Степень гидролиза есть отношение числа молей соли, подвергшихся гидролизу к исходному числу молей соли в растворе.
1.50 где N* - число молекул, подвергшихся гидролизу; N – исходное число молекул соли. Для карбоната натрия (1.37) константа равновесия имеет вид: 1.51 Учитывая постоянство активности воды, 1.51 преобразуется к виду: 1.52. Это есть выражение для константы гидролиза карбоната натрия. Если его умножить и разделить на , то получим: 1.53. Таким образом, можно утверждать, что константа гидролиза по первой стадии связана с константой диссоциации слабого электролита по последней стадии. Однако, как можно показать, для соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой, эта взаимосвязь имеет вид: 1.54 где: KW –ионное произведение воды, К1 и К2 – константы диссоциации слабого основания и слабой кислоты, соответственно. Связь степени гидролиза и константы гидролиза, как легко показать, имеет вид аналогичный закону разбавления Оствальда: 1.55. При h«1 КГ ≈ h2∙C, и h ≈ √КГ/С. 1.56 Таким образом, при разбавлении раствора гидролиз усиливается. Если надо подавить гидролиз, то нужно или концентрировать раствор, или добавить соответствующий сильный электролит: кислоту для соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, и щелочь для соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой. С повышением температуры гидролиз усиливается за счет, в основном, усиления диссоциации воды. Пример 13. Напишите уравнения реакции гидролиза Cr(NO3)3. определите реакцию среды (по значению рН), напишите выражение для константы гидролиза и определите направление смещения равновесия при: разбавлении, добавление в систему ионов водорода, добавление в систему гидроксид-ионов, нагревании. РЕШЕНИЕ. Соль образована слабым основанием (Cr(OH)3 нерастворим) и сильной кислотой. Следовательно, гидролиз будет происходить по катиону и в ионном и молекулярном виде уравнения имеют вид: . . Выражение для константы гидролиза имеет вид: Поскольку при гидролизе образуется избыток ионов водорода, то реакция среды будет кислая (рН<7). Равновесие сместится вправо при разбавлении, нагревании и добавлении в систему ионов гидроксила. При добавлении в систему ионов водорода равновесие сместится влево. Пример 14. Определите значение рН 0,1 m раствора Na2CO3 . РЕШЕНИЕ. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой. Следовательно, гидролиз будет происходить по аниону, реакция среды будет щелочная (рН>7), и в ионном и молекулярном виде уравнения имеют вид: Определим значение константы гидролиза по выражению 1.53: . Далее определим степень гидролиза, воспользовавшись выражениями 1.55 и 1.56: . Тогда концентрация ионов гидроксила будет равна h·C = 4.6·10-3, а концентрация ионов водорода будет равна (см. выражение 1.25) 2,17·10-12 и рН = 11,66.
Амфотерность Амфотерными называются электролиты, дающие при диссоциации в воде в зависимости от условий ионы водорода (Н+) или гидроксила (ОН-). Примерами амфотерных электролитов могут служить как растворимые в воде (аминокислоты), так и нерастворимые (гидраты окислов некоторых элементов). Для аминокислот и некоторых других органических электролитов причиной амфотерности является наличие, по крайней мере, двух различных функциональных групп, одна из которых проявляет кислотные свойства, а другая - основные. Для гидратов окислов причина амфотерности другая. В их составе всегда можно выделить группировку: Э-О-Н, 1.57 где Э – элемент, О - кислород, Н – водород. В зависимости от соотношения энергий связи О-Н и О-Э, могут реализоваться три варианта: 1. энергия связи О –Н прочнее, чем для связи Э – О 2. энергия связи О –Н примерно такая же как и для связи Э –О 3. энергия связи О –Н слабее, чем для связи Э –О В первом случае гидрат окисла является основанием, в третьем – кислотой, а во втором проявляет амфотерные свойства. В начале любого периода всегда реализуется первый вариант, и все гидраты окислов являются типичными основаниями. В конце любого периода реализуется третий вариант, и все гидраты окислов являются типичными кислотами. Где-то ближе к середине периода ( в разных периодах это происходит по разному) реализуется второй вариант. Для второго периода это происходит уже у Ве, в третьем – у Al, в четвертом – у Zn, Ga и Ge, в пятом у In и Sn, в шестом у Pb. Однако существует и другая возможность, реализующаяся у переходных элементов. Для тех из них, которые могут реализовать несколько валентных состояний, в низших валентных состояниях реализуется первый вариант, а в высших, когда валентность элемента 5 и выше, реализуется третий вариант. В средних же валентных состояниях они проявляют амфотерные свойства. В первой вставной декаде амфотерные свойства проявляют Ti и V, в четырех валентном состоянии, Cr, в трех валентном состоянии, Mn, в четырех валентном состоянии. У элементов второй и третьей вставных декадах явного проявления амфотерных свойств не обнаружено. Соответственно этому амфотерные гидроксиды в кислой среде выступают в качестве оснований, а в щелочной – кислот. Однако взаимодействие амфотерного гидроксида со щелочью дает разные продукты в зависимости от того, проводится ли реакция в растворе или путем сплавления (в твердом виде). Формы получающихся продуктов (анионы) приведены в таблице 4 в общем виде. Табл. 4. Формы анионов амфотерных гидроксидов при взаимодействии со щелочами.
Пример 15. Напишите уравнения реакций взаимодействия Al(OH)3 с растворами H2SO4 и NaOH в молекулярной и ионной форме. РЕШЕНИЕ. Уравнения взаимодействия с серной кислотой имеют вид: Взаимодействие с NaOH протекает так:
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |