С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 1 страница
6.1. Принципы системной семейной терапии
Семейная терапия является одним из основных подходов в современной психо терапии, суть которого состоит в том, что в качестве «клиента» для семейного тера певта выступает не индивид, проявляющий те или иные нарушения, а вся его семья. Семейная терапия ориентирована на оптимизацию семейного окружения больного (психотерапия семьи), при этом используется групповой семейный эффект для ле чебного воздействия на больного (психотерапия семьей). В соответствии с общей теорией систем, индивид рассматривается в саморегу лирующемся единстве со средой - в данном случае в контексте внутрисемейных отношений. По Берталанфи (1956) «всякий живой механизм является открытой сис темой, которая постоянно пребывает в процессе активного обмена энергией и ин формацией с окружающей средой. Определенные элементы подобной системы мо гут разрушаться и отстраиваться заново, так что система, до тех пор, пока она жи вет, никогда не находится в состоянии химического и термодинамического покоя. Состояние такой системы можно назвать состоянием динамического равновесия». Семья рассматривается как система отношений, которые оказывают влияние на членов семьи и предписывают поведение. Взаимоотношения в семье подчиняют ся закону циркулярной причинности Андольфи и взаимодетерминированности лич ностных и межличностных взаимоотношений, согласно которому стиль общения, ха рактер взаимодействий, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особеннос ти членов семьи - с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Семья проходит через закономерные кризисы развития, во время которых необходимо выработать новые способы адаптации. Симптомы считаются лишь признаками дисфункциональное™, индивидуальная коррекция их является излишней. Для нормализации поведения и состояния отдель ных членов семьи достаточно психотерапевтической коррекции внешнего рисунка отношений между членами семьи и закрепление нового, не ведущего к болезненным расстройствам стереотипа. Цели семейной терапии: улучшение интерперсональной коммуникации, повы шение автономии, рост эмпатии, оптимизация стиля руководства в семье, повыше ние эффективности ролевого исполнения, ликвидация конфликтов, редукция симп томатики у одного или нескольких членов семьи, повышение эффективности выпол нения заданий. Игнорирование указанных целей может свести семейную терапию к взаимной психосексуальной «подгонке» супругов друг к другу.
Психологическое... МоеСлово.ру 143 Основная задача терапии состоит в том, чтобы помочь семье понять суть проис ходящего процесса и обратиться к глубинному конфликту, который лежит в основе неправильного отношения к члену семьи. Задачами семейной терапии являются также мобилизация, успокоение, личностная реконструкция. Д. Фримен (2001) определяет стратегические задачи системной семейной те рапии следующим образом: 1. развитие способности к взаимопониманию и эмпатии; 2. развитие способности принимать существующие различия в оценках и взглядах; 3. ощущение членов семьи, что их интересы и потребности понимают и уважают другие; 4. формирование более гибкого отношения к тому, кто становится лидером в оп ределенной ситуации; 5. совершенствование навыков индивидуального и совместного решения проблем; 6. отказ членов семьи от приписывания семейных проблем кому-то одному; 7. освобождение от этой роли козла отпущения; 8. развитие способности к интроспекции и анализу собственных потребностей и переживаний; 9. укрепление независимости; 10. достижение баланса между стремлением членов семьи к независимости и спло ченности.
Андерсон и Стюарт (1983) дают ряд полезных рекомендаций для работы с се мейным сопротивлением. • Создайте альянс. Присоединитесь к семье в качестве сочувствующего и готово го оказать поддержку ее члена. • Помните, что все семьи сопротивляются терапии. Любая система активно рабо тает в направлении поддержания своего равновесия и препятствует любым из менениям. • Создайте альянс с человеком, обладающим в семье реальной властью. Без уче та семейной иерархии никакое изменение невозможно. • Встаньте на позицию членов семьи с точки зрения их взгляда на проблему. Не следует с первых минут оспаривать мнение того или иного члена семьи о сути проблемы. Возможен лишь медленный рефрейминг. • Начните с того, что доступно членам семьи. Не предлагайте им сделать то, к чему они пока не готовы. • Идите по пути наименьшего сопротивления. Избегайте вступать в борьбу, вна чале сосредоточьтесь на тех аспектах проблемы, которые легче поддаются из менениям. • Рассматривайте сопротивление с точки зрения его полезности. Вместо того чтобы считать отказ от сотрудничества проявлением упрямства, рассматривайте его как обратную связь.
144 Психологическое... МоеСлово.ру • Заключите контракт. Окажите членам семьи помощь в выборе реалистичных целей и помогите справиться с заданиями, которые им по силе.
В процессе семейной терапии изменяются дезадаптивные правила, которые действуют в семье, формируется общее глубокое осознание динамики взаимоотно шений между поколениями, устанавливается равновесие между личными и семей ными факторами, налаживается прямой взаимный контакт и общение, искореняются взаимные обвинения и поиск козла отпущения. Семейный терапевт, согласно Э. Зиплу, должен освоить педагогический под ход, уметь прояснить цели семьи, не склонять семью ни к какому типу взаимоотно шений, честно признавать границы своих возможностей. Он должен работать в еди ной команде с семьей, подчеркивать позитивную роль семьи в терапевтическом про цессе, с пониманием и сочувствием относиться к интенсивным эмоциональным про явлениям в семье. Ему следует помогать членам семьи в их развитии, информировать семью о самых различных возможностях лечения, помогать семье в психологичес ком и медицинском образовании с помощью научно-популярной литературы, обес печивать семью информацией о возможной социальной помощи, быть готовым прийти на помощь семье в любой момент. Д. Фримен (2001) описывает распространенные мифы, которые могут влиять на подход семейного терапевта. • Семья должна быть нуклеарной, а не расширенной. • Семья - это закрытая система. • Семьи уклоняются от каких-либо изменений и стремятся сохранить сложившийся порядок вещей. • Все семьи неустойчивы и рано или поздно распадаются. • Наиболее прочными являются отношения двух людей. • Оценивая любые отношения, можно определить, кто прав, а кто не прав. • Можно узнать человека с чьих-то слов. • Один член семьи обязательно должен быть «не вполне нормальным». • «Проблемный» член семьи нуждается в помощи.
Автор перечисляет традиционные ошибки начинающих семейных терапевтов. 1. Семейный терапевт является специалистом в решении семейных проблем; по добный подход ведет к патернализму и тревоге. 2. Положительные результаты могут быть достигнуты в ходе одной сессии. 3. Главная цель - осознание членами семьи своих проблем (на самом деле необ ходимо осознать характер взаимоотношений и взаимных ожиданий и стремить ся изменить поведение всех членов семьи). 4. Семейная терапия начинается на первой сессии (на самом деле - с телефонно го обращения, договоре о составе участников). 5. Основная роль семейного терапевта - дать возможность членам семьи расска зать ему о своих отношениях и переживаниях (на самом деле - обеспечить ат мосферу, в которой члены семьи по-новому услышат и поймут друг друга, осоз- Ю-3030 Психологическое... МоеСлово.ру 145 нают, как на их поведение влияют прошлые поступки партнеров, надежды и устремления, связанные с будущим). 6. Все члены семьи должны в равной степени изменить свое поведение (задача терапевта - выявить члена семьи, изменения в поведении которого вызовут цепную реакцию в семье, и быть катализатором этой реакции).
В последние годы наблюдается смещение фокуса семейной терапии с уровня коммуникации в семье на уровень ее организации. Акцент делается на проблемах иерархической неконгруэнтности, когда в семье сталкиваются две одновременно действующие, но исключающие друг друга сильные структуры. Повышенное внима ние уделяется метафорам, отражающимся в симптомах и паттернах внутрисемейно го взаимодействия, растет интерес к пониманию специфичности и психодинамике симптома. Системный подход в семейной терапии охватывает разные модели: динамичес кую, коммуникативную, опытную, структурную, стратегическую, парадоксальную и др. При этом психоаналитики обращают внимание на социальные влияния, модели проекции и идентификации, «неоконченное дело» или травму в родительской семье, сублимацию фрустраций, механизмы совладающего поведения (копинга) и адапта ции, «ключи» к бессознательному идентифицированного пациента. При коммуника тивном подходе В. Сатир стремятся определить, кто находится в центре коммуника тивного процесса, кто является звездами в семейной группе, кто изолирован, кто мешает коммуникативному процессу, кто его поддерживает. В рамках структурной семейной терапии С. Минухина фокусируются на образцах и формах внутрисемей ного взаимодействия, распределения власти, модусе принятия решений, границах, близости членов семьи и дистанции между ними, альянсах, сговорах, ролях, прави лах, сходстве и взаимном дополнении. Последователи интегративного направления используют в своей практике ме тоды различных направлений в зависимости от особенностей семьи и этапа тера пии. Так, Э. Уэтчел (2001) рекомендует: A. блокировать симптомы нарушенного поведения путем использования бихе-виоральных и системных интервенций; Б. прояснять неосознаваемые конфликты, являющиеся причиной появления сим птомов, с помощью психодинамического подхода B. эмоциональные и поведенческие симптомы ребенка, связанные с проблема ми системного характера и патологическими защитами членов семьи, требуют сис темного подхода, освобождающего ребенка от роли козла отпущения.
Психотерапевту, организующему работу с семьей, приходится решать следую щие проблемы: - Работать сразу со всей семьей или сначала с отдельными ее членами? - Работать с семьей одному, с ко-терапевтом или терапевтической бригадой?
146 Психологическое... МоеСлово.ру - Приглашать семью к себе или выезжать к ней на дом? - Придерживаться директивного стиля ведения или недирективного? - Начать с важнейших семейных проблем или с частных? - Иметь подробный план действий или действовать «по обстоятельствам»? Представители различных школ решают эти вопросы по-разному. Так, С. Ми- нухин и Д. Хейли требуют от психотерапевта директивной позиции и активной роли в терапии. Роджерс и Скиннер отстаивают принцип недирективного ведения семьи. К. Маданес, Сельвини Палаццоли и другие представители стратегической семейной терапии тщательно разрабатывают план работы, предусматривающий многообраз ные воздействия на семью. В. Сатир предпочитает непрерывно сочетать диагности ческие и психотерапевтические мероприятия и не признает предварительного пла нирования работы. К. Витакер действует эмпирически, полагаясь на интуицию и опыт. Ответы на перечисленные вопросы не должны определяться теоретическими ориентациями или характерологическими особенностями пациентов. Они должны решаться в зависимости от особенностей семьи, ее проблемы, условий работы. Например, в период знакомства с семьей, члены которой отличаются авторитарнос тью и ригидностью взаимоотношений, возможен недирективный стиль; в момент постановки определенных задач предпочтительнее использовать директивный стиль; преодолеть вызванную перестройкой взаимоотношений фрустрацию лучше вновь с помощью недирективного стиля; реакция на рецидивы неблагоприятных отношений в семье может потребовать директивности.
