Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие о досуге детей



2020-02-04 261 Обсуждений (0)
Общее понятие о досуге детей 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной педагогике существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:

1) время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

2) свободное от работы, учебы время, используемое для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

3) часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления восстановления физического и психического здоровья.

Мотивом досуговой деятельности должна стать потребность личности в самом процессе этой деятельности. Цели и содержание данной деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня. Досуговая деятельность может носить социально полезный, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.

Функции детского досуга:

1) самореализация;

2) самореабилитация;

3) компенсаторная;

4) воспитательная;

5) просветительская;

6) рекреационно-оздоровительная;

7) терапевтическая.

Принципы педагогики досуга:

1) принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

2) принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал).

1.2. Структура, содержание и виды
досуговой деятельности детей в условиях ЛОДГ

В содержательном плане структура досуга в рамках работы летних оздоровительных досуговых групп (ЛОДГ) включает: общение; спортивно-оздоровительную деятельность; игры; отдых на природе; прогулки; интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие
в кружках, клубах и т. п.) и пассивного характера (посещение выставок, кинотеатров, просмотр телевизора, слушание музыки и т. п.); любительскую деятельность прикладного характера (фотодело, вязание, шитье
и т. п.); общественно активную деятельность (уборка прилегающей территории, трудовой десант в помощь пожилым людям и т. п.).

Досуговая деятельность в условиях работы летних оздоровительных групп отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Он опирается на принцип удовольствия, чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей, удовлетворяет личные интересы и притязания детей. Закон досуговой деятельности — сублимация, т. е. процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к «первичным» страстям детей
и постепенно переводить их в русло социально значимых.

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:

1) в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

2) досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

3) досуг предоставляет воспитанникам возможность саморазвиваться;

4) досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;

5) в досуге реализуются притязания в общении.

Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд групп.

Первая группа связана с функцией восстановления различных сил
ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).

Вторая — с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.).

Третья — с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т. д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (смотры, конкурсы, туристические походы школы и т. п.).

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка.

Досуг детей может быть:

1) пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным);

2) организованным (педагогически целесообразно используемое
свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);

3) контролируемым и неконтролируемым;

4) коллективным и индивидуальным;

5) подражательным и творческим;

6) опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

Список использованной литературы

1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации : учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М. : Аспект-Пресс, 2006.

2. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 «Соц. педагогика» / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. — М. : ВЛАДОС, 2005.

3. Титов, Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б. А. Титов. — СПб., 1996

4. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. — М. : Изд. центр «Академия», 2002.

2. Нормативные основы работы
летних оздоровительных досуговых групп



2020-02-04 261 Обсуждений (0)
Общее понятие о досуге детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее понятие о досуге детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)