Оттоновское возрождение
Панофский его вообще его не упоминает. Оно выпадает из западного сознания, т.к. оно византинизирующее. Оттоновский двор – германский саксонский центр, где сами императоры вряд ли обладают подвижностью ума, которая была у Карла. Довольно специфический мир: нет расцвета античных реминисценций, поэзии, скорее воспоминание о времени Карла. Оттон добился коронования, его сын женится на одной из принцесс второстепенной важности. При общем их ребенке Оттоне 3 достигло максимума. Его панагирист, папа Сильвестр 2, (Герберт Алигерский – ученый, считался чернокнижником), впитывает в себя все, что можно (учился в Реймсе, в Испании с ее арабскими влияниями), он собирает огромную разнородную библиотеку в Реймсе (не просто антикизирующая, а свидетельствующая об общем образовании). Фульберт Шартрский – основатель шартрской школы – уже начинается формирование длинной непрерывной романской культуры. Оттоновское искусство возникло в саксонских монастырях. Копийное, своеобразное, где-то непосредственное. Мозаичная картина разных прообразов. Влияние как памятников каролингской эпохи, так и непосредственно позднеантичных. Кодекс архиепископа Геры. 970е г. Уходят великолепные античные рамки, получают простоватую образность. Регистр св. Григория – император Оттон (портик – апликация), Григорий Великий и голубь (телесная мягкость, объемность, пространственность – напоминает македонский ренессанс). Распятие из Хильдесхайма (распятие Геро) – тяжеловесная экспрессия яснее подчеркивает грузность тела, отвисший живот – совсем не ложатся в русло греческой и даже античной идеализации. Зрелая оттоновская традиция – вся насквозь пробита византийским влиянием, но резко отличается. Церемониальная жесткость листа, изысканный и четкий силуэт (переосмысление византийского построения формы), но элементы яркой даже жесткой экспрессии. Рукописи: Евангелие Оттона 3, Ахенское евангелия Оттона 3, Геликоптер бук Генриха 2, Бамбергский Апокалипсис. При первом удобном случае это искусство сносит на плоскость, на схематичность. По холодному голубому и золотым фонам, по монотонности построения формы, так далекой от живого отношению греков к движению, диалогу, легко узнать оттоновскую рукопись. Евангелие Оттона 3. Ок. 1000г., точно не известно где, в одном из оттоновских монастырей. Портретные листы: каждый из евангелистов представлен очень навязчивым. Ни в Византии, ни даже в каролингском искусстве такой навязчивости, лобовой экспрессии жеста, вперенных глаз, не было. То же в догматике. Композиция вся сплошь в кругах мандолы, от ангелов веет античными символами ветров. Евангелист не может сидеть на сфере, он не Вседержитель, - непонимание символики. Вся иконография направлена на конец мира: ожидали в 1000 г., плюс символика самого Оттона: императора Запада и наследник Востока (сын византийской царевны). Царственность милитаризма – проецируется на образы еванеглистов. Жест у Марка (в ромбовидной мандоле) – из каролингской рукописи венского коронационного евангелия. Там жест имеет смысл и направленность (держит свиток), здесь он выглядит странным (этим жестом держит ангельский мир). Сюжетные. Впервые появляются полностраничные иллюстрации: · Избиение младенцев. Опять аппликация. Сюда же входит: земля, плачущая по детям своим, падающий младенец – Одиссей со спутниками (ныряльщик). Подобие лона Авраама. · Вход в Иерусалим – строгая листовка привела к тому, что одежды пришлось не бросать, а подкладывать наверх. · Но в энергии и выразительности не откажешь, экспрессия варварства. · Крещение и искушение Христа: бес в греческой традиции изображался лохматым, а здесь не только лохматы, но четкий стиль «злого пастыря». Неизвестная нам традиция. Буквицы – обнаруживают сильнейшую зависимость от невидимого в фигурных иллюстрациях нортумбрийско-ирландским миром плетенок. Таблицы канонов: антикизирующие, но странное преображение: головы на капителях оживают и окрашиваются, появляются византийские павлины, есть сюжетные – сложение календарной иконографии. Иллюстративный ряд растет. Бамбергский Апокалипсис. Христос – маэста. 4 стихии: воздух, вода, огонь и земля. Больше такого не будет. Прототип – камея: морская победа Августа. Богословский смысл при помощи античных калек – недолговечная мутация. Кончилось катастрофой оттоновского двора, а совсем не общемировым концом света. Этот византизирующий ренессанс не состоялся, как византинизация всего художественного языка. Но мы видим устойчивую тенденцию: конструкции смысла собираются как пазлы (византийской искусство – один из источников, язык внятного выражения смысла). До падения КН мы будем наблюдать нарастание этого византийского влияния. Прочие памятники и влияния: Евангелие аббатисы Хитды из Кёльна – большая антикизация. Персонификация Иордана, много рыб, остатки античного пейзажа, все диковато. Хильдесхаймские врата. Византийские врата – из бронзовых пластин (удобно экспортировать). Формообразование – гвоздь, вбитый в стенку (мастера не знали о технике, когда бронзовый рельеф параллелен своей плоскости). Но это основа, которая выстрелит через несколько веков.
Примитивная стилистика значительно более быстро эволюционирует, чем высокая византийская (которая с небольшой амплитудой бьется между аскетическим и антикизирующим направлением). На Западе любов примитив – это голод по внятности. Пасхальная свеча из Хильдесхайма (колонна еп. Бернварда). Нач. 11 в. Родственник колонны Траяна. Сжатие позднеантичных образцов до вполне портативных размеров. Есть рисунки несохранившегося подножья Креста в виде триумфальной арки. Но были и другие образцы, которые легли в основу изобразительного языка: Рукопись легинсбургской школы. Евангелие аббатисы Уты из Легинсбурга. 1020е гг. Центральная, две дополнительных с комментариями, 4-8 небольших дальше разъясняющие смысл и орнаментика. · Лист епископа Эрхарда. Надписи: поразительный латинский буквализм: омофор (стоа): верховный жрец, иерархия, на рукавах (Т – теория, П – практика), на теле – последовательность времени, ноги тень закона (ветхий завет), тело - тело христово (церковь), голова – свет вечной жизни. Уже очень окрепший образ мыслить изображениями. Соотношение образа и текста. Совсем не так у греков: там тоже думали образами, но там образ самодостаточен), им не нужен навязчивый голос текста. Образ сам по себе светится смыслом и значительностью – догмат иконопочитания. Другая культура – образ является аргументом в цепи аргументов. Жанр комментариев на комментарии. · Иллюстрация с распятием. У Христа атрибуты царства (корона, пурпурная багрянца) и священство (епитрахиль от консульских полномочий, который закреплялся на одежде с помощью пуговок и лежал, как омофор у архиерея). У подножья две фигуры: епископ в парадном облачении - Церковь и синагога со сломанным копьем, серпом и завернутым лицом (падение завесы с глаз, завеса из откровении Иоанна Богослова). По сторонам комментирующие изображения (вера с чашей, закон с заслоненными глазами – наивный буквализм). По сторонам еще несколько рядов комментариев: в мандоле – один комментарий, на Кресте – другой. Говорят, что повлиял перевод текста Псевдо-Дионисия. В мандоле – загадка последнего уровня: буквенная диаграмма – слова переводятся в числа и ноты – гармония (Христос принес в мир гармонию). За этим памятником стоит сильная богословская школа. Памятник показывает, то соотношение образа и текста, неавтономность образа, демонстративная иерархия, которая будет лежать в основе искусства дальше. Еще лет 50 так делать никто не будет. Это некая образованность бьющая через край, но отсюда идет направление в будущее. Отсюда пойдут огромные таблицы смыслов, стремление к универсальности и энциклопедизму, где важны не только сами образы, но и место, которое эти образы занимают. Что окружало этот мир? 2 ситуации: придворная саксонская и локальная монастырская легисбургская. Золотой кодекс из Шпайерского собора. Парадная рукопись 1050г. Изящно, внятно, отчетливо пишет западный миниатюрист, а руки и лицо пишет грек. Золотой кодекс из Эхтернаха. Роскошный. Полузооморфный, полуорнаментальный. Добродетели по углам – приходят Открывает книгу схема единства всех частей: Христа, евангелистов, пророков и т.д. Испания Абсолютно не знают античной и византийской традиции, сбиваются на арабский орнамент. Отсюда образная диковатость. Стилистика перегородочной эмали с навязчивостью рекламы. 11- нач. 12 в. Содержание Ноева ковчега: полный примитив и в форме и в цвете. Черноликие херувимы Комментарий на апокалипсис. Пейзаж из 3х цветов: черная, красная, желтая. Южная Франция Сен-северский апокалипсис. По стилистике похоже на испанский (по навязчивости, цветовой гамме), но изысканнейше нарисовано: чудесные одежды, изысканные контуры. Небесный Иерусалим – нет пространства, есть разверстка (собери конструктор). Но конструкция и рисунок безупречны: мягкие складки, никакой резкой упрощенности. Сложность и простота находятся в другом сочетании. Главное – внятность, отсюда плакатность для одних и изысканность и иерархически сложное евангелие аббатисы Уты для других. До-готический этап – многообразие источников, цитат, образцов. Начиная с 1230-40гг парижские псалтири с иллюстрациями будут отличатся на 1-2 изображения. Будет стандарт. Островная контурная и византийская достоверная миниатюра – микс. Лекция про романскую архитектуру 14.03.15 Романский стиль Романская скульптура
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |