Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выявление и учет актуального уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста



2020-02-03 247 Обсуждений (0)
Выявление и учет актуального уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Выявлять и учитывать актуальный уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста необходимо для того, чтобы грамотно организовать познавательное развитие детей данного возраста.

В связи с введением ФГОС ДО Институт мобильных образовательных систем (ИМОС) во главе с вице-президентом по дошкольному образованию Оксаной Скоролуповой на страницах журнала «Справочник заместителя директора школы» предлагает новый подход к педагогической диагностике познавательного развития детей дошкольного возраста. [9]

Новый подход к диагностике познавательного развития заключается в том, что в процессе педагогической диагностики воспитатели оценивают степень достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы во всех возрастных группах. Планируемые результаты познавательного развития учитывают целевые ориентиры, а также содержание образовательной деятельности и виды детской деятельности, приоритетные для данной образовательной области [10].

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает организацию педагогической работы по трем направлениям.

В рамках первого направления воспитатели формируют у дошкольников первичные представления о себе, других людях, об окружающем мире, отношениях объектов окружающего мира.

В рамках второго – представления об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира.

Задача третьего направления – становление у детей основ экологического сознания.

Планируемые результаты познавательного развития для старшей группы с учетом содержания образовательной области «Познавательное развитие» и целевых ориентиров представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Планируемые результаты познавательного развития для детей старшей группы

Дети имеют представления: О многообразии растений и животных, их потребностях (необходимых условиях их функционирования); уходе за растениями и животными; рукотворном мире, своем городе и стране; культуре быта.
Дети проявляют интерес: К познанию, обследованию объектов окружающего мира, характеристике их свойств и качеств; развивающим играм, занимательным и логическим задачам, видоизменениям (трансформации, трансфигурации) геометрических фигур.
Дети способны:  Задавать вопросы; с помощью воспитателей устанавливать причинно-следственные связи.
Дети владеют:  Обобщенными умениями наблюдения и экспериментирования; умениями совершать элементарные преобразования с объектами окружающего мира, получать представления об их свойствах и внешних связях.
Дети могут:  Рассматривать и обследовать объекты окружающего мира, инициативно организовать самостоятельную экспериментальную деятельность по исследованию свойств различных предметов и материалов; целенаправленно наблюдать за объектами окружающего мира; самостоятельно анализировать качества и свойства объектов окружающего мира (температура, степень твердости, степень гладкости поверхности, вес, фактура, материал, цвет, форма и т. п.): - использовать в продуктивных видах деятельности знание сенсорных эталонов и выделенных характеристик и свойств объектов окружающего мира; - использовать в познавательной, конструктивной, поисково-экспериментальной деятельности словарь терминов и понятий в сфере познания окружающего мира, сенсорики, РЭМП; - ориентироваться в правилах безопасного поведения в природе, стараются придерживаться их; - использовать в практической деятельности основные способы познания – сравнение, упорядочивание и группировка предметов по разным признакам, счет, измерение; - рассуждать, аргументировать свое мнение; - самостоятельно искать способы решения познавательных задач
Дети стремятся: Самостоятельно использовать освоенные им способы познания окружающего мира природы;  по собственной инициативе общаться с живыми существами, наблюдать за ними; проявлять творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности, придумывать новые варианты игр

 

Из таблицы видно, каких результатов в развитии могут достигнуть дошкольники на данном возрастном этапе.

Для того, чтобы доказать условия гипотезы, нами было организовано педагогическое исследование на базе МБОУ № 29 «Детский сад комбинированного вида», в исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста. Для выявления актуального уровня познавательного развития мы воспользовались диагностическим инструментарием, предложенным Институтом мобильных образовательных систем (ИМОС) во главе с вице-президентом по дошкольному образованию Оксаной Скоролуповой.

Для диагностики мы использовали низко формализованные методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и определяли достижения ребенка в сравнении с ним самим. Результаты диагностики фиксировали в диагностических картах.

