Много ль сердцу надо?..»
Много ль сердцу надо? Горы и кусты, Да тропинка к морю, Где стояла ты!
Та тропа была мне Всех других милей. Осыпались камни Под ногой твоей.
Пробегали тени, Плыли облака, Шла волна – вся в пене – К нам издалека.
И казалось море Черным псом у ног, Что ложится мордой На ночной песок…
1924
48. «Жизнь моя – мучительное право…»
Жизнь моя – мучительное право В каждом слове закалять металл. Слава? Да, но что такое слава? Никогда я славы не искал.
Верный сын тревоги и удачи, Непутевый пасынок земли, Словно солнце, тратил я без сдачи Самые веселые рубли.
Ты скупа. Люблю тебя такую. Видишь, в вечереющем саду Жизнь свою, как девушку слепую, По камням я за руку веду.
Тем, кто верит в счастье и приметы, Оставляю лиру в горький час, Чтобы снова на земле поэты Лучше всех обманывали нас.
1924
49. «Придет мой час – молчать землею…»
Придет мой час – молчать землею, Цвести, как яблоня цветет, И наливать янтарный плод… Я лучшей участи не стою.
Я был прохожим, был костром, Нет, не костром – лишь тенью дыма, И жизнь моя неповторима, И весь я в голосе моем.
1924
50. «Проходят и волны, и миги…»
Проходят и волны, и миги Земного закатного дня… Как грустно мне думать, что книги Останутся после меня!
По строчкам скользя равнодушно, Когда бы понять вы могли, Что было мне горько, и душно, И радостно в рощах земли.
Но женщина, с легкой улыбкой На выцветший глядя портрет, Простой назовет меня скрипкой В симфонии праздничных лет
И скажет: «Босою девчонкой, За синим скользя мотыльком, Я песней вбежала бы звонкой В его вечереющий дом!»
На миг задержались ресницы, По тающим буквам скользя. Живым я гляжу со страницы – Вот только ответить нельзя.
Что слава! О глупые дети, Как клен осыпается стих. Всего мне дороже на свете Шуршание листьев моих…
1924
51. «Рука с рукой по тонкому лучу…»
О, если правда, что в ночи… А. П.
Рука с рукой по тонкому лучу К надзвездным рощам, сердцем снова дети, Пойдем и мы… Ты видишь, я хочу Всё взять с собой, чем так пылал на свете.
Другой любви приснятся наши сны, Но ей иной захочется печали, А мы с тобой на мутный снег весны, На память тела всё бы променяли…
Пусть нет ни молодости наяву, Ни листьев, осыпающих ступени, – Сюда, сюда, на дикую Неву, Свободные и горестные тени!
1924
52. «За дороги твои, за березы…»
За дороги твои, за березы, За ворон и косые дожди, За нежданные сердцу морозы И за розовый день впереди, За безжалостность солнца земного, За бессонную ночь у огня,– На, возьми мое сердце и слово – Всё, что лучшего есть у меня!
1924
СЕВАСТОПОЛЬ МОЕЙ ЮНОСТИ
Белый камень. Голубое море, Всюду море, где ты ни пойдешь. На стеклянной двери, на заборе, На листве – слепительная дрожь.
Здесь знавал я каждый пыльный тополь, Переулок, спуск или овраг, – Давний брат мой, гулкий Севастополь, Синий с белым, как старинный флаг.
Вход на рейд. Буек в волнах и вышка. Вот уж близко. Пена за кормой. Посмотри – ныряющий мальчишка Расплылся медузой под водой.
Отставной матрос зовет, смеется, Вертит желтой дыней: «Заходи!» Запевают песню краснофлотцы С бронзовым загаром на груди.
Там, где руки дерево простерло, Где за стойкой синие глаза, Вместе с сердцем обжигает горло Ледяная мутная «буза».
А когда идешь приморским садом, Кажется, что в воздухе сухом Весь мой город пахнет виноградом И одесским крепким табаком.
Если дождик барабанит в крышу В беспокойной северной тоске, Книгу выпустив из рук, я слышу, Слышу эту соль на языке.
И тогда мне хочется уступки Самым дерзким замыслам своим. Что найду я лучше белой шлюпки С мачтою и кливером тугим?
Здесь на стеклах в дождевом узоре Я морскую карту узнаю. Стоит мне закрыть глаза – и море Сразу входит в комнату мою.
Хорошо, что в море нет покоя, Хорошо, что в самый трудный год, Где б я ни был, синее, живое, Старый друг – оно за мной придет!
<1925>
К ЛИРЕ
Жизнь была обманчивой и гибкой, Гордой и строптивой – как и ты, Но умел я прятать за улыбкой Горькое волнение мечты.
Лира, Лира! Слишком по‑земному Я тобой, любовницей, горел, Чтоб легко отдать тебя другому Для отравленных перстов и стрел.
Разве я не знал, как в дни разлуки Ты была умна и хороша? Для тебя в пылающие руки Перешла бродячая душа.
И, в воловьи жилы заплетая Всех лесов разбуженную дрожь, Ты со мной – судьба твоя такая, – Как ночное дерево, поешь.
Никогда для ложного пристрастья Я тебя не выпускал из рук. И служил, как мог, Науке Счастья – Самой трудной из земных наук.
<1925>
55. «Только вспомню овраг и березы…»
Только вспомню овраг и березы, Да в кустах заколоченный дом, Ледяные, как олово, слезы Оседают на слове моем.
Оттого, что без счастья и боли Я смотреть на деревья не мог, Мне хотелось бы ивою в поле Вырастать у размытых дорог.
Я бы пел – и печально и строго – Многошумной своей головой, Я бы пел, чтоб дышать хоть немного Вместе с вами тревогой земной.
Ведь в разлуке еще непокорней Захотят, задыхаясь в пыли, Обнимать узловатые корни Невеселое сердце земли.
Зима 1925
ПАВЛОВСК
Помнишь маленьких калиток скрипы, Колдовской шиповник там и тут? Мне уже не спится. Это липы В переулках Павловска цветут.
Мне уже не спится. Это ели Стерегут кого‑то за прудом… Хочешь, мы на будущей неделе Переедем в прошлогодний дом?
Он зарос жасмином и сиренью, Окунул в боярышник лицо, Круглый клен разломанною тенью По ступенькам всходит на крыльцо.
И никак не мог бы отыскать я Той крутой тропинки под овраг, Где мелькало голубое платье, Мотыльком раскачивая мак.
Вот и парк! Как он тенист в июле, Как он сетью солнца оплетен! Круглый Портик Дружбы – не ему ли На ладонь поставил Камерон?
Помнишь давних дней тревоги, встречи? Посмотри – шумит тебе в ответ Старый друг наш, дуб широкоплечий, И до нас проживший столько лет!
Вечна жизнь, и вечны эти розы. Мы уйдем, но тем же будет сад, Где трепещут в воздухе стрекозы И березы ласково шумят.
Оба землю любим мы родную, И просить мне надо об одном: Хоть былинкой вырасти хочу я Здесь, под старым дубом над прудом!
Может быть, отсюда через двести, Через триста лет увижу я, Как под эти липы с песней вместе Возвратилась молодость моя.
1925
57. «Земное сердце не устанет…»
Земное сердце не устанет Простому счастью биться в лад. Когда и нас с тобой не станет, Его другие повторят.
Но ты, мое очарованье, Моя морозная заря, Припомнишь позднее свиданье В зеленых звездах января.
Закрой меня своею шалью, Закутай сердце в бахрому. С какой взмывающей печалью Тебя, голубка, обниму!
Долей вино тревогой старой. В последний раз в любви земной Я стану верною гитарой, А ты натянутой струной.
Мороз крепчает. Гаснет пламя. Проходят годы. Мы одни. Остановись хоть ты над нами, Мохнатый месяц, в эти дни!
1925
58. «Было это небо как морская карта…»
Было это небо как морская карта: Желтый шелк сегодня, пепельный вчера. Знаешь, в Петербурге, на исходе марта, Только и бывали эти вечера.
Высоко стояла розовая льдинка, Словно ломтик дыни в янтаре вина. Это нам с тобою поклонился Глинка, Пушкин улыбнулся из того окна.
Солнечную память узелком завяжем, Никому не скажем, встанем и пойдем: Над изгибом Мойки, там, за Эрмитажем, Памятный для сердца молчаливый дом.
Нам ли не расскажут сквозь глухие пени Волны, что тревожно о гранит шуршат, Знал ли Баратынский стертые ступени, И любил ли Дельвиг вот такой закат!
Где ты? Помнишь вербы солнечной недели, Дымный Исаакий, темный плащ Петра? О, какое небо! Здесь, в ином апреле, Нам с тобой приснятся эти вечера!
1925
59. «Где‑то в солнечном Провансе…»
Где‑то в солнечном Провансе Тяжелеет виноград. Мы поедем в дилижансе, Друг, куда глаза глядят.
Заслонили дом зеленый Косы желтые берез, Пламенеющие клены Тронул утренний мороз.
Мимо яблонь, вдоль откоса, Сквозь шафранный листопад Под шуршащие колеса К нам бежит прозрачный сад.
Так всю жизнь! А ночью роздых, Да в блаженных рощах сна В пруд просыпанные звезды И янтарная луна.
Дай, как буду умирать я, Всё отринуть, всё забыть, С плеч скатившееся платье Дай душе переступить.
Уходя в иные звуки, В круговой певучий путь, Дай ей маленькие руки К звездным рощам протянуть.
В горький час, в садах изгнанья, Если ты еще жива, Для блаженного узнанья Дай ей лучшие слова.
Чтобы нам с земным приветом Разминуться на пути, Те слова, что в мире этом Я не мог произнести!
Милый друг, земное лето, Наклонись, зарей дыша, Дай мне слышать платье это, Где шуршит моя душа!
<1926>
60. «Любите и радуйтесь солнцу земному…»
Любите и радуйтесь солнцу земному. Другого не будет. И каждый тропинку к высокому дому Забудет. Мне сердце сжимает горячая жалость, Земная тревога. Любите, любите! Дороги осталось Немного.
<1926>
АПРЕЛЬ
Вон там огни, через деревья сада – Едва, едва. Летящий мост, гранитная ограда, Моя Нева. И мы стоим без слова и дороги, Как вся река, В морском ветру, в пророческой тревоге, В руке рука. Ну можно ль так не в шутку заблудиться В простом краю? Ни Всадника, ни серых сфинксов лица Не узнаю. Сквозит апрель – последний холод года. Близка заря. Я, как Нева, жду только ледохода В мои моря. Весь этот мир, подаренный мне снова,– Такой иной, И я несу любви большое слово Сквозь лирный строй.
<1926>
62. «Расставаясь с милою землей…»
Расставаясь с милою землей Для снегов совсем иного мира, Не хочу я радости другой, Чем вот эти руки, эта лира.
Не она ли, разрывая тьму, Отвечала горькому рассказу И была единственной, кому На земле я не солгал ни разу!
<1926>
63. «Был всегда я весел и тревожен…»
Был всегда я весел и тревожен, Словно ветер – каждый день иной, И такой мне был зарок положен, Чтоб шуметь березой вековой.
Не ломал рябины горькой кисть я, Не рыдал в ночи, как соловей. Расчеши мне пламенные листья, По оврагам с посвистом развей!
Если я сквозь дождик моросящий, Как большое дерево, пою, Это значит: бурей настоящей Закачало голову мою.
А когда сломаюсь над простором, Многошумной бурей помяни, – Всё же рос я деревом, в котором Ты качала грозовые дни.
<1926>
64. «Хорошо улыбалась ты смолоду…»
Хорошо улыбалась ты смолоду, Да одно лишь не по сердцу мне: Много к вечеру хмелю и солоду Остается на песенном дне.
Вывози мою долю богатую На широкую лунную гать! Всею грудью ложусь на лопату я Поскорее ее закопать.
Надо нам оглянуться по‑новому: Видно, жизнь начиналась не зря, Коль цветная по небу суровому Полотенцем ложится заря.
Перепахана начисто родина, Навсегда оттолкнулся паром, – Пусть не плачут сирень и смородина Под горячим моим топором!
Если избу срубили мы заново, Крепко пахнет обструганный тес, Хорошо мне от этого пьяного, Золотистого духа берез.
<1926>
БЕЗ ВОЗВРАТА
Есть на свете путники. Они Не расстанутся с певучей ношей, И летят, как жаворонки, дни, Всё равно – плохой или хороший.
Их душа, как ветер в волосах, Пахнет дымом древнего кочевья. Степь поет им, в грозовых лесах Кланяются до земли деревья.
Собирайся! Путь далекий нам. Радуга лежит на косогоре. Видишь город, видишь степь, а там Синей солью пахнущее море!
Птицы петь нам будут поутру, Яблонею звезды осыпаться, Будем мы, как тополь на ветру, Под грозой без памяти качаться.
И грустить не надо ни о чем. Хорошо ведь на земле зеленой Стать простым бродягой‑скрипачом С верною подругою Миньоной.
Был и я, как этот тополь, юн, Непокорен, как и все поэты, Да ведь полюбил же бурю струн, Ленты на ветру и кастаньеты.
Полюбил тебя за то, что ты Гордой нищенкой ушла из дому, Что летим мы вместе, как листы, В голубую звездную солому.
<1926>
ОТШУМЕВШИЕ ГОДЫ <1923>
Крысы грызут по архивам приказы, Слава завязана пыльной тесьмой, Кедры Сибири и польские вязы В кронах качают приснившийся бой. Радиостанции. Противогазы. Поступь дивизий. Победа. Отбой.
Красная Армия! Звезды‑жестянки, Пятиконечное пламя труда! Помню тебя на последней стоянке, Помню, как звали домой поезда Стуком колес, переливом тальянки, В села родные, в иные года.
Где вы, костры и ночная солома, Брод на рассвете и топот копыт, Чьи‑то цветы на седле военкома, Строчка приказа: товарищ… убит. Всё это было… И ты уже дома. Что же тебя по ночам бередит?
В аудиториях университета, В солнце музеев, в асфальте дворов, В пыльной листве загорелого лета, В дыме редакций, контор, вечеров, – Мне ли томиться судьбою поэта, Мирно командовать ротою слов?
Роту иную водил я когда‑то. В песню ушла ледяная река. За богатырку и за два квадрата Леворукавных, за посвист клинка И за походы – спасибо, ребята, Сверстники, спутники в судьбах полка!
Юные сердцем! Из пламенной были Песни, тревоги и молодость – вам, Мы побеждали, а вы победили. Вам с кирпичами всходить по лесам. Стройте всё выше! Мы песню сложили – Буря ее разнесла по сердцам.
<1926>
ПОЭМА ДНЯ
Когда возводят дом высокий, Сквозной, как радиолучи, Спеши и ты в одном потоке Нести на жгучем солнцепеке – Простой, певучий и жестокий – Всё выше, выше кирпичи.
Когда грядущие кометы Расплавят олово и медь, Мы – неразменные монеты – Лжецы, бездельники, поэты, Провозгласим свои декреты И всех научим жить и петь.
Вся наша мудрость в нашей глотке, В глазах крылатых на восток, В такой ямбической походке, В такой шальной всемирной «сводке», Что с нами в такт стучат лебедки, Взывает пар и льется ток.
Мы – только масло для машины, Но если винт какой заест, Взревут пэонные турбины, Как жизни рокот соловьиный, Чтоб дрогнул сердцем мир единый, Всё сожигающий окрест.
Отныне кровь моя – гуденье В котлах зажатого огня, Весь мир – одно сердцебиенье, Скольженье пил, лебедок пенье, Галоп колес и вдохновенье, Да, вдохновенье – для меня!
<1926>
68. «Коридор университета…»
Коридор университета – Романтический Париж, Где с тетрадками, Лизетта, Ты на лекции бежишь.
Быть сарматом не хочу я, Хоть и в Скифии рожден, Мне науку поцелуя Вверил некогда Назон.
Для заслуженных каникул Покидая факультет, Покажи мне свой матрикул, Не декан я, а поэт.
Я тебя учить не буду Многословной ерунде, Ты со мной поверишь чуду – Сердца пламенной беде.
Ты всегда была прилежной, Догадайся в чем сама, Ты науку страсти нежной Сдашь в апреле на «весьма».
Между 1923 и 1926
69. «В столовой музыка и пенье…»
В столовой музыка и пенье, Веселый чайный разговор, А здесь и ветер, и смятенье, И быстрых губ прикосновенье, Неповторимое с тех пор.
Чуть только сердце ты задела, Как, став струною под смычком, Беспечной скрипкою запело Мое послушливое тело О милом, вечном и земном.
С широкошумным вздохом муки Я отдаю себя – гляди! – В твои безжалостные руки, Как будто тополь, в ночь разлуки Грозу качающий в груди.
Между 1923 и 1926
ГЕТЕ В ИТАЛИИ
Чуть светлеет вздувшаяся штора, Гаснут звезды в розовой ночи. Круглый стол, сверканье разговора, Звон тарелок, таянье свечи.
Нет, не заслужил я этой чести! После скачки, в вихре дождевом, Друг харит, с прелестницами вместе Я сижу за праздничным столом.
Конь храпел… С плаща бежали струи. Черный лес катил широкий гул… Что ж, друзья! Вино и поцелуи Нас мешать учил еще Катулл!
Кто бы, пряча сердце от пристрастья Купидоном заостренных стрел, С Музою, смеющейся от счастья, Чокнуться глинтвейном не хотел?
Пью за синий бархат винограда, Пью за то, чтоб возле тонких плеч С ветром из серебряного сада Сердце, словно бабочку, обжечь.
Пью за то, что здесь не слышно бури, Что мое забвенное перо – Только штрих, приснившийся гравюре Этого волшебника Моро!
Между 1923 и 1926
ДИАЛОГ (Полька)
«Хоть и предан я рассудку, Ум любви не прекословит, Не примите это в шутку, Я люблю вас, крошка Доррит!
У меня в подвалах Сити Три конторы. Ваше слово?» – «Мистер Дженкинс, не просите, Не могу. Люблю другого».
«Что другой! Отказ – а там уж И закрыта к сердцу дверка. Много ль чести выйти замуж За какого‑нибудь клерка?
Вот так муж. Над ним смеяться Будут все из‑за конторок». – «Мистер Дженкинс, мне семнадцать, Вам же скоро стукнет сорок.
Кто откажет вам в таланте Счет вести, проценты ваши… Но, пожалуйста, отстаньте. Мне пора идти к мамаше…»
Между 1923 и 1926
ВЕНЕЦИЯ
Не счесть в ночи колец ее, Ласкаемых волной. Причаль сюда, Венеция, Под маской кружевной!
В монастырях церковники С распятием в руках, На лестницах любовники, Зеваки на мостах
Поют тебе, красавица, Канцоны при луне, Пока лагуна плавится В серебряном огне.
Не для тебя ль, Венеция, Затеял карнавал Читающий Лукреция Столетний кардинал?
Он не поладил с папою, Невыбрит и сердит, Но лев когтистой лапою Республику хранит.
Пускай над баптистерием Повис аэроплан, Пускай назло остериям Сверкает ресторан,
Пускай пестрят окурками Проходы темных лож,– Здесь договоры с турками Подписывает дож.
За рощею лимонною У мраморной волны Отелло с Дездемоною Рассказывают сны.
И разве бросишь камень ты, Посмеешь не уйти В истлевшие пергаменты «Совета десяти»?
Душа, – какой бы край она Ни пела в этот час, Я слышу стансы Байрона Или Мюссе рассказ.
А где‑то – инквизиция Скрепляет протокол, В театре репетиция, Гольдони хмур и зол,
Цветет улыбка девичья Под лентами баут, И Павла‑цесаревича «Граф Северный» зовут.
Здесь бьют десяткой заново Серебряный улов, Княжною Таракановой Пленяется Орлов.
Гори, былое зодчество,– Весь мир на острие. Уходят в одиночество Все томики Ренье!
Не повернуть мне руль никак От шелка ветхих карт. «Севильского цирульника» Здесь слушал бы Моца́рт.
Скользит гондола длинная По бархатной гряде, А корка апельсинная Качается в воде…
Между 1923 и 1926
КОРСАР
В коридоре сторож с самострелом. Я в цепях корсара узнаю. На полу своей темницы мелом Начертил он узкую ладью.
Стал в нее, о грозовом просторе, О холодных звездных небесах Долго думал, и пустое море Застонало в четырех стенах.
Ярче расцветающего перца Абордажа праздничная страсть, Первая граната в самом сердце У него разорвалась.
Вскрикнул он и вытянулся. Тише Маятник в груди его стучит. Бьет закат, и пробегают мыши По диагонали серых плит.
Всё свершил он в мире небогатом, И идет душа его теперь Черным многопарусным фрегатом Через плотно запертую дверь.
Между 1923 и 1926
МЕЛЬНИЦА
Три окна, закрытых шторой, Круглый двор – большое D. Это мельница, в которой Летом жил Альфонс Доде.
Для деревни был он странен: Блуза, трубка и берет. Кто гордился: парижанин, Кто подтрунивал: поэт.
Милой девушке любовник Вслух читал его роман, На окно ему шиповник Дети ставили в стакан.
Выйдет в сад – закат сиренев, Зяблик свищет впопыхах. Русский друг его, Тургенев, Был ли счастлив так в «степях»?
Под зеленым абажуром Он всю ночь скрипел пером, Но, скучая по Гонкурам, Скоро бросил сад и дом.
И теперь острит в Париже На премьере в Opéra. Пыль легла на томик рыжий, Недочитанный вчера.
Но приезд наш не случаен. Пусть в полях еще мертво, Дом уютен, и хозяин Сдаст нам на зиму его.
В печке щелкают каштаны, Под окошком снег густой… Ах, пускай за нас романы Пишет кто‑нибудь другой!
Между 1923 и 1926
75. «Что толку – поздно или рано…»
Что толку – поздно или рано Я замолчу, – Я пью из своего стакана, Я так хочу. Сплетая радость и страданье В узор живой, Вся жизнь моя – одно дыханье, Единый строй. Не говори мне: «это надо» Иль – «должен ты». Какой же разум есть у сада, У высоты? Порви мой вздох на вольной ноте, Гаси звезду, Ударь свинцом меня в полете – Я упаду. Но и в последнее мгновенье Зрачок, горя, Заледенит отображенье Твое, заря!
1926
ПЕСНЯ СТЕПЕЙ
Никого не люблю – только ветер один, Да ночлег под телегою в поле, Только ветер один с черноморских равнин, Да веселую вольную волю.
Да в широкой степи одинокий костер, Да высокие звездные очи, Да на шали твоей молдаванский узор, Да любовь – летней ночи короче!
1926
77. «Что ж, душа, с тобою мы в расчете…»
Что ж, душа, с тобою мы в расчете, Возвращаю гладкое кольцо. Пусть тряхнет на позднем повороте, Пусть ударит дождиком в лицо.
Как жилось, как пелось, как любилось – Всё скажи с последней прямотой. И в кого ты только уродилась Русскою скуластой смуглотой?
О цыганка милая, когда бы Мог я лечь к тебе в костер травы! Но твои колени слишком слабы Для такой тяжелой головы.
И уж не могу я верить счастью, Если, и жалея, и кляня, Ты глядишь с неизъяснимой страстью Сквозь слезу разлуки на меня…
1926
78. «Сонной, глухой тишиной наливаются в августе ночи…»
Сонной, глухой тишиной наливаются в августе ночи, Не умолкает кузнечик во мгле опустевших полей. Реже выходим гулять мы, и встречи и взгляды короче, Ниже мохнатые звезды, и всё мне молчать тяжелей,
Слышишь, ударилось яблоко, продребезжала телега? Скоро созревшее слово в горячую пыль упадет. Вот и задумай желанье, пока разгорается Вега, Ветер, как вздох, затихает и месяц над садом встает.
1926
НОЧНОЙ ПЕШЕХОД (П. А. ФЕДОТОВ)
1
Что́ стихи, что́ таинства Киприды, Если барабаны – как гроза, Если в пестрых будках инвалиды Пучат оловянные глаза?
Где‑то море, свежесть винограда, Вольности священная пора,– А вокруг сверкание парада И громоподобное «ура!».
Павловск. Петергоф. Ораниенбаум. Крики чаек. Темно‑бурый март. Заскрипел медлительный шлагбаум, Веером легла колода карт.
Славного поместья арендатор, В синей мгле – воздушном молоке – Рвет мороз плюмажный император Вдоль Невы на сером рысаке.
Черкает страницу цензор истый, Кружится мазурка до утра, И во льдах Сибири декабристы Под землей цитируют Marat.
2
Долго ночь копила нетерпенье… Дождь царапал льдинками виски. Черный норд, наперекор теченью, Всё стругал рубанком гребешки.
Ухнул выстрел. Пробкою притерло К небу взморья бревна и гробы, И Неве перехватило горло, И, седая, встала на дыбы.
Крутой непогодой он выгнан из дому… Он грудь открывает простору ветров, Он рад этой ночи и буйству такому, Ныряющим яликам, выстрелам, грому, Дыханию взморья и скрипу мостов.
В прерывистом, бурном дыханье норд‑оста Шагает он в дождь, не покрыв головы, Простой человек невысокого роста, А мост под ногою трещит, как береста, И роет быками стремнину Невы.
Разорваны в клочья бегущие тучи О шпиль Петропавловки, руку Петра, Нева ледяная всё круче и круче Со дна закипает, и доски, и сучья В чужих подворотнях крутя до утра.
Мелькают при факелах мутные тени, У пляшущих барок толпится народ, Мелькнула рука в закипающей пене, Скользящие пальцы хватают ступени, И что‑то кричит перекошенный рот.
Как спешил он, как он гнулся, чтобы Перейти шатающийся мост! А на взморье остров низколобый Зарывался в пенистый норд‑ост, И шаги несли скорее к дому… Крепко любишь в бешеной ночи Свой чердак, тюфячную солому, Черствый хлеб и огонек свечи!
3
Нет! Не для армейских анекдотов, Не для свеч и виста вчетвером К памяти моей идет Федотов В архалуке, с длинным чубуком.
Медленный, плешивый и сутулый, В хоре живописцев и вельмож Отставной поручик смуглоскулый, – Разве он к высоким музам вхож?
Пусть о нем по карточным салонам В круге дамских плеч и знатоков Уж рокочет низким баритоном Барски‑снисходительный Брюллов.
Пусть стучится слава. Он в халате Бреет перед зеркалом виски. У него – досадно и некстати – Грудь щемит от кашля и тоски.
Раб знамен, султанов, конных множеств, Он ушел, отравленный уже, К пыльной Академии Художеств, К тюфяку на пятом этаже –
Не затем, чтоб там, в кошачьем мраке, На Васильевском, в сырой дыре, Дожидаться, как всплывет Исакий В деревянных ребрах на заре!
Сны его на майский луг похожи, А глаза всю жизнь обречены Видеть только бороды да рожи, Ордена, графины и блины.
Жизнь его – мучительная ссора, Давняя обида, и к тому ж Длится вечным «Сватовством майора» Посреди салопниц и чинуш.
А другой, восторгом пламенея, Из страны, где самый воздух синь, Шлет домой «Последний день Помпеи» И портреты чопорных княгинь.
Нет! Уж как ни притворяйся кротким, Отыскав последний четвертак, Сам с утра пошлешь за квартой водки, Бросишь кисть и рухнешь на тюфяк!
4
Нева! Нева! Вдоль скользкого гранита Приподнимаясь, падая, звеня, Хватай, как пес, чугунные копыта И колотись в туманном свете дня!
Один! Один! Не понятый друзьями, Отдавший жизнь за пошлый анекдот, «Плешивый шут», задавленный долгами, Не краску – желчь из тюбика он жмет.
Куда бежать? Шпицрутены, парады, Вихры корнетов и чепцы старух Здесь заслонили лучший сон Эллады И суетой отяжелили слух.
Разгул реки переграждают шлюзы, Сердца певцов встречает пистолет, И лгут академические музы, А у него и друга даже нет!
Измученная каменной постелью, В его груди колотится Нева, И он скользит, закутанный шинелью, А ветер рвет и комкает слова:
«Неужель, как нищий на соломе, И моя мечта обречена Задыхаться в сумасшедшем доме От бессилья, злобы и вина,
Чтоб потом, мотаясь по сугробам, Уносила мерзлая доска Крик ворон над одиноким гробом, Брань возниц и кашель денщика?
Петербург мой! Город лебединый! Верю я, когда‑нибудь и ты Возведешь бессмертные Афины Посреди болот и нищеты,
И осядет песней в человеке Эта муть неволи и обид, Как наутро возвращает реки В берега остуженный гранит!»
5
Морозной пылью в солнечном музее Янтарная густеет тишина. Она разбудит даже в ротозее, Среди дриад, вельмож, пейзажей, флотов, Суровый век, в котором жил Федотов, Нахмурившийся в раме у окна. Широкий ямб торопит нетерпенье, Эпическую поступь наших лет. У нас простор для дум и вдохновенья, Но как забыть, что был и черств и горек Хлеб прошлого! Кроши его, историк, И замеси на вымысле, поэт!
Декабрь 1926 – январь 1927
РОЗИНА
Долго в жилах музыка бродила, Поднимая темное вино… Но, скажи мне, где всё это было, Где всё это было, так давно?
Свет погас, и стали вы Розиной… Дом в Севилье. Полная луна. Звон гитары – рокот соловьиный – Градом бьет в полотнище окна.
Жизни, счастья пылкая возможность! Разве сердца удержать полет В силах тщетная предосторожность, Стариковской ревности расчет?
Доктор Бартоло в камзоле красном, Иезуит в сутане, клевета, Хитрая интрига – всё напрасно Там, где сцена светом залита!
Опекун раздулся, точно слива, Съехал набок докторский парик, И уже влюбленный Альмавива Вам к руке за нотами приник.
Вздохи скрипок, увертюра мая. Как и полагалось пьесам встарь, Фигаро встает, приподнимая Разноцветный колдовской фонарь,
И гремит финал сквозь сумрак синий… Снова снег. Ночных каналов дрожь, В легком сердце болтовню Россини По пустынным улицам несешь.
Льется, тает холодок счастливый, Звезды и ясны, и далеки. И стучат, стучат речитативы В тронутые инеем виски.
Доброй ночи, милая Розина! В мутном круге ширится луна. Дом молчит. И в зареве камина Сам Россини смотрит из окна.
24 октября 1927
В ЭРМИТАЖЕ
Ты снова видишь Фландрию, Канал, одетый в камень, В сыром сентябрьском воздухе, Огонь над очагом, Сухие плиты дворика С тюльпанными горшками, Чепцы старух, склоненные Над грядкой под окном.
Стоят в каналах лебеди, Струятся глыбы моста, Цветенье синих луковиц, Пивной янтарный хмель, И вторит шуму мельницы Почтительно и просто В коровьих колокольчиках Болотная свирель.
Кончают вешать золото Усталые менялы, Крестьяне у гостиницы Ведут вечерний пляс, И в зреющие овощи, В зеленые каналы Ложится солнце, плоское, Как вычищенный таз.
Река берет в извилины Готические башни. Домой плетется пьяница, Судья надел колпак. Фонарь ночного сторожа Уходит в день вчерашний, И слушают прохожие Бессонницу собак.
Союз перины с библией! Опара воскресенья! Считают здесь внимательно И любят не спеша, А нищий в дверь дубовую Колотит в исступлении, Едва хлебнула дерзости Продрогшая душа.
Уж, видно, невтерпеж ему Бродягою усталым В дожде и одиночестве Скитаться день‑деньской, Что он, матрос Вест‑Индии, Над выцветшим каналом Хлестнул купцов из ратуши Треххвосткой площадной!
Осень – зима 1927
82. «Вот сердце уже осторожно…»
Вот сердце уже осторожно С клюкою по камню идет, Еще забываться возможно, Но счастья замедлен полет.
Я пью его жадно, а солод Уже остается на дне, И ночью безжалостный холод Всё чаще бежит по спине.
А то, что любил я когда‑то, – Весь милый, развеянный прах,– Как пепел земного заката В моих остывает руках.
Напрасной и страстною силой Пронизаны наши сердца. О песня! Как женщине милой, Я верен тебе до конца!
Зима 1927
СТАРЫЙ ТИФЛИС
Тифлис отмечен весельем необычайным. А. С. Грибоедов
Коль другой у ней в примете Иль дороги разошлись, Не грусти, пока на свете Виноградный есть Тифлис.
В этот город незнакомый Приезжаешь, как в родной, В этом городе все дома Поздней осенью сквозной.
На крутой горе Давида В Ботаническом саду Шашлыком коптят обиду, Кахетинским льют беду.
Опираясь на перила, Задыхаясь, как «муша», Воздух розовый и милый Тянет допьяна душа.
Под платанами в киосках Груши, персики, халва,– Как нарзан в колючих блестках, Ходит кругом голова.
Тоньше нет и нет прелестней Стройной спутницы, пока Такт отстукивает в песне Деревяш
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |