Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные проблемы инновационного развития России и их характеристика



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
Основные проблемы инновационного развития России и их характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

┌───────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐

│ Основные проблемы    │ Характеристика основных проблем │

│ инновационного развития │     инновационного развития     │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│        1        │                2                │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Низкая доля инновационной│На рубеже XX-го и XXI-го веков значительно│

│составляющей в отгруженной│снизилась доля инновационной составляющей в│

│продукции             │отгруженной продукции (инновационность│

│                      │продукции) - с 19,7% в 1997 г. до 9,2% в│

│                      │2002 г. В дальнейшем значение данного│

│                      │индикатора стало расти, но все еще не│

│                      │соответствует уровню высокоразвитых стран │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Низкий уровень наукоемкости│После некоторого роста данного показателя в│

│инновационной продукции │2000-2002 гг., в 2003 г. он снизился до│

│                      │6,4%, что соответствует уровню 1999 г. В│

│                      │дальнейшем наблюдалось колебание показателя│

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Низкая предпринимательская│Несмотря на общий    низкий рост│

│активность в области│предпринимательской активности в области│

│инноваций             │инноваций, наблюдаются определенные│

│                      │положительные сдвиги в этой области. Так, с│

│                      │1999 г. по 2003 г. указанный показатель│

│                      │вырос с 7,5% до 10,5% и данная тенденция│

│                      │наблюдается в современных условиях    │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Низкая   инновационная│По показателю      удельного веса│

│привлекательность     │инновационно-активных     предприятий,│

│                      │взвешенных с учетом численности занятых│

│                      │(около 35%), Россия приближается к таким│

│                      │наименее активным в инновационном плане│

│                      │европейским странам, как Португалия и│

│                      │Турция                                │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Низкая   инновационная│Устойчивые сдвиги в структуре│

│активность среди малых и│предпринимательской активности по признаку│

│очень крупных предприятий │размера инновационно-активных предприятий│

│                      │свидетельствуют о том, что при определенном│

│                      │росте инновационной активности среди│

│                      │средних и крупных предприятий, наблюдается│

│                      │ее снижение среди очень крупных и малых│

│                      │предприятий                           │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Чрезвычайно длительные│С увеличением размера предприятия│

│жизненные циклы основной│наблюдается тенденция к росту возраста│

│(10,7 лет) и инновационной│заменяемой основной продукции. При этом│

│(9,7 лет) продукции   │разница между самым длинным и самым│

│                      │коротким циклом составляет 6 лет. Для│

│                      │основной продукции  дифференциация│

│                      │жизненного цикла по формам собственности│

│                      │составляет от 5 лет (иностранные│

│                      │предприятия) до 12-13 лет (предприятия│

│                      │госсобственности РФ)                  │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Снижение          доли│Наблюдается падение доли ученых, имеющих│

│исследователей  высшей│ученые степени кандидата наук или доктора│

│квалификации, изменения в│наук. При этом примерно половина│

│возрастной структуре ученых│исследователей достигли возраста 50 лет, а│

│                      │более 30% кандидатов и почти 60% докторов│

│                         │наук - 60 лет                         │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Изобретательская активность│Структура выданных охранных документов на│

│падает к концу цепочки│промышленную собственность выглядит в│

│инновационных мероприятий │настоящее время следующим образом:    │

│                      │- патентов на изобретения - примерно 70% от│

│                      │общего числа;                         │

│                      │- свидетельств на полезные модели - около│

│                      │24%;                                  │

│                      │- свидетельств на промышленные образцы -│

│                      │около 6%                              │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Низкий уровень оплаты труда│Несмотря на некоторый рост доходов│

│работников            │работников научно-исследовательской сферы в│

│научно-исследовательской │последние годы, он по-прежнему слишком│

│сферы                 │низок и слабо привязан к результатам│

│                      │непосредственно научно-исследовательской│

│                      │деятельности                          │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Недостаточный  сдвиг к│Темпы перехода к финансированию научной│

│финансированию научной│деятельности предприятий, основанному на их│

│деятельности по проектам │участии в научных проектах, недостаточны.│

│                      │При этом общая доля внебюджетных фондов во│

│                      │внутренних затратах на исследования и│

│                      │разработки составляет 3%              │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Необходимость         │К данным инструментам относятся:      │

│совершенствования     │- порядок бюджетного финансирования│

│инструментов          │государственных      исследовательских│

│взаимоотношений государства│организаций на основе оценки качества│

│и науки               │проводимых исследований;              │

│                      │- стандарты независимой научной экспертизы│

│                      │проектов НИР и полученных результатов; │

│                      │- государственный грант или контракт на│

│                      │выполнение НИР                         │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Отсутствие         или│К данным институтам относятся:        │

│неэффективность институтов,│- институт мониторинга и оценки качества│

│обеспечивающих повышение│работы                 государственной│

│качества  проводимых в│научно-исследовательской организации в│

│государственном секторе│целом;                                │

│инновационных мероприятий │- институт независимой научной экспертизы; │

│                      │- институт сопряжения междисциплинарных,│

│                      │прикладных и фундаментальных исследований │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Нехватка   специальных│В первую очередь к этим инструментам│

│институциональных     │относятся:                            │

│инструментов       для│- правила передачи зависимых изобретений; │

│организации и развития│- открытые процедуры формирования│

│связей   государства и│научно-технических        программ или│

│бизнеса в области НИР │подпрограмм;                          │

│                      │- налоговые послабления бизнесу при│

│                      │проведении НИР                        │

├───────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Отсутствие эффективных│Особо следует отметить следующие институты:│

│институтов         для│- диффузия технологий,  готовых к│

│осуществления         │использованию;                        │

│взаимодействия  науки,│- стратегическое партнерство государства и│

│государства и бизнеса │бизнеса;                              │

│                      │- трансфер зависимых изобретений;     │

│                      │- приватизация    избыточной части│

│                      │государственных научно-исследовательских│

│                      │организаций, наиболее близких к бизнесу │

└───────────────────────────┴───────────────────────────────────────────┘

 

Проведенный анализ позволяет выделить ряд факторов, определяющих текущее состояние и проблемы инновационного развития российских предприятий:

1. Недостаточный спрос со стороны государства на результаты научных исследований в условиях кризиса и, как следствие, снижение инновационной и инвестиционной активности. На первый план при этом выходит проблема простого воспроизводства основных фондов, так как отсутствие средств у предприятий привело к тому, что инновационная деятельность либо вовсе не осуществляется, либо ведется в очень незначительных объемах. При этом инновационная деятельность осуществляется, главным образом, на государственных предприятиях и в крупных акционерных обществах, но практически не ведется на малых и средних хозяйствующих субъектах [44, 46]. Это приводит к тому, что малый и средний бизнес решает в основном краткосрочные рыночные задачи и фактически не содействуют технологическому развитию экономики России. Принятие важных нормативных документов, касающихся инновационной сферы, пока не привело к заметному улучшению ситуации. Становится все более очевидно, что необходима разработка специальной государственной научно-технической и промышленной политики, предусматривающей развитие экономики страны в соответствии с выбранными инновационными приоритетами, которая позволила бы осуществлять целевое бюджетное финансирование инновационно-активных предприятий, а так же принимать другие меры экономического воздействия в инновационной сфере [52].

2. Недостаточный уровень ассигнований на академическую науку в целом и на фундаментальные исследования в частности. При этом следует отметить что, региональные и особенно местные бюджеты в финансировании науки и в развитии инновационной активности предприятий практически не участвуют.

3. Высокая обособленность региональных центров инновационной активности. Одной из особенностей отечественной науки являлась ее концентрация в наиболее крупных урбанизированных центрах (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградской область, Новосибирск, Нижний Новгород и др.). Соответственно, региональные органы власти должны уделять повышенное внимание сохранению исторически накопленного потенциала, что требует поиска новых возможностей для повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и привлечения дополнительных источников финансирования, а также разработки самостоятельной региональной научно-технической политики, учитывающей особенности каждого региона.

4. Недостаточное понимание отдельными представителями законодательной и исполнительной власти роли науки и инновационной сферы для развития экономики страны. Распространено мнение, согласно которому, поскольку российская наука отстает от мирового уровня, то следует перейти к использованию достижений зарубежной науки и практики. Это приводит к ситуации, когда развитие экономики России в последние годы в большой степени было ориентировано в первую очередь на разработку (в том числе и с помощью прогрессивных зарубежных технологий) богатейших природных ресурсов России. Очевидно, это способствует превращению России в сырьевой придаток развитых стран.

5. Отток из промышленного производства специалистов в другие сектора экономики. Он, в первую очередь, обусловлен сокращением ассигнований на науку, снижением инновационной и инвестиционной активности, общим спадом производства. Кроме того, как показывают специальные исследования, в настоящее время возраст высококвалифицированного научно-технического персонала в научно-исследовательских и конструкторских учреждениях (включая вузовскую науку) России превышает 50 лет.

Анализ отмеченных выше факторов свидетельствует, что в современных условиях основным звеном инновационной активности может быть предприятие, которое юридически и экономически заинтересовано добиваться определенных конкурентных преимуществ [59, 64, 70]. Как показывает мировая практика, это возможно только при выполнении двух условий: периодическом обновлении (модернизации) продукции определяющей основу хозяйственных результатов данного предприятия и расширении (разнообразии) видов его хозяйственной деятельности [55, 58, 61].

Многие руководители российских предприятий (особенно малых и средних) не готовы переориентировать предпринимательскую деятельность своих предприятий на инновационно-активную позицию, что объясняется, в первую очередь, наличием объективно присущих инновациям предпринимательских рисков. Поскольку процесс разработки и освоения нововведений занимает, как правило, довольно большой промежуток времени и требует дополнительных затрат всех видов ресурсов, а внешняя среда любого бизнеса в условиях интегрированной в мировое пространство экономики достаточно динамична, то к моменту выхода инновационного продукта на рынок объективные условия, диктуемые субъектами рыночных отношений, могут сложиться не благоприятно, и ее коммерческий успех может быть значительно ниже ожидаемого.

В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий осуществляется в условиях, которые характеризуются отсутствием четко сформулированных национальных целей и механизмов их достижения, законодательно определенных на ближне- и среднесрочный периоды, а также и на долгосрочную перспективу. Следовательно, необходимы серьезные изменения в российской государственной инновационной политике, которая в настоящее время базируется в основном на внедрении микро- и псевдоинноваций (модификации разработанных ранее продуктов и технологий), а также не всегда в достаточной мере научно обоснована и финансово обеспечена, что приводит к снижению стимулов активизации инновационных процессов.

Ускорению инновационного развития в значительной мере препятствуют трудности, связанные с принятием обоснованных управленческих решений на долгосрочный период. Без решения данной задачи эффективное инновационное развитие российских предприятий невозможно, поскольку средняя продолжительность жизненного цикла одной инновации в России составляет около 10 лет (для сравнения в высокоразвитых странах - около пяти лет) [51].

Еще в 2002 г. на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям были одобрены "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу", утвержденные Президентом РФ. Ядром этой политики стало формирование национальной инновационной политики государства и механизмов ее реализации, а ключевыми направлениями в этой области были определены следующие [1, 2, 3, 5]: совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности; обеспечение эффективного функционирования национальной инновационной системы; совершенствование механизмов государственного содействия в реализации инновационных проектов. Национальные цели, достижению которых должно способствовать проведение инновационной политики, были сформулированы следующим образом:

- достижение экономической стабильности;

- обеспечение национальной безопасности;

- расширение возможностей и увеличение совокупной мощи экономики;

- технологическое перевооружение промышленности, повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке;

- сохранение и рациональное использование природных ресурсов, решение проблем охраны окружающей среды;

- гарантированное обеспечение национальных потребностей в продовольствии, сырье, материалах и энергии;

- решение социальных проблем населения, обеспечение достойного качества жизни, охраны здоровья, предоставление возможности получить образование.

Также в данном документе отмечено, что до 2010 г. главными задачами государственной инновационной политики являются: развитие систем образования и повышения квалификации в области научных знаний и ноу-хау; рост производства достоверных знаний; развитие связей между наукой и промышленностью, содействие и помощь в распространении трансферта и освоения новых достижений науки и технологии.

При этом государство должно взять на себя роль стимулятора и координатора саморегулирующегося инновационного процесса, а главным инструментом реализации его инновационной политики должно стать создание инновационной инфраструктуры путем осуществления правовой и финансовой поддержки. Несмотря на глубокий экономический кризис 90-х годов прошлого века, а также кризис, начавшийся в 2008 г., в России сохранен ключевой элемент национальной инновационной системы - научно-технический потенциал. В совокупности с формированием высокотехнологичных производств он может позволить реализовать национальную инновационную политику в ходе структурной модернизации экономики страны. Для этого необходимо совершенствовать механизмы организации и управления инновационной сферой, создать инновационную инфраструктуру, обеспечивающую коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, наладить механизм взаимодействия между производством и наукой. Данная политика должна включать: создание экономических и финансовых инструментов государственной поддержки инноваций; меры по развитию инновационной инфраструктуры и повышению инновационной активности в экономике; правовое регулирование инновационной деятельности в стране.

Результативность государственной инновационной политики зависит от уровня финансирования научно-технической и инновационной сферы, способности различных элементов национальной инновационной системы эффективно взаимодействовать. Мировой опыт свидетельствует о том, что отличительная особенность реализации инновационной политики заключается, в первую очередь, в структуре ресурсов, направляемых на эти цели. Если принять за единицу средние затраты на фундаментальные исследования, то выясняется, что затраты на прикладные НИОКР превышают их в 10 раз, а выполнение всех мероприятий, реализующих инновационную политику (выпуск инновационной продукции, освоение промышленностью новейших технологий и завоевание рынков сбыта) потребует вложений в 100-1000 раз больших [30].

Во всем мире отличительной особенностью инновационной сферы деятельности является ведущая роль государства в обеспечении всеми необходимыми ресурсами фундаментальных и большей части прикладных исследований. В условиях переходного периода в России недооценка роли науки и инноваций привела к тому, что наша страна по показателю доли расходов на НИОКР в объёме ВВП оказалась в группе стран с научным потенциалом в сотни раз меньшим. В соответствии с законом о государственной научно-технической политике объем бюджетного финансирования гражданской науки должен составлять не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактическое значение данного показателя не превышает 1,7%. Как следствие, страна утрачивает свое научно-технологическое лидерство, испытывает трудности в развитии инновационного потенциала. В настоящее время объем бюджетного финансирования гражданской науки (на ее долю приходится примерно половина всех средств, затрачиваемых на развитие науки в России) во много раз меньше аналогичных показателей в развитых странах. Анализ российской структуры затрат на исследования и разработки свидетельствует о том, что доля промышленных компаний в разработке новых технологий в России в 1,9 раза ниже, чем США, в 2,1 раза, чем в Японии или Корее. В целом нужно отметить, что, если в высокоразвитых странах большая часть затрат на исследования и разработки осуществляется бизнесом, то в России хозяйственные структуры играют лишь вспомогательную роль в процессе их финансирования [31].

Проводимые исследования и статистические данные свидетельствуют, что большая часть инноваций на российских предприятиях связана с организационно-управленческими, маркетинговыми, инфраструктурными сторонами их деятельности и только незначительная часть предприятий осуществляет нововведения непосредственно в производственной сфере. Большая часть маркетинговых новшеств осуществляются на старой технологической базе без улучшения качества продукции, а корреляционный анализ показывает отсутствие связи между маркетинговыми и технологическими инновациями. Можно сделать вывод, что современному этапу развития инновационной деятельности в отечественной промышленности не присущ в полной мере технологический характер.

Комплекс финансовых механизмов и элементов инновационной политики должен предусматривать:

- создание благоприятных условий для финансово-кредитных учреждений и страховых компаний, пенсионных, инновационных и других фондов в целях финансирования инноваций и страхования кредитных рисков, связанных с освоением инновационной продукции;

- финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, инновационных проектов, связанных с развитием высокотехнологичных направлений;

- применение возвратного финансирования высокоэффективных прикладных инновационных разработок, имеющих высокую экономическую эффективность;

- развитие венчурного инвестирования;

- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и приборов;

- оказание финансовой поддержки патентной и изобретательской деятельности, содействие в охране интеллектуальной собственности и поддержании прав на нее в стране и за рубежом;

- оказание содействия в участии малого предпринимательства в конкурсах по реализации инновационных программ и проектов за счет бюджетных средств;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и их исполнителей, повышение удельного веса реализации в отраслях экономики относительно небольших и быстроокупаемых инновационных проектов.

Очевидно, что правовая поддержка государственной инновационной политики должна включать ряд законодательных актов, без которых деятельность инновационных структур будет либо неэффективна, либо невозможна. С нашей точки зрения, создание благоприятной правовой среды должно развиваться по пути принятия законодательно-правовых актов в следующих основных направлениях: налоговое регулирование; защита интеллектуальной собственности; регулирование трансферта технологий; разработка правовых аспектов участия инвесторов в инновационном процессе (в том числе банков, страховых и пенсионных фондов), условий доступа частного сектора к новым технологиям и законченным НИР, созданным в государственном секторе на бюджетные средства и в сотрудничестве с другими организациями; разработка правовых вопросов, связанных с формированием механизмов возвратного финансирования и рискового инвестирования; создания инновационных, инжинирингово-консалтинговых подразделений или фирм при высших учебных заведениях и исследовательских организациях; регламентирование деятельности и условий создания инновационной инфраструктуры в стране и в регионах.

Важным условием реализации инновационной политики является разработка эффективных механизмов защиты и введения в рыночный оборот объектов интеллектуальной собственности, представляющей собой совокупность авторских прав на результаты инновационной деятельности - объекты интеллектуальной собственности (патенты, промышленные образцы, ноу-хау и т.д.), которые приобрели свойства самостоятельных товаров.

Текущая инновационная политика России, а также осуществляемые на ее основе инновационные процессы схожи во многом с аналогичной деятельностью в современных развитых странах, но при этом фактическое состояние отечественной экономики свидетельствует о недостатке стимулов активизации инновационных процессов. Во многом это объясняется тем, что проводимые меры часто не вполне адекватны относительному уровню развития страны на данном этапе и ее научно-техническому и инновационному потенциалу.

Несмотря на то, что увеличение затрат государства на финансирование инновационной деятельности предполагает повышение инновационной активности, для большинства отечественных предприятий характерно экстенсивное развитие. В условиях глобализации мировой экономики данную ситуацию можно рассматривать как отражение низкого уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Эта характеристика порождена низкой инновационной активности отечественных предприятий (только 5% от их общего числа занимается инновационной деятельностью) и одновременно увеличением среднегодового износа основных фондов по промышленности, который по данным Госкомстата России в начале XXI века составил более 60% [15].

Постановка основных целей и задач долгосрочного инновационного развития предприятий играет определяющую роль в процессе разработки инновационной политики государства. В некоторых работах, посвященных данной тематике цели и задачи инновационного развития Российской Федерации и российских предприятий рассматриваются не системно. Учитывая особую важность рассматриваемого вопроса, нами на основе критического анализа, обобщения и систематизации большого числа работ по указанным вопросам, предпринята попытка комплексно и системно представить основные целевые установки долгосрочного инновационного развития России на 2008-2015 гг., с учетом задач развития отечественных предприятий. К их числу относятся следующие задачи:

- рост инвестиций в базисные и улучшающие инновации, инновационное обновление основных фондов предприятий;

- освоение предприятиями новых рыночных ниш, ускорение темпов их экономического роста, концентрация ресурсов бизнеса и государства на прорывных инновационных технологиях, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

- повышение эффективности использования интеллектуальной собственности, возрождение и реструктуризация научно-технологического потенциала страны, реализация научно-технических достижений и изобретений;

- обеспечение стратегической направленности создаваемых национальной и региональных инновационных систем. Достижение указанных целей невозможно без решения следующих важнейших задач:

1. Концентрация инновационно-инвестиционных ресурсов государства и бизнеса на стратегических инновационных приоритетах, обеспечивающих распространение современного пятого и пионерное освоение отдельных направлений перспективного шестого технологических укладов там, где для этого имеются необходимые заделы и предпосылки, инновационное освоение перспективных рыночных ниш. Только таким образом можно повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг и обеспечить высокие темпы экономического роста в стратегической перспективе.

2. Ориентация предприятий, общественных организаций, системы образования, средств массовой информации на осуществление стратегии инновационного прорыва. Создание инфраструктуры, эффективных организационных форм, необходимой законодательной базы и соответствующей кадровой составляющей.

3. Создание благоприятного инновационного климата, развитие венчурного финансирования малого и среднего инновационного бизнеса, поддержка экспорта отечественной наукоемкой продукции и импортозамещения на отечественном рынке. Государственное стартовое финансирование базисных инноваций в производственном секторе и обеспечение инноваций в нерыночном секторе.

4. Развитие стратегического партнерства в инновационно-технологической сфере по освоению и распространению новых поколений техники (технологий) и по совместному освоению перспективных ниш на мировых рынках с зарубежными странами.

5. Проведение селективной научно-технической политики государственной поддержки тех направлений исследований, научных, инженерных и конструкторских школ, которые могут находиться в составе мировых лидеров, обеспечивая конкурентоспособность отечественной продукции в условиях глобализации и открытости экономики в стратегической перспективе.

6. Осуществление широкой интеграции высшего образования и науки, прежде всего в области стратегических научно-технических и инновационных приоритетов, которое будет способствовать омоложению кадрового состава науки, вовлечению талантливой молодежи в инновационную деятельность и позволит эффективнее использовать творческий потенциал ВУЗов. С нашей точки зрения эффективной формой подобной интеграции могли бы стать стратегические технологические альянсы, включающие ВУЗы, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и предприятия.

7. Повышение эффективности использования отечественных изобретений как важнейшей составной части интеллектуального богатства страны. С этой целью необходимо:

- провести инвентаризацию фонда отечественных изобретений с привлечением квалифицированных экспертов, выделив те из них, которые могут стать основой для создания принципиально новой продукции и технологии;

- создать условия для стимулирования изобретателей, а также лиц и организаций, содействующих использованию изобретений в инновациях;

- содействовать вовлечению в техническое творчество молодежи, развитию общественных организаций изобретателей, повышению изобретательной активности;

- оказывать государственную поддержку патентованию значимых изобретений в России и за рубежом;

- осуществлять патентную экспертизу новых видов продуктов и технологий, а также инновационных и инвестиционных проектов;

- обеспечить эффективную защиту российской интеллектуальной собственности как в стране, так при экспорте и импорте товаров, услуг и технологий;

- предусмотреть меры по использованию крупнейших изобретений и содействию повышению изобретательской активности в программах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

8. Использование научно-технического и инновационного потенциала страны, сконцентрированного в оборонно-промышленном комплексе. Для полноценного использования этого потенциала при разработке и реализации стратегии инновационного прорыва необходимо:

- принять целевую долгосрочную программу использования конверсионных технологий и технологий двойного назначения и обеспечить ее соответствующими финансовыми ресурсами;

- осуществить инвентаризацию и оценку научно-технического задела, изобретений и используемых технологий оборонно-промышленного комплекса;

- предусматривать



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
Основные проблемы инновационного развития России и их характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные проблемы инновационного развития России и их характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)