Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологические взгляды основателя Чикагской школы А.Смолла.



2020-02-04 530 Обсуждений (0)
Социологические взгляды основателя Чикагской школы А.Смолла. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы к экзамену по дисциплине «История социологии»

(часть3)

Социологические взгляды основателя Чикагской школы А.Смолла.

Категории конфликта, интереса, стремления, желания, разрабатываемые социологами в контексте их близости к обществу, социальной группе, человеку, связанным с биологическим миром, были достаточно характерны для социал-дарвинизма. Некоторые из этих узловых понятий, в первую очередь категории конфликта, интереса и желания, оказались центральными для творчества американского социолога Альбиона Смолла (1854— 1926), который испытал на себе влияние идей Ратценхофера (основная работа Смолла, "Общая социология", опубликована в 1905 г.). Именно эти категории, имевшие в первую очередь биологическую природу, выступали, по его мнению, как движущие силы социального поведения.

Интерес для Смолла был не чем иным, как "неудовлетворенной способностью", а в социологии он являлся такой же основной и неделимой клеточкой, какой в физике был атом. Смолл выделял шесть классов интересов, связанных со сферами здоровья, благосостояния, общения, познания, красоты, справедливости. Первый класс интересов касается пищи и сексуальных отношений, второй — богатства и владения вещами, третий — связей между людьми, четвертый — знания и науки, пятый — наслаждения эстетическим, шестой — правоты.

Каждый из этих классов (групп) интересов претендует на доминирование среди других, в результате возникает постоянный конфликт между ними, который проявляется в действиях людей. Строго говоря, конфликт, по Смоллу, имеет место не столько между самими интересами, сколько между людьми, которые стремятся удовлетворить собственные интересы за счет других индивидов. Ведь жизнь человека — это процесс приспособления и удовлетворения его интересов. Следует отметить, что идею конфликта интересов социолог заимствовал из социал-дарвинизма.

Однако конфликт для Смолла не был единственной и универсальной формой отношений между людьми и социальными группами. Он считал, что главное состоит в умении найти переход от социального конфликта к социальному согласию. В связи с необходимостью поиска такого перехода он подчеркивал значение социологии, которая, по его мнению, выступая не только теоретической, но и практической дисциплиной, должна быть использована в целях установления нормальных отношений (значит, отношений согласия) между социальными группами.

Социальные связи, отношения, процессы, конфликты Смолл тесно связывал с психическими проявлениями личности. Хорошо известен его знаменитый афоризм: "Нет ничего социального, что не являлось бы психическим". Как видно, в социал-дарвинизме уже начинает отчетливо прослеживаться линия на психологизацию социальных отношений, что выразилось наиболее полно в возникновении и развитии психологического направления в социологии (его детальному рассмотрению будет посвящена специальная глава).

Смолл известен в социологической науке не только как теоретик, работавший в рамках социал-дарвинистского направления и создавший важные предпосылки для утверждения психологического направления. С его именем связано появление одной из первых кафедр социологии в США — в Чикагском университете. Он был основателем и руководителем первого социологического факультета в стране как раз в этом университете, первого социологического журнала, автором первого учебника по социологии (совместно с Дж. Винсентом), одним из создателей Американского социологического общества, наконец, одним из отцов-основателей Чикагской социологической школы. Однако об этих сторонах его деятельности будет специально сказано в главе, посвященной итогам развития классического этапа социологии и появлению первых социологических школ.

 

2. Проблематика и общая характеристика эмпирических исследований в Чикагском университете между двумя мировыми войнами (Н.Андерсон, Ф.Трашер (Трэшер), Х.Зорбо, Е.Ф.Фрезер и др.).

3. Социологическая концепция Р.Парка. Р. Парк о «биотическом» уровне социального поведения и четырех стадиях социальной организации.

Роберт Парк (1864-1944) является одним из основателей Чикагской школы социологии и «Общества социальных исследований». Парк считал, что социология должна изучать коллективное поведение. Основными исследованиями Парка были исследования расовых отношений и городской среды. Вместе с Э. Берджессом, Р. Парк издал книгу "Введение в науку социологии" (1921) , определив социологию как абстрактную науку, стремящуюся к статусу экспериментальной.

Социальная эволюция, по мнению Парка, представляет собой результат взаимодействия природы индивида с окружающей его средой. Общество представляется как многоуровневое образование, имеющее помимо социального (культурного) уровня - биотический, который лежит в основе социального развития. Движущей силой социального развития, по утверждению Р. Парка, является конкуренция. Конкуренция принимает различные формы в процессе движения общества от биотического к социальному уровню.

Парк выделил четыре стадии социальной эволюции, которым соответствуют четыре порядка:

· экологический

· экономический

· политический

· культурный

 

Данные порядки имеют следующие социальные связи:

· пространственные

· экономические

· политические

· моральные

 

В процессе своего эволюционного развития общество проходит через стадии соревновательной кооперации, согласия, конфликта и консенсуса. Парк акцентировал внимание на понятии соревнования как форме борьбы для выживания. Первоначальным аспектом соревнования, по Парку, является экономическая деятельность. Экономическое соревнование привело к экологическому виду порядка, оно стало той силой, которое способствовало разделению труда и образованию города. В процессе экономического соревнования появляется такое социальное явление как конфликт. Чтобы адаптироваться к ситуациям соревнований и конфликтов индивидуумы и группы выбирают форму приспособления.

Таким образом, методологическая концепция Р. Парка обусловлена пониманием форм общественной эволюции как схемы« конкуренция - конфликт - приспособление – ассимиляция».

Изучение миграционных процессов Р. Парком

Р.Парк занимался изучением миграции на Американском континенте, изоляционных процессов различных рас и народов.

Он ввел в социологию понятие маргинальной личности, трактуя ее как естественный «продукт» взаимодействия культур. Маргинальная личность, по Парку, появляется в том месте и в то время, где из конфликта рас и культур возникают новые сообщества, народы и культуры. Человек этих новых культур существует в двух мирах одновременно, поэтому для него характерен более широкий горизонт и утонченный интеллект. Р. Парк называл маргинального человека более цивилизованным существом.

Парк ввел в научный обиход понятия "сеть жизни", "симбиоз", "биотическая основа общества", "социальное равновесие". Он построил свою социально-экологическую концепцию понимания общества.

Общество, по Парку, представляет собой «глубоко биологический организм», социальное изменение которого – движение от конфликта к согласию. В основе социального развития общества лежит не только социальный, но и биотический уровень:

· на макроуровне биотическая основа представляет собой экологический порядок, пространственное размещение социальных институтов;

· на микроуровне – способность к передвижению в пространственном взаимодействии - миграции.

Миграция формирует экологический порядок общества, а экономический, политический и культурный порядки представляют собой надстраивающие «организации контроля», которые реализуются посредством таких элементов, как экономические законы, право, нравы и обычаи. Эти элементы общество передает от поколения к поколению с помощью согласия.

Основой разнообразия, тесноты социальных связей, консенсуса, социального приспособления выступает свобода передвижения. Иерархия степеней свободы индивида рассматривается по степени убывания от экологического порядка к культурному порядку. Так, индивиды чувствуют себя более свободными на экономическом уровне, чем на политическом, а на политическом - более свободны, чем на моральном.

Р.Парк вводит понятие статус в социологию, обозначая его как положение индивидуума в группе по отношению к другим. В качестве осознания отличия между людьми выступает расовое самосознание, препятствующее интимности и пониманию. Расовое самосознание поддерживает дистанцию и определяет социальный статус.

Социология, по мнению Р. Парка призвана продуцировать знание для решения существующих социальных проблем, а не формировать его исходя из должного представления об обществе, связанного с воображаемым социальным идеалом.



2020-02-04 530 Обсуждений (0)
Социологические взгляды основателя Чикагской школы А.Смолла. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологические взгляды основателя Чикагской школы А.Смолла.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)