Основные проблемы инновационного развития России и их характеристика
┌───────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐ │ Основные проблемы │ Характеристика основных проблем │ │ инновационного развития │ инновационного развития │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │ 1 │ 2 │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Низкая доля инновационной│На рубеже XX-го и XXI-го веков значительно│ │составляющей в отгруженной│снизилась доля инновационной составляющей в│ │продукции │отгруженной продукции (инновационность│ │ │продукции) - с 19,7% в 1997 г. до 9,2% в│ │ │2002 г. В дальнейшем значение данного│ │ │индикатора стало расти, но все еще не│ │ │соответствует уровню высокоразвитых стран │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Низкий уровень наукоемкости│После некоторого роста данного показателя в│ │инновационной продукции │2000-2002 гг., в 2003 г. он снизился до│ │ │6,4%, что соответствует уровню 1999 г. В│ │ │дальнейшем наблюдалось колебание показателя│ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Низкая предпринимательская│Несмотря на общий низкий рост│ │активность в области│предпринимательской активности в области│ │инноваций │инноваций, наблюдаются определенные│ │ │положительные сдвиги в этой области. Так, с│ │ │1999 г. по 2003 г. указанный показатель│ │ │вырос с 7,5% до 10,5% и данная тенденция│ │ │наблюдается в современных условиях │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Низкая инновационная│По показателю удельного веса│ │привлекательность │инновационно-активных предприятий,│ │ │взвешенных с учетом численности занятых│ │ │(около 35%), Россия приближается к таким│ │ │наименее активным в инновационном плане│ │ │европейским странам, как Португалия и│ │ │Турция │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Низкая инновационная│Устойчивые сдвиги в структуре│ │активность среди малых и│предпринимательской активности по признаку│ │очень крупных предприятий │размера инновационно-активных предприятий│ │ │свидетельствуют о том, что при определенном│ │ │росте инновационной активности среди│ │ │средних и крупных предприятий, наблюдается│ │ │ее снижение среди очень крупных и малых│ │ │предприятий │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Чрезвычайно длительные│С увеличением размера предприятия│ │жизненные циклы основной│наблюдается тенденция к росту возраста│ │(10,7 лет) и инновационной│заменяемой основной продукции. При этом│ │(9,7 лет) продукции │разница между самым длинным и самым│ │ │коротким циклом составляет 6 лет. Для│ │ │основной продукции дифференциация│ │ │жизненного цикла по формам собственности│ │ │составляет от 5 лет (иностранные│ │ │предприятия) до 12-13 лет (предприятия│ │ │госсобственности РФ) │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Снижение доли│Наблюдается падение доли ученых, имеющих│ │исследователей высшей│ученые степени кандидата наук или доктора│ │квалификации, изменения в│наук. При этом примерно половина│ │возрастной структуре ученых│исследователей достигли возраста 50 лет, а│ │ │более 30% кандидатов и почти 60% докторов│ │ │наук - 60 лет │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Изобретательская активность│Структура выданных охранных документов на│ │падает к концу цепочки│промышленную собственность выглядит в│ │инновационных мероприятий │настоящее время следующим образом: │ │ │- патентов на изобретения - примерно 70% от│ │ │общего числа; │ │ │- свидетельств на полезные модели - около│ │ │24%; │ │ │- свидетельств на промышленные образцы -│ │ │около 6% │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Низкий уровень оплаты труда│Несмотря на некоторый рост доходов│ │работников │работников научно-исследовательской сферы в│ │научно-исследовательской │последние годы, он по-прежнему слишком│ │сферы │низок и слабо привязан к результатам│ │ │непосредственно научно-исследовательской│ │ │деятельности │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Недостаточный сдвиг к│Темпы перехода к финансированию научной│ │финансированию научной│деятельности предприятий, основанному на их│ │деятельности по проектам │участии в научных проектах, недостаточны.│ │ │При этом общая доля внебюджетных фондов во│ │ │внутренних затратах на исследования и│ │ │разработки составляет 3% │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Необходимость │К данным инструментам относятся: │ │совершенствования │- порядок бюджетного финансирования│ │инструментов │государственных исследовательских│ │взаимоотношений государства│организаций на основе оценки качества│ │и науки │проводимых исследований; │ │ │- стандарты независимой научной экспертизы│ │ │проектов НИР и полученных результатов; │ │ │- государственный грант или контракт на│ │ │выполнение НИР │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Отсутствие или│К данным институтам относятся: │ │неэффективность институтов,│- институт мониторинга и оценки качества│ │обеспечивающих повышение│работы государственной│ │качества проводимых в│научно-исследовательской организации в│ │государственном секторе│целом; │ │инновационных мероприятий │- институт независимой научной экспертизы; │ │ │- институт сопряжения междисциплинарных,│ │ │прикладных и фундаментальных исследований │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Нехватка специальных│В первую очередь к этим инструментам│ │институциональных │относятся: │ │инструментов для│- правила передачи зависимых изобретений; │ │организации и развития│- открытые процедуры формирования│ │связей государства и│научно-технических программ или│ │бизнеса в области НИР │подпрограмм; │ │ │- налоговые послабления бизнесу при│ │ │проведении НИР │ ├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤ │Отсутствие эффективных│Особо следует отметить следующие институты:│ │институтов для│- диффузия технологий, готовых к│ │осуществления │использованию; │ │взаимодействия науки,│- стратегическое партнерство государства и│ │государства и бизнеса │бизнеса; │ │ │- трансфер зависимых изобретений; │ │ │- приватизация избыточной части│ │ │государственных научно-исследовательских│ │ │организаций, наиболее близких к бизнесу │ └───────────────────────────┴───────────────────────────────────────────┘
Проведенный анализ позволяет выделить ряд факторов, определяющих текущее состояние и проблемы инновационного развития российских предприятий: 1. Недостаточный спрос со стороны государства на результаты научных исследований в условиях кризиса и, как следствие, снижение инновационной и инвестиционной активности. На первый план при этом выходит проблема простого воспроизводства основных фондов, так как отсутствие средств у предприятий привело к тому, что инновационная деятельность либо вовсе не осуществляется, либо ведется в очень незначительных объемах. При этом инновационная деятельность осуществляется, главным образом, на государственных предприятиях и в крупных акционерных обществах, но практически не ведется на малых и средних хозяйствующих субъектах [44, 46]. Это приводит к тому, что малый и средний бизнес решает в основном краткосрочные рыночные задачи и фактически не содействуют технологическому развитию экономики России. Принятие важных нормативных документов, касающихся инновационной сферы, пока не привело к заметному улучшению ситуации. Становится все более очевидно, что необходима разработка специальной государственной научно-технической и промышленной политики, предусматривающей развитие экономики страны в соответствии с выбранными инновационными приоритетами, которая позволила бы осуществлять целевое бюджетное финансирование инновационно-активных предприятий, а так же принимать другие меры экономического воздействия в инновационной сфере [52]. 2. Недостаточный уровень ассигнований на академическую науку в целом и на фундаментальные исследования в частности. При этом следует отметить что, региональные и особенно местные бюджеты в финансировании науки и в развитии инновационной активности предприятий практически не участвуют. 3. Высокая обособленность региональных центров инновационной активности. Одной из особенностей отечественной науки являлась ее концентрация в наиболее крупных урбанизированных центрах (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградской область, Новосибирск, Нижний Новгород и др.). Соответственно, региональные органы власти должны уделять повышенное внимание сохранению исторически накопленного потенциала, что требует поиска новых возможностей для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и привлечения дополнительных источников финансирования, а также разработки самостоятельной региональной научно-технической политики, учитывающей особенности каждого региона. 4. Недостаточное понимание отдельными представителями законодательной и исполнительной власти роли науки и инновационной сферы для развития экономики страны. Распространено мнение, согласно которому, поскольку российская наука отстает от мирового уровня, то следует перейти к использованию достижений зарубежной науки и практики. Это приводит к ситуации, когда развитие экономики России в последние годы в большой степени было ориентировано в первую очередь на разработку (в том числе и с помощью прогрессивных зарубежных технологий) богатейших природных ресурсов России. Очевидно, это способствует превращению России в сырьевой придаток развитых стран. 5. Отток из промышленного производства специалистов в другие сектора экономики. Он, в первую очередь, обусловлен сокращением ассигнований на науку, снижением инновационной и инвестиционной активности, общим спадом производства. Кроме того, как показывают специальные исследования, в настоящее время возраст высококвалифицированного научно-технического персонала в научно-исследовательских и конструкторских учреждениях (включая вузовскую науку) России превышает 50 лет. Анализ отмеченных выше факторов свидетельствует, что в современных условиях основным звеном инновационной активности может быть предприятие, которое юридически и экономически заинтересовано добиваться определенных конкурентных преимуществ [59, 64, 70]. Как показывает мировая практика, это возможно только при выполнении двух условий: периодическом обновлении (модернизации) продукции определяющей основу хозяйственных результатов данного предприятия и расширении (разнообразии) видов его хозяйственной деятельности [55, 58, 61]. Многие руководители российских предприятий (особенно малых и средних) не готовы переориентировать предпринимательскую деятельность своих предприятий на инновационно-активную позицию, что объясняется, в первую очередь, наличием объективно присущих инновациям предпринимательских рисков. Поскольку процесс разработки и освоения нововведений занимает, как правило, довольно большой промежуток времени и требует дополнительных затрат всех видов ресурсов, а внешняя среда любого бизнеса в условиях интегрированной в мировое пространство экономики достаточно динамична, то к моменту выхода инновационного продукта на рынок объективные условия, диктуемые субъектами рыночных отношений, могут сложиться не благоприятно, и ее коммерческий успех может быть значительно ниже ожидаемого. В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий осуществляется в условиях, которые характеризуются отсутствием четко сформулированных национальных целей и механизмов их достижения, законодательно определенных на ближне- и среднесрочный периоды, а также и на долгосрочную перспективу. Следовательно, необходимы серьезные изменения в российской государственной инновационной политике, которая в настоящее время базируется в основном на внедрении микро- и псевдоинноваций (модификации разработанных ранее продуктов и технологий), а также не всегда в достаточной мере научно обоснована и финансово обеспечена, что приводит к снижению стимулов активизации инновационных процессов. Ускорению инновационного развития в значительной мере препятствуют трудности, связанные с принятием обоснованных управленческих решений на долгосрочный период. Без решения данной задачи эффективное инновационное развитие российских предприятий невозможно, поскольку средняя продолжительность жизненного цикла одной инновации в России составляет около 10 лет (для сравнения в высокоразвитых странах - около пяти лет) [51]. Еще в 2002 г. на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям были одобрены "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу", утвержденные Президентом РФ. Ядром этой политики стало формирование национальной инновационной политики государства и механизмов ее реализации, а ключевыми направлениями в этой области были определены следующие [1, 2, 3, 5]: совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности; обеспечение эффективного функционирования национальной инновационной системы; совершенствование механизмов государственного содействия в реализации инновационных проектов. Национальные цели, достижению которых должно способствовать проведение инновационной политики, были сформулированы следующим образом: - достижение экономической стабильности; - обеспечение национальной безопасности; - расширение возможностей и увеличение совокупной мощи экономики; - технологическое перевооружение промышленности, повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке; - сохранение и рациональное использование природных ресурсов, решение проблем охраны окружающей среды; - гарантированное обеспечение национальных потребностей в продовольствии, сырье, материалах и энергии; - решение социальных проблем населения, обеспечение достойного качества жизни, охраны здоровья, предоставление возможности получить образование. Также в данном документе отмечено, что до 2010 г. главными задачами государственной инновационной политики являются: развитие систем образования и повышения квалификации в области научных знаний и ноу-хау; рост производства достоверных знаний; развитие связей между наукой и промышленностью, содействие и помощь в распространении трансферта и освоения новых достижений науки и технологии. При этом государство должно взять на себя роль стимулятора и координатора саморегулирующегося инновационного процесса, а главным инструментом реализации его инновационной политики должно стать создание инновационной инфраструктуры путем осуществления правовой и финансовой поддержки. Несмотря на глубокий экономический кризис 90-х годов прошлого века, а также кризис, начавшийся в 2008 г., в России сохранен ключевой элемент национальной инновационной системы - научно-технический потенциал. В совокупности с формированием высокотехнологичных производств он может позволить реализовать национальную инновационную политику в ходе структурной модернизации экономики страны. Для этого необходимо совершенствовать механизмы организации и управления инновационной сферой, создать инновационную инфраструктуру, обеспечивающую коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, наладить механизм взаимодействия между производством и наукой. Данная политика должна включать: создание экономических и финансовых инструментов государственной поддержки инноваций; меры по развитию инновационной инфраструктуры и повышению инновационной активности в экономике; правовое регулирование инновационной деятельности в стране. Результативность государственной инновационной политики зависит от уровня финансирования научно-технической и инновационной сферы, способности различных элементов национальной инновационной системы эффективно взаимодействовать. Мировой опыт свидетельствует о том, что отличительная особенность реализации инновационной политики заключается, в первую очередь, в структуре ресурсов, направляемых на эти цели. Если принять за единицу средние затраты на фундаментальные исследования, то выясняется, что затраты на прикладные НИОКР превышают их в 10 раз, а выполнение всех мероприятий, реализующих инновационную политику (выпуск инновационной продукции, освоение промышленностью новейших технологий и завоевание рынков сбыта) потребует вложений в 100-1000 раз больших [30]. Во всем мире отличительной особенностью инновационной сферы деятельности является ведущая роль государства в обеспечении всеми необходимыми ресурсами фундаментальных и большей части прикладных исследований. В условиях переходного периода в России недооценка роли науки и инноваций привела к тому, что наша страна по показателю доли расходов на НИОКР в объёме ВВП оказалась в группе стран с научным потенциалом в сотни раз меньшим. В соответствии с законом о государственной научно-технической политике объем бюджетного финансирования гражданской науки должен составлять не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактическое значение данного показателя не превышает 1,7%. Как следствие, страна утрачивает свое научно-технологическое лидерство, испытывает трудности в развитии инновационного потенциала. В настоящее время объем бюджетного финансирования гражданской науки (на ее долю приходится примерно половина всех средств, затрачиваемых на развитие науки в России) во много раз меньше аналогичных показателей в развитых странах. Анализ российской структуры затрат на исследования и разработки свидетельствует о том, что доля промышленных компаний в разработке новых технологий в России в 1,9 раза ниже, чем США, в 2,1 раза, чем в Японии или Корее. В целом нужно отметить, что, если в высокоразвитых странах большая часть затрат на исследования и разработки осуществляется бизнесом, то в России хозяйственные структуры играют лишь вспомогательную роль в процессе их финансирования [31]. Проводимые исследования и статистические данные свидетельствуют, что большая часть инноваций на российских предприятиях связана с организационно-управленческими, маркетинговыми, инфраструктурными сторонами их деятельности и только незначительная часть предприятий осуществляет нововведения непосредственно в производственной сфере. Большая часть маркетинговых новшеств осуществляются на старой технологической базе без улучшения качества продукции, а корреляционный анализ показывает отсутствие связи между маркетинговыми и технологическими инновациями. Можно сделать вывод, что современному этапу развития инновационной деятельности в отечественной промышленности не присущ в полной мере технологический характер. Комплекс финансовых механизмов и элементов инновационной политики должен предусматривать: - создание благоприятных условий для финансово-кредитных учреждений и страховых компаний, пенсионных, инновационных и других фондов в целях финансирования инноваций и страхования кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции; - финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, инновационных проектов, связанных с развитием высокотехнологичных направлений; - применение возвратного финансирования высокоэффективных прикладных инновационных разработок, имеющих высокую экономическую эффективность; - развитие венчурного инвестирования; - развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и приборов; - оказание финансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности, содействие в охране интеллектуальной собственности и поддержании прав на нее в стране и за рубежом; - оказание содействия в участии малого предпринимательства в конкурсах по реализации инновационных программ и проектов за счет бюджетных средств; - совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей, повышение удельного веса реализации в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов. Очевидно, что правовая поддержка государственной инновационной политики должна включать ряд законодательных актов, без которых деятельность инновационных структур будет либо неэффективна, либо невозможна. С нашей точки зрения, создание благоприятной правовой среды должно развиваться по пути принятия законодательно-правовых актов в следующих основных направлениях: налоговое регулирование; защита интеллектуальной собственности; регулирование трансферта технологий; разработка правовых аспектов участия инвесторов в инновационном процессе (в том числе банков, страховых и пенсионных фондов), условий доступа частного сектора к новым технологиям и законченным НИР, созданным в государственном секторе на бюджетные средства и в сотрудничестве с другими организациями; разработка правовых вопросов, связанных с формированием механизмов возвратного финансирования и рискового инвестирования; создания инновационных, инжинирингово-консалтинговых подразделений или фирм при высших учебных заведениях и исследовательских организациях; регламентирование деятельности и условий создания инновационной инфраструктуры в стране и в регионах. Важным условием реализации инновационной политики является разработка эффективных механизмов защиты и введения в рыночный оборот объектов интеллектуальной собственности, представляющей собой совокупность авторских прав на результаты инновационной деятельности - объекты интеллектуальной собственности (патенты, промышленные образцы, ноу-хау и т.д.), которые приобрели свойства самостоятельных товаров. Текущая инновационная политика России, а также осуществляемые на ее основе инновационные процессы схожи во многом с аналогичной деятельностью в современных развитых странах, но при этом фактическое состояние отечественной экономики свидетельствует о недостатке стимулов активизации инновационных процессов. Во многом это объясняется тем, что проводимые меры часто не вполне адекватны относительному уровню развития страны на данном этапе и ее научно-техническому и инновационному потенциалу. Несмотря на то, что увеличение затрат государства на финансирование инновационной деятельности предполагает повышение инновационной активности, для большинства отечественных предприятий характерно экстенсивное развитие. В условиях глобализации мировой экономики данную ситуацию можно рассматривать как отражение низкого уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Эта характеристика порождена низкой инновационной активности отечественных предприятий (только 5% от их общего числа занимается инновационной деятельностью) и одновременно увеличением среднегодового износа основных фондов по промышленности, который по данным Госкомстата России в начале XXI века составил более 60% [15]. Постановка основных целей и задач долгосрочного инновационного развития предприятий играет определяющую роль в процессе разработки инновационной политики государства. В некоторых работах, посвященных данной тематике цели и задачи инновационного развития Российской Федерации и российских предприятий рассматриваются не системно. Учитывая особую важность рассматриваемого вопроса, нами на основе критического анализа, обобщения и систематизации большого числа работ по указанным вопросам, предпринята попытка комплексно и системно представить основные целевые установки долгосрочного инновационного развития России на 2008-2015 гг., с учетом задач развития отечественных предприятий. К их числу относятся следующие задачи: - рост инвестиций в базисные и улучшающие инновации, инновационное обновление основных фондов предприятий; - освоение предприятиями новых рыночных ниш, ускорение темпов их экономического роста, концентрация ресурсов бизнеса и государства на прорывных инновационных технологиях, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции; - повышение эффективности использования интеллектуальной собственности, возрождение и реструктуризация научно-технологического потенциала страны, реализация научно-технических достижений и изобретений; - обеспечение стратегической направленности создаваемых национальной и региональных инновационных систем. Достижение указанных целей невозможно без решения следующих важнейших задач: 1. Концентрация инновационно-инвестиционных ресурсов государства и бизнеса на стратегических инновационных приоритетах, обеспечивающих распространение современного пятого и пионерное освоение отдельных направлений перспективного шестого технологических укладов там, где для этого имеются необходимые заделы и предпосылки, инновационное освоение перспективных рыночных ниш. Только таким образом можно повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг и обеспечить высокие темпы экономического роста в стратегической перспективе. 2. Ориентация предприятий, общественных организаций, системы образования, средств массовой информации на осуществление стратегии инновационного прорыва. Создание инфраструктуры, эффективных организационных форм, необходимой законодательной базы и соответствующей кадровой составляющей. 3. Создание благоприятного инновационного климата, развитие венчурного финансирования малого и среднего инновационного бизнеса, поддержка экспорта отечественной наукоемкой продукции и импортозамещения на отечественном рынке. Государственное стартовое финансирование базисных инноваций в производственном секторе и обеспечение инноваций в нерыночном секторе. 4. Развитие стратегического партнерства в инновационно-технологической сфере по освоению и распространению новых поколений техники (технологий) и по совместному освоению перспективных ниш на мировых рынках с зарубежными странами. 5. Проведение селективной научно-технической политики государственной поддержки тех направлений исследований, научных, инженерных и конструкторских школ, которые могут находиться в составе мировых лидеров, обеспечивая конкурентоспособность отечественной продукции в условиях глобализации и открытости экономики в стратегической перспективе. 6. Осуществление широкой интеграции высшего образования и науки, прежде всего в области стратегических научно-технических и инновационных приоритетов, которое будет способствовать омоложению кадрового состава науки, вовлечению талантливой молодежи в инновационную деятельность и позволит эффективнее использовать творческий потенциал ВУЗов. С нашей точки зрения эффективной формой подобной интеграции могли бы стать стратегические технологические альянсы, включающие ВУЗы, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и предприятия. 7. Повышение эффективности использования отечественных изобретений как важнейшей составной части интеллектуального богатства страны. С этой целью необходимо: - провести инвентаризацию фонда отечественных изобретений с привлечением квалифицированных экспертов, выделив те из них, которые могут стать основой для создания принципиально новой продукции и технологии; - создать условия для стимулирования изобретателей, а также лиц и организаций, содействующих использованию изобретений в инновациях; - содействовать вовлечению в техническое творчество молодежи, развитию общественных организаций изобретателей, повышению изобретательной активности; - оказывать государственную поддержку патентованию значимых изобретений в России и за рубежом; - осуществлять патентную экспертизу новых видов продуктов и технологий, а также инновационных и инвестиционных проектов; - обеспечить эффективную защиту российской интеллектуальной собственности как в стране, так при экспорте и импорте товаров, услуг и технологий; - предусмотреть меры по использованию крупнейших изобретений и содействию повышению изобретательской активности в программах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. 8. Использование научно-технического и инновационного потенциала страны, сконцентрированного в оборонно-промышленном комплексе. Для полноценного использования этого потенциала при разработке и реализации стратегии инновационного прорыва необходимо: - принять целевую долгосрочную программу использования конверсионных технологий и технологий двойного назначения и обеспечить ее соответствующими финансовыми ресурсами; - осуществить инвентаризацию и оценку научно-технического задела, изобретений и используемых технологий оборонно-промышленного комплекса; - предусматривать
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |