Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава1. Теоретические и методические основы повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
Глава1. Теоретические и методические основы повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические и методические основы повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста................................   8
1.1. Исследование проблемы повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………   8
1.2. Выявление возможностей моделирования для формирования знаний об объектах и явлениях природы ………………………………………………………. 1.3. Изучение педагогического опыта воспитателей дошкольных образовательных организаций по использованию моделирования как средства повышения качества экологического образования дошкольников……………… Выводы по первой главе…………………………………………………………..   19     31 36
Глава 2. Педагогические условия повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования……………………………………………………………………….. 2.1. Выявление и учет актуального уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………... 2.2. Реализация принципов: системности, последовательности и деятельности в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста ……………..     39   39   48
2.3. Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации……………………………………………………….. Выводы по второй главе…………………………………………………………….   55 61
Заключение…………………………………………………………………………… Список использованных источников……………………………………………... Приложения………………………………………………………………………….. Приложение 1. Анкета для воспитателей…………………………………………... Приложение 2. Общая диагностическая карта по группе «Познавательное развитие: расширение кругозора детей». Констатирующий этап эксперимента…………………………........................................................................... Приложение 3 Варианты модельного материала. Автор С.Н.Николаева………… Приложение 4. Конспекты занятий по экологии с использованием моделирования………………………………………………………………………… Приложение 5. Общая диагностическая карта по группе «Познавательное развитие: расширение кругозора детей». Контрольный этап эксперимента…………………………………………………………………………... 63 67 70 70     71 73   75     81

 

 

Введение

 

Формирование экологических знаний и экологической культуры сегодня приобретает актуальность, поскольку неграмотность населения в экологических вопросах пагубно, угрожающим образом влияет не только на природу, на флору и фауну окружающего нас мира, но и на интеллектуально-духовную жизнь каждого человека. Из-за экологической неграмотности, безответственного отношения к своим личным практическим действиям и поведению людей, мы имеем громадные потери материальных источников, столь необходимых для обеспечения нормальной жизни населения, теряем средства и опору для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и всего населения. Если этой работе не уделять достаточного внимания, у нас почти не остается шансов для создания хотя бы минимально необходимых условий морально-психологического, интеллектуального развития человечества [23].

В настоящее время, когда взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных и тревожных проблем, важной задачей общества является повышение качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Экологическое образование детей дошкольного возраста привлекало к себе внимание во все времена. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе «…источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли». К. Д. Ушинский был за то, чтобы «…вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития». Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического образования дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Формирование основ экологической культуры в дошкольном возрасте имеет под собой нормативные основания. Статья 7 проекта закона «Об экологической культуре» содержит следующие положения: «В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности – любовь к природе, нормы и правила поведения, начинает формироваться базовая система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру», «Родителям и работникам дошкольного образовательного учреждения следует воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде».

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В работе с дошкольниками по экологическому образованию нужно использовать различные методы обучения, в том числе и моделирование, так как оно является одним из главных и эффективных методов обучения и воспитания и способствует развитию у ребенка более обширных представлений о природе.

Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная способность (Л.А. Венгер, Р.И. Говорова, и др.), в других, как вид знаково-символической деятельности (Г.А. Глотова, С.А. Лебедева, и др.). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н.Н. Кондратьева, М.В. Крулехт, и др.). [18]

Исследования ученых - психологов (Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А), доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей дошкольного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом [10].

Проблема повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста решается не только в теории, но и в практике работы дошкольных образовательных организаций (ДОО). Воспитатели на страницах периодической печати и в сети интернет обмениваются опытом работы с детьми по экологическому воспитанию, по использованию ими различных методов и форм работы. Однако на практике значение моделирующей деятельности часто недооценивается, воспитатели очень редко используют модели при ознакомлении детей с природой, а моделирующей деятельностью с детьми практически не занимаются.

Изучение теории и педагогической практики позволило нам выявить следующее противоречие: между необходимостью повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования и недостаточной разработанностью педагогических условий решения данной проблемы.

Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия позволил обозначить проблему: каковы педагогические условия повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

На основании выявленного противоречия и поставленной проблемы была сформулирована тема исследования: «Моделирование как средство повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: выявление педагогических условий повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

Объект исследования: повышение качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия повышения качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

Гипотеза: повышение качества экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования будет, если:

- выявляется и учитывается актуальный уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста;

- реализуются принципы: системности, последовательности и деятельности при использовании моделирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста;

- создана развивающая предметно-пространственная среда в ДОО.  

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить возможности моделирования как средства повышения качества экологического образования.

3. Изучить педагогический опыт воспитателей дошкольных образовательных организаций по использованию моделирования как средства повышения экологического образования дошкольников.

Методы исследования:

- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, сравнения, обобщения);

- эмпирические (эксперимент, наблюдение, опрос);

- математической обработки данных исследования.

Практическая значимость нашего выпускного квалификационного исследования состоит в разработке конспектов экологических занятий с использованием моделирования, которые могут быть использованы воспитателями ДОО, родителями, студентами педагогического колледжа при организации работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования.

База для исследования. Наше исследование проведено на базе МБОУ № 29 «Детский сад комбинированного вида» с 26 января 2018 года по 22 февраля 2018 года. В исследовании приняли участие 10 дошкольников старшей возрастной группы.

 

 

Глава1. Теоретические и методические основы повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
Глава1. Теоретические и методические основы повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава1. Теоретические и методические основы повышения качества экологического образования детей дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)