Каролингская книжная миниатюра
Сохранилась лучше всего. · Копийные иллюстрации, относящиеся к календарю 354г., там были персонификации месяцев, где возникли еще раз боги (Марс, Янус). Но у этого не будет продолжения. · Возможно, пробежала иллюстрации к трагедии и комедии, т.к. позже в Англии возникли иллюстрации к Теренцию, восходящая, скорее всего, к копии каролингской эпохи. Евангелие Годескалька 781-783. Godeskalc. Первый памятник. 6 иллюстраций. Вальцман (портрет реального автора и индивидуальных авторов). С сайта парижской национальной библиотеки. Компиляция из разных источников: · Глаза – сирийская традиция. Глуховатый колорит. · Стена небесного Иерусалима – по стену и обработке напоминает серебро. Скопировано с парадного серебряного оклада. · Деревца на заднем плане, лев и бык – поздняя античность. · Орнаменты – аппликация: есть византийские (шары с пересекающими их линиями), есть плетенки островного типа. Западные особенности: · Западного мастера всегда сносит на орнамент (складки) · Истории копирования на Западе – история ошибок. Здесь их мало: кайма похожая на рустовку, складки (видим швы склейки). Есть и совсем другие композиции: страница «Источник жизни». Есть остатки ордера (восьми-колонный киворий – символика исполнения полноты мира). Совершенно фантастические – милый одноглазый антилоп. Получается весьма симпатичный и трогательный лубок. Но великолепный текст – золото на пурпуре с различными рамками (нортумбрийско-ирландский мир).
Комплекс Евангелий аббатисы Ады. 800-814г. Евангелие сен Медард из Суассона. Такое ощущение, что появилось большое количество новых источников. · Стена Иерусалима – стена античного театра, не без стилизаций. · Наверху Агнец, 24 старца, 4 символа Евангелистов. Евангелисты – столпы Церкви (над коринфскими столпами). В Византии – Евангелисты на парусах на 4мя опорными столпами. Ощущение ребуса, криптограммы. Ощущение, что перед нами не образ, а сложносочиненная конструкция, которую надо разгадывать. Так будет думать Запад. Похоже было уже в стихах Рабана Мавра. · Складывается удобный каролингский шрифт. · Знакомая иконография – «Источник жизни». Но здесь уже олени вплоть до зоологического атласа. Есть античный источник зоологического атласа 6го века (птицы в квадратиках). Здесь вся чудесная буколическая мелочь. Главный вопрос: это точная копия или компиляция нескольких античных источников? Камеи (на окладе Евангелия Лотаря) – в центре Креста (они здесь не случайно). Чудесная экседра, которая могла дать честь любому античному памятнику, на котором появляются три голубя (Троица символом, а не образом – иконоборческие тенденции). Мастер полностью брезгует островными плетенками, только античные реминисценции. До 13 века, начала готического натурализма, никто так больше изображать не будет. · Таблица канонов: символы Евангелистов. Персонажи ведут себя чудесно: лев держит книгу нараспашку (нагловатое западное простодушие). Внутрь резного камешка вставили Благовещание. Чудесные капители: даже есть с правильными античными атлантами. Есть колонны совсем витиеватые. Но нужно сказать, что витые колонки были свойственны Византии. Два экспрессивных ангела несут сферу с безбородым Христом с крестом через плече (архиепископская капелла в Равенне, изначально атлет с копьем – Ефрем Сирин: «вся доблесть вашего мира перешла к нам, места, где побеждали ваши атлеты, теперь побеждают наши». Колизей, увенчать венком. «Воцерковление» спортивной символики: из мира победы тела в мир победы духа). Вряд ли сюда это пришло через Византию, скорее напрямую из Поздней Античности. · Раздвижение занавеса (Revelatio – снятие велума, покрова, как и у нас Откровение). Т.е. «вода живая» - откровение будущего. Это скорее всего сочинительству, комментарии относятся к 6му веку и вряд ли было в позднеантичных росписях. Здесь же чудесный меандр со вставками-птицами. · Евангелисты: народ поправился: одежды дорогие, мощные фигуры. На листе жемчужные украшения и т.д. Велум завязан не вокруг колонны, а рядом. Анатомия тоже странновата, неуклюжесть, сбои. · Сцены евангельских событий только маленькие, полностраничных кроме портретов Евангелистов нет. · Инициалы – полностью островные плетенки! Т.е. поднимаясь в качестве каролингская миниатюра оставалось в той же плоскости – набор образцов, но стиля не создается. Образ внутри инициалов.
