Общее понятие о досуге детей
В современной педагогике существует несколько интерпретаций понятия «досуг»: 1) время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами; 2) свободное от работы, учебы время, используемое для удовлетворения личных потребностей и стремлений; 3) часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления восстановления физического и психического здоровья. Мотивом досуговой деятельности должна стать потребность личности в самом процессе этой деятельности. Цели и содержание данной деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня. Досуговая деятельность может носить социально полезный, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный. Функции детского досуга: 1) самореализация; 2) самореабилитация; 3) компенсаторная; 4) воспитательная; 5) просветительская; 6) рекреационно-оздоровительная; 7) терапевтическая. Принципы педагогики досуга: 1) принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней); 2) принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал). 1.2. Структура, содержание и виды В содержательном плане структура досуга в рамках работы летних оздоровительных досуговых групп (ЛОДГ) включает: общение; спортивно-оздоровительную деятельность; игры; отдых на природе; прогулки; интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие Досуговая деятельность в условиях работы летних оздоровительных групп отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Он опирается на принцип удовольствия, чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей, удовлетворяет личные интересы и притязания детей. Закон досуговой деятельности — сублимация, т. е. процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к «первичным» страстям детей Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга: 1) в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания; 2) досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости; 3) досуг предоставляет воспитанникам возможность саморазвиваться; 4) досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности; 5) в досуге реализуются притязания в общении. Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд групп. Первая группа связана с функцией восстановления различных сил Вторая — с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.). Третья — с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная). Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т. д.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (смотры, конкурсы, туристические походы школы и т. п.). Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка. Досуг детей может быть: 1) пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным); 2) организованным (педагогически целесообразно используемое 3) контролируемым и неконтролируемым; 4) коллективным и индивидуальным; 5) подражательным и творческим; 6) опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга). Список использованной литературы 1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации : учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М. : Аспект-Пресс, 2006. 2. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0314 «Соц. педагогика» / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. — М. : ВЛАДОС, 2005. 3. Титов, Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б. А. Титов. — СПб., 1996 4. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. — М. : Изд. центр «Академия», 2002. 2. Нормативные основы работы
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |