Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория и методология разработки стратегии развития предприятия



2020-02-04 167 Обсуждений (0)
Теория и методология разработки стратегии развития предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

· Булава И.В. и др. Теория и методология разработки стратегии развития предприятия. - РИО МАОК, 2009 г.

Содержание

Уважаемые читатели! 2

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы управления развитием предприятия в современных условиях. 6

1.1. Экономическая сущность управления предприятием.. 6

1.2. Предприятие как объект управления. 19

1.3. Теоретические основы инновационного развития предприятия. 37

Обобщенная классификация инноваций, рекомендуемая для комплексного анализа инновационного развития предприятия. 39

Международная классификация технологий по уровню наукоемкости.. 49

Показатели операционной эффективности и инструменты, способствующие повышению уровня факторов производства предприятия. 54

Изменение размеров рыночного спроса и издержек производства по стадиям жизненного цикла товара. 55

Глава 2. Методология формирования и анализа основных стратегий развития предприятия. 56

2.1. Структуризация и анализ комплексной стратегии развития предприятия. 56

2.2 Формирование инновационных стратегий предприятия, учитывающих инновационную политику государства. 70

Формирование портфеля инновационных стратегий предприятия. 75

Основные проблемы инновационного развития России и их характеристика. 83

2.3 Анализ финансовых стратегий развития предприятия. 94

2.4. Формирование конкурентной стратегии предприятия с учетом изменения его финансовой устойчивости.. 107

Глава 3. Моделирование стратегий развития предприятий.. 117

3.1. Методические основы моделирования стратегий развития предприятия. 117

3.2. Модель инновационной стратегии предприятия. 122

Заключение. 134

Список использованных источников информации.. 136

Нормативные документы.. 136

Источники на русском языке. 136

Источники на иностранных языках. 142

Приложения. 143

1. Анализ и прогнозирование развития предприятия в условиях кризиса. 143

Классификация методов анализа ресурсного потенциала предприятия. 153

2. Инновационное развитие российской экономики.. 156

Инновационное развитие российской экономики в 1992-2009 гг. 156

Сравнительная конкурентоспособность стран БРИК (место среди стран мира)*. 158

Сравнительная эффективность российских и зарубежных корпораций*. 160

Уровень технологического развития отраслей и компаний российской обрабатывающей промышленности*. 161

Экономико-математический анализ инновационного развития государства. 162

Информационно-аналитический инструментарий анализа влияния инновационного развития государства на его экономический рост. 164


Уважаемые читатели!

 

Идея написания предлагаемой Вашему вниманию монографии принадлежит доценту кафедры финансового менеджмента Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, кандидату экономических наук Булаве Игорю Вячеславовичу - автору ее замысла, подготовившему первую редакцию текста книги.

По его инициативе и при непосредственном участии был сформирован авторский коллектив из специалистов, занимающихся вопросами транснационализации и глобализации, в следующем составе:

Булава Игорь Вячеславович, доцент кафедры финансового менеджмента Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук - руководитель авторского коллектива, ответственный редактор монографии;

Батьковский Александр Михайлович, профессор Академии военных наук, кандидат экономических наук;

Батьковский Михаил Александрович, начальник аналитического отдела ООО "Ванаг", кандидат экономических наук;

Бушуев Сергей Анатольевич, декан факультета Академии оценки и консалтинга, кандидат экономических наук;

Мингалиев Камиль Нарзаватович, заместитель заведующего кафедрой финансового менеджмента Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук;

Потапенко Василий Иванович, проректор Академии права и управления, профессор, кандидат экономических наук;

Олейник Татьяна Львовна, первый проректор Международной академии оценки и консалтинга (МАОК), кандидат экономических наук;

Ярошук Михаил Петрович, первый заместитель директора ФГУП "Государственный специализированный проектный институт" государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Названный коллектив авторов подробно рассмотрел и проанализировал три основные группы вопросов:

- в первой главе книги - исследование теоретических основ управления развитием предприятия в современных условиях;

- во второй главе - изучение методологии формирования и анализа основных стратегий развития предприятия;

- в третьей - моделирование стратегий развития предприятий.

Под руководством Булавы И.В. члены авторского коллектива внесли в соответствующие разделы книги результаты своих научных исследований, выполненных при работе над проектами Российского гуманитарного научного фонда, и провели доработку текста монографии.

Авторы выражают глубокую признательность и искреннюю благодарность рецензентам - доктору экономических наук, профессору Рыжову И.В. и кандидату экономических наук Юдину В.И. за ценные замечания и предложения, которые помогли повысить логичность и четкость изложения материала книги.

 

От имени авторского коллектива, профессор Батьковский А.М.

 


Введение

 

Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами, порожденными мировым экономическим кризисом. Переход экономики Российской Федерации к устойчивому росту, который наблюдался ранее, в 1999-2007 гг., возможен только на основе превращения отечественных предприятий в эффективные, конкурентоспособные хозяйствующие субъекты, привлекательные для отечественных и иностранных инвесторов. Однако финансовое положение многих российских предприятий в настоящее время после мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. является либо неустойчивым, либо кризисным. Чтобы избежать банкротства данным предприятиям необходимо активно использовать мероприятия, с помощью которых можно было бы вывести их из кризисного состояния и обеспечить дальнейшее развитие путем роста их конкурентоспособности. Решение указанной задачи в значительной степени зависит от стратегий развития предприятий, под которыми понимаются системы основных перспективных целей и задач, согласованных по ресурсам и срокам.

Стратегия развития, рассматриваемая как экономическая категория, включает базовую (комплексную) стратегию и функциональные стратегии, конкретизирующие ее в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия (производственная, маркетинговая, финансовая, инновационная и др.). Выбор базовой стратегии зависит от того, на какой стадии цикла своего развития находится предприятие, его финансового состояния и других факторов, в зависимости от которых она может быть стратегией роста, стабилизации или выживания.

Повышение конкурентоспособности любого предприятия (или поддержание ее на необходимом уровне) возможно, главным образом, за счет осуществления им инновационной деятельности. Поэтому важнейшую роль среди стратегий предприятия играет его инновационная стратегия, разработка которой представляет собой целенаправленную деятельность по определению важнейших задач и приоритетов его перспективного инновационного развития и выработке требующегося для их достижения комплекса инновационных мероприятий. Она призвана конкретизировать цели, методы и средства внедрения различных новшеств, уточнить область их применения, оценить целесообразность совершенствования производимых продуктов (услуг) и используемых технологических процессов, а также выявить реальные инновационные возможности предприятия в данный момент и в перспективе с учетом современного состояния и прогнозируемой динамики развития экономики страны в целом.

В экономической теории до настоящего времени продолжается дискуссия о том, в какой фазе циклического развития экономики наиболее благоприятны условия для реализации инновационной деятельности, внедрения и освоения инноваций. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой инновационные новшества вводятся, как правило, когда давление конкуренции наиболее жестко, а промышленная конъюнктура находится на низких уровнях, т.е. в условиях кризиса. В то же время в благоприятных экономических условиях, согласно данному взгляду, новые инновационные проекты предприятия стремятся откладывать, т.к. у них нет экономических стимулов для их внедрения. Например, Г. Менш, который выдвинул гипотезы о "депрессии как спусковом крючке" (depression trigger) и "технологическом толчке" (technology push). Он полагал, что ухудшение состояния предприятия является стимулом к инновациям [150]. При этом основным способом выхода из его из кризисного состояния является внедрение новшеств. Г. Меншем был предложен тезис о существовании между нововведениями конкуренции за ресурсы, обусловленной тем, что любой вид нововведений требует определенных затрат труда и капитала. При этом общее развитие, с его точки зрения, представляет собой движение от одного технологического пата к другому. В его представлении технологический пат соответствует фазе рецессии длинной волны, а в стадии депрессии экономика оказывается структурно готовой для перехода к новым базисным нововведениям. Одним из ключевых моментов данной теории является утверждение о том, что именно в данной фазе образуются кластеры базисных нововведений. Среди исследователей, подвергших отдельные положения концепции Г. Менша дальнейшему развитию, необходимо отметить немецкого экономиста А. Кляйнкнехта, который в своих трудах уточняет тезис о формировании кластеров нововведений на стадии депрессии, полагая, что, кластеры нововведений-продуктов образуются на фазе депрессии, в то время как кластеры нововведений-процессов - на повышательной стадии длинной волны [149].

Сторонники указанной концепции отмечают особую роль инновационной деятельности в кризисные периоды развития экономики. Мировая практика в значительной мере подтверждает правоту отмеченных взглядов. Она свидетельствует, что экономические кризисы, рецессии и депрессии преодолевались во многих странах внедрением инноваций, создававших новые производственные возможности, освоение которых обеспечивало переход к росту экономики. Зачастую именно в условиях экономического спада и депрессии в странах с рыночной экономикой наблюдается движение капитала из традиционных производств в новые. Поэтому в Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. отмечено: "Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо "нефтяного" роста мы должны перейти к инновационному" [4].

Любая деятельность предприятия начинается с вложения денег, протекает через движение денег и заканчивается результатами, имеющими денежную оценку. Поэтому в современных условиях разработка и реализация научно обоснованной и практически реализуемой финансовой стратегии развития - важнейшая задача, стоящая перед всеми российскими предприятиями. Без соответствующего финансового обеспечения любые планы и программы развития предприятия обречены на провал. Следовательно, финансовая стратегия развития предприятия, особенно в условиях кризиса, приобретает особую значимость в процессе управления его развитием.

Формирование различных стратегий основывается на комплексном использовании оперативного и стратегического планирования деятельности предприятия. Стратегическое планирование позволяет уменьшить влияние факторов неопределенности внешней среды и снизить риски его функционирования. Реализация долгосрочных планов позволяет предприятию концентрировать свои усилия на решении главных задач своего развития. Оперативное планирование позволяет разрабатывать и реализовывать конкретные мероприятия, обеспечивающие решение стратегических задач. Сущность оперативных мероприятий в условиях кризиса и рецессии состоит обычно в уменьшении текущих расходов, повышении эффективности использования внутренних резервов и получении необходимых ресурсов [126, 130, 131].

Выбор стратегии развития предприятия зависит от его финансового состояния и долгосрочных целей его деятельности. В результате их анализа и прогноза определяется одна из альтернативных стратегий развития с учетом следующих возможных вариантов его дальнейшего функционирования: сохранение сложившихся тенденций развития предприятия; незначительные корректировки производственно-хозяйственной деятельности без использования значительных внешних источников финансирования; реализации инновационных мероприятий различной направленности [47, 65]. При этом необходимо учитывать также и прогнозы развития внешней среды предприятия (региональной, отраслевой, национальной, мировой экономики и т.д.). Прогноз изменения внешней среды предприятия должен определить: динамику макроэкономических параметров, влияющих на него; планируемые меры правительства в области налогообложения; прогнозируемую стратегию конкурентов и др. Анализ некоторых известных методик прогнозирования развития предприятия в условиях кризиса свидетельствует, что подавляющее большинство из них позволяет определить лишь вероятность его выхода из кризиса. Вопросы перехода предприятия на траекторию устойчивого развития на основе реализации инновационных мероприятий в них, как правило, не рассматриваются. Вместе с тем, при решении данной задачи, с нашей точки зрения, с учетом внешних тенденций и потенциала развития предприятия необходимо определить не только возможность его финансового оздоровления, но и направления дальнейшего развития. Следовательно, необходимо разработать программу оздоровления предприятия, включающую частичное или полное перепрофилирование производства, внедрение новых технологий, изменение ассортимента выпускаемой продукции и т.д.

