Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические основы моделирования стратегий развития предприятия



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Методические основы моделирования стратегий развития предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Результаты исследования стратегий развития предприятия (см. главы 1 и 2) свидетельствуют, что закономерности данного развития являются достаточно сложными и их содержательный анализ на основе эвристических методов затруднителен. Это предопределяет необходимость применения различных моделей и методов моделирования. Под моделью принято понимать образ (описание, изображение, схему, график, план и т.п.) или образец какого-либо объекта (системы объектов) - оригинала данной модели, который может использоваться в качестве его "заместителя". Как правило, модели применяются для анализа и прогнозирования развития слабо структурированных проблем, для которых характерна существенная неопределенность [87].

При моделировании инновационного развития предприятия для упрощенного формального описания экономических явлений должны использоваться экономико-математические модели. С их помощью можно выявлять существенные факторы, определяющие стратегию развития предприятия и абстрагироваться от деталей, несущественных для ее исследования. Они позволяют определять особенности функционирования предприятия и на этой основе прогнозировать его развитие. Без использования данных моделей в процессе прогнозирования велика вероятность неправильного определения важных взаимосвязей экономических показателей, влияющих на развитие предприятия.

Экономико-математическая модель (ЭММ) стратегии развития предприятия - это гомоморфное отображение ее в виде совокупности уравнений, неравенств, логических отношений, графиков. Она объединяет группы отношений элементов стратегии развития предприятия в аналогичные отношения элементов ее модели. Иными словами, данная модель - это условный образ стратегии, построенный для упрощения ее исследования и формирования. Экономико-математическая модель стратегии развития предприятия должна включать, с нашей точки зрения, его описание, как субъекта производственно-хозяйственной деятельности, и механизма его развития. Предполагается, что использование экономико-математических моделей позволяет получить новые знания о развитии предприятия.

С понятием "модель" тесно связана категория "метод" (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи [113]. В качестве научных методов выступают приёмы исследования и изложения его результатов, т.е. отбора, обобщения и оценки полученных материалов с точки зрения различных критериев. Модели и методы, используемые для разработки ЭММ, называются в совокупности инструментарием моделирования. Сущность методов составляют научные теории, проверенные практикой и поэтому различие между методом и теорией имеет функциональный характер: формируясь как результат предыдущего исследования, метод является отправной точкой следующих исследований.

Научную основу математического моделирования стратегии развития предприятия составляет инструментарий, основными элементами которого являются:

1. Средства математического анализа, которые позволяют определить функциональные зависимости и оптимальные значения параметров деятельности предприятия. Методы математического анализа работают с известными детерминированными значениями переменных, между которыми существует математически вычисляемая зависимость.

2. Линейное программирование - используется для поиска комбинации изменяемых параметров - переменных, которая соответствует оптимальному значению искомого параметра - целевой функции. При этом она является линейной, значения коэффициентов известны и детерминированы, а на комбинации переменных накладываются ограничения, выражающие количество имеющихся в распоряжении ресурсов или минимальные требования по их использованию.

3. Динамическое программирование - применяется когда процесс принятия решения может быть разбит на n-шаговый процесс управления развитием предприятием.

4. Теория игр, которая использует методы решения задач с конфликтными ситуациями. Эти ситуации, в которых две или более стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнера (потребителей, поставщиков и т.д.).

5. Теория массового обслуживания - позволяет построить математические модели, связывающие заданные условия работы предприятия с показателями ее эффективности, характеризующими его способность справляться с потоком заявок (потребностями потребителей и т.д.).

6. Теория вероятностей - позволяет построить модель для описания случайных явлений, т.е. тех, для которых невозможно точно предсказать, как явление будет происходить. Математический аппарат теории вероятностей используется в статистических исследованиях. Статистика изучает массовые социально-экономические явления и устанавливает количественные характеристики развития процессов, определяет соотношения между отдельными показателями, дает оценку закономерностям. Основополагающие методы статистики - корреляционный анализ, регрессионный анализ, метод главных компонент, экстраполяция и др. позволяют строить модели реальных процессов, оценивать их параметры, проверять гипотезы о свойствах показателей и формах их связи, что, в конечном счете, служит для анализа и прогнозирования, создавая возможность для принятия обоснованных решений.

7. Стохастическое программирование - представляет собой совокупность методов решения оптимизационных задач вероятностного (стохастического) характера.

8. Параметрическое программирование - рассматривает экстремальные задачи с целевыми функциями и ограничениями, зависящими от параметров, разрабатывает методы нахождения оптимальных решений для совокупностей значений параметров.

Специфические черты развития предприятия обуславливают дополнительные трудности моделирования его стратегии. Это объясняет тот факт, что до настоящего времени не разработаны методические основы, позволяющие комплексно и системно решать данную задачу, учитывая специфику предприятия. Анализ существующего научного инструментария моделирования инновационного развития различных экономических систем позволил сделать вывод, что для его применения при моделировании стратеги предприятия, необходима доработка (уточнение) указанного инструментария, основанная на учете специфики данного объекта моделирования. При этом следует учитывать, что моделированию должен предшествовать этап анализа деятельности предприятия, в том числе не только текущей ситуации, но и возможностей ее трансформации в соответствии с целями его функционирования. Отмеченные обстоятельства затрудняют выявление основных тенденций развития предприятия и усложняют их экстраполяцию.

Важнейшей проблемой анализа развития предприятия является определение его эффективности. Абсолютная экономическая эффективность развития оценивается, как правило, по его вкладу в целевой функционал деятельности предприятия, характеризующий его миссию. Миссия предприятия, устанавливает лишь наиболее общие задачи, на решение которых ориентировано предприятие и поэтому является в значительной мере качественной категорией. При этом она является основой для формулирования конкретизированных целей путем ее разбиения на цели низшего уровня. Основными среди них являются максимизация прибыли и обеспечение конкурентных преимуществ в стратегической перспективе. Указанные цели в свою очередь также подвергаются дальнейшей конкретизации путем иерархического разбиения на более подробные, частные. Результатом этого является построение многоуровневой системы целей на основе использования методики дерева целей.

Цели каждого i-ого уровня иерархической системы целей являются, с одной стороны, средством достижения целей вышележащего, (i-1)-го уровня, с другой стороны, выступают целями для нижележащего (i-1)-го уровня. Структуризация и разработка многоуровневой системы целей - сложная задача, так как их иерархия зависит от степени формализованности проблемы и структура целей может изменяться [81]. При этом необходимо, чтобы цели были конкретными, ориентированными на определенный период, понятными и адресными.

При формировании многоуровневой иерархической системы целей развития предприятия целесообразно использовать коэффициенты значимости, которые определяют роль любой цели уровня I + 1 в достижении цели уровня i. Данные коэффициенты применяются для количественной оценки различных стратегий развития, их сравнения и выбора из них оптимальной.

Конкретизируя цели, необходимо дойти до уровня задач, отличающихся возможностью количественных оценок степени их выполнения. При этом нужно учитывать, что отдельные локальные цели и задачи играют важную роль в оценке степени выполнения миссии предприятия.

Следовательно, анализ целей является действенным инструментом формирования стратегии развития предприятия. Однако, при определении потенциальной эффективности его развития необходимо использовать в качестве объекта исследования, в первую очередь, задачи. Наиболее приемлемы для комплексного исследования стратегии развития предприятия методы динамического моделирования, так как они позволяют:

- описать возможную динамику процессов его деятельности, определяемую реализацией принимаемых в рамках его стратегии решений, а также анализировать их влияние на показатели, характеризующие различные аспекты данной деятельности;

- учесть при разработке модели значительное число показателей, характеризующих деятельность предприятия;

- определить в процессе моделирования обратные связи, выражающие причинно-следственные взаимосвязи между переменными и константами, соответствующими показателям деятельности предприятия;

- выявить правила, позволяющие принимать решения с учетом всех основных условий развития предприятия;

- отражать взаимосвязь переменных модели в интервалах времени между решениями и при необходимости внесения дискретных изменений в решения. Ключевую роль в качественном описании развития предприятия и при построении его модели играют понятия продуктов, ресурсов, производственных процессов, окружающей обстановки. Данные понятия также требуют первоочередного определения в процессе формализации и структуризации процесса развития предприятия.

 

Допустим, что имеется конечное число измеримых в соответствующих

единицах измерения продуктов. Множество продуктов, учитываемых при

разработке его стратегии развития, тогда будет представлять собой

                     N                               ────

пространство продуктов P = {k = k , k , ..., k k >= 0, n = 1, N}, а

                     +    1 2       N n

ресурсы, используемые предприятием - элемент пространства продуктов

N

 . Необходимо при этом учитывать, что существуют факторы (ценовой и

+

др.), ограничивающие использование отдельных видов продуктов в

качестве ресурсов. Это ограничение может ыть формализовано следующим

                  N

образом: , где    - множество доступных, применимых в качестве

                  +

ресурсов наборов продуктов. Следует отметить, что границы данного

множества могут со временем меняться, т.е. K = K(t).

 

В то же время продукция предприятия, являющаяся результатом

переработки исходных ресурсов, также является элементом пространства

          N

продуктов:   , а его положительные компоненты соответствуют объему

         +

выпуска предприятием определенного вида продукции. Тогда производственное

множество, которое представляет собой совокупность всех наборов

                                               N

выпускаемой им продукции можно записать в виде:   . Структура и границы

                                               +

множества L определяются эндогенными (ресурсным множеством K, доступными

предприятием технологиями и т.д.) и экзогенными (в  первую очередь,

спросом на определенные виды продукции) факторами. Как и ресурсное,

производственное множество может со временем меняться: L = L(t).

Возможности предприятия по преобразованию имеющихся у него ресурсов

в конечную продукцию характеризуются доступными ему технологиями, которые

образуют множество M = { ,  ..., }, каждый элемент m которого

                                                        j

соответствует одному из доступных предприятию технологических процессов и

формально определяет отображение  : .

 

Технологическое множество M может изменяться во времени аналогично ресурсному и производственному множествам: M = M(t). При этом возможно изменение количества его элементов, так как любая технология может использоваться на предприятии с любой (в том числе нулевой) степенью интенсивности.

 

Исходные ресурсы, используемые для их переработки технологии, виды и

объемы производимой продукции выбираются на основании управленческого

решения d(t), принимаемого в каждый момент времени, и определяющего

производственную деятельность предприятия. При этом метанабор

(t) = (K(t), L(t), M(t)) является идентификационным модулем общей модели

стратегии развития предприятия, а элемент (t) = (k(t), l(t), m(t)

задает его текущее состояние.

В соответствии с применяемыми управленческими решениями d(t)

динамическая модель развития предприятия определяет конечную

               t

                2                                           

{(x(t), y(t), a(t))} или бесконечную {(x(t), y(t), a(t))}

               t                                             t

                1                                             1

последовательность возможных его состояний (в терминологии теории систем

- траекторию развития). В отличие от идентификационной модели, модель

окружающей обстановки, содержит ряд внешних для предприятия величин,

которые могут подвергаться анализу и прогнозированию, но не могут быть

изменены самим предприятием. При этом можно выделить набор параметров

e (t), характеризующий развитие, и набор параметров e (t), отображающий

 1                                               2

верхний уровень окружающей среды: e(t) = (e (t), e (t)). Параметры

                                             1 2

e (t) поддаются влиянию со стороны предприятия (к примеру, оно  может

 1

воздействовать на свое конкурентное окружение, выходя на новый для себя

рынок или путем создания нового, не существовавшего ранее рынка в случае

начала производства принципиально новой продукции). Параметры e (t)

                                                                2

соответствуют факторам, на которые предприятие практически не может

оказывать существенного влияния. При этом можно предположить, что оно в

любой момент времени располагает полной и достоверной информацией о

состоянии внешней среды и ограничиться описанием ее текущего состояния.

Поскольку прибыль предприятия в момент времени t зависит от

параметров, характеризующих его внутреннее состояние и внешнюю среду,

функцию прибыли можно записать следующим образом: ( (t) = ( (t), e(t)).

 

Управляя развитием предприятия необходимо не только концентрироваться на возможности получения прибыли в каждый момент времени, но и учитывать перспективы ее сохранения и увеличения в будущем, для чего необходимо осуществлять соответствующий анализ и прогнозирование наиболее целесообразных траекторий его развития, определяющих возможные сценарии его развития и выявлять наиболее важные, переломные моменты, когда необходимо принятие принципиальных решений, позволяющих избегать кризисных ситуаций и обеспечивать устойчивое развитие предприятия.

Отмеченные обстоятельства определяют потребность в динамическом подходе к выбору критерия (критериев) оценки эффективности деятельности предприятия, в качестве которого, с нашей точки зрения, можно использовать показатели, характеризующие достижение максимального уровня прибыли за определенный период времени, устойчивость его развития и др.

 



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Методические основы моделирования стратегий развития предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические основы моделирования стратегий развития предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)