Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 2 страница



2020-02-03 244 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Терапевтический процесс состоит из 5 этапов.

1. Коммуникативная диагностика семейной проблемы. 2.       Включение терапевта в семейную коммуникацию.

3. Хаотическая реакция, мотивирующая потребность в личностном росте. 4.           Тренинг навыков адаптивного общения.

5. Этап новой семейной ситуации.

 

Последний этап внешне может быть сходным с первым, поэтому терапевтичес­ кий цикл повторяется несколько раз, однако с каждым разом этап хаоса становится все короче и все менее противоречивым.

Этап тренинга навыков адаптивного общения является основным. На этом этапе используются проясняющие вопросы, корригирующие замечания, обучающие тех­ ники. Большое значение придается невербальным приемам, в частности, «семейной скульптуре». Например, глава семейства взял на себя слишком много обязательств. Семье предлагают:

 

- Чтобы вы полностью прониклись ситуацией, попробуйте разыграть ее. Отец устой­ чиво встает посреди комнаты. Мать берет его за правую руку, старший ребенок - за левую; средний обнимает за талию, младший - со спины. Теперь каждый осторожно, легонько потянет на себя и застынет в этом положении.

 

Психологическое... МоеСлово.ру                   153


Через несколько секунд отец почувствует себя растянутым во все стороны, ему станет неудобно, он будет на грани потери равновесия.

Зависимый член семьи становится на колени и униженно протягивает руки к стояще­ му на стуле, как на пьедестале, «тирану» с указующим вниз перстом или сажает его себе на шею. Созависимые супруги душат друг друга в объятьях. «Отстраненного» родителя помещают в угол.

 

Однако главным средством терапии по В. Сатир остается эмпатия: «Каждый человек кажется мне частью меня самой, возможно, поэтому я так много понимаю на уровне интуиции, которая, как мне кажется, является частью вселенского разума».

 

Д. Шпренкле и Б. Фишер (1980) перечисляют следующие коммуникативные на­ выки, которые необходимо тренировать в ходе семейной или групповой терапии.

Навыки слушания:

1. Внимательное слушание и наблюдение, пока другой говорит.

2. Индикатором сообщения является чувство. Отсутствие вербального или невер­ бального перефразирования сообщения указывает на то, что сообщение друго­ го услышано.

3. Парафраз. Умение показать, что понял сообщение собеседника путем перефор­ мулировки этого сообщения другими словами.

4. Контроль за выражением другого или вопросы для прояснения сообщения. 5.      Внимание к эмоциональной и содержательной сторонам сообщения.

6. Ценность собеседника, сообщения и себя. Рассмотрение этих компонентов как важных и ценных даже при разногласиях.

 

Навыки отправления сообщения:

1. Ответственность за коммуникацию. Говорить от себя, без ссылки на авторитет. 2.  Специфичность. Собственные интерпретации опираются на конкретные факты,

а не обобщения о других людях.

3. Открытое и ясное выражение мыслей. 4. Открытое и ясное выражение чувств.

5. Открытое и ясное выражение намерений и желаний.

6. Адекватный отчет о своих мыслях, чувствах и намерениях членам семьи. 7.         Согласованность вербальных и невербальных компонентов сообщения. 8.       Наличие спонтанности в беседе.

9. Обеспечение обратной связи, в том числе о поведении других. 10. Метаобщение. Супруги обсуждают характер своей коммуникации.

11. Восприимчивость к обратной связи. Встречная информация от других воспри­ нимается как раскрытие, обратная связь.

 

Параметры сплочения семьи:

1. Эмоциональная аттракция. Возрастание у членов семьи положительной аттрак­ ции друг к другу.

 

154                 Психологическое... МоеСлово.ру


Дифференциация. Возрастание у членов семьи самостоятельности и ответствен­ ности.

Зрелая зависимость. Возрастание у членов семьи способности позволять дру­ гим членам семьи заботиться о них, т. е. не бояться, когда это необходимо, зависимости.

Поддержка. Рост вербальной и невербальной заботы об эмоциональных потреб­ ностях друг друга.

Преданность. Возрастание у членов семьи способности брать ответственность за защиту благополучия других членов семьи и самой семьи как целого. Психологическая безопасность. Увеличение у каждого члена семьи способности к соблюдению соглашений и обязательств.

Надежность. Возрастание у членов семьи способностей к соблюдению согла­ шений и обязательств.

Семейная идентификация. Возрастание у членов семьи чувства общности. Оказание физической помощи. Возрастание у членов семьи готовности содей­ ствия и помощи другому в случае необходимости.

Приятное взаимодействие. Возрастание количества веселых и приятных взаи­ модействий между членами семьи.

 

Параметры семейной адаптации:

Гибкость. Увеличение у членов семьи способности генерировать новые идеи и изменять образцы поведения и взаимодействия в новых ситуациях. Лидерство. Рост демократического стиля руководства.

Настойчивость. Увеличение взаимной настойчивости у членов семьи как оппо­ зиция агрессивности или пассивному взаимодействию.

Преодоление. Рост успешного преодоления различий, существующих в разных сферах семейного функционирования.

Правила. Члены семьи изменяют правила своего функционирования (формы по­ ведения и ожидания) при изменении потребностей членов семьи.

Роли. Изменение или модификация ролевой структуры при изменении потреб­ ностей членов семьи.

Получение и использование обратной связи. Рост способности к получению и использованию как положительной, так и отрицательной обратной связи, как от других членов семьи, так и от менее близкого окружения.

 

6.4. Опытная терапия

 

Данный подход разработан в 1970-х гг. Карлом Витакером, который выделяет связанных целей терапии.

Усиление межличностного напряжения. Развитие семейной сплоченности.

 

Психологическое... МоеСлово.ру                    155


3. Расширение контактов семьи с родственниками.

4. Расширение связей семьи с культурой и окружающими людьми. 5.      Установление границ семьи.

6. Установление границ между разными поколениями. 7.       Обучение навыкам игры.

8. Развитие цикла отделение-присоединение.

9. Разрушение мифа об индивидуальной личности. 10. Аутоидентификация членов семьи.

 

Витакер и Кейт (1981) особое внимание уделяют опыту переживаний во время сессии как членов семьи, так и терапевта: «Мы всегда обращаем внимание на соб­ ственную реакцию при проведении оценки семейного взаимодействия. Нас особен­ но интересуют следующие вопросы: каков наш собственный уровень тревоги? Осоз­ наем ли мы происходящее в нас самих во время беседы с членами семьи? Испыты­ ваем ли какие-либо физические ощущения, мышечное напряжение, начинающуюся эрекцию, отчуждение чувств? Мы наблюдаем за интонацией голоса, изменением позы, манерой поведения, выражением лица, отмечаем употребление слов с метафори­ ческим значением». Авторы подчеркивают, что терапевту самому надо быть искрен­ ним, спонтанным и открытым, чтобы ждать таких же проявлений от членов семьи. Терапевт должен осознавать и признаваться, что воспринимает происходящее на сессии через призму собственного семейного опыта. Большое значение К. Витакер, 1998 придает созданию необходимого для терапии контекста.

1. Требовать привести на встречу как можно больше человек. 2. Самому определить время и место встречи.

3. Отказываться воплощать фантазии семьи о всемогуществе терапевта. 4. Поочередно присоединяться и отделяться от семьи.

5. Делиться собственным семейным опытом.

6. Провоцировать образование новых треугольников и подгрупп в семье. 7. Поддерживать проявления сплоченности семьи.

8. Справляться с отколовшимися подгруппами.

9. Бережно относиться к культуральным ценностям семьи. 10. Быть готовым самому и подготовить семью к расставанию.

