Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 3 страница



2020-02-03 220 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




2. Мать самоустраняется, а бабушка продолжает воспитывать ребенка. 3. Ребенок плохо себя ведет.

4. Бабушка зовет на помощь мать, не хочет сама наказывать ребенка. 5. Мать пытается повлиять на ребенка.

6. Бабушка защищает ребенка и критикует мать за плохое обращение с ним.

7. Мать вновь самоустраняется, предоставляя бабушке и дальше заботиться о ребенке.

8. Ребенок продолжает плохо себя вести.

 

Задача терапевта - выявить стереотипную последовательность интеракций и событий и изменить их таким образом, чтобы выздоровление члена семьи не зави­ село от патологизирующих семейных взаимоотношений. Для решения этой задачи П. Вацлавик и др., 1974

1. определяют семейную проблему, подчеркивая, что это проблема всей семьи, а не ее представителя, обратившегося за помощью;

2. определяют, что сделала семья для преодоления проблемы, особенно выделяя, что не сработало в этом процессе;

3. устанавливают семейные цели с помощью самой семьи: то, что было бы хорошо для другой семьи, может не подойти для этой;

4. разрабатывают терапевтическое вмешательство, призванное разрушить при­ вычные стереотипы взаимодействия, которые и составляют проблему.

 

Большое значение придается четкой формулировке окончательной и промежу­ точных целей, формулируются объективные критерии, по которым можно будет су­ дить об их достижении. Ответственность за результат возлагается в первую очередь на терапевта, о чем заключается соответствующий договор с семьей.

 

164                  Психологическое... МоеСлово.ру


Тщательно планируются этапы терапевтического процесса с определением, на каких членов семьи, каким образом и на каком шагу терапии воздействовать, чтобы в заявленной проблеме пропала необходимость. Для каждого случая «изобретается» своя программа, которая по ходу терапии изменяется или заменяется новой. Интер­ венция может быть направлена на сближение или разъединение членов семьи, со­ здание новых проблем, решение которых часто вызывает изменения, нужные для решения заявленной проблемы. Технические приемы берутся из любых школ и ори­ ентации, если они могут оказаться полезными.

Широко применяются семейные дискуссии - обсуждение членами семьи широ­ кого круга проблем, касающихся жизни семьи и способов решения различных се­ мейных вопросов. На начальном этапе семейной терапии участие в семейной дис­ куссии помогает поколебать устоявшиеся представления участников дискуссии, за­ родить сомнения в очевидности, универсальности своих убеждений.

Далее формируется адекватное семейное представление о том или ином аспек­ те семейной жизни. При этом нередко выявляются ригидные неэффективные роли (пессимист, оптимист, теоретик, практик и т. д.), эгоцентризм и соперничество. В этих случаях вводятся специальные правила ведения дискуссии, которые обсужда­ ются семьей и закрепляются на последующих встречах:

 

- Цель дискуссии - не доказать свою правоту, а совместно найти истину.

- Прежде чем возражать, подумай, в чем может быть прав собеседник, и попро­ буй развить это.

- Цель дискуссии - не согласиться ради мира, а установить истину.

 

X. Перес описывает основные приемы, используемые семейными терапевтами при ведении семейной дискуссии: эффективное использование молчания, умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение (резюмирование), обобщение, экспликация (раскрытие) эмоциональных состояний членов семьи, конфронтация с определенным мнением или даже членом семьи.

Дж. Хейли приглашает на первую встречу всех членов семьи от 10 лет, чтобы точнее оценивать иерархию, включать в изменение взаимоотношений всех участни­ ков конфликта и контролировать возможные негативные последствия для кого-то из них. Для сосредоточения контроля в одних руках терапевт работает в одиночку. Встре­ ча состоит из пяти частей.

1. Ангажирование: вовлечение во взаимодействие всех участников, объяснение им их функций и функций терапевта в предстоящей работе.

2. Определение проблемы: обсуждение проблемы как касающейся всех.

3.  Взаимодействие: члены семьи обсуждают проблему между собой, а терапевт следит за открытостью дискуссии, чтобы раскрылись сила, контроль, иерархия.

4. Постановка конкретной цели работы (в поведенческих терминах).

5. Планирование следующей встречи и составление домашнего задания.

 

Психологическое... МоеСлово.ру                    165


В стратегической семейной терапии основную методическую роль играют тера­ певтические вмешательства - директивы, четко определяющие, что должны делать члены семьи как во время сессии, так и за ее рамками. Главное назначение дирек­ тив - изменение тех способов, посредством которых члены семьи устанавливают отношения друг с другом и с терапевтом. Кроме того, директивы позволяют узнать реакцию участников терапии на инструкцию. Директивы повышают включенность терапевта в жизнь семьи, вынуждают ее действовать, давая больше информации о структуре семьи и ускоряя процесс изменений.

Директивы направлены на то, чтобы воссоединить первоначально разобщенных членов семьи, содействовать согласию между ними и доброжелательному настрою, усилить позитивный взаимообмен, помочь семье выработать более эффективные правила, лучше соблюдать границы между поколениями, позволять больше автоно­ мии своим членам и поддерживать их в достижении индивидуальных целей.

Прежде чем давать директивы, терапевт должен мотивировать членов семьи, чтобы они захотели следовать его указаниям. Терапевт должен быть предельно точ­ ным в своих распоряжениях, чтобы они принесли именно тот эффект, на который были рассчитаны. Когда семье предписывается определенная программа действий вне сессии, проводится предварительная репетиция с одним из членов семьи.

Директивы могут быть простыми и сложными. Простые директивы применяют­ ся с целью изменения последовательности взаимодействий в семье, сложные учи­ тывают все многообразие семьи. Предписания порой касаются изменения места жительства, работы, организации досуга, ведения домашнего хозяйства, режима семьи, достаточно легко изменяемых привычек. Ф. Баркер делит директивы на:

A. указание членам семьи делать что-то; Б. делать нечто иначе, чем раньше;

B. не делать того, что они делали до этого.

 

Последний вид директив нередко требует напоминаний индивиду со стороны других членов семьи, а также системы наград и наказаний, которые помогли бы ему удержаться от нежелательных действий.

Кроме того, директивы делятся на прямые, рассчитанные на готовность семьи к согласию с терапевтом, и парадоксальные, построенные с учетом сопротивления семьи. Прямые директивы включают советы, разъяснения, предложения. Они ста­ вят своей целью содействие коммуникативной открытости в семье, инструктирова­ ние родителей о способах контроля над детьми, помощь в распределении нагрузок и привилегий среди домочадцев, установление дисциплинарных правил, регулирова­ ние секретности и обеспечение семьи необходимой информацией.

Парадоксальные директивы используют, когда имеется сопротивление терапии: выражено нежелание сотрудничать и неспособность к выполнению прямых заданий, отсутствует положительная реакция на любые вмешательства, налицо ссоры и пре­ рекания, взаимная дискредитация, сепарация и поляризация во взаимоотношениях членов семьи. Подробнее парадоксальные директивы описаны ниже.

 

166                 Психологическое... МоеСлово.ру


Дж. Браун и Д. Кристенсен (2001) приводят примеры прямых директив.

 

Женщине, которой трудно было начать самостоятельную жизнь отдельно от матери, предложили без предупреждения навестить свою мать и завести разговор с целью выз­ вать ее неодобрение.

«Отстраненного» отца попросили реагировать на все просьбы сына, в то время как жена будет читать книгу или играть в теннис.

«Отстраненному» отцу предложили заняться с дочерью чем-нибудь неинтересным для матери, чтобы уменьшить вероятность вмешательства жены.

Психосоматического ребенка попросили регистрировать время возникновения и про­ должительность болей в животе, затем передавать свои записи отцу, чтобы он сообщил информацию матери. В результате мать стала меньше опекать ребенка, а отец начал уделять ему больше внимания.

Конфликтующим между собой супругам предложили посетить ресторан, с которым у них были связаны приятные воспоминания в период ухаживания.

Матери, которая не работала и чрезмерно опекала сына, предложили устроиться на работу. Молодому неработающему мужчине, много времени проводящему дома, предложи­

ли 4 часа в день уделять поиску работы.

Недавно разведенной женщине посоветовали включиться в работу группы для разве­ денных.

Паре, которой трудно было отделиться от родителей, предложили во время сессии спланировать свой переезд и на следующей неделе посвятить в свои планы родителей. Родителям, которых беспокоило частое посещение дочерью развлекательного цент­

ра, посоветовали сходить туда «на разведку».

 

Чтобы облегчить семье выполнение прямых заданий, Хейли рекомендует внача­ ле обсудить все то, что она уже сделала для решения проблемы, и возможные нега­ тивные последствия для каждого члена семьи в случае, если проблему не удастся разрешить. Задания должны быть разумными и легко выполнимыми, соответствую­ щими уровню функционирования членов семьи и четко сформулированными. При необходимости следует опираться на свой опыт и авторитет.

Ниже приводится пример работы Клу Маданес с дисфункциональной семьей, иллюстрирующий не столько технику стратегической семейной терапии, сколько то, как в ней реализуется главный ресурс любой терапии - любовь.

 

Мать четверых детей - в прошлом наркоманка, а ныне религиозная фанатичка, жестко наказывала своих детей, семилетних братьев-близнецов с недержанием кала, который они рассовывали по щелям в стенах квартиры. Они мочились в окно, устраивали поджоги в доме, поджигали колыбель с младенцем, фургон на улице. Маданес посочувствовала мате­ ри, которой «достались» такие трудные дети, и выразила восхищение ее готовностью все­ гда объясняться с ними начистоту. Одновременно она оценила поведение детей как свое­ образную заботу о матери, которую настолько поглотили созданные ими проблемы, что ей самой уже не требовался надзор со стороны полиции. Когда мать расплакалась, Клу велела Роберту, более агрессивному близнецу, чтобы он крепко обнял и поцеловал мать, вытер ее

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                     167


слезы и пообещал позаботиться о ней. Мальчик повторил подсказку терапевта со всей нежностью, на которую был способен, и несколько минут не выпускал мать, обнимал, а она ласкала его. Психотерапевт сказала: «С этого момента ты станешь маминым помощ­

ником. Будешь отвечать за то, чтобы маме было легче жить. Скажи маме, что ты для нее сделаешь как ответственный?' Мальчик, очень смущаясь, проговорил: «Буду убирать». Психо­ терапевт сказала: «Скрепи обещание - обними, поцелуй ее, ведь теперь ты в ответе за порядок в доме». Мальчик исполнил. «А еще что-нибудь сделаешь как ответственное

лицо?» - спросила психотерапевт. «Буду хорошо вести себя в школе», - пообещал Роберт. «Скрепи обещание...» - сказала ему психотерапевт. Работа с семьей продолжалась 10 месяцев, но уже после этой первой встречи главные симптомы у детей исчезли, и мать больше не проявляла к ним жестокости (Р. Саймон, 1996).

 

 

6.7. Парадоксальная терапия

 

А. Адлер, один из первых применивший эту технику под названием «антинега­ тивной», присоединялся к негативной позиции пациента, а затем использовал техни­ ку реверсии (обращения). В. Франкл на этой основе разработал технику «парадок­ сальной интенции», когда симптом намеренно выпячивается, всячески подчеркивает­ ся и таким образом берется под сознательный контроль. Данную технику широко при­ меняли в работе с семьями М. Эриксон, Дж. Хейли, К. Маданес, П. Пэпп, М. Сельвини Палаццоли и мн. др.