Диагностические карты для старшей группы учитывали содержание образовательной области «Познавательное развитие» и планируемые результаты познавательного развития для детей 5–6 лет.

Диагностика кругозора дошкольников включала два раздела: «Ребенок и мир природы» и «Ребенок и мир людей». В процессе наблюдения мы оценивали, проявляет ли ребенок интерес к объектам и явлениям природы, владеет ли навыками безопасного поведения в природе, умеет ли наблюдать, делать выводы.

Мы так же оценивали представления дошкольников об окружающем мире, живой и неживой природе.

Мы не проводили диагностику как отдельное мероприятие, мы оценивали детей по отдельным показателям в процессе специально организованной образовательной деятельности: во время занятий, дидактических игр, наблюдений на прогулке, в процессе бесед и реализации образовательных проектов.

Общая по группе диагностическая карта «Познавательное развитие: расширение кругозора детей» представлена в приложении 2.

Сводные результаты по детям следующие: двое детей (20%) имеют высокий уровень познавательного развития.

Эти дети имеют представления: о многообразии растений и животных, их потребностях (необходимых условиях их функционирования); о уходе за растениями и животными.

Дети проявляют интерес: к познанию, обследованию объектов окружающего мира, характеристике их свойств и качеств; развивающим играм, занимательным и логическим задачам.

Дети способны: задавать вопросы; с помощью воспитателей устанавливать причинно-следственные связи.

Дети владеют: обобщенными умениями наблюдения и экспериментирования; умениями совершать элементарные преобразования с объектами окружающего мира, получать представления об их свойствах и внешних связях.

Дети могут: рассматривать и обследовать объекты окружающего мира, инициативно организовать самостоятельную экспериментальную деятельность по исследованию свойств различных предметов и материалов; целенаправленно наблюдать за объектами окружающего мира; самостоятельно анализировать качества и свойства объектов окружающего мира (температура, степень твердости, степень гладкости поверхности, вес, фактура, материал, цвет, форма и т. п.): использовать в продуктивных видах деятельности знание сенсорных эталонов и выделенных характеристик и свойств объектов окружающего мира; использовать в познавательной, конструктивной, поисково-экспериментальной деятельности словарь терминов и понятий в сфере познания окружающего мира, сенсорики, РЭМП; ориентироваться в правилах безопасного поведения в природе, стараются придерживаться их; использовать в практической деятельности основные способы познания – сравнение, упорядочивание и группировка предметов по разным признакам, счет, измерение; рассуждать, аргументировать свое мнение; самостоятельно искать способы решения познавательных задач.

Дети стремятся: самостоятельно использовать освоенные им способы познания окружающего мира природы; по собственной инициативе общаться с живыми существами, наблюдать за ними; проявлять творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности, придумывать новые варианты игр.

Четверо детей (60%) имеют средний уровень познавательного развития. Эти дети имеют представления: о многообразии растений и животных, их потребностях (необходимых условиях их функционирования); о уходе за растениями и животными, но могут рассказать об этом только с помощью небольших подсказок воспитателя и наводящих вопросов.

Дети только с подачи воспитателя проявляют интерес: к познанию, обследованию объектов окружающего мира, характеристике их свойств и качеств; развивающим играм, занимательным и логическим задачам.

Дети способны: благодаря примерам воспитателя, задавать вопросы; устанавливать причинно-следственные связи.

Дети владеют, с уточнениями воспитателя, обобщенными умениями наблюдения и экспериментирования; умениями совершать элементарные преобразования с объектами окружающего мира, получать представления об их свойствах и внешних связях.

Дети могут: рассматривать и обследовать объекты окружающего мира, с помощью воспитателя организовать самостоятельную экспериментальную деятельность по исследованию свойств различных предметов и материалов; наблюдать за объектами окружающего мира; с помощью воспитателя анализировать качества и свойства объектов окружающего мира (температура, степень твердости, степень гладкости поверхности, вес, фактура, материал, цвет, форма и т. п.): использовать в продуктивных видах деятельности знание сенсорных эталонов и выделенных характеристик и свойств объектов окружающего мира; с подсказками воспитателя использовать в познавательной, конструктивной, поисково-экспериментальной деятельности словарь терминов и понятий в сфере познания окружающего мира, сенсорики, РЭМП; ориентируются в правилах безопасного поведения в природе только с помощью воспитателя, стараются придерживаться их; не всегда могут использовать в практической деятельности основные способы познания – сравнение, упорядочивание и группировка предметов по разным признакам, счет, измерение; ошибаются в рассуждениях, аргументации своего мнения; не умеют самостоятельно искать способы решения познавательных задач.

Дети стремятся: с помощью воспитателя использовать освоенные им способы познания окружающего мира природы; по собственной инициативе мало общаются с живыми существами, наблюдать за ними не хотят; проявлять творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности, придумывать новые варианты игр могут только с помощью воспитателя.

И двое детей (20%) имеют низкий уровень познавательного развития. Эти дети не имеют представления: о многообразии растений и животных, их потребностях (необходимых условиях их функционирования); о уходе за растениями и животными.

Проявляют очень слабый интерес: к познанию, обследованию объектов окружающего мира, характеристике их свойств и качеств; развивающим играм, занимательным и логическим задачам.

Практически не способны: задавать вопросы; с помощью воспитателей устанавливать причинно-следственные связи.

Не владеют: обобщенными умениями наблюдения и экспериментирования; умениями совершать элементарные преобразования с объектами окружающего мира, получать представления об их свойствах и внешних связях.

Не могут: рассматривать и обследовать объекты окружающего мира, инициативно организовать самостоятельную экспериментальную деятельность по исследованию свойств различных предметов и материалов; целенаправленно наблюдать за объектами окружающего мира; самостоятельно анализировать качества и свойства объектов окружающего мира (температура, степень твердости, степень гладкости поверхности, вес, фактура, материал, цвет, форма и т. п.): использовать в продуктивных видах деятельности знание сенсорных эталонов и выделенных характеристик и свойств объектов окружающего мира; использовать в познавательной, конструктивной, поисково-экспериментальной деятельности словарь терминов и понятий в сфере познания окружающего мира, сенсорики, РЭМП; ориентироваться в правилах безопасного поведения в природе, стараются придерживаться их; использовать в практической деятельности основные способы познания – сравнение, упорядочивание и группировка предметов по разным признакам, счет, измерение; рассуждать, аргументировать свое мнение; самостоятельно искать способы решения познавательных задач.

Абсолютно не стремятся: самостоятельно использовать освоенные им способы познания окружающего мира природы; по собственной инициативе общаться с живыми существами, наблюдать за ними; проявлять творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности, придумывать новые варианты игр.

Сводные результаты диагностического исследования представлены на рисунке 1.

 

Рисунок.1. Результаты диагностического обследования. Констатирующий этап эксперимента.

Таким образом, новый подход к диагностике познавательного развития заключается в том, что в процессе педагогической диагностики воспитатели оценивают степень достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы во всех возрастных группах. Планируемые результаты познавательного развития учитывают целевые ориентиры, а также содержание образовательной деятельности и виды детской деятельности, приоритетные для данной образовательной области.

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает организацию педагогической работы по трем направлениям:

1. формирование у дошкольников первичных представлений о себе, других людях, об окружающем мире, отношениях объектов окружающего мира;

2. формирование представлений об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира;

3 становление у детей основ экологического сознания.

Выводы, сделанные по результатам диагностического обследования детей, говорят о том, что необходимо продолжать заниматься познавательным развитием детей, используя для этого различные методы, в том числе и метод моделирования.

 



2020-02-03 247 Обсуждений (0)
Выявление и учет актуального уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выявление и учет актуального уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)