 

Процесс лечения включает в себя четыре фазы: начальную, среднюю, заверша­ ющую и прощальную. Лечение начинается с первого контакта - обычно телефонно­ го, когда семья принимает первые три из вышеперечисленных условий. На первой сессии терапевт старается обнаружить подгруппы внутри семьи и выявить паттерны их взаимодействий. Выиграв сражение за структуру, терапевт начинает битву за инициативу. Победа в данном случае заключается в отказе принимать решения за семью. На ранней стадии дети часто выступают в роли ко-терапевтов, играя роль родителей своих родителей. Ко-терапевты открыто делятся своими чувствами, ко-

 

 

156                 Психологическое... МоеСлово.ру


торые вызывает у них семья и ассоциациями из собственной семейной жизни. Они не скрывают своих сомнений и разногласий, что вызывает у семьи тревогу и жела­ ние ослабить команду, разделив ее - хороший повод для команды продемонстриро­ вать свою сплоченность.

В средней фазе имеется две опасности: быть поглощенным семьей или отстра­ ненным от нее. Ко-терапевты могут отделяться друг от друга и присоединяться на время к семье или ее члену, семья вынуждена осуществлять изменение в отношени­ ях с этой новой суперсистемой. Используются специфические техники:

1. переопределение симптома (например, как защиты семьи от худшего зла);

2. предложение фантастических альтернатив (например, детальное обсуждение с пациенткой личной жизни мужа после ее суицида);

3. усиление отчаяния члена семьи - до такой степени, что семья объединяется вокруг него;

4. организация семейной революции (укрепление нарождающейся коалиции для защиты ее участников от других членов семьи);

5. эмоциональный прыжок (свободное проявление накопившихся у терапевта чувств с использованием прикосновений, сарказма и вульгаризмов).

 

Завершающая стадия характеризуется сплочением семьи, подвижностью под­ групп и гибкостью треугольников. Заметно влияние семьи на своих членов и ненуж­ ность терапевтов.

Фаза прощания проходит легко, если семья сформировала конструктивного ли­ дера. В противном случае возникает страх расставания, который семья обычно ос­ лабляет, обесценивая терапевта. В таком случае следует поделиться опасениями зависимости семьи при продолжении лечения, своей печалью по поводу предстоя­ щей разлуки и надеждой на интересную работу с новой семьей.

 

6.5. Структурная терапия

 

В соответствии со структурной моделью системной семейной терапии Сальва­ дора Минухина, сложившейся в 1970-х гг., семья выполняет свои функции с помо­ щью определенных механизмов: структуры семейных ролей, семейных подсистем и границ между ними.

Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда и в ка­ кой последовательности они должны делать, вступая в отношения друг с другом. Повторяющиеся взаимодействия устанавливают определенные «стандарты взаимо­ действий», а стандарты, в свою очередь, определяют, с кем и как вступать во взаи­ модействие.

Семейная подсистема {«холон») - это более дифференцированная совокупность семейных ролей, которая позволяет избирательно исполнять определенные семей­ ные функции. Член семьи может быть участником нескольких подсистем: родитель-

 

Психологическое... МоеСлово.ру                    157


ской, супружеской, детской, мужской или женской. Одновременное функционирова­ ние в нескольких подсистемах приводит к срыву механизмов адаптации.

Границы между подсистемами - это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные функции. В случае жестких границ обратная связь между подсистемами затруднена, при размытых границах стрессы, переживаемые в одних подсистемах, легко охватывают другие.

Терапия фокусирована на актуальном коммуникативном поведении. Ее целью является выявление взглядов членов семьи на реальную семейную ситуацию, изме­ нение коммуникативных стереотипов в расчете на перестройку всей системы внут­ рисемейных отношений. Психотерапевты осуществляют активный контроль над се­ мьей и руководят ее иерархической структурой. Постоянно составляется «план по­ ложения», «карта», в рамках которой определяются роль и властные полномочия каж­ дого члена семьи, границы подсистем (с учетом поколения, пола, интересов, функций), пути избегания конфликтов, формирование коалиций.