6.2. Динамическая терапия
Динамическое направление в семейной терапии было исторически первым. Его основным принципом явился анализ исторического прошлого членов семьи, их нео сознаваемых желаний, психологических проблем и взаимных проекций, пережитых на ранних этапах онтогенеза и воспроизводимых в актуальном опыте. Данное направление связано с именем Натана Аккермана, который придавал одинаковое значение внутриличностным и межличностным конфликтам, опираясь при этом на теорию объектных отношений. Аккерман одним из первых применил бригадный подход в психодинамической семейной терапии. Он сам работал с детьми, а социальный работник - с родителями, причем на первой сессии терапевты встречались со всей семьей, а затем работали с каждым индивидуально. Психотерапевт и ко-терапевт налаживали эмпатические отно шения с семьей, обеспечивали конструктивный обмен информацией, обменивались друг с другом контртрансферным материалом. Вопреки правилу аналитической нейт ральности, Аккерман устанавливал активные эмоциональные отношения с членами семьи, шел на конфронтацию с их взглядами, «щекотал защитные механизмы», делил ся своими чувствами. Функции семейного терапевта Н. Аккерман обобщил в своей работе 1982 года «Семейная психотерапия - теория и практика» в следующих тезисах:
Ю* Психологическое... МоеСлово.ру 147 1. Терапевт применяет раппорт для активизации обсуждения важных конфликтов и способов их решения. Он проясняет конфликт, устраняя барьеры, защитные маскировки, путаницу и непонимание. Он пытается поэтапно довести до членов семьи более ясное, более точное видение проблемы. 2. Терапевт противодействует неприемлемому отрицанию факта наличия конф ликта, его смещению и рационализации. 3. Он преобразует дремлющие, скрытые межличностные конфликты в открытое интерактивное обсуждение. 4. Он поднимает внутриличностный конфликт до уровня межличностного обмена. 5. Терапевт нейтрализует процессы предубежденного поиска виноватого, которые укрепляют одну группу в семье ценой жертв со стороны других. 6. Он отчасти исполняет роль родительской фигуры, предотвращает опасность, служит источником эмоциональной поддержки и привносит те элементы, в ко торых семья нуждается, которых у нее недостает. Его эмоциональная «подпит ка» семьи является своеобразной замещающей терапией. 7. Он устраняет сопротивления и снижает интенсивность взаимопереживаемого конфликта, вины и страха, применяя как конфронтацию, так и интерпретацию, но полагаясь в основном на первое. 8. Он служит личностным орудием в процессе тестирования реальности. 9. Терапевт является просветителем и собою олицетворяет полезные паттерны се мейного здоровья.
Другим видным семейным терапевтом психодинамического направления явил ся Мюррей Боуэн, взгляды которого наиболее полно изложены в его книге «Семей ная терапия в клинической практике» (1984). Боуэн разработал три важные концеп ции: дифференциацию, триангуляцию и семейный проективный процесс. Дифференциация обозначает степень разумного, самостоятельного функцио нирования личности. В «слитной» семье дифференцированность возможна лишь при разрыве симбиотических отношений. Однако из-за незавершенности детско-роди-тельских отношений сохраняется значение родительских интроектов, сопряженных с тревогой поглощения, что приводит к интимофобии. Триангуляция (образование треугольника) легко возникает у недифференциро ванных супругов, которые при возникновении конфликта пытаются привлечь третье лицо для поддержки или разрядки напряжения. Третьим объектом может быть и какая-то деятельность, например, работа. Семейный проективный процесс заключается в проецировании родителями опре деленной функции в семейной системе на конкретного ребенка. Функциональные роли детей (сиблинговые позиции) зависят, в частности, от порядка их рождения: старшие берут на себя ответственность за младших, двое старших соперничают и т. д. Боуэн применяет тренерский подход, в котором выделяются три основных стра тегии.
148 Психологическое... МоеСлово.ру ↑. Поощрять человека в строительстве непосредственных личных отношений с каж дым из членов расширенной семьи, без вмешательства других. 2. Помогать клиентам исследовать свои собственные и родительские семьи в тер минах семейной динамики и использовать результаты наблюдений для контро ля над своими эмоциональными реакциями. 3. Обучать клиента избеганию триангуляции во время семейных конфликтов, для чего не принимать чью-либо сторону и не использовать невротических защит.
В школе Боуэна большое значение придается обучению пациентов: им объясня ют теорию семейных систем, побуждают наладить контакт с остальными членами семьи и работать над самоопределением в расчете на то, что изменения одного приведут к изменению всей системы. Для наглядности используются генограммы, иллюстрирующие взаимоотношения в расширенной семье пациента на протяжении нескольких поколений. Терапевт сам избегает вовлечения в треугольники и учит избегать их членов семьи. Для этого он задает объективный и рациональный тон беседе, направляет ее ход, поощряет членов семьи обращаться непосредственно друг к другу. Акцент де лается не на объяснении возможных мотивов поведения, а на констатации того, «кто, что, когда и где кому сказал или сделал». И. Бошормени-Надь и Д. Ульрих в известной работе «Контекстная семейная терапия» (1981) указывают на значение лояльности к предыдущим поколениям, которая влияет на оценки людей. Большое значение придается эмоциональным долгам, которые могут переноситься из родительской в собственную семью или из первого брака во второй. Так, жена может чувствовать вину перед матерью и искупать ее, потакая эгоизму мужа. Он же считает, что первая жена недодала ему внимания и ожидает выплаты этого долга от второй жены. Терапия направлена на освобождение от чрезмерной лояльности родовым традициям и поиск эмоциональ ного баланса реальных прав и обязанностей. Во избежание триангуляции и сохра нения справедливого равновесия сил терапевт занимает сторону то одного, то другого члена семьи. Членам семьи помогают проанализировать межпоколенные аспекты, при необходимости на сессию приглашают представителей старших по колений. Тея Бауридл (2001) в рамках анализа отношений объединила концепцию двой ной связи с теорией интрапсихического амбивалентного расщепления типа «Мне очень хочется, чтобы ты подошел ко мне, но твое приближение так пугает меня, что лучше не подходи». В этом случае аналитику следует интегрировать в своем созна нии обе неконгруэнтные части, иначе они могут распределяться среди остальных членов семьи. Характерной особенностью патологических отношений не только между членами семьи, но и между терапевтом и дисфункциональной семьей является от сутствие возможности для различения. Это выражается как в виде мнимого уподоб ления желаний и страхов (посредством идентификации, выполняющей функцию
Психологическое... МоеСлово.ру 149 межличностного защитного механизма), так и в виде их противопоставления (амби валентного расщепления/проективной идентификации). В современном динамическом подходе дисфункциональная семья рассматри вается как ригидная закрытая система, относящаяся к настоящему как к прошлому. Во время кризиса оживляются семейные проекции, источники которых лежат в не разрешенных конфликтах и утратах в первичной семье. Актуальный семейный конф ликт понимают как стремление партнеров овладеть одним и тем же объектом, за нять одно и то же место или исключительное положение, играть несовпадающие роли, достичь несовпадающих целей или использовать для их достижения взаимо исключающие средства. Самостоятельное разрешение конфликта его участниками затруднено из-за непонимания, неприятия, взаимозависимости, незрелости, невро тических тенденций. Аналитики работают одновременно с супружеской парой или семьей в терминах семейного переноса и контрпереноса, относясь к семье как к клиенту, а к поведению ее членов - как симптому. Диагностика охватывает три сферы конфликта: внутриличностную, межлично стную и микросоциальную. Оценивается динамика семейного процесса - баланс индивидуальных, ролевых и семейных механизмов адаптации на каждом этапе раз вития семьи. Вводятся понятия идентичности, стабильности и комплементарное™ в семейных ролевых взаимоотношениях. Идентичность (личностная, супружеская, семейная) характеризует содержание и направленность стремлений. Стабильность как консерватизм отражает непрерыв ность идентичности, как устойчивость - способность к необходимым переменам. Комплементарность подразумевает взаимодополняющие ролевые отношения, при этом позитивная комплементарность способствует развитию индивида и семьи, а негативная, более статичная, обеспечивает защиту от патологической тревоги, но блокирует развитие. Например, муж с усвоенным в детстве агрессивным интроек-том выбирает жену, подходящую для проекции на нее своей вытесненной или от щепленной агрессии; в этом случае расщепление его личности неминуемо приведет к расщеплению пары. Дж. Браун и Д. Кристенсен (2001) дают следующие рекомендации по динами ческой диагностике семьи: А. Как прошлое проявляет себя в настоящем? 1. Каковы были ранние объектные отношения пациента? 2. Какие слои отношений впоследствии заслонили эти ранние отношения? 3. Как исторические аспекты проявляются в существующих близких отношениях? 4. Каковы эмоциональные долги в семье? 5. Какие в семье традиции и насколько выражена лояльность им? 6. Насколько сильно нарушено равновесие между поколениями? Б. Какова история проявления эмоций и разума в семье? 1. Каков потенциал разумного функционирования и насколько члены семьи раз личаются по этому признаку?
150 Психологическое... МоеСлово.ру 2. Какие основные треугольники отношений существуют в семье и как они из менялись во времени? 3. Насколько активно семейный проективный процесс протекает в данной се мье и какое значение он имеет для клиента?
Терапевтическийпроцесс. Цель терапии - освободить членов семьи от бес сознательных невротических защит, сформировавшихся в детстве, обеспечить инди видуальное и семейное развитие. Задачей терапии является достижение инсайта -осознания того, как нерешенные в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений возника ют неконструктивные способы адаптации к жизни семьи у некоторых ее членов. Создается атмосфера открытости и искреннего проявления чувств, члены се мьи меняются местами, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза. Бессознатель ные семейные защиты обнаруживаются с помощью анализа обмолвок, метафор, жестов, фантазий, сновидений. Используется техника «семейной скульптуры» для анализа взаимного восприятия членов семьи, их взаимоотношений, взглядов на про шлое и будущее. Психотерапевт интерпретирует и модифицирует скульптуру для стимуляции свободных ассоциаций. Для облегчения инсайта поощряется вербализация подавленных или вытеснен ных стремлений, неосознанный смысл сказанного интерпретируется терапевтом. Интерпретации помогают выявить и преодолеть индивидуальное и семейное сопро тивление, которое мешает осознанно удовлетворять основные влечения. Благодаря интерпретациям члены семьи начинают понимать, как их прошлое незаметно влияет на их настоящее. Это приводит к эмоциональному дистанцированию от актуального конфликта и его разумной переработке. Перенос позволяет членам семьи и/или семье в целом проецировать свои не разрешенные объектные отношения на терапевта. Этот процесс особенно легко воз никает при ведении семьи двумя разнополыми терапевтами, которые ассоциируют ся с родителями. Интерпретации помогают семье проанализировать в терминах пе реноса ранние объектные отношения и взять их под сознательный контроль. Выявляют неотреагированные реакции индивида на утраты и завершают про цесс скорби в присутствии и с участием других членов семьи, что ускоряет процесс исцеления и повышает уровень семейной эмпатии. Для освобождения взрослых клиентов из прошлых треугольников и формирова ния парных отношений с родителями вмешиваются в иерархию власти в первичной семье. С этой целью клиенты проходят групповой тренинг, в процессе которого пи шут автобиографии, анализируют паттерны коммуникации в семье, обсуждают кон фликты и тайны прошлого, пишут неотправленные письма к родителям. В заключе ние под управлением терапевта проводится несколько встреч клиента с родителя ми, во время которых клиент устанавливает с каждым из них автономные эмоцио нальные отношения.
Психологическое... МоеСлово.ру 151 6.3. Коммуникативная терапия Вирджиния Сатир в 1960-х гг. одна из первых применила системный подход в семейной терапии на основе принципов коммуникации, из которых она выделила четыре. 1. Членам семьи следует говорить о своих мыслях и чувствах от первого лица. 2. Следует точно выражать свои чувства. 3. Вербальное и невербальное выражение чувств должны совпадать. 4. Необходимо учитывать уровень понимания собеседника.
Дисфункциональная личность не имеет навыков адекватного общения. Ее сооб щения, посылаемые на различных уровнях коммуникации, противоречивы, а поведе ние не соответствует словам. Такая личность принимает за настоящее прошлые впе чатления или фантазии о будущем, не может сличить их с реальной ситуацией и восприятием этой ситуации партнером по общению. Дисфункциональная семья является замкнутой системой, которая держится на жестких, бесчеловечных правилах, исключающих честное самораскрытие и личност ный рост. Общение является косвенным и неопределенным, а социальные связи осуществляются с позиций страха, заискивания или обвинений. Члены такой семьи занимают одну из четырех позиций (миротворец, обвинитель, расчетливый и отвле кающийся), которые иллюстрирует следующий пример. Кто-то задел вашу руку.
Миротвор е ц (гл ядя вниз, т е р ебя р ук и): «Пожал у й с та, про с тит е м е н я , я про с то н еук люжий дурак». Обвинитель: «Господи, я задел вашу руку. В следующий раз убирайте руки вовремя». Расчетливый: «Я вынужден принести извинения. Я нечаянно задел вашу руку, прохо дя мимо. Если есть какие-то повреждения, свяжитесь с моим адвокатом». Отвлекающийся (глядя в сторону): «Ха-ха, какой-то сумасшедший, кто-то его толкнул
Р. Бэндлер, Д. Гриндер и В. Сатир (1999) на диагностической стадии работы решают следующие задачи: 1) подготовка членов семьи к созданию такого опыта, который может служить моделью их будущего поведения; 2) определение желаемо го состояния для семейной системы и 3) определение текущего состояния семейной системы. Цель терапии состоит в преобразовании семейной системы. Членов семьи обу чают опыту общения, когда они получают то, что хотят, используя три главные стра тегии: 1) разрушение запрограммированности, выработанной в прошлом; 2) показ перспектив процесса (через достижение промежуточных состояний в системном про цессе); 3) трансформация системы путем перепрограммирования. Авторы считают важным во время совместной работы предельно использовать мастерство и творческие возможности членов семьи, задействовать максимальное число каналов восприятия и все репрезентативные системы, чтобы наиболее полно
152 Психологическое... МоеСлово.ру обучить всех членов семьи. В процессе работы терапевт контактирует с каждым членом семьи, выступает в роли переводчика между ними и помогает установить прямые контакты. Заключительная стадия работы состоит в закреплении достигнутых изменений, при этом для членов семьи важно идентифицировать эти изменения, оценить свои новые возможности и представить, как они будут использовать их в будущем. В это время терапевт отсоединяется от семьи. На диагностической стадии работы терапевт выясняет, как партнеры принимают решения: заискивая? задираясь? наставляя? отстраняясь? Или делая вид, что им все безразлично? Открыто обсуждаются все варианты, с учетом мнения каждого, или нет? Выявляются супружеские мифы: «Если ты меня любишь... а) я в порядке; б) ты догада ешься, что мне нужно; в) ты должен думать, чувствовать и действовать, как я». Чтобы разобраться в несогласованных, перепутанных взаимоотношениях в зак рытой семье, терапевт составляет карту семьи, в которой отмечает связи в парах и треугольниках. Определяет тип родительских масок: Начальник (три варианта: ми ротворец, обвинитель, расчетливый), Безответственный потакающий приятель и др. Прослеживает хронологию семейных кризисов, выясняет способы их разрешения. Наконец, выявляет влияние моделей родительских семей. Поскольку семейная дисфункция рассматривается как следствие неадекватных способов коммуникации, терапия сводится к попыткам улучшить эти способы. Для этого терапевт должен стать ресурсом семьи в качестве опытного наблюдателя, мо дели коммуникации и играющего тренера.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |