Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации



2020-02-03 226 Обсуждений (0)
Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагоги-практики в своей работе уделяют особенное внимание обновлению предметно-пространственной среды ДОО.

При организации предметно – пространственной среды в ДОО важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. Так в старшем дошкольном возрасте у дошкольников проявляется потребность в игре со сверстниками, желание создавать свой мир игры. Кроме того, в предметно - пространственной среде педагог должен учитывать формирование психологических новообразований в разные годы жизни детей.

Важным условием является многофункциональность предметно - пространственной среды: во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно- пространственной среды должно периодически изменяться и обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка [1].

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей; максимальную реализацию образовательного потенциала пространства; построение вариативного развивающего образования; создание условия для ежедневной трудовой деятельности; открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка; создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья [5].

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

Для выполнения этой задачи в группе детей старшего дошкольного возраста развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной, включающей средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей дошкольного возраста, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональной, дающей возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

- доступной, обеспечивающей свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасной, где все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная среда их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

В группе, где проходило наше исследование, предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, все игровые зоны и центры располагались удобно, как для детей, так и для самих воспитателей. Педагоги данной группы стремятся создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Если говорить о экологизации предметно-пространственная среды, то в группе на подоконниках располагались различные растения, за которыми дети ухаживали в рамках трудовой деятельности; так же в группе находился аквариум с декоративными рыбками, за которыми дети так же сами ухаживали. На участке группы и на участках всего детского сада были развешаны кормушки для птиц, в которые каждые два дня дети под руководством воспитателя, насыпали корм для птиц.

В рамках исследования, мы так же взяли на себя ответственность по созданию условий, которые бы способствовали полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, а также помогали бы нам проверить условия нашей гипотезы.

Все изготовленные нами модели были удобно расположены в уголке природы. Дети имели возможность использовать их в своих играх, в самостоятельной познавательной деятельности.

Проведя повторную диагностику, используя тот же диагностический инструментарий, мы получили следующие результаты.

Так же, двое детей (20%) имеют высокий уровень познавательного развития. Эти дети имеют представления: о многообразии растений и животных, их потребностях, о уходе за растениями и животными; проявляют интерес: к познанию, обследованию объектов окружающего мира, характеристике их свойств и качеств; способны: задавать вопросы; с помощью воспитателей устанавливать причинно-следственные связи.

Владеют: обобщенными умениями наблюдения и экспериментирования; могут: рассматривать и обследовать объекты окружающего мира, инициативно организовать самостоятельную экспериментальную деятельность; целенаправленно наблюдать за объектами окружающего мира; самостоятельно анализировать качества и свойства объектов окружающего мира.

Теперь восемь детей (80%) имеют средний уровень познавательного развития. Они имеют представления: о многообразии растений и животных, их потребностях; о уходе за растениями и животными, но могут рассказать об этом только с помощью небольших подсказок воспитателя и наводящих вопросов. С подачи воспитателя проявляют интерес: к познанию, обследованию объектов окружающего мира, характеристике их свойств и качеств.

Способны: благодаря примерам воспитателя задавать вопросы; устанавливать причинно-следственные связи. Владеют, с уточнениями воспитателя, обобщенными умениями наблюдения и экспериментирования; умениями совершать элементарные преобразования с объектами окружающего мира, получать представления об их свойствах и внешних связях.

Данные результаты представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Результаты диагностического обследования. Контрольный этап эксперимента.

    На рисунке 3 представлены сравнительные результаты на начало и конец эксперимента.

Рисунок 3. Сравнительные результаты на начало и конец эксперимента.

 

Мы сделали следующий вывод: показатели некоторых детей улучшились. Дети стали более любознательными, стали уделять внимание вещам, на которые раньше и не обратили бы внимание, причиной данных изменений мы считаем проведенную нами работу: наблюдения на прогулке, работа с готовыми моделями, изготовление новых моделей, экологические занятия, экологические игры, беседы, использование наглядности.

Мы считаем, что у детей повысился интерес к природе. Дети стали приносить из дома различные энциклопедии о животных, растениях, которые мы вместе рассматривали и обсуждали.

Таким образом, результаты показывают, что применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем, дает ощутимые положительные результаты, а именно:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;

- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

- формирует цельное представление об экосистемах и временах года.

Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития старшего дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления.

 



2020-02-03 226 Обсуждений (0)
Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)