Структуру семьи описывают с помощью циркулярной модели Олсона (1993). При этом учитывают уровень сплоченности семьи (от разобщенного к запутанному) и сте­ пень ее гибкости (от ригидного, чрезмерно иерархизированного до хаотичного).

При исследовании семейной структуры С. Минухин (1974) рекомендует:

1. Обращать внимание на семейную структуру, излюбленные паттерны семейного взаимодействия и искать их альтернативы.

2. Оценивать гибкость системы и ее способность к совершенствованию, о чем позволяет судить перестройка существующих альянсов, коалиций и подсистем в ответ на изменение обстоятельств;

3. Исследовать резонанс семейной системы, ее чувствительность к действиям от­ дельных членов. На одном полюсе находится вмешивающееся поведение с чрез­ мерной чувствительностью к действиям отдельных членов и повышенной готов­ ностью активизировать механизмы поддержания гомеостаза. На другом полюсе находятся разобщенные семьи с чрезмерно низкой чувствительностью к дей­ ствиям отдельных членов и завышенным порогом активации механизмов под­ держания гомеостаза.

4.  Анализировать условия жизни семьи, определить источники поддержки и стресса. 5.  Оценивать успешность прохождения семьей текущего этапа жизненного цикла

и выполнение соответствующих этапу задач развития.

6. Исследовать способы использования симптомов идентифицированного паци­ ента для поддержания желательных семье паттернов взаимодействия.

 

Терапия преследует следующие цели:

- создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей;

- образование эффективной родительской коалиции, в которой родители под­ держивают друг друга при предъявлении требований к детям;

 

 

158                Психологическое... МоеСлово.ру


„ расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к обще­ нию вне семьи;

_ обособление супружеской субсистемы от первичных семей.

Для достижения указанных целей последовательно выполняются три задачи:

. терапевт присоединяется к семье в качестве ее лидера, оберегая в то же время автономию семьи;

2. терапевт исследует структуру семьи, наблюдая спонтанные взаимодействия ее членов и обсуждая с семьей проблемы правил, ролей и границ;

3. осуществляется трансформация семейной структуры за счет ее интерпретаций, побуждения к новым способам взаимодействия и их поощрения, а также путем демонстрации адаптивного стиля общения.

 

Вначале терапевт выделяет из членов семьи лидера, сублидера - «рупора се­ мьи», идентифицированного пациента. Затем присоединяется к семье, устанавли­ вая конструктивную дистанцию, синхронизируя с участниками дыхание, подражая их мимике и пантомимике, скорости и громкости речи, ее интонации, используя преди­ каты, отражающие доминирующую репрезентативную систему того или иного учас­ тника. Если в семье есть явный лидер, терапевт обращается к семье через него. Этот этап продолжается 1-2 сессии продолжительностью по 2 часа.

Присоединяясь к семье как к системе и к отдельным ее членам, психотерапевт использует в своей речи метафоры и идиомы семьи, с родителями говорит на языке ответственности, с детьми - на языке отстаивания прав; с общительной семьей он общителен, со сдержанной - сдержан. Используется также синхронизация дыхания и экспрессивности речи с членом семьи, заявляющим проблему, копирование поз, мимики и жестов участников беседы.

Входя во временный альянс с одной из семейных субсистем (родителями или детьми) терапевт отдает на какое-то время все свои силы, авторитет и власть дан­ ной группе или члену семьи. Укрепив эту субсистему, терапевт может осуществить альянс с другой субсистемой.

Когда терапевт присоединяется к субсистеме, укрепляются равноправные свя­ зи между ее членами и границы субсистемы внутри общей семейной системы.

Используются следующие приемы.

1. Сесть рядом с членами данной субсистемы и действовать вместе с ними.

2. Внимательно слушать членов данной субсистемы и способствовать тому, чтобы остальные тоже внимательно их слушали, признавали их право на самостоя­ тельные высказывания.

3. Показать членам субсистемы, как они используют свою власть неадекватно и тем самым достигают результата, противоположного желаемому.

