Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 1 страница



2020-02-03 342 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

6.1. Принципы системной семейной терапии

 

Семейная терапия является одним из основных подходов в современной психо­ терапии, суть которого состоит в том, что в качестве «клиента» для семейного тера­ певта выступает не индивид, проявляющий те или иные нарушения, а вся его семья. Семейная терапия ориентирована на оптимизацию семейного окружения больного (психотерапия семьи), при этом используется групповой семейный эффект для ле­ чебного воздействия на больного (психотерапия семьей).

В соответствии с общей теорией систем, индивид рассматривается в саморегу­ лирующемся единстве со средой - в данном случае в контексте внутрисемейных отношений. По Берталанфи (1956) «всякий живой механизм является открытой сис­ темой, которая постоянно пребывает в процессе активного обмена энергией и ин­ формацией с окружающей средой. Определенные элементы подобной системы мо­ гут разрушаться и отстраиваться заново, так что система, до тех пор, пока она жи­ вет, никогда не находится в состоянии химического и термодинамического покоя. Состояние такой системы можно назвать состоянием динамического равновесия».

Семья рассматривается как система отношений, которые оказывают влияние на членов семьи и предписывают поведение. Взаимоотношения в семье подчиняют­ ся закону циркулярной причинности Андольфи и взаимодетерминированности лич­ ностных и межличностных взаимоотношений, согласно которому стиль общения, ха­ рактер взаимодействий, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особеннос­ ти членов семьи - с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Семья проходит через закономерные кризисы развития, во время которых необходимо выработать новые способы адаптации.

Симптомы считаются лишь признаками дисфункциональное™, индивидуальная коррекция их является излишней. Для нормализации поведения и состояния отдель­ ных членов семьи достаточно психотерапевтической коррекции внешнего рисунка отношений между членами семьи и закрепление нового, не ведущего к болезненным расстройствам стереотипа.

Цели семейной терапии: улучшение интерперсональной коммуникации, повы­ шение автономии, рост эмпатии, оптимизация стиля руководства в семье, повыше­ ние эффективности ролевого исполнения, ликвидация конфликтов, редукция симп­ томатики у одного или нескольких членов семьи, повышение эффективности выпол­ нения заданий. Игнорирование указанных целей может свести семейную терапию к взаимной психосексуальной «подгонке» супругов друг к другу.

 

Психологическое... МоеСлово.ру                       143


Основная задача терапии состоит в том, чтобы помочь семье понять суть проис­ ходящего процесса и обратиться к глубинному конфликту, который лежит в основе неправильного отношения к члену семьи. Задачами семейной терапии являются также мобилизация, успокоение, личностная реконструкция.

Д. Фримен (2001) определяет стратегические задачи системной семейной те­ рапии следующим образом:

1. развитие способности к взаимопониманию и эмпатии;

2.  развитие способности принимать существующие различия в оценках и взглядах; 3.  ощущение членов семьи, что их интересы и потребности понимают и уважают

другие;

4. формирование более гибкого отношения к тому, кто становится лидером в оп­ ределенной ситуации;

5. совершенствование навыков индивидуального и совместного решения проблем; 6.  отказ членов семьи от приписывания семейных проблем кому-то одному;

7. освобождение от этой роли козла отпущения;

8. развитие способности к интроспекции и анализу собственных потребностей и переживаний;

9. укрепление независимости;

10. достижение баланса между стремлением членов семьи к независимости и спло­ ченности.

 

Андерсон и Стюарт (1983) дают ряд полезных рекомендаций для работы с се­ мейным сопротивлением.

Создайте альянс. Присоединитесь к семье в качестве сочувствующего и готово­ го оказать поддержку ее члена.

Помните, что все семьи сопротивляются терапии. Любая система активно рабо­ тает в направлении поддержания своего равновесия и препятствует любым из­ менениям.

Создайте альянс с человеком, обладающим в семье реальной властью. Без уче­ та семейной иерархии никакое изменение невозможно.

Встаньте на позицию членов семьи с точки зрения их взгляда на проблему. Не следует с первых минут оспаривать мнение того или иного члена семьи о сути проблемы. Возможен лишь медленный рефрейминг.

Начните с того, что доступно членам семьи. Не предлагайте им сделать то, к чему они пока не готовы.

Идите по пути наименьшего сопротивления. Избегайте вступать в борьбу, вна­ чале сосредоточьтесь на тех аспектах проблемы, которые легче поддаются из­ менениям.

Рассматривайте сопротивление с точки зрения его полезности. Вместо того чтобы считать отказ от сотрудничества проявлением упрямства, рассматривайте его как обратную связь.

 

144                  Психологическое... МоеСлово.ру


Заключите контракт. Окажите членам семьи помощь в выборе реалистичных целей и помогите справиться с заданиями, которые им по силе.

 

В процессе семейной терапии изменяются дезадаптивные правила, которые действуют в семье, формируется общее глубокое осознание динамики взаимоотно­ шений между поколениями, устанавливается равновесие между личными и семей­ ными факторами, налаживается прямой взаимный контакт и общение, искореняются взаимные обвинения и поиск козла отпущения.

Семейный терапевт, согласно Э. Зиплу, должен освоить педагогический под­ ход, уметь прояснить цели семьи, не склонять семью ни к какому типу взаимоотно­ шений, честно признавать границы своих возможностей. Он должен работать в еди­ ной команде с семьей, подчеркивать позитивную роль семьи в терапевтическом про­ цессе, с пониманием и сочувствием относиться к интенсивным эмоциональным про­ явлениям в семье. Ему следует помогать членам семьи в их развитии, информировать семью о самых различных возможностях лечения, помогать семье в психологичес­ ком и медицинском образовании с помощью научно-популярной литературы, обес­ печивать семью информацией о возможной социальной помощи, быть готовым прийти на помощь семье в любой момент.

Д. Фримен (2001) описывает распространенные мифы, которые могут влиять на подход семейного терапевта.

• Семья должна быть нуклеарной, а не расширенной. •        Семья - это закрытая система.

• Семьи уклоняются от каких-либо изменений и стремятся сохранить сложившийся порядок вещей.

• Все семьи неустойчивы и рано или поздно распадаются. • Наиболее прочными являются отношения двух людей.

• Оценивая любые отношения, можно определить, кто прав, а кто не прав. •      Можно узнать человека с чьих-то слов.

• Один член семьи обязательно должен быть «не вполне нормальным». • «Проблемный» член семьи нуждается в помощи.

 

Автор перечисляет традиционные ошибки начинающих семейных терапевтов. 1. Семейный терапевт является специалистом в решении семейных проблем; по­

добный подход ведет к патернализму и тревоге.

2. Положительные результаты могут быть достигнуты в ходе одной сессии.

3. Главная цель - осознание членами семьи своих проблем (на самом деле необ­ ходимо осознать характер взаимоотношений и взаимных ожиданий и стремить­ ся изменить поведение всех членов семьи).

4. Семейная терапия начинается на первой сессии (на самом деле - с телефонно­ го обращения, договоре о составе участников).

5. Основная роль семейного терапевта - дать возможность членам семьи расска­ зать ему о своих отношениях и переживаниях (на самом деле - обеспечить ат­ мосферу, в которой члены семьи по-новому услышат и поймут друг друга, осоз-

Ю-3030                          Психологическое... МоеСлово.ру                     145


нают, как на их поведение влияют прошлые поступки партнеров, надежды и устремления, связанные с будущим).

6. Все члены семьи должны в равной степени изменить свое поведение (задача терапевта - выявить члена семьи, изменения в поведении которого вызовут цепную реакцию в семье, и быть катализатором этой реакции).

 

В последние годы наблюдается смещение фокуса семейной терапии с уровня коммуникации в семье на уровень ее организации. Акцент делается на проблемах иерархической неконгруэнтности, когда в семье сталкиваются две одновременно действующие, но исключающие друг друга сильные структуры. Повышенное внима­ ние уделяется метафорам, отражающимся в симптомах и паттернах внутрисемейно­ го взаимодействия, растет интерес к пониманию специфичности и психодинамике симптома.

Системный подход в семейной терапии охватывает разные модели: динамичес­ кую, коммуникативную, опытную, структурную, стратегическую, парадоксальную и др. При этом психоаналитики обращают внимание на социальные влияния, модели проекции и идентификации, «неоконченное дело» или травму в родительской семье, сублимацию фрустраций, механизмы совладающего поведения (копинга) и адапта­ ции, «ключи» к бессознательному идентифицированного пациента. При коммуника­ тивном подходе В. Сатир стремятся определить, кто находится в центре коммуника­ тивного процесса, кто является звездами в семейной группе, кто изолирован, кто мешает коммуникативному процессу, кто его поддерживает. В рамках структурной семейной терапии С. Минухина фокусируются на образцах и формах внутрисемей­ ного взаимодействия, распределения власти, модусе принятия решений, границах, близости членов семьи и дистанции между ними, альянсах, сговорах, ролях, прави­ лах, сходстве и взаимном дополнении.

Последователи интегративного направления используют в своей практике ме­ тоды различных направлений в зависимости от особенностей семьи и этапа тера­ пии. Так, Э. Уэтчел (2001) рекомендует:

A. блокировать симптомы нарушенного поведения путем использования бихе-виоральных и системных интервенций;

Б. прояснять неосознаваемые конфликты, являющиеся причиной появления сим­ птомов, с помощью психодинамического подхода

B. эмоциональные и поведенческие симптомы ребенка, связанные с проблема­ ми системного характера и патологическими защитами членов семьи, требуют сис­ темного подхода, освобождающего ребенка от роли козла отпущения.

 

Психотерапевту, организующему работу с семьей, приходится решать следую­ щие проблемы:

- Работать сразу со всей семьей или сначала с отдельными ее членами?

- Работать с семьей одному, с ко-терапевтом или терапевтической бригадой?

 

146                 Психологическое... МоеСлово.ру


- Приглашать семью к себе или выезжать к ней на дом?

- Придерживаться директивного стиля ведения или недирективного? - Начать с важнейших семейных проблем или с частных?

- Иметь подробный план действий или действовать «по обстоятельствам»? Представители различных школ решают эти вопросы по-разному. Так, С. Ми-

нухин и Д. Хейли требуют от психотерапевта директивной позиции и активной роли в терапии. Роджерс и Скиннер отстаивают принцип недирективного ведения семьи. К. Маданес, Сельвини Палаццоли и другие представители стратегической семейной терапии тщательно разрабатывают план работы, предусматривающий многообраз­ ные воздействия на семью. В. Сатир предпочитает непрерывно сочетать диагности­ ческие и психотерапевтические мероприятия и не признает предварительного пла­ нирования работы. К. Витакер действует эмпирически, полагаясь на интуицию и опыт. Ответы на перечисленные вопросы не должны определяться теоретическими ориентациями или характерологическими особенностями пациентов. Они должны решаться в зависимости от особенностей семьи, ее проблемы, условий работы. Например, в период знакомства с семьей, члены которой отличаются авторитарнос­ тью и ригидностью взаимоотношений, возможен недирективный стиль; в момент постановки определенных задач предпочтительнее использовать директивный стиль;

преодолеть вызванную перестройкой взаимоотношений фрустрацию лучше вновь с помощью недирективного стиля; реакция на рецидивы неблагоприятных отношений в семье может потребовать директивности.

 

 

6.2. Динамическая терапия

 

Динамическое направление в семейной терапии было исторически первым. Его основным принципом явился анализ исторического прошлого членов семьи, их нео­ сознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте.

Данное направление связано с именем Натана Аккермана, который придавал одинаковое значение внутриличностным и межличностным конфликтам, опираясь при этом на теорию объектных отношений.

Аккерман одним из первых применил бригадный подход в психодинамической семейной терапии. Он сам работал с детьми, а социальный работник - с родителями, причем на первой сессии терапевты встречались со всей семьей, а затем работали с каждым индивидуально. Психотерапевт и ко-терапевт налаживали эмпатические отно­ шения с семьей, обеспечивали конструктивный обмен информацией, обменивались друг с другом контртрансферным материалом. Вопреки правилу аналитической нейт­ ральности, Аккерман устанавливал активные эмоциональные отношения с членами семьи, шел на конфронтацию с их взглядами, «щекотал защитные механизмы», делил­ ся своими чувствами. Функции семейного терапевта Н. Аккерман обобщил в своей работе 1982 года «Семейная психотерапия - теория и практика» в следующих тезисах:

 

Ю*                                     Психологическое... МоеСлово.ру                    147


1. Терапевт применяет раппорт для активизации обсуждения важных конфликтов и способов их решения. Он проясняет конфликт, устраняя барьеры, защитные маскировки, путаницу и непонимание. Он пытается поэтапно довести до членов семьи более ясное, более точное видение проблемы.

2. Терапевт противодействует неприемлемому отрицанию факта наличия конф­ ликта, его смещению и рационализации.

3. Он преобразует дремлющие, скрытые межличностные конфликты в открытое интерактивное обсуждение.

4.  Он поднимает внутриличностный конфликт до уровня межличностного обмена. 5.  Терапевт нейтрализует процессы предубежденного поиска виноватого, которые

укрепляют одну группу в семье ценой жертв со стороны других.

6. Он отчасти исполняет роль родительской фигуры, предотвращает опасность, служит источником эмоциональной поддержки и привносит те элементы, в ко­ торых семья нуждается, которых у нее недостает. Его эмоциональная «подпит­ ка» семьи является своеобразной замещающей терапией.

7. Он устраняет сопротивления и снижает интенсивность взаимопереживаемого конфликта, вины и страха, применяя как конфронтацию, так и интерпретацию, но полагаясь в основном на первое.

8. Он служит личностным орудием в процессе тестирования реальности.

9. Терапевт является просветителем и собою олицетворяет полезные паттерны се­ мейного здоровья.

 

Другим видным семейным терапевтом психодинамического направления явил­ ся Мюррей Боуэн, взгляды которого наиболее полно изложены в его книге «Семей­ ная терапия в клинической практике» (1984). Боуэн разработал три важные концеп­ ции: дифференциацию, триангуляцию и семейный проективный процесс.

Дифференциация обозначает степень разумного, самостоятельного функцио­ нирования личности. В «слитной» семье дифференцированность возможна лишь при разрыве симбиотических отношений. Однако из-за незавершенности детско-роди-тельских отношений сохраняется значение родительских интроектов, сопряженных с тревогой поглощения, что приводит к интимофобии.

Триангуляция (образование треугольника) легко возникает у недифференциро­ ванных супругов, которые при возникновении конфликта пытаются привлечь третье лицо для поддержки или разрядки напряжения. Третьим объектом может быть и какая-то деятельность, например, работа.

Семейный проективный процесс заключается в проецировании родителями опре­ деленной функции в семейной системе на конкретного ребенка. Функциональные роли детей (сиблинговые позиции) зависят, в частности, от порядка их рождения: старшие берут на себя ответственность за младших, двое старших соперничают и т. д.

Боуэн применяет тренерский подход, в котором выделяются три основных стра­ тегии.

 

148                  Психологическое... МоеСлово.ру


. Поощрять человека в строительстве непосредственных личных отношений с каж­ дым из членов расширенной семьи, без вмешательства других.

2. Помогать клиентам исследовать свои собственные и родительские семьи в тер­ минах семейной динамики и использовать результаты наблюдений для контро­ ля над своими эмоциональными реакциями.

3. Обучать клиента избеганию триангуляции во время семейных конфликтов, для чего не принимать чью-либо сторону и не использовать невротических защит.

