Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование портфеля инновационных стратегий предприятия



2020-02-04 237 Обсуждений (0)
Формирование портфеля инновационных стратегий предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

┌──────────────────┬───────────────────────┬────────────────────────────────┐

│Социально-экономи-│ Инновационные задачи │Портфель инновационных стратегий│

│ ческие цели │                  │ с учетом уровня детерминант │

│             │                  │ инновационного развития │

├──────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────────────┤

│   1    │      2      │          3           │

├──────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────────────┤

│ Рост масштабов │Коренное обновление и│Высокий уровень            │

│ производства │увеличение количества│Стратегии:      опережающей│

│             │единиц            │наукоемкости, исследовательского│

│             │производственного │лидерства,     радикального│

│             │оборудования,     │опережения                 │

│             │разработка новых видов│Низкий уровень             │

│             │продукции и процессов,│Стратегии:    продуктовой и│

│             │внедрение системных│процессной        имитации,│

│             │инноваций         │лицензионная, вертикального│

│             │                  │заимствования              │

├──────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────────────┤

│ Рост доли │Повышение технического│Высокий уровень            │

│ предприятия на │уровня производства,│Стратегии:  технологической│

│ рынке  │повышение         │связанности,   параллельной│

│             │конкурентоспособности │разработки, исследовательского│

│             │продукции, снижение│лидерства,      опережающей│

│             │издержек производства │наукоемкости               │

│             │                  │Низкий уровень             │

│             │                  │Стратегии:     лицензионная│

│             │                  │стратегия, следования за рынком,│

│             │                  │продуктовой и процессной│

│             │                  │имитации,       технологической│

│             │                  │связанности                │

├──────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────────────┤

│ Стабилизация │Поддержание высокого│Высокий уровень            │

│ положения │технического уровня│Стратегии: выжидания лидера,│

│ предприятия на │продукции и технологий,│следования за рынком, следования│

│ рынке  │обеспечение       │жизненному циклу, опережающей│

│             │соответствия жизненного│наукоемкости               │

│             │цикла продукта циклам│Низкий уровень             │

│             │НИОКР             │Стратегии:       сохранения│

│             │                  │технологических    позиций,│

│             │                  │лицензионная, следования за│

│             │                  │рынком,     технологической│

│             │                  │связанности,  вертикального│

│             │                  │заимствования              │

├──────────────────┼───────────────────────┼────────────────────────────────┤

│ Освоение │Разработка        │Высокий уровень            │

│предприятием новых│дифференцированных │Стратегии:       стадийного│

│ рынков │продуктов и процессов,│преодоления, исследовательского│

│             │научно-техническое │лидерства,      опережающей│

│             │обеспечение процессов│наукоемкости,  радикального│

│             │вывода товаров на рынок│опережения                 │

│             │                  │Низкий уровень             │

│             │                  │Стратегии:    лицензионная,│

│             │                  │технологической связанности,│

│             │                  │следования за рынком       │

└──────────────────┴───────────────────────┴────────────────────────────────┘

 

Таким образом, в основе формирования портфеля инновационных стратегий предприятия лежит выбор и обоснование направлений его инновационной деятельности, а также оценка всех форм данной деятельности, наиболее значимыми из которых являются:

- совершенствование имеющихся продуктов и технологий;

- разработка новых продуктов и технологий;

- развитие и совершенствование технологической базы предприятия;

- повышение эффективности управления инновационной деятельностью;

- повышение эффективности использования ресурсов.

Основные направления инновационного развития предприятия отражают его инновационные стратегии, а результаты реализации перечисленных форм инновационной деятельности определятся факторами эффективности его инновационного развития, наиболее значимыми из которых являются:

- инновационный потенциал, определяющий направления и масштабы инновационной деятельности предприятия;

- организация инновационных процессов, совмещающая централизацию управленческих процессов, необходимую для концентрации ресурсов на решении наиболее значимых инновационных задач и децентрализацию, необходимую для эффективного освоения нововведений;

- обоснованность размещения капитальных вложений (с точки зрения повышения эффективности инвестиций и решения инновационных задач, стоящих перед предприятием).

Выбор конкретной инновационной стратегии определяется приемами и методами ее разработки и результатами инновационной деятельности, осуществляемой предприятием в предшествующий период. Для определения типа инновационной стратегии предприятия нужно оценить основные аспекты его функционирования с целью получения необходимой информации об его текущем состоянии и потенциальных возможностях. Алгоритм решения данной задачи в общем виде представлен на рисунке 2.2.

Отличие инновационного развития от технологического заключается в том, что первое включает элемент динамизма, характеризующий способность предприятия развиваться в будущем, а другое отражает изменения состояния его производственного аппарата и технического уровня производимой продукции. Поскольку эти понятия взаимосвязаны они зачастую рассматриваются в единстве, как инновационно-технологическое развитие предприятия.

В основе разработки инновационной стратегии предприятия должен лежать прогноз его экономических возможностей (будущих характеристик его инновационного потенциала, устойчивости развития и т.д.), который позволяет провести более детальный анализ уровня его инновационного развития и выявить основные направления его развития. Результаты данного прогноза служат базой для оценки менее существенных аспектов инновационного развития, которая производится с помощью более детального анализа инновационных проектов, планируемых к реализации, их соответствия имеющимся возможностям предприятия и требованиям рынка. Получаемые данные позволяют произвести конкретные расчеты наиболее важных показателей, определяющих инновационное развитие предприятия, проанализировать влияющие на него факторы, сопоставить уровень данного развития с уровнем развития его конкурентов.

 

        ┌──────────────────────────────────────────────┐

        │ Оценка кадрового потенциала предприятия │

        └──────────────────────┬───────────────────────┘

                               │

                               ▼

        ┌──────────────────────────────────────────────┐

        │ Оценка инновационного потенциала предприятия │

        └──────────────────────┬───────────────────────┘

                               │

                               ▼

        ┌──────────────────────────────────────────────┐

        │ Оценка организационной структуры предприятия │

        └──────────────────────┬───────────────────────┘

                               │

                               ▼

        ┌──────────────────────────────────────────────┐

        │ Анализ системы информационного обеспечения │

        │предприятия и определение основных направлений│

        │        ее совершенствования        │

        └──────────────────────┬───────────────────────┘

                               │

                               ▼

        ┌──────────────────────────────────────────────┐

        │ Оценка потребностей в инвестициях и выбор │

        │     источников финансирования      │

        └──────────────────────┬───────────────────────┘

                               │

                               ▼

        ┌──────────────────────────────────────────────┐

        │ Анализ взаимоотношений предприятия с │

        │ поставщиками, потребителями и персоналом │

        └──────────────────────┬───────────────────────┘

                               │

                               ▼

        ┌──────────────────────────────────────────────┐

        │ Определение уровня конкурентоспособности │

        │ продукции предприятия с учетом рыночной │

        │            конъюнктуры             │

        └──────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 2.2. Универсальный алгоритм анализа ключевых аспектов функционирования предприятия

 

В условиях динамично изменяющейся внешней среды для того, чтобы эффективно выполнять свои функции, предприятие должно быть готово переключиться на использование новых технологий и выпуск новой продукции, следовательно, при разработке инновационной стратегии необходимо производить оценку его возможностей с точки зрения диверсификации производства. Также необходимо учитывать наличие ресурсов, необходимых для осуществления инновационного развития.

Окончательный выбор определенного типа инновационной стратегии, которая бы в наибольшей степени подходила для экономической системы, необходимо осуществлять после оценки всех факторов, влияющих на его инновационные возможности с учетом прогноза развития рынка, экономического состояния и положения относительно внешней среды. Данную оценку необходимо осуществлять, учитывая цели и задачи базовой стратегии развития предприятия, задающей направленность его инновационного развития.

На основе рассмотренных выше теоретических и методологических основ формирования инновационной стратегии предприятия можно предложить следующий подход к процессу ее разработки, включающий следующие основные этапы (см. рисунок 2.3).

 

      ┌──────────────────────────────────────────────────┐

      │ Выявление основных целей инновационного развития │

      │  предприятия в стратегическом периоде  │

      └────────────────────────┬─────────────────────────┘

                               │

                               ▼

      ┌──────────────────────────────────────────────────┐

      │Прогнозирование и анализ состояния внешней деловой│

      │           среды предприятия            │

      └────────────────────────┬─────────────────────────┘

                               │

                               ▼

      ┌──────────────────────────────────────────────────┐

      │ Прогнозирование и анализ развития инновационного │

      │         потенциала предприятия         │

      └────────────────────────┬─────────────────────────┘

                               │

                               ▼

      ┌──────────────────────────────────────────────────┐

      │ Прогнозирование структуры нововведений │

      └────────────────────────┬─────────────────────────┘

                               │

                               ▼

      ┌──────────────────────────────────────────────────┐

      │ Формирование инновационной стратегии предприятия │

      └──────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 2.3. Основные этапы разработки стратегии инновационного развития предприятия

