Требования к уровню освоения учебной дисциплины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» Специальность 050715 «Логопедия» Факультет коррекционной педагогики Составитель: Доцент, к.псх.н., Хомутская Е.Ю.
Самара, 2010
СОДЕРЖАНИЕ I РАЗДЕЛ 1. Выписка из стандарта 2. Пояснительная записка 3. Объем дисциплины и виды учебной работы 4. Учебно-тематический план дисциплины 5. Содержание разделов дисциплины 6.Методические указания для преподавателя 7.Методические указания для студента 8. Планы проведения семинарских занятий: - тема по порядку - вопросы для проверки знаний - задания для самостоятельной работы - список литературы 9.Образцы заданий для итоговой государственной аттестации 10.Контрольные работы (для заочного обучения) 11. Контрольно-измерительные материалы 12. Учебно-исследовательская работа 13. Вопросы к экзамену 14.Список основной литературы по дисциплине 15. Список дополнительной литературы II РАЗДЕЛ Рабочие программы
I РАЗДЕЛ Выписка из стандарта ДПП Ф.02 Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия) Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция. Пояснительная записка 2.1 Содержание курса Курс «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия)» предназначен для студентов 4-го курса (7 семестр) отделения логопедии и базируется на знании таких основополагающих разделов логопедии, как «Дислалия», «Ринолалия», «Дизартрия», «Алалия», а также дисциплин лингвистического (лингвистика, психолингвистика), психологического (возрастная, педагогическая психология, нейропсихология, психодиагностика), педагогического (общая, специальная педагогика), медико-биологического (анатомия, физиология, неврология, нейрофизиология) циклов. Курс «Нарушения письменной речи» является важным звеном подготовки логопедов. Это обусловлено тем, что данная проблема в настоящее время стала наиболее актуальной, так как именно дисграфия и дислексия приводят к стойким трудностям обучения, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации и отрицательно влияют на полноценное развитие личности учащихся младших классов. В процессе изучения курса студенты знакомятся с психофизиологическими механизмами письма и чтения, с условиями нормального формирования этих навыков, с причинами, вызывающими дисграфию и дислексию, а также с современными концепциями механизмов нарушений письменной речи. Рассматриваются вопросы классификации и симптоматики дисграфии и дислексии. Обращается внимание на проблему своевременного выявления нарушений письменной речи. Особое место в курсе отводится вопросам организации и проведения коррекционно-логопедической работы по предупреждению и преодолению различных форм дисграфии и дислексии, а также знакомству с существующими методиками устранения нарушений чтения и письма. Уделяется внимание специфике дисграфий и дислексий у детей с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью, с ОНР, с ФФН; а также методике коррекционной работы с этими категориями детей. Семинарские занятия направлены на закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков в плане методической подготовки студентов. Отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы. Знания и умения, полученные студентами в ходе изучения курса, закрепляются в ходе проведения логопедической практики на 4 курсе (8 семестр) на школьных логопунктах. Курс рассчитан на 38 часов лекционных и 38 часов лабораторных занятий. Экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы. Цели и задачи курса Цель дисциплины: сформировать представления студентов о письменной речи как сложной форме психической деятельности человека, о структуре дефекта при различных формах дисграфии, дислексии, о коррекционных стратегиях преодоления нарушений письменной речи. Задачи: Обучающие · дать представление о психологической, психофизиологической психолингвистической структуре процессов чтения и письма; · познакомить студентов с современными концепциями, отражающими взгляды на природу, механизмы, проявления дисграфии, дислексии; · дать представление о состоянии базисных составляющих письменной речи при ее нарушениях; · дать представление о критериях дифференциальной диагностики различных форм дисграфии, дислексии; · сформировать навыки ориентации в современных методиках преодоления нарушений письменной речи; Воспитательные · воспитание профессиональной культуры в организации и построении конструктивных взаимодействий в различных развивающих психолого-педагогических ситуациях; · развитие гуманистических ценностных ориентаций в ходе реализации профессиональной деятельности · формирование стремления к совершенствованию профессиональной компетентности; · воспитание профессионального интереса к научно-практической деятельности и творческого подхода к ее организации; Требования к уровню освоения учебной дисциплины Студенты должны знать: - этиологию, патогенез, симптоматику нарушений письменной речи; - классификацию основных формнарушений письма и чтения; - параметры разграничения дисграфии и дисорфографии; - основные принципы организации и содержание методик по преодолению нарушений письменной речи; - специфику коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии, дислексии у учащихся с ФФН, ОНР, ЗПР, интеллектуальной недостаточностью; - организацию и содержание деятельности логопеда на школьном логопункте. Студенты должны уметь: - проводить диагностику дисграфий, дислексий, квалифицировать ошибки в письме и при чтении, дифференцировать дисграфии, дислексии с временными трудностями на начальных этапах обучения грамоте, выявлять предрасположенность к нарушениям письменной речи у дошкольников; - определять основные направления, содержание, методы и приемы коррекционно-логопедической работы по преодолению различных форм дисграфии, дислексии с учетом механизмов нарушения; - самостоятельноосуществлять анализнаучной литературы по проблеме нарушений письменной речи. Студенты должны владеть навыками: - применения современных методов и средств логопедического воздействия, ориентированных на коррекцию нарушений письменной речи - проведения консультаций для детей с нарушениями письменной речи и их родителей; - осуществления дифференциальной диагностики различных форм дисграфии, дислексии.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (204)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |