Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III ЭТАП – отбор содержания учебного материала



2020-02-03 201 Обсуждений (0)
III ЭТАП – отбор содержания учебного материала 0.00 из 5.00 0 оценок




Для осуществления этого этапа важно рассмотреть степень совпадения содержания изучаемого в разных классах материала. При организации совместной учебной деятельности, прежде всего, возникает немало проблем, связанных с отбором общего содержания и совместных видов деятельности учащихся разного возраста. Здесь следует в большей степени обратить внимание на то, чтобы материал был научным и одновременно доступным для всех учащихся и в то же время максимально развивал детей. Покажем на примере изучения творчества А. С. Пушкина принцип отбора содержания материала для занятий в РВГ.

Фрагмент примерного планирования изучения творчества А. С. Пушкина
в разновозрастных группах (1 четверть)

Данный фрагмент примерного планирования изучения творчества А. С. Пушкина в разновозрастных группах 5–9 классов учитывает требования стандарта обучения (общее необходимое во всех классах количество учебного времени на изучение творчества писателя – 40 часов), различное количество часов литературы в неделю (например, в 5 классе – 3 часа, в 8 классе – 2 часа), межпредметные связи, возможные варианты совместной работы детей в РВГ по выбору педагога в зависимости от срабатываемости учащихся, возможностей сельской школы.

IV ЭТАП ПОДГОТОВКИ – планирование разновозрастного занятия

При планировании разновозрастного обучения педагогу необходимо знать, что с точки зрения дидактики речь идёт не об уроке, а об учебном занятии, где отсутствуют жёсткие временные рамки учебного процесса. Место проведения может быть различным: занятия (на природе, в музее, медпункте, сельхозмастерской и пр.). Это может быть погружение в эпоху, которое потребует целого учебного дня (проведение по изменённому расписанию уроков русского языка, литературы, истории, музыки, изобразительной деятельности). Допустим вариант спаренных 2-часовых занятий (в начале учебного дня, в конце учебного дня) с продолжением деятельности на внеклассном воспитательном мероприятии, кружковом занятии по интересам.

Этап подготовки включает следующее: определение типа занятия, определение его структуры, подбор соответствующих общему содержанию способов и форм совместной учебной работы учащихся разного возраста, разработку конспекта занятия, изыскание возможности проведения занятия вне школы, приглашение специалистов или представителей социума, привлечение родителей.

При составлении плана занятия необходимо учесть следующее:

- обсуждение вместе со старшими или организаторами групп хода предстоящего занятия; распределение ролей на занятии;

- организацию работы в разновозрастных микрогруппах постоянного и временного состава, выбор консультантов;

- консультирование учащихся; обозначение значимости действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, личных успехов;

- определение методики оценки результатов работы групп в целом и каждого учащегося, способов рефлексии; подбор развивающих и творческих заданий.

V ЭТАП – подготовка консультантов, учащихся к занятию, собесе­дование с родителями, приглашенными

Занятие в разновозрастной группе предполагает совместное творчество учителя и учащихся, которые принимают активное участие в разработке и подготовке занятия. Главными помощниками становятся наиболее активные и подготовленные учащиеся, лидеры, которые могут взять на себя обязанности консультанта. Вместе с лидерами группы, консультантами учитель обсуждает задачи, которые они должны решить на занятии, развернутый план-сетку.  

Схема плана занятия в разновозрастной группе

Этапы занятия Продолжительность (мин.) Деятельность педагога

Совместная

деятельность учащихся

      младшего возраста старшего возраста

На первом этапе требуется немало усилий, чтобы подготовить консультантов к организации занятия. Работа консультантов и контроль над их деятельностью должны вестись на протяжении всего периода подготовки к занятиям в разновозрастных группах. В дальнейшем, по мере приобретения опыта руководства разновозрастными группами, консультации педагога становятся более оперативными. Затраты усилий и времени учителя на первых этапах компенсируются тем, что он постепенно передаёт ряд функций старшим ученикам и имеет больше возможностей для творческой деятельности и индивидуальной работы с учащимися, имеющими особые проблемы, а также с одарёнными детьми.

Для качественной организации работы учащихся на занятии педагогу необходимо подобрать необходимую литературу, наглядный и методический материал, документы по данной тематике. Причём, принимая во внимание факторы времени и загруженность учащихся, лучше предложить консультантам адаптированную и подготовленную информацию в виде ксерокопий, дидактического раздаточного материала. Необходимо подготовить комментарии, поясняющие схемы, таблицы, наглядные средства, которые предусматривают не только деятельность по классам, но и уровневую дифференциацию (по выбору учащихся) в процессе совместной, групповой и индивидуальной работы, методики для проведения рефлексии.

Одним из важных моментов подготовки к занятию является организация работы над понятийным материалом: теоретико-литературоведческими терминами, различными видами языкового разбора и т. д. На помощь может прийти наглядный раздаточный материал, имеющийся в арсенале кабинетов, стенды «Сегодня на уроке» и т. д. Здесь же могут быть оформлены соответствующие тематике занятия книжные выставки, специальные списки дополнительной литературы, викторины, кроссворды, наглядный художественно-изобразительный материал.

В результате совместной подготовительной работы создаётся методическая разработка занятия.



2020-02-03 201 Обсуждений (0)
III ЭТАП – отбор содержания учебного материала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III ЭТАП – отбор содержания учебного материала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)