Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обобщенная классификация инноваций, рекомендуемая для комплексного анализа инновационного развития предприятия



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
Обобщенная классификация инноваций, рекомендуемая для комплексного анализа инновационного развития предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

┌──────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│ Классификационный признак │       Виды инноваций        │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│         1          │              2              │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│  Стимул появления  │Обусловленные развитием науки и техники│

│                         │Вызванные потребностями производства │

│                         │Определяемые потребностями рынка  │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ Предмет и сфера приложения │Продуктовые (новые продукты и услуги) │

│                         │Рыночные (открытие   новых сфер│

│                         │применения продукта, позволяющих│

│                         │реализовать услугу на новых рынках) │

│                         │Инновации-процессы        (технология,│

│                         │организация         производства и│

│                         │управленческие процессы)          │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ Степень радикальности │Базисные (реализуют крупные изобретения│

│                         │и становятся основой формирования новых│

│                         │поколений техники и направлений ее│

│                         │развития)                         │

│                         │Улучшающие (реализуют мелкие и средние│

│                         │изобретения, преобладают на фазах│

│                         │распространения и стабильного развития│

│                         │научно-технического цикла)        │

│                         │Псевдоинновации     (направлены на│

│                         │частичное улучшение устаревших│

│                         │поколений техники и технологий)   │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ Масштаб реализации │Трансконтинентальные              │

│                         │Транснациональные                 │

│                         │Региональные                      │

│                         │Крупные                           │

│                         │Средние                           │

│                         │Мелкие                            │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ Вид эффективности  │С экономическим эффектом          │

│                         │С социальным эффектом             │

│                         │С экологическим эффектом          │

│                         │С научно-техническим эффектом     │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ Степень результативности │Высокорезультативные                │

│                         │Низкорезультативные               │

│                         │Средней результативности          │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ Структурная характеристика │На "входе" в предприятие          │

│                         │На "выходе" из предприятия        │

│                         │Инновации структуры предприятия как │

│                         │системы, т.е. ее отдельных элементов │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│   Направленность   │Научные                           │

│                         │Технические                       │

│                         │Технологические                   │

│                         │Конструкторские                   │

│                         │Производственные                  │

│                         │информационные                      │

├──────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤

│ Темпы осуществления │Быстрые                           │

│                         │Медленные                         │

│                         │Затухающие                        │

│                         │Нарастающие                       │

│                         │Равномерные                       │

│                         │Скачкообразные                     │

└──────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘

 

В настоящее время при анализе инновационного развития используются два понятия - инновационная деятельность и инновационный процесс, которые характеризуют его с разных позиций. Первое понятие - с точки зрения содержания и цели, второе - с позиции существования определенной последовательности этапов развития. Особый интерес представляет комплексный анализ инновационного развития в контексте теорий экономической динамики. Еще Й. Шумпетер рассматривал инновационное развитие как процесс движения экономической системы от одного равновесного состояния к другому, путем осуществления непрерывно сменяющих друг друга инноваций. В современной науке инновационное развитие рассматривается как сложный процесс, включающий структурные сдвиги в экономике, улучшение качества жизни населения, экономический рост. Под экономическим ростом при этом подразумеваются не кратковременные подъемы реального объема производства, а стабильный долговременный рост уровня реального объема производства.

Западными и отечественными учеными научно-технический прогресс все чаще связывается с понятием инновационного развития. Еще в 50-е годы прошлого века американский экономист Р. Солоу пришел к выводу, что ведущим фактором экономического роста становится научно-технический прогресс. К аналогичным выводам пришли и другие исследователи: Д. Кендрик, Э. Денисон и др. Особую роль технологического прогресса в экономическом росте подчеркивал в своих работах С. Кузнец. С его точки зрения, постоянный рост национального продукта достигается технологическим прогрессом, а экономический рост в его понимании представляет собой долгосрочное увеличением способности хозяйства обеспечивать все более разнообразные потребности населения с помощью все более эффективных технологий, а также соответствующих им институциональных изменений. Э. Денисоном была разработана классификация факторов экономического роста Данная классификация включает 23 фактора экономического роста, из которых 4 относятся к труду, 4 - к капиталу, 1 - земля, а 14 характеризуют вклад научно-технического прогресса. Факторы, влияющие на экономический рост и инновационное развитие исследовали многие ученые с различных точек зрения. Например, по мнению П. Ромера возрастающая общественная отдача наблюдается по расходам на НИОКР, а с точки зрения Р. Лукаса - по инвестициям в человеческий капитал. При этом в долгосрочной перспективе большим потенциалом роста обладает экономика, располагающая большими ресурсами человеческого капитала и более развитой наукой [36].

В качестве основных факторов экономического роста многие современные экономисты выделяют в настоящее время следующие факторы: увеличение доступных экономических ресурсов; совершенствование применяемых технологий производства с целью сокращения расхода ресурсов для получения большого количества готовых благ при прежнем объеме затраченных ресурсов; более эффективное распределение ограниченных ресурсов; насильственное принуждение людей к чрезмерно напряженному труду вопреки их желаниям и с ущербом для их здоровья.

Первый из них соответствует экстенсивному типу экономического роста, который предполагает увеличение производства за счет наращивания объема используемых ресурсов, а также вовлечения в производство традиционных, зачастую устаревших технологий. Два последующих фактора соответствуют интенсивному типу роста, обеспечиваемого экономией ресурсов с помощью принципиально новых, более совершенных технологий, методов организации и управления, более эффективного использования существующего потенциала. Последний фактор лежит в основе внеэкономического способа обеспечения экономического роста [29].

Мировой опыт свидетельствует, что необходимо отказаться от концепции экономического развития, базирующейся на экстенсивных факторах роста. Она доминировала пока природные ресурсы казались неисчерпаемыми. В XXI-ом веке необходимо перейти на инновационный тип экономического роста, основывающийся на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности. При этом следует учитывать, что рыночное хозяйство не может быть полностью сбалансированным, так как перманентная колебательная динамика хозяйственных параметров и пропорций воспроизводства является неизбежным условием его самоорганизации. Таким образом, экономика развивается циклично. В настоящее время известно более тысячи типов цикличности, наиболее часто употребляемыми из них являются циклы: Дж. Китчина (длина - 2-4 года); К. Жуглара (длина - 7-12 лет); С. Кузнеца (6-25 лет); Н.Д. Кондратьева (40-60 лет); Д. Форрестера (200 лет); Э. Тоффлера (1000-2000 лет). В сфере инновационного развития также действуют закономерности циклической динамики [142].

Для анализа инновационного развития особое значение имеют среднесрочные циклы, представляющие собой очередную ступень технического прогресса и развития производительных сил. При их исследовании Й. Шумпетер связал длительные отклонения экономики от состояния равновесия, проявляющиеся в низкочастотных колебаниях конъюнктуры, с периодически происходящей концентрацией нововведений в кластеры [135], а Г. Менш - с видами инновации [150]. Распространение инновации осуществляется с помощью механизма рыночной конкуренции путем имитации новшества последователями предпринимателя-новатора. Данный процесс - саморегулирующийся и имеет характерную форму волны, а отходящие от нее "волны ответвления" формируют появление новых отраслей промышленности [142]. Значительный вклад в теорию инновационного развития внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал экономическую закономерность "больших циклов конъюнктуры", связав их с цикличностью воспроизводства капитальных благ длительного пользования [76].

В теории инновационного развития до настоящего времени продолжается дискуссия о том, в какой фазе наиболее благоприятны условия для реализации инновационной деятельности, внедрения и освоения инноваций. Существует множество точек зрения на распределение и внедрение новшеств в ходе экономических циклов. При этом можно выделить два основных взгляда на данную проблему. Первый заключается в том, что технические новшества вводятся, когда давление конкуренции наиболее жестко, а промышленная конъюнктура находится на низких уровнях. В благоприятных экономических условиях, согласно данному взгляду, новые проекты стремятся откладывать, а накопленные новые идеи испытывают, как правило, во времена спадов. Первый подход представлен в исследованиях Г. Менша, который выдвинул гипотезы "о депрессии как спусковом крючке" (depression trigger) и "о технологическом толчке" (technology push). Он полагал, что ухудшение состояния предприятия является стимулом к инновациям [151]. При этом основным способом выхода из кризисного состояния является внедрение новшеств. Г. Меншем был предложен тезис о существовании между нововведениями конкуренции за ресурсы, обусловленной тем, что любой вид нововведений требует определенных затрат труда и капитала. При этом общее развитие, с его точки зрения, представляет собой движение от одного технологического пата к другому, состоящее в переходе от базисных нововведений к улучшающим, а от улучшающих к псевдонововведениям. В его представлении технологический пат соответствует фазе рецессии длинной волны, а в стадии депрессии экономика оказывается структурно готовой для перехода к новым базисным нововведениям. Одним из ключевых моментов данной теории является утверждение о том, что именно в данной фазе образуются кластеры базисных нововведений.

Многие положения работ Г. Менша были впоследствии критически рассмотрены и развиты другими авторами. Среди исследователей, подвергших отдельные положения концепции Г. Менша критическому анализу, необходимо отметить немецкого экономиста А. Кляйнкнехта. Он в своих трудах уточняет тезис о формировании кластеров нововведений на стадии депрессии, полагая, что, кластеры нововведений-продуктов образуются на фазе депрессии, в то время как кластеры нововведений-процессов - на повышательной стадии длинной волны [149].

Согласно второму взгляду на распределение и внедрение инноваций в ходе экономических циклов для их внедрения наиболее благоприятна высокая и устойчивая конъюнктура, соответствующая фазе подъема, когда предприниматели в большей мере склонны внедрять инновации, расширяющие производство или сокращающие издержки. В то же время, во время спада согласно данному подходу предприниматели, как правило, предпочитают не внедрять инновации. Данный подход отстаивают К. Фримен, Дж. Кларк, Л. Сутэ и другие исследователи, по мнению которых именно преуспевающее предприятие проявляет повышенную инновационную активность. В кризисный период предприятие испытывает финансовые и другие трудности, что затрудняет разработку и внедрение инноваций. По мнению К. Фримена базисные нововведения внедряются в фазе оживления (концепция "гипотезы о давлении спроса" (demand pull), в которой определяющую роль в образовании кластера базисных нововведений играет спрос на них со стороны быстро растущих отраслей - основы новой длинной волны, что приводит к экономическому прогрессу [144].

Инновационная активность предприятий и спрос на инновации возрастают в фазе роста. В этот период основными являются улучшающие инновации и псевдоинновации, которые получаются путем усовершенствования ранее известных продуктов и процессов. При этом в конце фазы роста возникает спрос на базисные инновации, поскольку исчерпывается научно-технический потенциал предприятий. Затем в фазе рецессии сокращаются затраты на инновационную деятельность, что приводит к падению инновационной активности предприятий, которые ориентируются на выпуск наиболее востребованных товаров, что приводит к сокращению ассортимента. В фазе депрессии повышается уровень риска инвестиций, инновационная деятельность предприятий сокращается. При этом ищутся новые рынки вложения капитала, новые инновационные идеи, что создает условия для перехода к следующей фазе длинной волны.

Различные исследователи анализируют инновационный процесс с разной степенью детализации. Согласно первому подходу он рассматривается как линейный поэтапный процесс от научных исследований до коммерческого освоения нововведений. Сторонники второго подхода рассматривают его как часть жизненного цикла продукта от этапа возникновения идеи нововведения до его внедрения. В общем случае сущность инновационного процесса заключается, по мнению большинства исследователей, в непрерывном обновлении и расширении производства путем интеграции научных достижений и предпринимательской деятельности. Инновационный процесс осуществляется с целью получения "инновационного эффекта". Для выявления факторов, которые способствуют или препятствуют реализации нововведений, инновационный процесс, как целостную систему, необходимо разделить на подсистемы и отдельные элементы. Однако в настоящее время общепринятая трактовка стадий и этапов инновационного процесса отсутствует. В работах различных авторов встречаются разные мнения по данному вопросу. При этом существует 2 основных подхода к представлению важнейших этапов инновационного процесса. В рамках первого подхода считается, что инновационный процесс начинается с этапа научных исследований, а завершается на этапе использования инновационных продуктов. Данному подходу соответствует линейная модель инновационного процесса. При применении указанной модели следует учитывать, что каждый инновационный процесс может включать не все перечисленные этапы в определенной последовательности (см. рис. 1.2).

 

┌──────────────────┐ ┌─────────────────────────┐ ┌───────────────┐ ┌───────────────────┐

│Новые научные │ │Опытно-конструкторские │ │Маркетинг, │ │Коммерциализация, │

│исследования     ├────►│разработки,         ├────►│производство, ├────►│сфера         │

│(фундаментальные │ │эксперименты        │ │тестирование │ │использования │

│и прикладные) │ │                    │ │на рынке     │ │продукта      │

└──────────────────┘ └─────────────────────────┘ └───────────────┘ └───────────────────┘

 

Рис. 1.2. Линейная модель инновационного процесса

 

Данная модель доминировала при разработке инновационной политики практически во всех странах, несмотря на ее значительные недостатки (она не учитывает влияние рынка и экономической конъюнктуры, связи между промышленностью и наукой, потенциал инноваций, мотивации и возможности предпринимателей). В рамках данной модели многие факторы и элементы инновационного развития не принимались во внимание, а инновационная политика стран, использовавших данную модель, ограничивалась ускорением продвижения нововведения по всем стадиям инновационного цикла. Наряду с первым подходом к анализу инновационного процесса все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой он рассматривается как система с обратными связями между ее элементами. Указанному подходу соответствует "нелинейная" модель инновационного процесса, примером которой является "модель связанной цепи", представленная на рисунке 1.3.

 

┌───────┐ ┌─────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────────┐ ┌─────────┐

│ Рынок ├──►│ Инвенция├──►│Проектирование├──►│Производство├──►│Маркетинг│

└───────┘ └─────────┘ └──────────────┘ └────────────┘ └─────────┘

▲       ▲           ▲            ▲          ▲

│       │           │            │          │

└────────────┴────────────────┴──┬──────────────┴───────────────┘

                                │

                                ▼

                        ┌──────────────┐

                        │ Исследования │

                        └─────┬────────┘

                              │ ▲

                              ▼ │

                     ┌───────────┴────────┐

                     │ Накопленные знания │

                     └────────────────────┘

 

Рис. 1.3. Нелинейная модель инновационного процесса (связанной цепи)

 

Сущность нелинейной модели инновационного процесса проявляется в том, что она отражает взаимосвязь его этапов от идеи до реализации нововведения с учетом возможностей предприятия и существующего (прогнозируемого) рыночного спроса. При этом необходимо отметить, что этапы инновационного процесса в нелинейной модели недостаточно согласованы между собой, а обратные связи между ними четко не определены. Как и любая сложная система, инновационный процесс характеризуется целостностью, структурой и динамизмом. Он включает различные подсистемы, которые изменяются во времени и, в свою очередь, состоят из множества взаимозависимых и согласованных между собой элементов и этапов. Опыт высокоразвитых стран показывает, что одним из главных условий успешной инновационной деятельности предприятиями является не только эффективность существующих связей между различными фазами и элементами инновационного процесса, но и учет основных факторов, влияющих на нее (см. рис. 1.4)

 

┌───────────────┐     ┌─────────────────┐   ┌─────────────────┐

│ Экономические │◄──┐ │ Технологические │ ┌──►│ Организационные │

│ факторы │ │ │ факторы │ │ │ факторы │

└───────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └─────────────────┘

               │          ▲        │

               └──────┐   │    ┌───┘

                      │   │    │

                      ▼   ▼    ▼

┌───────────────┐  ┌────────────────────────┐  ┌──────────────┐

│Законодательные│◄─────►│ Инновационный │◄─────►│ Политические │

│ факторы │  │    процесс   │  │ факторы │

└───────────────┘  └────────────────────────┘  └──────────────┘

                      ▲   ▲    ▲

                      │   │    │

               ┌──────┘   │    └──────┐

┌───────────────┐ │          ▼           │

│ Социально- │ │ ┌─────────────────┐  │ ┌──────────────┐

│психологические│◄──┘ │ Управленческие │  └──►│ Культурные │

│ факторы │     │ факторы │      │ факторы │

└───────────────┘     └─────────────────┘      └──────────────┘

 

Рис. 1.4. Взаимодействие инновационного процесса и факторов внешней среды

 

Анализируя разные подходы к исследованию инновационного процесса, осуществляемого предприятием, и теоретические основы его изучения, можно сделать вывод, что инновационное развитие в современных условиях ставит новые проблемы его исследования. С учетом вышесказанного на основе анализа существующих моделей нами предлагается следующая интеграционная модель инновационного процесса, реализующая комплексно-системный подход к его анализу (см. рис. 1.5)

Нерешенной задачей до настоящего времени является также установление четкой взаимосвязи между различными стадиями жизненного цикла продукта и этапами инновационного процесса, так как они относительно условны. На практике трудно определить границы между этапами и стадиями, потому что некоторые из них могут пересекаться. Например, научные исследования могут продолжаются и на этапе производства. Перспективы любой инновации на рынке во многом определяются стадией жизненного цикла, на которой она находится, поскольку чем "моложе" данная фаза и чем быстрее реализуется инновационный процесс, тем выше вероятность того, что она будет иметь успех. История знает немало примеров, когда в процессе затянувшегося создания и внедрения инновации она успевала устареть и потерять свою первоначальную ценность, поэтому одной из ключевых задач предприятия является ускорение темпов своего инновационного развития.

 

                       ┌─────────────────────┐

┌────────────────────────►│ Потребности рынка │

│                    └─────────────────────┘

│                                ▲

│                                │

│         ┌──────────────────────┘

│         │                 ┌─────────────────────┐

│         │                 │                │

│         ▼                 │                ▼

│ ┌───────────────────────┐     │     ┌────────────────────┐

│ │ ┌───────────────────┐ │     │     │ ┌────────────────┐ │

│ │ │ Новая идея │ │     │          │ │ Опытное │ │

│ │ ├───────────────────┤ │     │     │ │ производство │ │

│ │ │ Оценка ее │ │     │     │ ├────────────────┤ │

│ │ │ реализуемости │ │     │     │ │ Сертификация │ │

│ │ └─────────┬─────────┘ │     │     │ │ продукции и │ │

│ │      │      │     │     │ │ технологии │ │

│ │      ▼      │     │     │ └────────┬───────┘ │

│ │ ┌───────────────────┐ │     │     │     │    │

│ │ │ Фундаментальные │ │     │     │     ▼    │

│ │ │ исследования │ │     │     │ ┌────────────────┐ │

│ │ ├───────────────────┤ │     │     │ │ Маркетинг │ │

│ │ │ Концепция │ │     │     │ ├────────────────┤ │

│ │ └─────────┬─────────┘ │     │     │ │ Изучение и │ │

│ │      │      │       │     │ │ формирование │ │

│ │      ▼      │     │     │ │ потребности │ │

│ │ ┌───────────────────┐ │     │     │ └────────┬───────┘ │

│ │ │   НИР   │ │     │     │     │    │

│ │ ├───────────────────┤ │     │     │     ▼    │

│ │ │ Модель, │ │     │     │ ┌────────────────┐ │

│ │ │ конструкторская │ │       │     │ │ Серийное │ │

│ │ │ проработка │ │     │     │ │ производство │ │

│ │ └─────────┬─────────┘ │     │     │ ├────────────────┤ │

│ │      │      │     │     │ │ Выход на   │ │

│ │      ▼      │     │     │ │ рынок │ │

│ │ ┌───────────────────┐ │     │     │ └────────┬───────┘ │

│ │ │   ОКР   │ │     │     │     │    │

│ │ ├───────────────────┤ │     │     │     ▼    │

│ │ │ Техническая │ │     │     │ ┌────────────────┐ │

│ │ │ документация, │ │     │     │ │ Диффузия │ │

│ │ │ изобретения, │ │     │     │ └────────────────┘ │

│ │ │ патенты │ │     │     ├────────────────────┤

│ │ └───────────────────┘ │     │     │ Продукт и │

│ ├───────────────────────┤     │     │ технологии │

│ │ Знания и технологии │     │     └──────────┬─────────┘

│ └───────────┬───────────┘     │                │

│         │                 │                │

│         └──────────────────────┘                │

│                                                      │

│              ┌────────────────────────────┐     │

└───────────────────┤ Удовлетворение потребности │◄─────────┘

                 └────────────────────────────┘

 

Рис. 1.5. Интеграционная модель инновационного процесса

 

Инновационный процесс можно разделить на две основные фазы. К первой относятся научные исследования, опытно-конструкторские работы, опытное производство, сбыт, коммерциализация нового продукта. На второй фазе происходит диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведения передаются по коммуникационным каналам и определяются выгодные области применения инновации, реализуются ее полезные эффекты. Результатом диффузии инновации является увеличение числа производителей и потребителей, а также изменения их качественных характеристик. Следовательно, непрерывный инновационный процесс лежит в основе эволюции предприятия. Он представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений для перехода предприятия на следующую ступень своего развития и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое.

Исследование инновационного развития предприятия как объекта управления невозможно без анализа его взаимосвязи с его технологическим развитием. Анализ многочисленных литературных источников показывает, что при рассмотрении категорий "инновационное развитие" и "технологическое развитие" нет единообразия, более того, они зачастую смешиваются друг с другом или заменяются категорией "научно-технический прогресс" (НТП). Данная категория особенно широко применялась при исследовании развития предприятия ранее (в советский период). При этом разные исследователи вкладывали в понятие НТП различный смысл. Анализ работ того периода по данному вопросу свидетельствует, что, несмотря на разнообразие предлагаемых формулировок, существует два основных подхода к определению НТП.

Сторонники первого подхода (Д.С.



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
Обобщенная классификация инноваций, рекомендуемая для комплексного анализа инновационного развития предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обобщенная классификация инноваций, рекомендуемая для комплексного анализа инновационного развития предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)