4. Тренировать супругов в адекватном родительском поведении и предлагать им сразу же применять результаты этого тренинга во взаимодействии с ребенком.

5. Помочь членам субсистемы ясно определить свои собственные потребности и позиции и продемонстрировать это в откровенно напористой манере.

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                  159


6. Соотнести внутрисемейные роли и задачи с ясно очерченными границами внут­ ри семьи (распределить обязанности).

7. Освободить ребенка от псевдородительской роли или сдвинуть его с приятель­ ской позиции по отношению к родителям (попросить родителей делать то, что обычно делают дети).

8. Напомнить членам каждой из субсистем (в том числе прародителям) об их адек­ ватном месте в семейной системе и помочь им определить свое собственное семейное пространство, свои права, привилегии и обязанности в рамках каж­ дой из субсистем.

 

Присоединение к субсистеме помогает терапевту перераспределить власть в семье, разрушить треугольники, проявить больше гибкости для маневрирования внутри семейной системы, установить адекватные границы между субсистемами. При этом надо учитывать опасность неосознанно проидентифицироваться с одним или несколькими клиентами против других - «встать на сторону одной субсистемы», а также то, что именно так может воспринять присоединение к субсистеме семья.

Изменение психодинамической модели семейной терапии на системную требу­ ет от психотерапевта отказаться от роли директивного, принимающего и отстранен­ ного интерпретатора. Он переходит в роль директивного, эмпатийного и отстранен­ ного, но включенного в контекст семейных отношений в качестве одного из его эле­ ментов. Данный элемент имеет личностный и профессиональный ресурс и устанав­ ливает связи между другими элементами семейной системы путем инициатив, инструкций, исходя из требований психотерапевтического запроса.

Терапевт выполняет семь категорий реструктурирующих действий: актуализа­ цию семейных моделей взаимодействия, разметку границ, хкалацию стресса, по­ ручение заданий, использование симптомов, манипуляцию настроением, поддержку и обучение или руководство.

Терапевт подталкивает семью к определенным действиям, дает указания, при­ бегает к ролевой игре, по-разному рассаживает членов семьи. Это позволяет ему воочию наблюдать функционирование семейной структуры в различных условиях, а семье - осознавать и изменять свои реакции на внешние воздействия.

С. Минухин и Ч. Фишман (1998) описывают метод инсценировки, применяемый для наблюдения за семьей и поиска нового стиля ее существования: «Инсценировку можно рассматривать как танец, состоящий из трех фигур. В первой фигуре терапевт наблюдает спонтанные взаимодействия в семье и решает, какие дисфункциональные области следует выделить. Во второй фигуре терапевт создает сценарии, по которым члены семьи исполняют свой дисфункциональный танец в его присутствии. А в третьей фигуре терапевт предлагает альтернативные способы взаимодействия. Последняя фигура может обозначать перспективы и вселить в семью надежду».

Инициативы терапевта адресованы представителям разных подсистем семьи с целью активизации их деятельности и тем самым ослабления активности других под-

 

 

160                 Психологическое... МоеСлово.ру


систем. Психотерапевт создает эти условия для того, чтобы члены семьи устанавли­ вали такие внешние и внутренние границы, при которых был бы возможен свобод­ ный обмен энергией и информацией. Подобные действия терапевта вызывают в се­ мье сильные флюктуации, в результате которых семейная система пробует услож­ нять и дифференцировать свой опыт приспособительного поведения.

»
Структурные ходы терапевта перераспределяют членов семьи таким образом, чтобы поддержать нуждающиеся в этом субсистемы и укрепить границы между по­ колениями. Техника включает в себя следующее:

• изменять порядок, в котором члены семьи сидят на сессии - следует усадить вместе родителей и вместе детей;

видоизменять задания, чтобы подчеркивать различия в ответственности роди­ телей и детей;

практиковать встречи с родителями без детей для обсуждения вопросов, нахо­ дящихся исключительно в родительской компетенции;

• терапевт может попросить родителей разрешить проделать с детьми какое-то задание;

I • стимулировать развитие потребности в индивидуальном личностном простран­ стве - например, ввести в домашний обиход такие правила, чтобы иметь воз­ можность закрывать двери как в комнате у родителей, так и комнате детей;

• посоветовать родителям и детям проводить больше времени отдельно друг от друга;

I • подчеркивать руководящую роль родителей в семье, в воспитании детей;

• побуждать родителей обсуждать свои проблемы с друзьями и терапевтом и не втягивать в это детей;

• побуждать родителей к тому, чтобы они вели себя с детьми как взрослые, а не регрессировали, переживая фрустрацию, к детскому уровню;

•  помогать родителям передавать часть своей ответственности детям при достиже­ нии ими соответствующего возраста, когда они смогут отвечать за свои действия.

 

Техника способствует разрушению внутрисемейных альянсов, которые поддер­ живают дисфункциональность семейной системы, освобождает родителей от излиш­ ней вовлеченности в жизнь детей и детей - в жизнь родителей. Данная техника помо­ гает добиться единства между родителями и согласованности в их действиях. Она также может выявить и исправить псевдосогласие между родителями, когда они дела­ ют вид, что соглашаются друг с другом для того, чтобы избежать явных конфликтов.

С помощью инструкций и домашних заданий терапевт перекраивает внутрисег мейные границы, ослабляя слишком жесткие и укрепляя слабые. Так, он может ос­ вободить дочь от гиперконтроля матери и усилить роль отца, заблокировав общение дочери с отцом через мать. Если мать постоянно кричит на дочь, терапевт кричит еще громче, осуществляя эскалацию стресса и манипуляцию настроением, в ре­ зультате мать начинает вести себя мягче, а дочь пользуется большей автономией.

 

 

п-зозо                   Психологическое... МоеСлово.ру                   161


Примером использования симптома служит случай Минухина, когда он связал воровство мальчика с недостаточным вниманием родителей к нему. Мальчику была дана инструкция воровать у отца, что перенесло симптом в семью и мобилизовало родительские функции.

В ходе обучения семьи для усиления интенсивности воздействий применяют приемы, усиливающие аффективный компонент взаимодействия. В их число входят однообразное повторение воздействия, повторение воздействия в скрыто сходных ситуациях, изменение привычной длительности взаимодействия и привычной дис­ танции (физической и психической), а также отказ терапевта втягиваться во внутри­ семейные манипуляции.

Наиболее эффективными являются те же механизмы лечебного действия, что и в групповой терапии: эмоциональное сплочение и поддержка; отреагирование - при­ обретение навыков соответствующего адресования и проявления эмоций, особенно негативных; получение обратной связи от участников терапии и предоставление об­ ратной связи.

 

6.6. Стратегическая терапия

 

Джей Хейли, Клу Маданес, Пол Вацлавик и другие представители американской школы Пало-Альто (Калифорния) в 1950 - 70-х гг. разработали модель семейной терапии, в которой основное внимание уделяется четырем элементам: 1) симпто­ мам, 2) метафорам, 3) иерархии и 4) власти:

Патологические симптомы квалифицируются не в психиатрических рамках, а рассматриваются как проблемы, возникшие при переходе семьи от одной стадии жизненного цикла к другой. Проблема формулируется в коммуникативных терминах таким образом, чтобы она могла быть решена. Она рассматривается как способ, с помощью которого один член семьи передает сообщение другому и пытается опре­ деленным образом влиять на его отношение к себе. Таким образом, симптом служит метафорическим выражением коммуникативной проблемы, а изменение метафор и аналогий становится фокусом терапии.

