Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ранняя готика. Сложение стиля



2020-02-04 270 Обсуждений (0)
Ранняя готика. Сложение стиля 0.00 из 5.00 0 оценок




Начальная точка. Середина 12го столетия. Франция. Не эволюционное развитие, а сознательная реформа, сделанная одним человеком.

Базилика Сен-Дени. Восточный новый хор. Каролингский неф не снесли, т.к. там покоятся св. Дионисия Французского, т.к. отождествлялся с Дионисием Ареопагитом – они считали, что имеют мощи равноапостольного святого. Там же погребены некоторые государи/императоры каролингских государств. Хоругвь св. Дионисия является флагом французских воинов: клич французских воинов: «сен-дени мон жуа».

Сейчас в жутковатом арабском районе северного Парижа (времена Сида и реконкисты прошли и некому больше вернуть христианство на свои места).

Аббат Суггерий Сен-Денийский (1081-1151). Когда король отправляется в крестовые походы, Суггерий является регентом Франции. Он являет собой одну из важнейших фигур в королевском домене.

Техническая суть изобретения (1140-1144):

· Разделители между колонн сняты, вместо одного ряда колонн – два свободно стоящих, вместо ряда капелл – нечто вроде гибкой стены, которая позволяет все обозреть. Единая зальная цельность венца капелл. Идея происходила из создания большой и многосоставной витражной композиции, которые должны дать большую программу от Древа Иесеева до деяний Карла Великого. Т.о. реформа связана с книжным голодом, что приводит к все более удлиняющимся визуальным рядом.

· Как это сделать? Нервюрный свод (19:00 - уже видели в Даремском соборе другие прообразы). Сочинение Суггерия на освящение церкви – много обсуждает о витражах и довольно мало о технике. Пришлось взять лучший камень (не из обычных французских каменоломней, а более плотный привозной), т.к. нервюры предполагают большую нагрузку на единицу поверхности.Свободно стоящим колоннам в апсиде самое место – там стоит крупный ряд колонн и в романике. Нервюрный свод распределяет нагрузку по силовым линиям (сперва по кружалам выкладываются нервюры, а потом выводится свод). Эта технология передает нагрузку вовне.

· Массивные столбы между капеллами. В дальнейшем этот контрфорс будет иметь тенденцию выступать за пределы стены, превращаясь в автономные конструкции. Капеллы встроенные между контрфорсами. Эта внешняя конструкция становятся все более и более важной.

· Суггерий построил только нижний ярус и витражи, как он планировал сделать верх, клеристорий. Предполагал ли он введение аркбутанов? Может он предполагал как-то облегчить окно. Полностью система рождается уже в конце 12го столетия.

Образная суть изобретения:

· Первоначальная цель – освобождение стены. Главное качество – прозрачность. Отсюда идея снятия массы, как физической (окно), так и в восприятии (оптически).

· С романики – привыкли к безупречному порядку - каждая арка должна покоится на колонке. Введение нервюр увеличило количество колонн. Отсюда большое количество очень тонких, линейных по существу вертикалей. Отсюда второе свойство – дематериализация. В романике масса упорядочивается, подчиняется логике, но не снимается (например, Клюни, который строится как раз в это время, снятие массы – не идея, а иногда результат более сложно выстроенной иерархии).

Латинская культура допереводит до конца трактаты Дионисия Псевдо-Ареопагита – торжество весьма изысканного христианского неоплатонизма. В Сен-Дени (где считалось, что хранились мощи Дионисия) были и эти тексты и комментарии к ним Максима Исповедника. Считается, что эти принципы повлияли на светоносность византийской архитектуры (снисхождения с уровня на уровень света) – т.е. св. София это реализация этого принципа. Готика тоже исходит из этого же текста и тоже принципиальное значение придает светоносности.

А по факту – пока не все так получается – ложные окна (которые были даже разлинованы как будто это были бы витражи). Контрфорсы (с точки зрения логики – это последнее место, где могут быть окна). В розе, которая обрамляется розетки-как бы окна. Мечта о создании прозрачной стены.

Дальше целый ряд памятников, повторяющих памятник Суггерия. Появляется некоторая архитектурная мода.

Собор в Сансе (строился еще в романику). Окна 2го яруса – точная цитата Сент-Дени. Малые нефы (до суггериевских новшеств): крупные колонные, но свод уже с нервюрами (колонки под них еще не поставили). Проблема 12го века – проблема верха: как вытянуть большие нефы. Клеристории расширены в 13 веке за счет добавления аркбутанов. Свод – шестичастные крестовые своды романского типа. Суггериевскую архитектуру нельзя надеть на большую форму. Большие парные ордера промежуточных колонн Санса: над ними – тонкий орден (выглядит абсурдно, но если тянуть большой – будет еще тяжеловеснее, чем в романике). Начинается путаница, трифорий – романская подслеповатость, т.к. стену очень страшно облегчить. Большие соборы еще не готовы.

 

Аббатство Сен Жермен (было уничтожено, часть библиотеки досталась русскому послу Дубровскому). Небольшой. Появляются стрельчатые арки. Стена совсем вынута, трифорий совсем арахичный, огромные окна клеристория – в большом соборе не получится, он рухнет. Т.е. в малых соборах следовать суггериевским принципам легче.

Итак готика 12го века – это никакой еще не полет. Пока что готика это артикуляци прозрачности и дематериализация. И попытка справится с уровнем несогласовнасти, которая противопостоит логической иерархии, ставшей обязательной в романской архитектуре.

Санлис. Главное требование Суггерий – единое пространство хора в больших соборах не получается. Сан Лис – мелкие колонки, но меньшие окна. Нуайон – довольно крупные отдельные капеллы. Время любопытных решений и странноватых, а иногда замечательных решений.

Нуайон – достигнуто остекление всех трех окон внизу, снята масса стены, но увеличиваются контрфорсы: фасад превращается в разделенные на три коридора массы. Внутри – просыпается уже вертикализм. Есть чередование ордеров и сечение уже более единообразно. Стена Нуайона – даже не стрельчатая арка (здесь она круглая, полуциркульная), но вынутая, пустотная стена и достаточно тяжелостопная разгрузочная система аркбутанов. Окна – действительная глубина очень большая, но ее глубина спрятана в кармане (внешняя арочка). Стена – это мембрана, повешенная занавесочка (и ширма и тонкие колоночки, перспективные откосы, замаскированные тонким столбиком). Стена трансепта – самая чудесная: есть аркада (2й ярус, а не третий как в романском трифории), Перед настоящей стеной стоит тонкая занавеска из различных колонн – мембранная конструкция – некое подобие зонтичного свода с распалубками, а в нижней части маскирует толщину стены – тонкие накладные арочки. Возможно что-то похожее предполагалось в верхних ярусах суггериевской постройки. Симуляция более абстрагированной дематериализации. Чем больше уровней порядка, тем больше эта мера совпадения с Божественным порядком (temperantia) – но разные уровни могут иногда не совпадать. Это сильно видно в нефе (ордерная сетка иногда может не совпадать с размером здания: как костюм не по размеру: форма раздувается, а система ее логического подчинения не изменяется – это четырехъярусная готика).

Суассонский собор – пустотность, многосветность – то, что вдохновляло мастеров. Ведь они уже поехали в Византию, видели.

Ланский собор. Следующее движение в сторону гигантизма. Последний собор четырехъярусной системы. Но еще четырехъярусная готика. Момент, когда технических процесс поставлен во главу угла. Вертикаль все время развивается. Это история осуществления каролингской мечты. Они в свое время поразили Европу своей многобашенностью (7 башен в Сен Реьке), иерархической многосоставностью. Лан –первый 9ти башенный: по 3 на зап фасаде (?), одна большая и еще 2 небольшие в средокрестии. Чего-чего, а легким эту конструкцию назвать нельзя. Контрфорсы прячутся в арках между порталами – к ним ведут такие туннели.

Внутри он не только высокий, но и широкий. Первый из соборов, который производит впечатление всеобъемлющей пустотности. Невысокие маленькие нефы, выглядят как дворики или галереи. Большая башня в средокрестии – создают выше еще на один уровень – на совершенно недостижимой высоте. Что же делать с декорацией в таком масштабе?

Все формы становятся огромными. Своды – шетичастные, но по стене это понять нелегко, т.к. пробивается все более настоятельно требование оптической унификции. Идея единого зала Сен-Дени. Чередование опор можно проследить по постаментам и капителям (более тяжелые места – квадратные: приходится 5 колонок и нервюр, более легкие – восьмигранные: приходится 3 колонки и нервюры). По сравнению с Сансом очень сильно просветилась система. Они вернулись к галереям второго яруса (а не трифориям) – дополнительная разгрузка основного свода. Новая тема – внизу масса и тяжесть, вверху тонкостенность и другой мир.

Первый раз в средокрестии краевые колонны держат арки, три средних выстреливают наверх – обещание другой реальности, другого мира, когда готика действительно полетит наверх и будет развиваться с самого начала от самого пола до самого верха.

Почти полное соответствие модульного и ярусного деления. Т.к. модульное встроилось в ярусное, оно исчезает, в Нотр-Дам де Пари его вообще не будет.

Самая большая проблема – ярус верхнего окна. Структурированная красивая вещь, обладающая чудесной ребристой поверхностью – она очень тяжелая, и это нужно где-то гасить. Разные решения:

· Лан: галерея второго яруса плюс внешний аркбутан. Проблема – одна точка распора – то место, которое вышибает, так же как и нижняя часть этого арки-аркбутана.

· Реймс – две арки: верхний - точка давление крыши, нижний – изнутри идущее давление пяты свода. Кроме того два контрфорса. Образуется двухступенчатая конструкция. В Реймсе – еще не очень красиво – с уступом. В Бове – чуть запутались – 3 яруса аркбутана.

· Амьен – структурно улучшенная редакция Реймса. Большой аркбутан верхняя часть гасит распор крыши, нижний – свода – внутри заполнили прозрачной архитектурой.

· Шартр – тоже двухярусные, но один из этого яруса – двойной (верхняя и нижняя арка).



2020-02-04 270 Обсуждений (0)
Ранняя готика. Сложение стиля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ранняя готика. Сложение стиля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)