Практической реализации стратегии развития предприятий должны предшествовать ее детальная разработка и обоснование. Вместе с тем, в настоящее время нет единой теории стратегии развития предприятия. Имеется множество разрозненных знаний, используемых, в основном, как набор эмпирических алгоритмов по решению отдельных задач. Но единой теории они не образуют потому, что не имеют законченного вида и часто либо противоречат друг другу, либо не соответствуют современным условиям хозяйствования. К настоящему времени экономическая наука аккумулировала более 50 теорий, описывающих различные стороны деятельности предприятия. При этом каждая из них имеет свой инструментарий исследования. Например, только аппарат матричного анализа насчитывает более 40 различных вариантов оценки предприятий. Поэтому возникла острая необходимость на основе множества существующих теоретических положений разработать единую теорию, описывающую стратегию развития предприятия [89, 91, 93].

Сложность решения указанной задачи сопоставима с ее важностью. Чтобы избежать хозяйственных экспериментов и возможных при этом ошибок экономическая наука должна быть обеспечена необходимым инструментарием исследования. Закономерности развития предприятия, особенно в долгосрочном периоде и в условиях кризиса, являются достаточно сложными и поэтому осуществлять их содержательный анализ крайне затруднительно. Его специфика ограничивает возможности применения не только эвристических, но и статистических методов исследования, которые при решении рассматриваемой задачи зачастую не имеют под собой достаточной информационно-аналитической базы. Данное обстоятельство требует применения методов моделирования, позволяющих выявить важнейшие факторы, определяющие обоснованность и эффективность стратегии развития предприятия, и абстрагироваться от частностей и деталей, не существенных для ее анализа. В основе большинства методов, используемых в настоящее время при формировании стратегий развития предприятия, лежит понятие экономической модели - некоторого целенаправленно формализованного отображения экономической информации с дополнениями определенных элементов. Модель стратегии предприятия - это гомоморфное отображение ее в виде совокупности логических отношений, уравнений, неравенств, графиков. Она трансформирует группы отношений элементов стратегии предприятия в аналогичные отношения элементов ее модели. Преимущество использования моделей заключается в возможности получения с их помощью подтверждаемых расчетами выводов об общих тенденциях развития предприятия и его характеристиках. При этом информационная модель стратегии развития предприятия обеспечивает формализованное представление (алгебраическое, графическое и др.) ее элементов и их взаимосвязи. Концептуальная (логико-семантическая, когнитивная или семантическая) модель - некоторое формализованное, заданное в явном виде отображение стратегии, которое определяет множество возможных состояний предприятий, включая правила их изменения. Концептуальная модель описывает структуру, состав, общие закономерности предметной области [62, 63, 90, 94].

Однако, комплексного, теоретически обоснованного подхода к моделированию стратегии развития предприятия в настоящее время не существует. Решение этой задачи требует функционально увязать весь комплекс задач, решаемых при разработке и оценке данной стратегии. Следовательно, несмотря на то, что задачи, которые решаются в рамках данной монографии, известны давно и активно разрабатываются отечественными и зарубежными специалистами, до настоящего времени они системно не решены. Это объясняется, в первую очередь, нерешенностью ряда проблем исследования предметной области. Поэтому важнейшими направлениями исследований стратегий развития предприятия должны стать: описание изучаемой предметной области; разработка рекомендаций, обеспечивающих внедрение теоретических положений в практику; создание инструментария, позволяющего разрабатывать и анализировать модели разнообразных стратегий.

Научная новизна данной монографии заключается в формулировании и обосновании теоретических и методологических положений формирования стратегий развития предприятия в современных условиях. Новизна предлагаемого для решения вышеперечисленных задач теоретико-методологического подхода состоит в использовании многоуровневой декомпозиции соответствующих процессов разработки и оценки стратегии развития предприятия, системном и комплексном их исследовании с использованием методов моделирования. Отмеченные обстоятельства определили содержание и структуру монографии, которая предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов высшей школы, а также всех специалистов, интересующихся развитием экономики России.

 



2020-02-04 167 Обсуждений (0)
Теория и методология разработки стратегии развития предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория и методология разработки стратегии развития предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)