Клу Маданес, 1999 определяет значение симптома следующим образом. Симп­ том может служить сообщением об одном внутреннем состоянии и одновременно -метафорой другого внутреннего состояния. Например, головная боль ребенка выра­ жает нечто большее, чем только одну разновидность боли. Симптом может служить сообщением о внутреннем состоянии субъекта, одновременно выступая аналогией или метафорой симптома или внутреннего состояния, переживаемого другим чело­ веком. Например, когда ребенок отказывается посещать школу, он выражает своим проблемным поведением не только собственный страх, но и страх матери. Его страх аналогичен материнскому - в известном роде оба переживания подобны между со­ бой. Кроме того, страх ребенка символизирует или репрезентирует страх матери, являясь по отношению к нему метафорой.

 

 

162                Психологическое... МоеСлово.ру


Взаимодействие между двумя членами семьи может быть и аналогическим, и метафорическим, воспроизводя и замещая собой взаимодействие в другой диаде данной семьи. Например, когда муж возвращается с работы домой, будучи явно чем-то обеспокоенным и расстроенным, то жена, скорее всего, постарается его под­ бодрить или успокоить, создав ему комфорт. Допустим, что в это время в семье заболевает ребенок. Отец, вернувшись с работы, постарается точно так же подбод­ рить и утешить своего маленького сына, как это ранее по отношению к нему делала жена. Включенность отца в состояние ребенка и его реальная помощь предупредили (по крайней мере на время болезни сына) то ставшее традицией взаимодействие с женой, в котором глава семьи выглядел таким беспомощным. Взаимодействие меж­ ду отцом и сыном послужило заменой взаимодействия между мужем и женой.

Система взаимодействия, возникшая вокруг симптома, которым страдает один из членов семьи, может являться метафорой системы взаимодействий, сформиро­ ванной на основе другой проблемной ситуации в семье, заменяя ее. Например, мать, отец, братья и сестры фокусируются на проблеме одного из детей аналогично тому, как они фокусировались на проблеме отца, существовавшей задолго до появления симптома у ребенка. Фокус на проблеме ребенка предотвращает взаимодействие, центром которого длительное время был отец.

Фокус взаимодействия в семье циклически варьируется: временами он концен­ трируется на симптоме ребенка, а иногда - на проблеме отца или супружеских труд­ ностях, но само взаимодействие остается по характеру одним и тем же, если иметь в виду его беспомощность и неконгруэнтность.

Терапевты данной школы охватывают в своей работе более широкий, чем сама семья, социальный круг. Например, терапевт может вступить в конфликт со школой, в которой обучается ребенок, идентифицированный семьей в качестве пациента, причем этот конфликт зачастую становится фокусом терапии. Большое внимание уделяется внутрисемейной иерархии. Межпоколенные коалиции блокируются; не рекомендуется объединение с субдоминантными членами семьи против ее лидеров. Родители часто избегают брать на себя ответственность за ребенка, при попыт­

ке терапевта установить адекватную иерархию семьи прибегают к следующим ма­ неврам:

A. один родитель отказывается брать на себя властные функции; Б. другой родитель не готов участвовать в терапии;

B. терапевту отказывают в праве рассматривать проблему иерархии в семье.

 

Нередко один из родителей чрезмерно опекает ребенка, образуя с ним коа­ лицию:

 

мать ребенок                   отец ребенок

                         или                            . отец                             мать

 

 

И *                                      Психологическое... МоеСлово.ру                    163


В семье с подобной коммуникацией могут быть следующие взаимодействия. 1. Мать чрезмерно опекает ребенка.

2. Ребенок капризничает, проявляя тот или иной симптом. 3.  Мать призывает на помощь отца.

4. Отец не может справиться с проблемой.

5. Мать критикует отца за его некомпетентность. 6. Отец самоустраняется.

7. Мать продолжает чрезмерно опекать ребенка, пока их отношения вновь не зай­ дут в тупик.

 

В семье, где главной является бабушка по материнской линии, относящаяся к дочери как к некомпетентной, коалиция может выглядеть: {бабушка + ребенок} мать. События здесь разворачиваются в такой последовательности.

1. Бабушка занята воспитанием ребенка и жалуется на безответственность ма­ тери.



2020-02-03 244 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 2 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 2 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.024 сек.)