегородского филиала МГЭИ в рамках научно-исследовательской работы «Совершенствование образовательной деятельности филиала в едином информационном пространстве».

5. Создание системы воспитательной работы филиала, как комплексной деятельности сотрудников филиала, руководителей взаимодействующих предприятий и организаций, местных органов власти по формированию личности выпускника НФ МГЭИ - гармонично развитого гражданина демократического общества, патриота своей Родины.

6. Занятие устойчивой ниши на рынке образовательных услуг г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Настоящий отчет составлен на основании материалов, представленных комиссией по самообследованию, а также анализа динамики развития филиала в период с 2003 по 2008 годы.

Объекты самообследования: основные образовательные программы высшего профессионального образования, реализуемые Нижегородским филиалом Московского гуманитарно-экономического института, а также показатели деятельности филиала.

Содержание самообследованияоценка образовательного процесса филиала, соответствие содержания, уровня и качества подготовки специалистов требованиям ГОС.

Отчет о результатах самообследования утвержден Советом Нижегородского филиала МГЭИ 14 января 2008 г. (протокол № 5).


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Нижегородский филиал МГЭИ (далее НФ МГЭИ) является территориально-обособленным структурным подразделением Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Московский гуманитарно-экономический институт».

Нижегородский филиал МГЭИ создан на основании решения Собрания Учредителей (Протокол от 04 ноября 1996 года № 34), внесен в городской реестр филиалов и представительств на основании решения Нижегородской регистрационной палаты Комитета по управлению городским имуществом Администрации города Нижнего Новгорода от 13 июня 1997 года №1474. 

Юридический адрес филиала: 603011, г. Нижний Новгород, ул. Рубо, дом 5. Фактический адрес филиала соответствует юридическому: 603011, г. Нижний Новгород, ул. Рубо, дом 5; тел. (831) 245-15-31, 245-70-70, 245-29-55, 245-21-16, факс 245-01-44.

Деятельность Нижегородского филиала Московского гуманитарно-экономического института осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов и организационно-распорядительной документации:

Лицензия на право осуществления образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования регистрационный № 1069, Серия А № 001083, выданная 15 июля 2003 года Министерством образования Российской Федерации.

Согласно приложению № 1 к лицензии НФ МГЭИ имеет право ведения образовательной деятельности  по следующему перечню профессиональных образовательных программ (третий уровень высшего профессионального образования: специалист): 030201.65 Политология; 040201.65 Социология; 030301.65 Психология; 030501.65 Юриспруденция; 080105.65 Финансы и кредит; 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080507.65 Менеджмент организации; 100103.65 Социально-культурный сервис и туризм; 030602.65 Связи с общественностью.

Предельный контингент для НФ МГЭИ, приведенный к очной форме обучения, составляет 338 человек (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 08 сентября 2005 года № 1869)

Перечень аккредитованных образовательных программ Нижегородского филиала МГЭИ согласно приложению № 5 к Свидетельству о государственной аккредитации АНО ВПО Московский гуманитарно-экономический институт (серия АА № 000711, регистрационный №0689, выданному 14.05.2007 Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки): 030301.65 Психология; 030501.65 Юриспруденция; 080105.65 Финансы и кредит; 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080507.65 Менеджмент организации.

Государственный образовательный стандарт ВПО введен в действие в 2000 году.

Базовые учебные планы по подготовке специалиста разработанны  УМО.

Рабочие учебные планы подготовки специалиста по пяти ООП ВПО, реализуемым в настоящее время в НФ МГЭИ: 030301.65 Психология; 030501.65 Юриспруденция; 080105.65 Финансы и кредит; 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080507.65 Менеджмент организации.

Устав Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Московский гуманитарно-экономический институт, утвержден решением учредителя от 19 апреля 2004 года № 93, зарегистрирован Управлением федеральной регистрационной службы по Москве от 2 ноября 2006 года за № 771405330. В уставе содержатся сведения о филиале, включающие полное наименование, номер и дату приказа создания филиала и его фактический адрес.

Положение о Нижегородском филиале Московского гуманитарно-экономического института одобрено Ученым советом МГЭИ, протокол от 25 июня 2007 года № 5.

Структура филиала соответствует структуре, указанной в Положении о филиале и позволяет эффективно обеспечить организацию и ведение образовательной деятельности.

Положения об основных направлениях образовательной деятельности (учебной, научной, методической, воспитательной), разработаны головным вузом.

Положения о структурных подразделениях разработаны в филиале и утверждены решением Совета филиала. Должностные инструкции различных категорий сотрудников разработаны в филиале.

Нормативные акты головного вуза и филиала доступны через локальную сеть филиала для всех сотрудников и студентов филиала.

Филиал имеет круглую печать, штампы, бланки и другие фирменные атрибуты в соответствии с действующим законодательством России.

Динамика развития филиала в вопросах совершенствования организационно-правового обеспечения образовательной деятельности в период с 2003 по 2007 год заключалась:

1. В создании и распространении в локальной сети филиала постоянно сопровождаемой, доступной для сотрудников и обучаемых информационной базы нормативно - правовых документов по высшей школе, вузу, филиалу с целью наращивания правовой составляющей образовательной деятельности НФ МГЭИ.

2. В переработке и внесении изменений в документы, определяющие деятельность подразделений, профессорско-преподавательского состава и сотрудников с целью совершенствования системы менеджмента качества образовательной деятельности Нижегородского филиала МГЭИ.

 

ВЫВОДЫ КОМИССИИ:

1. Перечень нормативной и организационно-распорядительной документации для реализации права осуществления образовательной деятельности в сфере ВПО на момент самообследования соответствует составу, определенному Законом РФ «Об образовании», Федеральному закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Гражданскому и Трудовому кодексам РФ, Типовому положению об образовательном учреждении ВПО (вузе) Российской Федерации, а содержание не противоречит действующему законодательству.

2. Применение выше перечисленных нормативных документов соответствует требованиям Министерства образования и науки РФ, они доступны для всех сотрудников, профессорско-преподавательского состава и студентов филиала.

Организационно-правовое обеспечение деятельности Нижегородского филиала МГЭИ представлено в таблице 1 приложения.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Внести изменения в организационно-распорядительные документы, изданные до 2006 года,  в соответствии с новыми редакциями законов «Об образовании», «О вузовском и послевузовском профессиональном образовании» Трудового, Налогового кодексов РФ, Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, рекомендаций Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора.


2. Структура ФИЛИАЛА и система его управления

 

Структура Нижегородского филиала МГЭИ представлена на рисунке 2.1.

 


Рис. 2.1. Структура Нижегородского филиала МГЭИ

Основными структурными подразделениями, обеспечивающими организацию и ведение образовательной деятельности в Нижегородском филиале МГЭИ, являются: управление, учебно-методический отдел, три факультета и одиннадцать кафедр, из которых 8 - выпускающие.

Стратегию и тактику, цели и задачи развития филиала в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральных органов управления образованием определяет учредитель.

Общее управление филиалом в рамках Устава осуществляется Советом филиала и администрацией филиала во главе с директором.

В состав Совета входят директор, который является председателем Совета, заместители директора по учебной, научной и воспитательной работе, деканы факультетов, заведующие кафедрами, учебным отделом, должностные лица, назначенные ректором МГЭИ, студенты. В составе Совета филиала 21 человек, из которых 16 (76,2%) - лица с учеными степенями и званиями, в т.ч. 5 докторов наук, профессоров. 

Годовые планы работы, протоколы заседаний Совета в наличии. Круг вопросов, выносимых на заседания Совета филиала, охватывает весь спектр основных направлений деятельности вуза. Контроль и анализ выполнения принятых решений ведется.

Для всестороннего и оперативного рассмотрения проблем, совершенствования содержания, форм и методов образовательного процесса, его дидактического и методического обеспечения в филиале созданы Советы факультетов. В рамках студенческого самоуправления в филиале действует Студенческий совет НФ МГЭИ. В каждой учебной группе создан Совет учебной группы.

Непосредственное руководство учебным процессом осуществляет заместитель директора по учебной работе, руководство научно-исследовательской и научно-методической работой - заместитель директора по научной работе, руководство воспитательной работой – заместитель директора по воспитательной работе и связям с общественностью, руководство деятельностью факультетов – деканы факультетов, деятельностью кафедр – заведующие кафедрами. Директор филиала, его заместители, деканы факультетов и заведующие кафедрами имеют ученые степени и звания. 

Система управления филиалом построена по централизованному принципу, основанному на лидирующей роли соответствующего руководителя и четком разделении должностных полномочий. В филиале разработаны должностные инструкции для всех сотрудников филиала. Должностные инструкции директора филиала и заместителя директора филиала по учебной работе утверждены ректором МГЭИ. Должностные инструкции сотрудников филиала утверждены директором филиала.

Управление в НФ МГЭИ осуществляется на основе получения всеми руководителями точной и своевременной информации о соответствующем объекте управления, в том числе и с использованием современных информационных технологий, основанных на алгоритмах и программах, разработанных в филиале. Источники получения управляющей информации приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

№ п/п Категории объекта управления Источник информации Периодичность
1. Все категории должностных лиц филиала   Аттестация филиала 1 раз в 5 лет
2. Все категории должностных лиц филиала Проверка филиала комиссией Департамента образования и науки Нижегородской области, созданной приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 1 раз в 5 лет
3. Все категории должностных лиц филиала Проверка филиала в рамках проведения Государственной аттестации выпускников 2 раза в год
4. Все категории должностных лиц филиала Проверка филиала комиссией, назначенной головным вузом 1 раз в год
5. Все категории должностных лиц факультета Проверка факультетов комиссией филиала 1 раз в 5 лет
6. Все категории должностных лиц кафедры Проверка кафедр комиссией факультета 1 раз в 5 лет
7. Преподаватели Контроль занятий 1 раз в семестр
8. Студенты Текущий контроль знаний студентов Не менее 1 раза в месяц по каждому предмету
9. Студенты Промежуточная аттестация студентов Не менее 1 раза в семестр
10. Студенты Промежуточный контроль знаний студентов 1 раз в семестр
11. Преподаватели Анкетирование студентов 1 раз в семестр
12. Все категории должностных лиц филиала Анкетирование сотрудников и преподавателей филиала 1 раз в семестр
13. Все категории должностных лиц филиала Текущая информация от всех категорий должностных лиц филиала Ежедневно
14. Студенты 1-го курса Информация с приемной комиссии 1 раз в год
15. Студенты Информация с деканатов Ежедневно

 

Перечисленная информация в электронном виде доступна всем должностным лицам через локальную сеть филиала. При сборе информации, в частности, применяются следующие методы, разработанные в филиале:

1. На основе анкетирования студентов разработана компьютерная рейтинговая система «Преподаватель глазами студентов», результаты которой используются при подведении итогов, принятии решения о представлении преподавателей на конкурс МГЭИ «Преподаватель года», при представлении преподавателей на материальное и моральное поощрение по результатам учебного года (семестра).

2. Информация с приемной комиссии и деканатов поступает в компьютерную сеть от программных модулей «Абитуриент» и «Деканат», реализованных в среде 1С-Предприятие.

3. Информация о текущей успеваемости и промежуточной аттестации поступает в компьютерную сеть от разработанного в филиале программного модуля «Рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов».

Система управления филиалом направлена на обеспечение высокого качества образования, соответствующего современным стандартам.

Каждый учебный год является очередной ступенью развития системы менеджмента качества образовательной деятельности в филиале, а постановка и реализация конкретных задач – тактической целью.

Стратегические задачи и направления развития в этой области сформулированы в «Программе Нижегородского филиала МГЭИ по реализации Концепции развития Московского гуманитарно-экономического института на 2004-2010 г.г.» Программа представляет собой систему согласованных взглядов по основным направлениям деятельности головного вуза и его филиалов: организационной деятельности; учебной работе; методической работе; научной работе; воспитательной работе. Выполнение Программы, по мнению руководства филиала, должно привести к существенному повышению уровня подготовки специалистов на основе качественной реализации основных образовательных программ, применения прогрессивных технологий обучения и воспитания, всестороннего развития личности сотрудников, преподавателей и студентов. К Программе прилагаются рекомендации по ее выполнению и комплексный план.

Определение лиц, ответственных за ключевые процессы управления осуществляется на основании должностных инструкций, в которые в 2006 году внесены обязанности по реализации элементов системы менеджмента качества образования в филиале, проведено строгое разграничение обязанностей и полномочий сотрудников, определены права и ответственность каждого.

Оценка влияния ключевых процессов на качество подготовки выпускников анализируется с использованием внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов, разработанной в филиале.

Помимо традиционной, вузовской системы управления качеством обучения студентов, в НФ МГЭИ, в процессе научных исследований в рамках НИР «Совершенствование образовательной деятельности филиала в едином информационном пространстве» были разработаны методика и алгоритм управления качеством обучения студентов.

В основе алгоритма лежит цифровая обработка базы данных, в частности, рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов. Результаты цифровой обработки позволяют использовать методику и алгоритм управления качеством обучения, основанный на обобщении опыта ведущих преподавателей и руководителей в области образования, для формирования рекомендаций администрации вуза (факультета или кафедры) по выработке и своевременному применению управляющих воздействий на объекты и субъекты образовательной системы. Алгоритм обеспечивает автоматический анализ текущего состояния образовательного процесса на основании ряда формализованных данных и вырабатывает рекомендации, структурно включающие в себя: констатацию проблемы (если она имеется), чем она вызвана, варианты решения проблемы. Методика позволяет реализовать те же самые функции в неавтоматизированном режиме.

В целях дальнейшего внедрения системы менеджмента качества в свою деятельность филиал принял участие в конкурсе Министерства образования и науки РФ 2007 года «Системы обеспечения качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования».  

Филиал имеет вебсайт http :// www . nfmgei . ru и адрес электронной почты nfmgei @ nfmgei . ru . Каждое должностное лицо и основные структурные подразделения имеют свои адреса электронной почты: [email protected] - директор филиала; [email protected] - заместитель директора по учебной работе; [email protected] - приемная комиссия; [email protected] - библиотека и др.

Делопроизводство в филиале организовано в соответствии с примерной инструкцией по делопроизводству в высшем учебном заведении, утвержденной Министерством образования РФ от 24.07.2000 г. №2286 и Положением по делопроизводству в МГЭИ, утвержденном ректором МГЭИ 15.03 2007 г. Контроль за исполнением поручением ректора, директора филиала организован.

В филиале имеются годовые и перспективные планы работы по основным направлениям деятельности.

Хранение, выдача дипломов и приложений к ним, академических справок соответствует требованиям приказа Минобрнауки России от 25.03.2003 № 1155.

Количество аккредитованных образовательных программ и количество образовательных программ, по которым выданы выпускникам документы государственного образца соответствует.

Динамика развития филиала в совершенствовании структуры филиала и системы его управления, по сравнению с предыдущим аттестационным периодом, заключалась:

1. В оптимизации структуры филиала и совершенствовании внутренних нормативных актов, определяющих деятельность подразделений и сотрудников, с целью решения задач менеджмента качества образовательной деятельности НФ МГЭИ.

2. В дальнейшем наращивании правовой составляющей деятельности всех звеньев управления филиала, сотрудников, преподавателей и студентов филиала за счет электронных резервов внутренней сети и СМИ НФ МГЭИ.

Показатели, характеризующие структуру филиала и систему его управления, приведены в таблице 2 приложения.

 

ВЫВОДЫ Комиссии:

1. Структура филиала, система его управления и взаимодействия подразделений (факультетов, кафедр, управления и отделов филиала) содержат элементы системы менеджмента качества и позволяют успешно решать поставленные перед НФ МГЭИ задачи, определять основные направления его  развития и отвечает установленным требованиям.

2. В системе управления филиалом широко используется вычислительная техника. Все основные подразделения обеспечены в необходимом количестве персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть, позволяющую накапливать и оперативно доводить до исполнителей управленческую информацию.

3. Функциональные обязанности должностных лиц и номенклатура дел филиала соответствуют основным направлениям его деятельности. Все документы в филиале и его подразделениях соответствуют требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством РФ и локальными нормативными актами.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Завершить разработку Программы развития Нижегородского филиала МГЭИ на 2008-2013 гг.

2. Проработать предложения руководству МГЭИ по введению структурных подразделений филиала, обеспечивающих непосредственную организацию и проведение мероприятий научно-методической и  воспитательной работы.

3. На основе имеющегося опыта скорректировать систему  менеджмента качества, изменить функциональные обязанности заместителя директора по научной работе, дополнив их составляющей по управлению качеством образовательной деятельности.




2020-02-03 185 Обсуждений (0)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)