Парадоксальная техника особенно эффективна, когда имеют дело с жесткими поведенческими образцами и высоким уровнем сопротивления. Терапевт, присое­ диняясь к симптоматическому поведению, уклоняется от борьбы за власть, семья же в этом случае становится ответственной за любые изменения, происходящие в ней. Парадоксальное предписание раскрывает скрытые правила функционирования се­ мейной системы.

Парадоксальные техники обладают многими преимуществами. С помощью по­ зитивного рефрейминга (переопределения значения) поведенческих паттернов уда­ ется создать более позитивный климат в семье. Эти техники позволяют терапевту полностью принять внутрисемейные паттерны и присоединиться к ним. Приняв су­ ществующие паттерны поведения и позволив семье продолжать их проявлять, тера­ певт уменьшает у членов семьи чувство вины и ставит себя в положение, отличное от всех других, советуя им прекратить это.

Рефрейминг смысла патологического поведенческого паттерна стимулирует как семью в целом, так и ее отдельных членов развивать новые перспективы. Предписа­ ние симптоматического поведения делает семью ответственной за собственное по­ ведение, стимулирует ее творчески относиться к жизни, а не проявлять беспомощ­ ность перед многочисленными жизненными трудностями.

Парадоксальные директивы используют неповиновение семьи и следуют логике сопротивления до тех пор, пока всех не охватит чувство абсурднхти и пресыщения.

Пэгги Пэпп использует три шага при построении парадоксальных предписаний:

 

168                  Психологическое... МоеСлово.ру


1. позитивно определить симптом как поведение, мотивированное стремлением поддержать семейную стабильность; доходчиво объяснить, какие выгоды при­ носит симптом;

2. предписать цикл взаимодействий, продуцирующих симптом; настаивать на про­ должении симптоматического поведения (выполнение задания теперь означает контроль терапевта над семьей, а семьи - над симптомом);

3. сдерживать семью, когда та начинает проявлять первые признаки изменения, ставя под сомнение готовность семьи отказаться от вторичной выгоды, прино­ симой симптомом.

 

Артур Хейли перечисляет важнейшие этапы использования парадоксальных ди­ ректив:

1. формирование терапевтических отношений; 2.   четкое определение проблемы;

3.  постановка целей; 4.  разработка плана;

5. дискредитация усилий по решению семейной проблемы; 6. использование парадоксальной директивы;

7. поощрение симптоматического поведения;

8. отрицание психотерапевтом своей роли в возникновении положительных изме­ нений и взятие на себя ответственности за неудачу.

 

Г. Моздиерч с сотрудниками разработали систему парадоксальных техник, цель которых:

а) нейтрализовать попытки клиентов контролировать терапевта и прочих значи­ мых других;

б) успокоить клиентов, стимулируя их рассматривать симптомы без опасения и продолжать их проявлять;

в) зарядить клиентов для новых действий - «двойная терапевтическая связь»: если клиент подчиняется предписаниям терапевта, то взаимодействует с ним, если противостоит им - объединяется с близкими.

Система состоит из 12 шагов.

1. Дать нейтральный ответ на возбужденную критику, когда собеседник ожидает от вас агрессии или защиты.

2. Разрешить клиентам поддерживать симптом как необходимую и желательную вещь.

3. Стимулировать клиентов к тому, чтобы отложить принятие решения по особо значимым проблемам и таким образом остаться жить в кризисной ситуации.

4. Запретить клиентам делать то, что они и так не делали для избежания неприят­ ностей.

5. Предсказать возвращение симптома.

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                      169


6. Подчеркнуть значение симптома, рассматривая его более серьезно, чем пред­ ставляет клиент в своих жалобах.

7. Защищать причину симптома для его поддержания.

8. Переопределить симптом с негативного на позитивный.

9. Предписать продолжение негативного поведения, но под контролем и при со­ трудничестве с терапевтом.

10. Стимулировать клиентов к тому, чтобы все больше проявлять свой симптом и делать это все изощреннее.

11. Рассматривать симптом как ценное качество, попросить клиента обучить симп­ тому терапевта.

12. Провоцировать клиента, связав его негативное поведение с поведением, кото­ рым он гордится: «как ОН может ТАК поступать?».

 

Дж. Браун и Д. Кристенсен (2001) описывают примеры парадоксальных заданий из своей практики.

 

Гордой своей независимостью матери-одиночке, препятствующей самостоятельнос­ ти своего сына, предложили делать для него еще больше, чтобы она не чувствовала себя одинокой.

Мальчи к а, к оторый ча с то за к атывал и с т е ри к и, попро с или про д олжать э то де лать, но лишь в определенной комнате и только после школы, когда он действительно ничем не был занят.

Жене, которая собиралась бросить мужа, но никак не могла это сделать, предложили остаться с мужем на том основании, что он нуждался в ее заботе.

Женщину, которая страдала депрессией, попросили ежедневно в течение часа си­ деть в одиночестве и предаваться унынию. Ей сказали, что управлять своим настроением можно лишь в том случае, если она научиться «включать» и «выключать» депрессию.

Су пр у ги, ск лонны е ча с то сс орить ся , д олжны б ыли про д олжать э то де лать, что б ы б оль ше общаться друг с другом.

Девушку-подростка, которой было трудно начать самостоятельную жизнь отдельно от матери, похвалили за то, что она жертвует собой, защищая мать от жестокой реаль­ ности.

Страдающую депрессией девушку попросили имитировать подавленность, при этом родителям надлежало поощрять наиболее яркие проявления ее депрессии.

Матери, которая постоянно беспокоилась о своем сыне, посоветовали ежедневно в течение часа сидеть в одиночестве и волноваться. В течение этого часа ничем другим заниматься было нельзя.

 

Парадоксальная модель Миланской школы Мары Сельвини Палаццоли была разработана в основном в 1970-х гг. Она близка к стратегической модели, поскольку придерживается тех же исходных терапевтических принципов: выдвижение терапев­ тических гипотез, принцип циркулярности, нейтральность, позитивное истолкова­ ние симптомов или проблем клиента и его семьи.

 

 

170                  Психологическое... МоеСлово.ру


Терапевтические гипотезы о неадаптивности взаимоотношений в семье, приво­ дящих к формированию симптомов болезни у идентифицированного пациента и о путях их устранения выдвигаются: а) ко-терапевтами на основании наблюдения за спонтанной семейной дискуссией и б) супервизорами, наблюдающими за работой терапевтов за односторонне прозрачным зеркалом. Большое значение придается данным, полученным перед первой встречей.

Уже во время телефонного звонка обращают внимание на тон голоса, требова­ ние всевозможной информации, манипулятивные попытки добиться назначения при­ ема на определенное время, заставить уговаривать себя о встрече. Информацию, полученную во время первого телефонного контакта, записывают в стандартную карту (М. Сельвини Палаццоли и др., 2002):

 

Лицо, давшее направление на терапию                                                                          

Дата звонка                                                                                                              

Ацрес семьи                                                                                                            

Имя, возраст, образование                                                                                           

Вероисповедание и профессия:                                                                                    

отца                                                                                                                        

матери                                                                                                         :                                                                    

детей (в порядке рождения)                                                                                               

Дата заключения брака                                                                                                  

Люди, проживающие с семьей; какое отношение они имеют к членам семьи                                  

Проблема                                                                                                                   

Кто звонил                                                                                                                 

Наблюдения                                                                                                                

Информация, полученная от того, кто направил пациента                                                       

 

Циркулярность понимается как в этиопатогенетическом смысле («принцип круго­ вой причинности» Андольфи), так и в практическом, когда члены семьи поочередно (по кругу) общаются через терапевта. При этом каждый член семьи получает возможность высказаться, а терапевтам удается сохранить контроль над ходом дискуссии. Нейт­ ральность и принятие характеризуют позицию психотерапевта по отношению ко всем членам семьи. Позитивное истолкование симптома основано на отношении к нему как к одному из способов адаптации, задачей терапии является поиск других способов.

В работе с семьей используется бригадный метод: с семьей работают несколь­ ко разнополых терапевтов, в то время как другие наблюдают за их работой из-за односторонне-прозрачного зеркала. Терапевтической бригаде легче сохранить ней­ тральность, выдвинуть новую гипотезу, поддержать каждого члена семьи. Опреде­ ленную роль играет также разделение ответственности, но еще большую - образец коллективного, системного подхода бригады к своей работе.

В определенный момент ко-терапевты уходят, чтобы обсудить то, что происхо­ дит на сессии, вместе с супервизорами. Затем они возвращаются, комментируют

 

 

Психологическое... МоеСлово.ру                      171


то, что было ранее, и ставят перед семьей определенную задачу. Семья уходит, а психотерапевты собираются для постсессионной дискуссии. Перед каждой последу­ ющей сессией бригада собирается вновь для обсуждения содержания предыдущей встречи с семьей и выдвижения новых терапевтических гипотез.

Домашние задания оформляются письменно и выдаются каждому члену семьи. Считается, что письменные задания труднее проигнорировать, чем устные. Их мож­ но прочесть несколько раз, что усиливает эффект. При выраженном сопротивлении семьи составляются парадоксальные записки, в которых терапевты признают свое поражение и силу семьи. В результате семья испытывает чувство превосходства и одновременно желание убедить терапевтов в ошибочности их пессимизма.

Предписания не объясняются и не обсуждаются, поэтому называются инвари­ антными. Часто применяется такое парадоксальное предписание родителям, не справ­ ляющимся с детьми: покинуть их на какое-то время, оставив записку типа «Вернем­ ся вечером (в понедельник, через неделю)». На недоуменные вопросы детей отве­ чать: «Это касается только нас двоих». Неожиданный ход в семейной игре останав­ ливает ее, а подростковое поведение родителей помогает враждующим сторонам найти взаимопонимание.

Большое значение придается укреплению власти родителей парадоксальными способами. М. Сельвини Палаццоли говорит:

 

«Я завожу секреты с родителями. Впервые в жизни у супругов - тайный союз с треть­ им лицом: никто не должен знать, о чем они говорят с психотерапевтом, куда идут, поче­ му делают то, что они делают. Получается, я поддерживаю родителей как главных в се­ мье. Лишь подразумевается, что на них лежит вина за семейное прошлое, но совершен­

но открыто их облекают ответственностью за будущее. А благодаря тетрадкам, в которые они заносят реакцию детей и всех домашних на инвариантное предписание им, я имею возможность глубже вникнуть в игру, ведущуюся в семье» (Р. Саймон, 1996).

 

Таким образом, благодаря новым секретам семья избавляется от власти «ске­ летов в шкафу».

В семьях детей, страдающих нервной анорексией, аутизмом, шизофренией, отношения построены на двойной связи, т. е. на парадоксах, когда одно предписа­ ние исключает другое. Например: «Только став подлинным родителем для меня, ты сможешь быть мне настоящей дочерью или сыном». Для лечения подобной семьи применяется метод контрпарадокса, который описан в книге М. Сельвини Палаццо­ ли и др. «Парадокс и контрпарадокс» (2002).

Благодаря уклонению от критической позиции терапевты входят в семейную систему как полноправные члены. Они одобряют наблюдаемое ими в семье поведе­ ние и в некоторых случаях даже предписывают его. При этом терапевты не выносят никаких суждений и не определяют, кто хорош и кто плох. Они проявляют интерес к отношениям родителей с их «широкими семьями», на что семья может реагировать тремя способами: либо лавиной информации, либо бесконечными тривиальностя-

 

172                   Психологическое... МоеСлово.ру


ми, либо демонстрацией застывших установок, избеганием, тупостью и амнезией. В любом случае постепенно проясняются конфликты с «широкими семьями» и суще­ ствующие внутри них группировки.

Каждый из родителей продолжает попытки вступить в коалицию с терапевтами с целью определить, наконец, что хорошо и что плохо в семейной системе. Терапев­ ты отвечают на этот маневр контрманевром, объявляя идентифицированного паци­ ента подлинным лидером в семье, благородным и великодушным, добровольно по­ жертвовавшим собой во имя того, что он считает благом для семьи либо для одного или нескольких ее членов. Таким образом, симптомы идентифицированного пациен­ та квалифицируются и одобряются как спонтанное поведение, вызванное его чутко­ стью и альтруизмом.

Родители, вступая в отношения с терапевтами, которые постепенно парентифи-цируются (заменяют родителей), немедленно начинают конкурировать не только между собой, но и с идентифицированным пациентом. Соответственно они все меньше говорят о собственных семьях, откуда вышли. Идентифицированный пациент пере­ ходит из позиции родителя по отношению к своим родителям в позицию их брата или сестры и начинает отказываться от своих симптомов. Каждый из родителей уси­ ливает свои попытки вступить в коалицию с терапевтами и завоевать их более бла­ гожелательное отношение. Терапевты отказываются отдавать предпочтение кому бы то ни было и оттого еще более парентифицируются.

Идентифицированный пациент уже не показывает выраженной симптоматики и начинает играть менее значительную роль - как на сеансах, так и в домашней жиз­ ни. Если в семье есть и другие дети, то часто в этот момент кто-то из братьев или сестер идентифицированного пациента тоже начинает демонстрировать болезнен­ ные симптомы. Терапевты одобряют это поведение, объясняя его чуткостью ребен­ ка к родителям, опасающимся окончания терапии.

Ни у одного из детей на сеансе не наблюдается симптоматического поведения. Однако родители в последней попытке побудить терапевта продолжать лечение уси­ ливают конкурентную борьбу между собой. Терапевты отказываются от родительс­ кой роли, которую они до того момента принимали, и парадоксально приписывают ее представителю или представителям младшего поколения.

Поскольку эффект парадоксальных предписаний усиливается с течением вре­ мени, сессии проводятся не чаще 1-2 раз в месяц, попытки семьи ускорить встречу оцениваются как сопротивление и пресекаются. Количество сессий ограничивается десятью по принципу «сейчас или никогда!».

 

М. Сельвини Палаццоли и др., 2002 описывают семью, в которой запрещено было проявлять негативные чувства друг к другу. Мать слишком заботилась о своей многочис­ ленной родне, дочь 22-х лет была эмоционально изолированной, а младшая дочь 15-ти лет очень завидовала красоте своей кузины, отказывалась от еды и пыталась покончить с собой. Семье был предписан следующий ритуал.

 

Психологическое... МоеСлово.ру                    173


В течение двух недель до следующего сеанса через день по вечерам после обеда семья должна была собираться при запертой входной двери. Все четверо членов семьи усаживаются вокруг обеденного стола, на котором не должно находиться ничего, кроме часов, поставленных в центре. Каждый член семьи, начиная со старшего, в течение 15 минут говорит о своих чувствах, впечатлениях и наблюдениях, касающихся поведения других членов клана. Если кому-то нечего сказать, он сохраняет молчание в течение тех же 15 минут, и вся семья в это время тоже должна молчать. Если кто-то говорит, все остальные слушают, воздерживаясь от любых комментариев, жестов и не прерывая гово­ рящего. Абсолютно запрещено продолжать дискуссии за пределами отведенного часа: все должно ограничиваться этими ритуально структурированными вечерними встреча­ ми. Что же касается отношений с другими членами клана, предписываются максималь­ ная вежливость и услужливость. Предписанный ритуал преследовал несколько целей:



2020-02-03 220 Обсуждений (0)
С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 3 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: С ИСТЕ М НА Я С ЕМЕЙНА Я Т Е РАПИ Я 3 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)