 

На первом этапе данного процесса при помощи анализа миссии предприятия необходимо определить важнейшие ориентиры его инновационной деятельности в стратегическом периоде. Второй этап необходим для обеспечения взаимодействия предприятия с рыночной средой, осуществляемого с помощью адаптации к ее изменениям. Целью третьего этапа является выявление существующих резервов повышения эффективности инновационного развития предприятия на основе оценки его потенциальных инновационных возможностей [40]. На четвертом этапе с учетом полученной ранее информации осуществляется определение множества потенциально возможных видов инноваций в рамках инновационной стратегии предприятия (на основе прогнозирования развития внешней среды выявляются возможные внешние нововведения, а при помощи оценки инновационного потенциала предприятия выявляются потенциально возможные внутренние нововведения). Результатом заключительного, пятого этапа является разработка инновационной стратегии, учитывающей прогнозируемые изменения потребностей рынка и инновационные возможности предприятия, а также соответствующей базовой (комплексной) стратегии его развития.

На основании анализа предложенных (уточненных) методологических основ формирования инновационной стратегии предприятия можно сделать вывод, что ее содержание определяется содержанием его базовой стратегии (роста, стабилизации или выживания). Тип базовой стратегии влияет на задачи инновационной стратегии. Так, например, базовая стратегия роста предприятия является оптимальной с точки зрения его возможностей для инновационного развития, в то время как использование базовой стратегии выживания не позволяет осуществлять эффективную инновационную стратегию. Исходя из вышеизложенного, все инновационные стратегии предприятия в зависимости от содержания его базовой стратегии развития можно подразделять на стратегии наступательного характера, защитного характера, совмещенного (защитно-наступательного) характера.

Инновационные стратегии наступательного характера должны использоваться при реализации базовой стратегии роста. Они характеризуются большими объемами затрат на НИОКР и состоят в разработке принципиально новых продуктов и технологий. Защитные инновационные стратегии необходимо применять при осуществлении предприятием базовой стратегии стабилизации, т.к. они обеспечивают сохранение текущих позиций на рынке. Характерной чертой данного типа стратегий является концентрация на опытно-конструкторских работах, обеспечивающих быструю окупаемость и снижение доли затрат на НИОКР.

Как правило, в условиях стабильного функционирования предприятия целесообразно использовать защитно-наступательные инновационные стратегии. Ввиду рискового характера и большой капиталоемкости НИОКР, зачастую эффективнее приобрести результаты исследований и разработок другого предприятия с целью их технологической доработки и организации производства инновационной продукции.

Помимо рассмотренных выше, предприятием могут применяться специальные инновационные стратегии, к которым относятся: стратегия проникновения; стратегия реакции; поглощающая стратегия. Стратегия проникновения применяется, когда технология является основным условием его проникновения на новый рынок. Стратегия реакции используется в том случае, когда возникает угроза "технологического прорыва" со стороны конкурентов. Поглощающая стратегия направлена на приобретение научно-технических разработок, имеющих для предприятия стратегическое значение, огромную роль при этом играет оценка потенциальных возможностей, приобретаемых разработок.

Процесс формирования инновационной стратегии заключается в проведении многовариантных расчетов, позволяющих определить: виды и стоимость собственных НИОКР, покупаемых лицензий; виды продукции, прогнозируемые к производству; необходимые продуктовые и технологические нововведения и др. При этом огромную роль играет выбор номенклатуры продукции, которая будет выпускаться в прогнозируемом периоде, на который разрабатывается стратегия с учетом продуктовых и технологических нововведений.

Учитывая, что необходимым условием осуществления инноваций является инновационный потенциал предприятия, формирование его инновационной стратегии невозможно без оценки величины и структуры данного потенциала [39]. В настоящее время необходимость в оценке инновационного потенциала резко возросла, поскольку, одной из наиболее актуальных проблем российской экономики в настоящее время является переход к инновационному типу развития. Так, по мнению В.В. Путина "будущее страны, качество российской экономики в XXI веке зависит прежде всего от прогресса в тех отраслях, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Ибо в современном мире экономический рост на 90% обеспечивается внедрением новых знаний и технологий. Правительство готово к проведению промышленной политики, ориентированной на приоритетное развитие отраслей - лидеров научно-технического прогресса" [107].

Анализируя различные предлагаемые определения инновационного потенциала предприятия, можно прийти к выводу, что он характеризует имеющиеся у предприятия возможности, связанные с получением и использованием нововведений (новых технологий, видов продукции и т.д.). Поэтому, по нашему мнению, наиболее приемлемым его определением является следующее: инновационный потенциал предприятия - это система взаимосвязанных и взаимодействующих ресурсов, используемых в процессе осуществления им инновационной деятельности.

Анализ структуры инновационного потенциала предприятия является сложной задачей, при решении которой необходимо учитывать самые различные аспекты его деятельности. Для инновационного потенциала как экономической категории характерна внутренняя противоречивость и двойственность, заключающаяся в том, что вместе с положительным влиянием он оказывает в то же время и негативное воздействие на развитие предприятия, которое обусловлено отвлечением значительных ресурсов, необходимых для ведения инновационной деятельности без гарантии получения соответствующего положительного эффекта. Отсюда следует, что необходимо определить, какую часть ресурсов предприятия целесообразно выделять на инновационное развитие, таким образом, чтобы при этом его текущая деятельность оставалась эффективной.

Являясь множеством элементов, определяющих возможности интенсивного роста, инновационный потенциал может быть рассмотрен как взаимосвязанная совокупность информационных, трудовых, организационно-управленческих и материально-технических ресурсов, обеспечивающих инновационное развитие предприятия. Инновационный потенциал предприятия предполагает не только его способность создавать нововведения, но и готовность их эффективно использовать. Следовательно, оценка инновационного потенциала предприятия должна включать не только количественные, но и качественные характеристики. В процессе прогнозирования инновационного развития необходимо учитывать, что около 40% новых товаров потребительского назначения и около 20% новых товаров промышленного назначения не находят своего потребителя, а расходы на их создание не окупаются [77].

Инновационный потенциал предприятия тесно связан с его научно-техническим, кадровым, информационным, производственным и другими потенциалами и в зависимости от степени вовлеченности этих потенциалов в инновационную деятельность можно включать их ресурсы в инновационный потенциал. При этом все виды потенциалов характеризуются своими специфическими особенностями, такими как структура, размер, перечень описывающих их параметров и др.

Развитие инновационного потенциала предприятия, с нашей точки зрения, целесообразно рассматривать как динамику его величины и пропорций между элементами, качественные и количественные изменения его составных частей. Существуют различные методы оценки инновационного потенциала, позволяющие оценить его с разных точек зрения: различные виды аудита, мониторинг состояния системы, SWOT-анализ и др.

Хотя в ряде методов, наряду с использованием экспертных оценок, применяется формализованный математический инструментарий, в настоящее время не существует общепризнанной, практически применимой и научно обоснованной системы оценочных показателей инновационного потенциала экономических систем, что объясняется сложностью и разнообразием характеристик различных его аспектов и многообразием самих систем [33].

Для большинства существующих методик оценки инновационного потенциала предприятия характерен общий недостаток, заключающийся в отсутствии системного подхода к выбору оценочных показателей. Разработка системы показателей для анализа инновационного потенциала предприятия является сложной и не решенной до настоящего времени задачей. С нашей точки зрения решать данную задачу необходимо, оценивая потенциал по составляющим его отдельным элементам. Поскольку инновационный потенциал является сложной системой, развитие которой характеризуется значительным числом показателей, для определения степени достижения стратегических целей предприятия целесообразно использование нескольких критериев.

Решение данной задачи наиболее целесообразно проводить путем сведения множества различных критериев к одному, поскольку одновременное применение нескольких критериев оценки существенно увеличивает сложность расчетов. Кроме того, оно зачастую не позволяет найти оптимальное решение ввиду следующих причин:

- критерии могут дублировать друг друга, увеличивая сложность расчетов при оценке инновационного потенциала;

- используемые в настоящее время критерии часто взаимно не согласованы, что не позволяет получить однозначную оценку потенциала;

- используемые критерии не соответствуют обобщающему показателю оценки уровня инновационного развития экономической системы.

Следовательно, оценка инновационного потенциала должна заключаться, в получении частных показателей с дальнейшим сведением их к обобщающему показателю, в качестве которого целесообразно использовать критерий максимальной эффективности использования инновационного потенциала. С нашей точки зрения математически данный критерий может быть выражен следующим образом [33]:

 

                   Эи = Р / В ──► max                 (2.1)

                     ип ип ип

 

где ЭИ - эффективность использования имеющегося инновационного

ип потенциала;

Р - результат функционирования инновационного потенциала;

ип

В - величина инновационного потенциала.

ип

 

Из формулы (2.1) видно, что сам по себе рост величины инновационного потенциала экономической системы еще не является позитивным фактом, поскольку он должен сопровождаться увеличением темпов роста результата его использования.

Инновационный потенциал предприятия относится к классу сложных систем, для изучения которых целесообразно использовать методы системного анализа, включая моделирование с целью представления его в виде модели с помощью системы взаимосвязанных показателей. Система показателей, применяемая с указанной целью в настоящее время, обладает рядом существенных недостатков, поскольку она главным образом предназначена для отображения осуществленных хозяйственных операций и малопригодна с точки зрения прогнозирования, так как используемые в ней показатели зачастую не позволяют выявлять будущие тенденции инновационного развития предприятия.

Учитывая вышеизложенное, алгоритм оценки инновационного потенциала предприятия может быть представлен следующим образом (см. рисунок 2.4).

 

  ┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

  │ Методологическое обоснование выбора количественных │

  │ показателей оценки инновационного потенциала предприятия │

  └────────────────────────────┬─────────────────────────────┘

                               │

                               ▼

  ┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

  │ Получение данных о значениях выбранных показателей │

  └────────────────────────────┬─────────────────────────────┘

                               │

                               ▼

  ┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

  │  Систематизация и обработка полученных данных  │

  └────────────────────────────┬─────────────────────────────┘

                               │

                               ▼

  ┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

  │  Расчет частных показателей и критерия оценки  │

  │ эффективности использования инновационного потенциала │

  │                  предприятия                   │

  └──────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 2.4. Алгоритм оценки инновационного потенциала предприятия

 

Совокупность ключевых показателей оценки инновационного потенциала предприятия может изменяться в зависимости от ее особенностей и специфики задач, решаемых при этом.

В экономической конкуренции выигрывают те предприятия, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для осуществления своей инновационной деятельности, т.к. в современных условиях результаты эволюции любого из них определяются, в первую очередь, не массой факторов производства, а эффективностью данной деятельности.

Так, в промышленно развитых странах в XX веке инновационное развитие обеспечило около 80% их экономического роста, структурные сдвиги в экономике и улучшение качества жизни населения. Инновационное развитие российской экономики представлено в Приложении 2.

В отличие от мировой экономики, экономика России до настоящего времени находится в своеобразном состоянии, параметры которого были заданы рыночными реформами 90-ых годов XX века и специфическими условиями хозяйствования, сложившимися в то время.

Общее ухудшение экономической ситуации в 90-е годы вызвало ряд отрицательных тенденций в развитии науки и новых технологий, среди которых следует выделить резкий спад спроса на научно-техническую продукцию, значительное сокращение источников финансового и материально-технического обеспечения науки и интенсивный отток кадров.

Данные негативные факторы обусловили общее значительное замедление инновационного развития страны в целом и российских предприятий, в частности. Как результат, в период с 1992 г. по 2000 г. доля России в мировом наукоемком секторе снизилась с 7,3% до 0,9%. Для сравнения доля США, например, за этот же период увеличилась с 28,1% до 33,9% [14, 45, 82, 127].

Это привело к технологическому отставанию нашей страны и обусловило тот факт, что в настоящее время большинство видов экономической деятельности, которые в высокоразвитых странах относятся к высоким технологиям, в России входят в группу средних технологий. Анализ мирового рынка показывает, что производство наукоемкой продукции обеспечивают в настоящее время примерно 50 макротехнологий, при этом Россия конкурентоспособна лишь в 10-15 из них [66].

Как следствие, потребность России в высокотехнологичной продукции на 90% в настоящее время удовлетворяться за счет импорта, а доля России в мировом экспорте высокотехнологичной продукции в 2006 году составила лишь 0,13% [110].

В последние годы наметились положительные сдвиги по многим параметрам, характеризующим экономику страны. Несмотря на это, Россия по-прежнему существенно отстает от современного уровня инновационного развития большинства стран ОЭСР. Согласно прогнозным оценкам, при благоприятных условиях она сумеет достичь данного уровня лишь к 2012-2015 гг., а догнать указанные страны только через 20-30 лет [25, 27].

В настоящее время объемы финансирования национальной инновационной системы Российской Федерации, примерно в 1,5-2 ниже необходимого уровня, а многие принимаемые в этой области меры иногда имеют декларативный или локальный характер. Оценка современного состояния инновационного развития Российской Федерации представлена в таблице 2.2 [51].

 

Таблица 2.2

 



2020-02-04 237 Обсуждений (0)
Формирование портфеля инновационных стратегий предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование портфеля инновационных стратегий предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)