 

В школе Боуэна большое значение придается обучению пациентов: им объясня­ ют теорию семейных систем, побуждают наладить контакт с остальными членами семьи и работать над самоопределением в расчете на то, что изменения одного приведут к изменению всей системы. Для наглядности используются генограммы, иллюстрирующие взаимоотношения в расширенной семье пациента на протяжении нескольких поколений.

Терапевт сам избегает вовлечения в треугольники и учит избегать их членов семьи. Для этого он задает объективный и рациональный тон беседе, направляет ее ход, поощряет членов семьи обращаться непосредственно друг к другу. Акцент де­ лается не на объяснении возможных мотивов поведения, а на констатации того, «кто, что, когда и где кому сказал или сделал».

И. Бошормени-Надь и Д. Ульрих в известной работе «Контекстная семейная терапия» (1981) указывают на значение лояльности к предыдущим поколениям, которая влияет на оценки людей. Большое значение придается эмоциональным долгам, которые могут переноситься из родительской в собственную семью или из первого брака во второй. Так, жена может чувствовать вину перед матерью и искупать ее, потакая эгоизму мужа. Он же считает, что первая жена недодала ему внимания и ожидает выплаты этого долга от второй жены. Терапия направлена на освобождение от чрезмерной лояльности родовым традициям и поиск эмоциональ­ ного баланса реальных прав и обязанностей. Во избежание триангуляции и сохра­ нения справедливого равновесия сил терапевт занимает сторону то одного, то другого члена семьи. Членам семьи помогают проанализировать межпоколенные аспекты, при необходимости на сессию приглашают представителей старших по­ колений.

Тея Бауридл (2001) в рамках анализа отношений объединила концепцию двой­ ной связи с теорией интрапсихического амбивалентного расщепления типа «Мне очень хочется, чтобы ты подошел ко мне, но твое приближение так пугает меня, что лучше не подходи». В этом случае аналитику следует интегрировать в своем созна­ нии обе неконгруэнтные части, иначе они могут распределяться среди остальных членов семьи. Характерной особенностью патологических отношений не только между членами семьи, но и между терапевтом и дисфункциональной семьей является от­ сутствие возможности для различения. Это выражается как в виде мнимого уподоб­ ления желаний и страхов (посредством идентификации, выполняющей функцию

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                   149


межличностного защитного механизма), так и в виде их противопоставления (амби­ валентного расщепления/проективной идентификации).

В современном динамическом подходе дисфункциональная семья рассматри­ вается как ригидная закрытая система, относящаяся к настоящему как к прошлому. Во время кризиса оживляются семейные проекции, источники которых лежат в не­ разрешенных конфликтах и утратах в первичной семье. Актуальный семейный конф­ ликт понимают как стремление партнеров овладеть одним и тем же объектом, за­ нять одно и то же место или исключительное положение, играть несовпадающие роли, достичь несовпадающих целей или использовать для их достижения взаимо­ исключающие средства. Самостоятельное разрешение конфликта его участниками затруднено из-за непонимания, неприятия, взаимозависимости, незрелости, невро­ тических тенденций.

Аналитики работают одновременно с супружеской парой или семьей в терминах семейного переноса и контрпереноса, относясь к семье как к клиенту, а к поведению ее членов - как симптому.

Диагностика охватывает три сферы конфликта: внутриличностную, межлично­ стную и микросоциальную. Оценивается динамика семейного процесса - баланс индивидуальных, ролевых и семейных механизмов адаптации на каждом этапе раз­ вития семьи. Вводятся понятия идентичности, стабильности и комплементарное™ в семейных ролевых взаимоотношениях.

Идентичность (личностная, супружеская, семейная) характеризует содержание и направленность стремлений. Стабильность как консерватизм отражает непрерыв­ ность идентичности, как устойчивость - способность к необходимым переменам.

Комплементарность подразумевает взаимодополняющие ролевые отношения, при этом позитивная комплементарность способствует развитию индивида и семьи, а негативная, более статичная, обеспечивает защиту от патологической тревоги, но блокирует развитие. Например, муж с усвоенным в детстве агрессивным интроек-том выбирает жену, подходящую для проекции на нее своей вытесненной или от­ щепленной агрессии; в этом случае расщепление его личности неминуемо приведет к расщеплению пары.

Дж. Браун и Д. Кристенсен (2001) дают следующие рекомендации по динами­ ческой диагностике семьи:

А. Как прошлое проявляет себя в настоящем?

1. Каковы были ранние объектные отношения пациента?

2. Какие слои отношений впоследствии заслонили эти ранние отношения?

3. Как исторические аспекты проявляются в существующих близких отношениях? 4. Каковы эмоциональные долги в семье?

5. Какие в семье традиции и насколько выражена лояльность им? 6. Насколько сильно нарушено равновесие между поколениями?

Б. Какова история проявления эмоций и разума в семье?

1. Каков потенциал разумного функционирования и насколько члены семьи раз­ личаются по этому признаку?

 

150                 Психологическое... МоеСлово.ру


2. Какие основные треугольники отношений существуют в семье и как они из­ менялись во времени?

3. Насколько активно семейный проективный процесс протекает в данной се­ мье и какое значение он имеет для клиента?

 

Терапевтическийпроцесс. Цель терапии - освободить членов семьи от бес­ сознательных невротических защит, сформировавшихся в детстве, обеспечить инди­ видуальное и семейное развитие. Задачей терапии является достижение инсайта -осознания того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возника­ ют неконструктивные способы адаптации к жизни семьи у некоторых ее членов.

Создается атмосфера открытости и искреннего проявления чувств, члены се­ мьи меняются местами, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза. Бессознатель­ ные семейные защиты обнаруживаются с помощью анализа обмолвок, метафор, жестов, фантазий, сновидений. Используется техника «семейной скульптуры» для анализа взаимного восприятия членов семьи, их взаимоотношений, взглядов на про­ шлое и будущее. Психотерапевт интерпретирует и модифицирует скульптуру для стимуляции свободных ассоциаций.

Для облегчения инсайта поощряется вербализация подавленных или вытеснен­ ных стремлений, неосознанный смысл сказанного интерпретируется терапевтом. Интерпретации помогают выявить и преодолеть индивидуальное и семейное сопро­ тивление, которое мешает осознанно удовлетворять основные влечения. Благодаря интерпретациям члены семьи начинают понимать, как их прошлое незаметно влияет на их настоящее. Это приводит к эмоциональному дистанцированию от актуального конфликта и его разумной переработке.

Перенос позволяет членам семьи и/или семье в целом проецировать свои не­ разрешенные объектные отношения на терапевта. Этот процесс особенно легко воз­ никает при ведении семьи двумя разнополыми терапевтами, которые ассоциируют­ ся с родителями. Интерпретации помогают семье проанализировать в терминах пе­ реноса ранние объектные отношения и взять их под сознательный контроль.

Выявляют неотреагированные реакции индивида на утраты и завершают про­ цесс скорби в присутствии и с участием других членов семьи, что ускоряет процесс исцеления и повышает уровень семейной эмпатии.

Для освобождения взрослых клиентов из прошлых треугольников и формирова­ ния парных отношений с родителями вмешиваются в иерархию власти в первичной семье. С этой целью клиенты проходят групповой тренинг, в процессе которого пи­ шут автобиографии, анализируют паттерны коммуникации в семье, обсуждают кон­ фликты и тайны прошлого, пишут неотправленные письма к родителям. В заключе­ ние под управлением терапевта проводится несколько встреч клиента с родителя­ ми, во время которых клиент устанавливает с каждым из них автономные эмоцио­ нальные отношения.

 

Психологическое... МоеСлово.ру                    151


6.3. Коммуникативная терапия

Вирджиния Сатир в 1960-х гг. одна из первых применила системный подход в семейной терапии на основе принципов коммуникации, из которых она выделила четыре.

1. Членам семьи следует говорить о своих мыслях и чувствах от первого лица. 2.    Следует точно выражать свои чувства.

3. Вербальное и невербальное выражение чувств должны совпадать. 4.  Необходимо учитывать уровень понимания собеседника.

 

Дисфункциональная личность не имеет навыков адекватного общения. Ее сооб­ щения, посылаемые на различных уровнях коммуникации, противоречивы, а поведе­ ние не соответствует словам. Такая личность принимает за настоящее прошлые впе­ чатления или фантазии о будущем, не может сличить их с реальной ситуацией и восприятием этой ситуации партнером по общению.

Дисфункциональная семья является замкнутой системой, которая держится на жестких, бесчеловечных правилах, исключающих честное самораскрытие и личност­ ный рост. Общение является косвенным и неопределенным, а социальные связи осуществляются с позиций страха, заискивания или обвинений. Члены такой семьи занимают одну из четырех позиций (миротворец, обвинитель, расчетливый и отвле­ кающийся), которые иллюстрирует следующий пример. Кто-то задел вашу руку.

 

Миротвор е ц (гл ядя вниз, т е р ебя р ук и): «Пожал у й с та, про с тит е м е н я , я про с то н еук ­ люжий дурак».

Обвинитель: «Господи, я задел вашу руку. В следующий раз убирайте руки вовремя». Расчетливый: «Я вынужден принести извинения. Я нечаянно задел вашу руку, прохо­

дя мимо. Если есть какие-то повреждения, свяжитесь с моим адвокатом». Отвлекающийся (глядя в сторону): «Ха-ха, какой-то сумасшедший, кто-то его толкнул

 

Р. Бэндлер, Д. Гриндер и В. Сатир (1999) на диагностической стадии работы решают следующие задачи: 1) подготовка членов семьи к созданию такого опыта, который может служить моделью их будущего поведения; 2) определение желаемо­ го состояния для семейной системы и 3) определение текущего состояния семейной системы.

Цель терапии состоит в преобразовании семейной системы. Членов семьи обу­ чают опыту общения, когда они получают то, что хотят, используя три главные стра­ тегии: 1) разрушение запрограммированности, выработанной в прошлом; 2) показ перспектив процесса (через достижение промежуточных состояний в системном про­ цессе); 3) трансформация системы путем перепрограммирования.

Авторы считают важным во время совместной работы предельно использовать мастерство и творческие возможности членов семьи, задействовать максимальное число каналов восприятия и все репрезентативные системы, чтобы наиболее полно

 

152                Психологическое... МоеСлово.ру


обучить всех членов семьи. В процессе работы терапевт контактирует с каждым членом семьи, выступает в роли переводчика между ними и помогает установить прямые контакты.

Заключительная стадия работы состоит в закреплении достигнутых изменений, при этом для членов семьи важно идентифицировать эти изменения, оценить свои новые возможности и представить, как они будут использовать их в будущем. В это время терапевт отсоединяется от семьи.

На диагностической стадии работы терапевт выясняет, как партнеры принимают решения: заискивая? задираясь? наставляя? отстраняясь? Или делая вид, что им все безразлично? Открыто обсуждаются все варианты, с учетом мнения каждого, или нет? Выявляются супружеские мифы: «Если ты меня любишь... а) я в порядке; б) ты догада­ ешься, что мне нужно; в) ты должен думать, чувствовать и действовать, как я».

Чтобы разобраться в несогласованных, перепутанных взаимоотношениях в зак­ рытой семье, терапевт составляет карту семьи, в которой отмечает связи в парах и треугольниках. Определяет тип родительских масок: Начальник (три варианта: ми­ ротворец, обвинитель, расчетливый), Безответственный потакающий приятель и др. Прослеживает хронологию семейных кризисов, выясняет способы их разрешения. Наконец, выявляет влияние моделей родительских семей.

Поскольку семейная дисфункция рассматривается как следствие неадекватных способов коммуникации, терапия сводится к попыткам улучшить эти способы. Для этого терапевт должен стать ресурсом семьи в качестве опытного наблюдателя, мо­ дели коммуникации и играющего тренера.



2020-02-03 342 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)