Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов



2020-02-03 263 Обсуждений (0)
Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок




В филиале разработана и внедрена система контроля качества подготовки дипломированных специалистов .

При этом контроль качества подготовки специалистов  рассматривается, как совокупность целенаправленных и скоординированных действий Совета филиала, руководства филиала и его должностных лиц по проведению филиалом, факультетами и кафедрами контрольных мероприятий, целью которых является установление соответствия качества организации образовательного процесса по подготовке специалистов, требованиям Государственного образовательного стандарта.

 Контроль качества подготовки специалистов охватывает всю образовательную систему филиала и позволяет планомерно осуществлять организационные мероприятия по всестороннему анализу и объективной оценке деятельности филиала, его структурных подразделений, сформировать единую централизованную базу данных для системы менеджмента качества филиала и управления процессами образовательной деятельности с целью повышения эффективности и качества подготовки выпускников.

Организация этой работы ведется в соответствии с Положением о внутривузовском контроле качества образовательного процесса в Московском гуманитарно-экономическом институте и его филиалах, утвержденным ректором МГЭИ от 28 октября 2002 года.

Главной целью контроля является постоянное поддержание учебной, методической, научной и воспитательной работы в структурных подразделениях филиала на уровне современных требований, совершенствование образовательного процесса, поиск резервов, позволяющих повысить качество подготовки выпускников.

Основными составляющими системы контроля качества подготовки специалистов, созданной в филиале, являются административный контроль деятельности всех структурных подразделений и должностных лиц филиала и  педагогический контроль качества подготовки выпускников.

Административный контроль деятельности всех структурных подразделений и должностных лиц филиала осуществляется в виде плановых или оперативных проверок и включает в себя:

· частные или комплексные проверки факультетов (общефилиальских кафедр);

· частные или комплексные проверки кафедр, входящих в состав факультетов и других подразделений филиала;

· кафедральный контроль качества подготовки и проведения всех видов учебных занятий преподавателями;

· индивидуальный экспертный контроль качества подготовки и проведения всех видов учебных занятий преподавателями.

Педагогический контроль качества подготовки выпускников включает в себя:

· систему требований при приеме для каждой специальности и контроля соответствия абитуриентов этим требованиям;

· систему текущего и промежуточного контроля знаний;

· систему оценки качества подготовки выпускников по результатам итоговой аттеста­ции (государственных экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ).

Плановые (частные или комплексные) проверки структурных подразделений и должностных лиц филиала проводятся в соответствии с утвержденным планом основных мероприятий на учебный год, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Оперативные (частные или комплексные) проверки осуществляется по устному распоряжению директора филиала в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях структурными подразделениями филиала содержания и методики образовательного процесса, приводящих к снижению качества подготовки специалистов.

Для проверки структурного подразделения филиала, приказом директора филиала назначается комиссия, составляется программа и расписание проверки. По итогам работы комиссии составляется приказ директора филиала о результатах проверки и план устранения выявленных недостатков. Полнота и качество устранения недостатков проверяемым структурным подразделением оценивается, как правило, в ходе частной проверки тем же составом комиссии.

Кафедральный и индивидуальный экспертный контроль качества подготовки и проведения учебных занятий предназначен для оценки содержания, организации, научного и  методического уровня проведения занятий, определения степени достижения учебных и воспитательных целей, а также индивидуальной подготовленности преподавателя.

Кафедральный контроль является, как правило, плановым и проводится в соответствии с годовыми и ежемесячными планами работы кафедр.

Индивидуальный экспертный контроль может быть как плановым, так и внезапным. Он осуществляется директором филиала, его заместителями, деканами факультетов, заместителями деканов, заведующими кафедрами,  профессорами и доцентами кафедр по плану, составленному учебным отделом или по указанию соответствующих должностных лиц.

Организация кафедрального и экспертного контроля обеспечивает проверку учебных занятий, проводимых доцентами, ассистентами, преподавателями – не реже одного раза в семестр, а учебных занятий, проводимых заместителями директора, деканами факультетов, заместителями деканов факультетов, заведующими кафедрами и профессорами – не реже одного раза за учебный год.

Задача эксперта при контроле занятия заключается в определении, насколько занятие отвечает критериям, изложенным в листе контроля занятия. Оценка каждого критерия проводится по 10-ти бальной системе. Все критерии разбиты на четыре группы: по содержанию; по методике изложения; по мастерству речи и личностные качества преподавателя.

На основании выставленных экспертом оценок рассчитывается рейтинг контролируемого занятия. Рассчитанное значение рейтинга выставляется в лист контроля занятия. Хранение полученных результатов осуществляется на электронном или бумажном носителях.

После занятия эксперт выясняет у преподавателя неясные вопросы, акцентирует его внимание на критериях, имеющих наиболее низкие оценки, и дает ему практические советы, направленные на повышение качества проведения занятия и возможные пути повышения оценок отдельных критериев. Все рекомендации и замечания заносятся в лист контроля и доводятся до преподавателя под роспись.

Используемая рейтинговая система контроля качества позволяет получить сравнительную информацию о качестве проведения занятий всеми преподавателями филиала. Окончательно эта информация формируется в виде гистограмм и систематически используется руководством филиала, деканатами и кафедрами при анализе качества проводимых учебных занятий, подборе и расстановке профессорско-преподавательского состава и подведении итогов учебно-методической работы за семестр и учебный год.

Одной из форм административного контроля качества подготовки и проведения всех видов учебных занятий, широко используемой в филиале, является анкетирование студентов. Анкетирование студентов проводится в конце семестра и позволяет определить рейтинг преподавателей, проводивших занятия в этом семестре. Методика определения рейтинга преподавателей «глазами студентов» аналогична методике экспертного контроля качества проведения учебных занятий при меньшем количестве критериев.

В конце каждого семестра результаты индивидуального экспертного контроля качества подготовки и проведения учебных занятий и анкетирования студентов обсуждаются на заседании Совета филиала. В ходе обсуждения сравниваются рейтинги экспертного контроля и анкетирования студентов и определяются лучшие преподаватели. Передовой опыт лучших преподавателей изучается, обобщается и доводится до всех преподавателей филиала.

Педагогический контроль качества подготовки выпускников направлен на установление соответствия уровня подготовки студентов, проходящих очное и заочное обучение на всех курсах, требованиям ГОС. Педагогическим контролем охвачены студенты от поступления в филиал, до выпуска из него.

Первой составляющей педагогического контроля является система требований при приеме для каждой специальности и контроля соответствия абитуриентов этим требованиям.

Прием студентов в филиал осуществляется в соответствии с Правилами приема в высшие учебные заведения Российской Федерации, Правилами приема в Московский гуманитарно-экономический институт и Правилами приема в НФ МГЭИ, а также в соответствии с требованиями, определенными Уставом МГЭИ. План, порядок и структура приема студентов на первый курс МГЭИ для обучения в филиале определяются и объявляются приказом ректора.

Прием в филиал проводится на конкурсной основе по заявлениям абитуриентов. Условия конкурса гарантируют соблюдение прав граждан на образование и обеспечивают зачисление наиболее способных граждан, подготов­ленных к освоению образовательных программ в сфере высшего профессиональ­ного образования.

Для организации набора студентов в НФ МГЭИ, приема документов, проведения вступительных испытаний и зачисления в состав студентов организуется приемная комиссия.

Приемная комиссия в своей работе руководствуется Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), Правилами приема в НФ МГЭИ, Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации (приказ Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 года №50), Уставом МГЭИ, Положением о Нижегородском филиале МГЭИ, приказами ректора института и директора филиала.

Вступительные испытания проводятся по программам, составленным в соот­ветствии с рекомендациями Министерства образования и науки Российской Феде­рации, в форме собеседований и письменных тестов (экзаменов). С целью оптими­зации работы приемной комиссии тестирование абитуриентов может проводиться с использованием компьютерной тестирующей системы.

Прием вступительных испытаний (письменные тесты) проводится предмет­ными экзаменационными комиссиями, сотрудниками приемной комиссии и препо­давателями соответствующих кафедр.

Язык проведения всех видов вступительных испытаний - русский (кроме ино­странных языков).

Тестирование (собеседование) про­водится не менее чем двумя экзаменаторами. Продолжительность тестирования составляет 1,5 часа. Оценки по вступительным испытаниям объявляются не позднее 3 дней после из проведения. Объективность и непредвзятость оценок обеспечивается применением тестовых методов оценки знаний. Уровень тестовых заданий достаточно высок и определен головным вузом. Уровни оценок  удовлетворяют требованиям высшей школы.

Второй составляющей педагогического контроля является система текущего и промежуточного контроля знаний.

Текущий контроль знаний студентов филиала осуществляется в формах тестирования (электронного или на бумажных носителях), ответов на проблемные вопросы, проверки конспектов, выполнения заданий на самостоятельную работу, летучек, коллоквиумов, написания рефератов, выступления на семинарских занятиях, решения практических задач и др. Выбор конкретной формы текущего контроля осуществляет преподаватель.

Промежуточный контроль знаний студентов осуществляется в формах экзаменов, зачетов и защиты курсовых работ. Форма промежуточной аттестации для каждой конкретной дисциплины определена учебным планом.

Количество форм контроля, эффективность и методика применения удовлетворяют учебному плану и отвечают требованиям ГОС. Однако преподавательский коллектив филиала продолжает совершенствование форм текущего и промежуточного контроля знаний студентов. Одной из форм системы педагогического контроля качества подготовки специалистов, является разработанная в филиале рейтинговая система оценки образовательной деятельности студентов.

Под рейтинговой оценкой учебной деятельности студентов понимается интегральная, балльная система поощрений и взысканий за все виды учебной деятельности, научную и общественную работу, учебную дисциплину, индивидуально по каждому студенту. В количественном выражении рейтинговая оценка представляет собой нормированный балл, который легко сопоставляется с принятой в вузах средней оценкой за период обучения.

Система подсчета рейтинга студента по каждой учебной дисциплине должна быть наглядной, простой в вычислении, гласной, как для студентов, так и для преподавателей.

Принцип действия рейтинговой системы оценки учебной деятельности основан на постоянном моральном воздействии на студентов, заставляющем переносить свою основную подготовку по изучению дисциплины с сессии в семестр.

Знания, которые добываются путем самостоятельной работы в течение гораздо большего периода времени (семестра) имеют свойство формировать более устойчивые остаточные знания, чем приобретенные быстро, в период подготовки к экзамену (во время сессии). Кроме того, при использовании данной формы рейтинговой оценки, стимулируются другие виды деятельности студентов, такие, как повышение учебной дисциплины, сокращение пропусков занятий и опозданий, научная и общественная работа.

Для реализации и внедрения системы рейтинговой оценки учебной деятельности студентов в образовательный процесс НФ МГЭИ были решены три основных задачи: создание комплекса технических средств, программного обеспечения и выполнение организационных мероприятий.

В первом семестре 2004-2005 учебного года был проведен педагогический эксперимент по исследованию эффективности разработанной системы. Основными его результатами стали:

1. Более чем на 40% повысилась успеваемость студентов, что позволило многих из них, способных учиться, уберечь от отчисления. В то же время, рейтинговая система позволила своевременно выявить студентов не желающих учиться, не реагирующих на обычные меры воспитательного воздействия. Их своевременное отчисление существенно улучшило морально-психологическую обстановку в студенческих коллективах.

2. Существенно повысилась активность студентов на занятиях, что также сказалось на повышении успеваемости.

3. От 15 до 30% снизились пропуски занятий, улучшилось состояние учебной дисциплины.

4. Повысилась активность студентов в общественной работе.

5. Изменилось отношение к своей деятельности многих преподавателей, в сторону повышения ответственности и качества проведения занятий. Немалую роль в этом оказало новое отношение студентов к необходимости и объективности оценки их знаний.

6. Полученные студентами знания формировались не только во время подготовки к экзаменам, но в большей мере в течение семестра, что привело к повышению уровня остаточных знаний и в дальнейшем сказалось на более успешном изучении следующих дисциплин учебного плана.

Решением Совета филиала, рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов была введена в состав системы контроля качества подготовки специалистов Нижегородского филиала МГЭИ.

Результаты контроля проведения занятий преподавателями, анкетирования и рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов лежат в основе объективной информации, в соответствии с которой в НФ МГЭИ осуществляется управление образовательным процессом, а также проводится ежегодный конкурс на звание «Преподаватель года Московского гуманитарно-экономического института». Проведение конкурса позволило оптимизировать образовательный процесс, активизировать деятельность преподавательского состава по совершенствованию педагогической культуры и методического мастерства, овладению современными технологиями обучения и их творческому применению в обучении и воспитании студентов.

Уровень требований, применяемый при проведении текущего и промежуточного контроля знаний студентов, соответствует требованиям высшей школы. При тестовом контроле знаний,  нижним уровнем удовлетворительной оценки, считается 51%  правильных ответов на задания по всем дидактическим единицам  данной дисциплины, что вполне соответствует вузовской практике.

Третьей составляющей педагогического контроля является система оценки качества подготовки выпускников по результатам итоговой аттеста­ции.

В соответствии с Письмом министерства образования от 16 мая 2002 г. № 14-55-353ин/15 «О Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов» в НФ МГЭИ разработаны и изданы Методические указания для студентов всех специальностей по подготовке к Государственным аттестационным испытаниям.

В них, для эффективного определения соответствия подготовки выпускника требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в филиале, на основании квалификационных требований к выпускнику создана система оценочных средств, включающая в себя:

1. Государственный образовательный стандарт.

2. Квалификационные требования по специальности (требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций).

3. Перечень дисциплин образовательной программы, изучение которых обеспечивает подготовленность выпускника к решению профессиональных задач (включенных в междисциплинарный (комплексный) экзамен по специальности).

4. Программу междисциплинарного (комплексного) государственного экзамена по специальности.

5. Экзаменационные билеты.

6. Тематику дипломных работ (проектов).

7. Критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО (на государственных экзаменах и при защите квалификационных работ).

8. Методические указания по подготовке и защите дипломной работы (проекта).

9. Рекомендации по проведению защиты выпускных квалификационных работ.

10.  Перечень пособий и справочных материалов, которые могут быть использованы выпускниками при проведении аттестационных испытаний.

11. Порядок организации и проведения (форма проведения) Государственного экзамена.

Изучение тематики выпускных квалификационных работ, отзывов научных руководителей и внешних рецензен­тов, отчетов председателей государственных аттестационных комиссий, анализ содержания экзаменационных биле­тов, результатов экзаменов, качества дипломных проектов (работ) показал, что эффективность разработанных и применяемых оценочных средств является достаточно высокой, а уровень требований при защите соответствует вузовской практике.

Динамика развития филиала  в области контроля качества подготовки специалистов, по сравнению с предыдущим аттестационным периодом, заключается в следующем.

1. В совершенствовании системы внутривузовского контроля качества подготовки специалистов НФ МГЭИ за счет  внедрения  рейтинговой  системы оценки учебной деятельности студентов, эффективность которой подтверждена  результатами проведенного педагогического эксперимента.

2. В разработке системы оценочных средств итоговой аттестации в соответствии с требованиями  Минобразования России, а также  авторских электронных методических материалов по подготовке выпускников к аттестационным испытаниям.

Оценка внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов приведена в таблице 8 приложения.

 

ВЫВОДЫ комиссии:

1. В филиале разработана и внедрена система внутривузовского контроля качества подготовки специалистов, включающая в себя административный контроль деятельности всех структурных подразделений и должностных лиц филиала и педагогический контроль качества подготовки выпускников.

2. Результаты проведенного педагогического эксперимента показали несомненную полезность и высокую эффективность внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов во всех основных звеньях управления образовательным процессом филиала.

3. Правила приема в филиал соответствуют требованиям приказа Минобразования России от 14.01.2003 № 50 (в ред. приказа Минобразования России от 09.02.2004 № 487). Вступительные испытания для лиц, поступающих для обучения по программам ВПО соответствуют требованиям письма Минобрнауки от 31.03.2005 № АС-327/03.

4. Уровень требований при проведении текущего и промежуточного контроля знаний студентов, проведенный на основе анализа журналов учебных групп, билетов для экзаменов и зачетов, тестовых материалов, используемых в вузе, тематики и содержания курсовых проектов и работ оценен как достаточный.

5. Итоговая государственная аттестация выпускников организуется и проводится в соответствии с требованиями нормативных документов Минобрнауки России и нормативных актов вуза.

6. Порядок формирования ГАК соответствует предъявляемым требованиям.

7. Анализ выпускных квалификационных работ и отчетов председателей ГАК свидетельствует, что качество знаний выпускников соответствует требованиям ГОС.

Рекомендации:

1. Продолжить совершенствование внутривузовской системы контроля качества подготовки специалистов, как важного звена системы менеджмента качества филиала, путем поиска новых измеримых показателей основных процессов образовательной деятельности и способов управления ими.

2. Активизировать внедрение современные информационно-коммуникационные технологии в систему текущего и промежуточного контроля знаний студентов, в частности, в совершенствование форм проведения экзаменов.




2020-02-03 263 Обсуждений (0)
Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)