Другие памятники группы аббатисы Ады. Harley Gosel. Видим то же: эксдры, элементы нескладности. Парадная, торжественная традиция, часто сбивающаяся на орнамент. Одновременно там работал византийский мастер совершенно в духе Македонского ренессанса (парижская псалтирь). Венское коронационное Евангелие. · Позднеантичный иллюзионизм: трон выступает за рамку – входит в мир зрителя, перспективный разворот книги. · Техника живописца (действует размашисто, широко). · Образы напоминают пророков монастыря св. Екатерины на Синае. · Марк – почти спортивная иконография. Здесь рамка орнаментальная не объемная. Марк пишет не кодекс, а свиток (т.е. генетически восходит к 1-2 вв). Другой евангелист напоминает римского патриция: живописная манера: краска вплавляется в краску. Аахенское Евангелие. Ок. 800 г. Сохранился один лист: 4 евангелиста в одном пейзаже. Колорит: синий на золоте. Крупный ракурс камней: нет не только островной, но и даже византийской. Но инициалы уже не античные (правда и не совсем островные). Здесь: ренессанс здесь средство, а не цель (как будет в 15-16вв).
Второе поколение 814 г. умирает Карл, мастера начинают разъезжаться. Один из самых интересных мест – Реймс. Реймская школа. Здесь еще одна рукопись мастера Венского Евангелия. Но манера уже совсем другая. Евангелие Эббо 816-833. · Стиль замерзших мокрых одежд. Сбоев еще больше: пюпитр вертикально и т.д. Все вздрогнуло. Голосистый примитив: экспрессия: удивленный взгляд – глаза взлетают на лоб буквально. · Таблицы канонов с прямым антаблементом, чудесными фронтонами. Риторы стоят на заросшем фронтоне, перед каждым из них ящичек (в которых хранили свитки), где-то даже и колонны заросли. Утрехтская псалтирь. Полностью скопировано с античного памятника. Не символическое, а конкретное. Сюзи де Френ все иллюстрации разрезала на отдельные мотивы и составила каталог изображений Утрехтской псалтири. Весь пласт интерпретации идет от языческой античности. Рукопись попадет в Англию, где английские миниатюристы это будут копировать, но развития не будет. Но везде странная дополнительная энергия: преувеличенная экстатичность. Через античный памятник проступает первобытная экспрессия варварской культуры.
Штутгардская псалтирь. Вариант толковательной псалтири. Попытка создать богословский комментарий, а не буквальную иллюстрацию. Но по стилю совершенно просто. Преувеличенные жесты, плывущие фигуры.
Турская школа. Уже в 840е гг. кто-то привез в каролингский двор рукопись с очень большим количеством еврейских иллюстраций. Библия Мутье-Гранваль (ранняя) – пространственная иллюзия на манер помпейских фресок. Маэста домини – слава Господня. Апокалиптическая символика не прижилась: Единство 3х частей (Ветхий, Новый, Апокалипсис). Та же Maesta Domini же в Библии аббата Вивиана. Христос на сфере мира, согласие евангелистов. Иллюстрация из псалтири той же библии. Сложно-составленная композиция (царь Давид в тоге – государь, т.е. это Лотарь). Естественно, это не прижилось. В виде акролитов изображены ветры, которые тогда ассоциировались с тонами музыки. 4 кардинальных добродетелей плавают в облаках воздуха или водах мировых океана. Эта рамка сохранится на будущее.
От стиля останется экспрессия, все остальное уйдет. В 840е годы уже нет прямых воспоминаний о греческих и римских образах, много сочинительства. Библия из Сан-Паоло фуори ле Муро. Апокалипсис с его 7ю ангелами церквей. Снятие печатей. Revelatio – снятие покрова (4 евангельских животных снимают покров со Старца). Эта иконография не приживется, но синдром существенный: это уже не позднеантичные иллюстрации. Следующая культура должна научиться сопоставлять, аргументировать и интерпретировать образы. На уровне литературы и богословии это приведет к Ансельму Кентерберийскому (еще должно пройти 200 лет), отцу схоластики. Образы начинают приобретать характер изобразительного богословия. Византийская образность останется иконной, важность в самом бытии, а не в его догматическом содержании.
1. После распространения учености на каролингские монастыри центр провиснет. Людовик Благочестивый не захочет иметь придворной традиции. Но сама традиция сохранится. Т.е. удержалось на плаву и вернулось к жизни колоссальное количество текстового и образного материала. 2. В традиции наиболее активной, связанной с революцией церковного пространства и традиции книжной, происходит быстрая и активная трансформации пришедших образцов. То, что останется, после каролингской эпохи – первые опыты иконографического творчества и базилики. Это уже не консервативно-охранительная, но и созидательная сторона культуры. Она будет развиваться уже во 2й половине 10го века, связанного с оттоновской династией.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |