Смысловые и историко-культурные границы. Что такое Западноевропейское средневековье?
Содержание Введение............................................................................................................................................................. 3 Раннее средневековье.............................................................................................................................. 6 Совсем раннее средневековье до империи Карла Великого............................... 6 Архитектура раннего средневековья 6-8 вв................................................................ 6 Живопись раннего средневековья 6-8 вв............................................................................ 8 Монументальная живопись Рима 6-9вв........................................................................... 8 Книжная миниатюра....................................................................................................................... 9 Каролингское возрождение........................................................................................................ 11 Каролингская архитектура.................................................................................................... 12 Каролингская монументальная живопись................................................................. 14 Каролингская книжная миниатюра................................................................................ 14 Становление зрелого средневековья (сер. 10 – сер. 11 вв)................................ 18 Оттоновское возрождение...................................................................................................... 18 Прочие памятники и влияния:............................................................................................ 20 Романский стиль....................................................................................................................................... 22 Романская скульптура.................................................................................................................... 22 Романская скульптура Франции........................................................................................ 22 Итальянское романское искусство (скульптура)................................................. 29 Испания (архитектура, скульптура)................................................................................ 30 Англия (архитектура)................................................................................................................. 31 Немецкая романская традиция (архитектура и пластика).......................... 32 Романская живопись 11-12 века............................................................................................. 33 Романская книжная миниатюра. 2я половина 11, 12 век................................... 37 Высокое средневековье. Готика................................................................................................... 39 Архитектура ранней и высокой готики............................................................................. 40 Ранняя готика. Сложение стиля......................................................................................... 40 Великие готические соборы................................................................................................. 43 Лучистая готика............................................................................................................................. 47 Готическая скульптура ранней и высокой готики................................................... 48 Франция................................................................................................................................................ 48 Германия.............................................................................................................................................. 54 Готическая архитектура после высокой готики....................................................... 56 Национальные школы ранней и высокой готики (архитектура)................. 58 Немецкая готика............................................................................................................................ 58 Англия..................................................................................................................................................... 59 Италия.................................................................................................................................................... 59 Средневековая готическая живопись 13 века............................................................. 59 Витражи................................................................................................................................................. 59 Живопись Италии 13й век...................................................................................................... 62 Книжная миниатюра 13го и 14го столетия.............................................................. 66 Архитектура Англии............................................................................................................................... 71 Романская архитектура Англии.............................................................................................. 71 Английская готика............................................................................................................................. 74 Ранняя готика................................................................................................................................... 74 Украшенная готика...................................................................................................................... 77 Перпендикулярная готика..................................................................................................... 77 Образ человека в скульптуре 14го столетия. Позднеготическая скульптура 78 Введение Смысловые и историко-культурные границы. Что такое Западноевропейское средневековье?
Способ производства (феодализм), производства и обмена (социальная концепция Блонделя?) Понятие возникает поздно. Eurum Medium 1453 г. Фабио Бьянта. Определение от отторжения: открытие Ренессанса. Такое отделение от прошлого было и раньше, например, Бернард Клевросский по отношению к временам патристики – мы видим дальше их, но мы карлики, стоящие на плечах гигантов. Это не просто отрыв Возрождения от предшествующей традиции, но и определение античности как «золотого века». Петрарка – Средние века - темные века, века невежества. Письма Петрарки (пер. Облипихина) – стариковские умудренные опытом размышления, которые представляют собой странное явление вокруг основной мысли: почему добродетельные поступки лучше недобродетельных. Петрарка упражняется в латыни, прогоняя мысль в разных склонениях, спряжениях…, чтобы показать, что он пользуется латинский язык. 12 век – тоже интерес к Возрождению. Но интерес скорее – образцы готовых конструкций для богословия. Оттуда же пошло некоторое количество терминов, прижившихся в истории искусств. Например, готический – происходящий от готы. Сложилось в 12 веке, когда последний гот исчез навсегда оставив перевод библии, археологические. Только в 15 веке термин перенесли с литературы (готская латынь) на архитектуру – Вазари: готика – немецкая манера (отсюда долгоиграющее заблуждение, что готику придумали немцы). Границы: конец античности – начало Ренессанса. Республика? Язычество (или уже принятие христианства в качестве государственной религии)? Формально 476 г. (Одоакр отсылает регалии Ромула Августа императору Зенону).
То же самое и по концу: Джотто – первый Ренессансный художник (13 век)? Это же самый расцвет готики. Overlap. Представление о Средневековья 16-18вв. 16в – самая большая проблема: Реформация. «Преступная католическая церковь все больше захватила все посты и всю власть в жизни Европы». Они отвергают церковное искусство - огромный пласт искусство падают в прошлое: где рамы от картин Рогира Ван Дер Вейдена, Ван Эйк, где нидерландская скульптура 16го века? Их сложно было спрятать и они все сгорели. Возникает новая протестантская культура. Из-за отсутствия церковной составляющей возникло замечательное голландское искусство 17 века, если бы не это не было бы Вермеера и Рембрандта. С 16го века начинается накопление отрицательного образа Средневековья: тьма невежества, резкое антинаучное движение, недостоверные святые и разного рода церковные обманы (индульгенции), инквизиция… Рабле. Инквизиция – позднее средневековье (если брать периодизацию Вазари – уже Возрождение). Можно вспомнить катар, но максимум – в 16м веке. Развитие точных наук: прекратили развиваться именно в 15 веке в эпоху гуманистических дискурсов о достоинстве человека, возникают заново во времена Декарта. Святые: контрреформация – новые ордена, новые святые (Игнатий Лойола и т.д.). Были специальные заседания, где «десакрализовали» некоторых святых.
После: посткартезианские идеалистические заходы, иудейско-испанская антихристианская реакция, философские либертинские течения… Одновременно есть и монашеские ордена, восстанавливающие разрушенные протестантами памятники… Вольтер «Раздавите гадину» - за это в 17м веке ему было бы не так просто. Он подсчитал сколько людей погибли в христианских войнах и представил христианству счет. Он был расистом (сам занимался работарговлей: вкладывал деньги в продажу рабов с Мартиники), радикальным антисемитом и антихристианином. При этом он был любимым гостем и званным персонажем во всех салонах. Паскаль – одна из ведущих фигур 17го столетия, в 18м столетии таких фигур уже нет: Граф Калиостро, Казанова, граф Сен-Жермен. Как отличаются портреты Рембрандта от портретов Нотье и Левицкого.
И тогда грянул гром- произошла Великая Французская Революция. Французская культура окончательно рвет со средневековьем. Десакрализация. Начинается в Англии при Генрихе 8, когда продаются целые аббатства.
Можно сказать, что у них это до конца не получилось. После революции видим мгновенную вспышку: романтический восторг перед средневековьем. 1802г «Гений христианства», Навалис, Гетте (статья о Страсбургском соборе), Вандея ?. Вместе с восстановлением монархии, появились национальные движения за поиски национальной идентификации: Проспер Мериме (инспектор национальных памятников Франции), общества собирателей рукописей, любителей древностей. Т.е. существовала и не была убита средневековая культура - Робеспьер похоронен в одной могиле с 15ю монахинями. Страны раньше испытавшие революционный удар, раньше и опомнились. В Англии уже в 17 веке было много руин аббатств – стали изучать. Французы – в 40-50ее 19в. Причем эти движения не всегда имели католическую направленность: Жан Мануэль Ледю? Потом возникает то, что будет потом наукой.
Сперва начинается развитие литературы. Начинаются переводить и публиковать латинские рукописи. Потом в этих рукописях видят иллюстрации. Но не было пока инструмента. Именно в это время средневековье стало романтически притягательным: Вальтер Скотт, «Князь Серебряный» Толстого.
Как история искусств стала занимать свое место: Эмиль Маль. Ехал изучать древности Афин, (45:05) по дороге заехал в испанскую капеллу в Италии. И понял, что не нужно изучать античные древности, есть свои собственные, совершенно не изученные. 18 век: головы на портале Нотр-Дам: снесли т.к. считали, что это французские короли, а не библейские цари. Такой уровень знания собственных древностей. Неотомизм, русский религиозный ренессанс (Флоренский и Бердяев). Есть ли средние века? Если это не яма, то гора? Концепция долгого средневековья – получается, что вся история Европы – это одно средневековье. Льюис: «В исторический Ренессанс я верю очень слабо». Бердяев «Новое средневековье»: губительность гуманизма из-за его антихристианской направленности, разрушает его эллинско-иудейскую основу и разрушает саму себя.
Что было в начале средневековья?
1) Средние века – это только те культуры, где была Античность, где был разрыв. 2) Смена этноса. Это новые народы. Варварские солдатские императора и окончательное завершение во второе поколения эпохи великого переселения народа. Теодорих (первое поколение) – пишут на хорошем латинском, имеют близкий к римский придворный церемониал. Лангобарды (второе поколение) сметают уже не античность, а предыдущих варваров). Византия возвращается к своим греческим основам (греческий язык меняет латинский). 3) Третий элемент – ислам. Три пост-античных цивилизаций на античных землях: Византия (поэтому и не было Ренессанса как такового, т.к. они так Античность не теряли), Западная Европа, ислам. К 7му веку – это уже в известной степени три независимые культуры.
550 г. Аттила выгоняет всех жителей из Рима, считая, что можно основать город, а можно закрыть. Вышло 50 тыс. человек, а было 1.5 млн. С этого начинает западный мир. Византия начинает с противоположного. А третья культура переживает быстрый и небывалый расцвет. Превращается из кочевников с довольно сомнительными текстами в рафинированную культуры с великолепными переводами античной научной литературы (философия и наука, но почти не интересовались историей и христианством).
Запад начинает с самого заброшенного, вялого, жуткого состояния: рваный мир, где нет единого порядка правления, много маленьких враждующих друг с другом властей, не имеющий, но настаивающий на своем влиянии папский Рим.
А что оставило средневековье после себя? Конечная точка. 1) Искусство. Последние испанские готические соборы продолжались строится еще в 17 веке. Что является образцом для человека 17го века – еще в большей мере библейские образы. Культуры разделяются, но обе существуют. У Вольтера образец уже однозначно античность. 2) смена парадигмы: наука начинает замещать то, на что раньше отвечала философия, в т.ч. религиозная. 3) эпоха географических открытий. География Европы – это уже и новые территории. Сложившаяся карта Европы с национальными государствами, народами и языками. Окончательная фиксация – 16й век. Из ямы Европа становится сердцевиной. Спорные вопросы разделения государства Карла Великого - окончательное решение WWII.
Историческая антропология – как изменялось понимание человека.
Раннее средневековье 6 в – 11 в
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |