Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мария Гавриловна МЕДВЕДЕВА



2020-02-04 278 Обсуждений (0)
Мария Гавриловна МЕДВЕДЕВА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ПЫЛЛЭ МЫЙЕ НЯ̄ЛЛКСЭТҌ

Рис 1/8
Коа̄ррдэгк о̄ллмэ гуэйке роа̄мм пе̄ййв ли, куэссь пыххьтэв Луяввьр сыйтэсьт та̄вяр, о̄дт фильмэтҍ, тӣӈькетҍ. А̄джь-е̄ннҍ аннҍтэв па̄ррнэтҍ ме̄вв тӣӈькетҍ-манҍтэ роа̄мм лӣ! Ке̄з-не я ма̄ҏьк аннҍтэв – тэдт лӣ ва̄птэгк вудт. Вуайй эйй э̄фт вэ̄р киная во̄а̄ррдэ, ня̄ллкас вуэссьтӭ. Тэдт ля̄йй мугка шӯрр роа̄мм коа̄ррдэгк па̄ррнэтҍ! Ке̄ ля̄йй мугка ва̄птэгк, вӣже ла̄ффка. Тамьпе кэ̄рр олма (тана ныдтҍ па̄ррнэ тоӆӆькъенҍ) мӣгкэй Пименов Аким Панфил алльк:

– Мэ̄нн тыйе быдт?

Мыйй ка̄йнэльт кэ̄жемь:

– Пыллэ мыйе ня̄ллксэтҍ.

Я Панфил алльк зоа̄бэль воа̄ллтэль пыла я шӣххтлэнне пылэ пашшна канҍц ка̄ннца ня̄ллкас.

Ке̄сся тоа̄ййв та̄вяр пыххлэнҍ Коа̄ррдэгк сыййта лэ̄дзма, куэссь кӣссенҍ кӯшк мӣлльтэ, вэ̄ннас воа̄лхэлэ ча̄зенҍ е̄весь лэ̄зэнҍт я ка̄дхэлэ та̄вяр на̄ль. Ебп кӣххчма тэнн э̄л, лэдзма я пашшна ня̄ллкас лӣйенҍ вял коа̄ллша мыйе, коа̄ррдэгк па̄ррнэтҍ.

Ко̄ххт-ляннч та̄лльва ажя я о̄ллмэ пӯдтӭнҍ Луяввьр-сыйтэсьт. Сыйй пыххьтэнҍ та̄вяр роам… Ажя пыдтӭ моа̄ст манҍтэ-ляннч рӯппьсесь ёррьпесь перк , гу па̄лл я цӣӆьке:

– Поарре, па̄ррнэ тэдт ли я̄блэк. Поарре, со̄нн ли шӣг по̄ррмушш.

Я̄нна со̄н мыйе куськэ-куськэ ёдэ. Мунн мя̄лкмушша воа̄лльтӭ кӣдтӭ, мӯннесьт суннткуата кусськ, тэна райя эллий томтас я̄блэк. Ка̄цьксе… со̄н саххьп элля мун коа̄ллэш луэмман – нала я куэшшь кэ̄рр ляйй. Тэнн па̄лесьт мунн ныдтҍ э э̄мм моа̄ххтъя по̄ррэ я̄блэкэтҍ.

Мӯннесьт ка̄ллма ле̄ййп, ко̄нн ныдтҍшэ ажя пыдтӭ, по̄рре, я̄ннанҍ пе̄ц-альн а̄ввтма, лӣйенҍ сыйй мӣннӭ чофта шӯрр ня̄ллкас, нимэйн эйй вуэй пыйнэ.

Коа̄ррдэгк-сыйтэст вӣллькесь ле̄йп мӣгкенҍ не̄дтҍлесьт э̄фт вэ̄р. Со̄н вӯэссьтӭ, быдтӭ ляйй чуэннче пе̄ййв бай. Ня̄лькесь вӣллькесь ле̄йп мыйй ебп уййнма. Тэнн гуэйкэ ня̄лькесь вӣллькесь ле̄ййп тӯнн вэ̄р ляйй ныдтҍшэ, ко̄ххт адтҍ по̄ррэ чофта шӯрр ня̄ллкас.

Рис 1/8
НАПИЛИТЕ КОНФЕТ

Для ворончан праздник, когда с Ловозера привозили товар, новые фильмы, зарплату. Родители дадут детям пять копеек на кино – радость, а кому-то и рубль – это уже богатство. Можно и в кино не один раз сходить, и конфет купить. А это была редкость для воронинских детей. И те, кто имел такое богатство, со всех ног бежали в магазин. Там на вопрос строгого (по детским понятиям) продавца Акима Панфиловича Пименова: «Что дать?», мы, смущаясь, лепетали: «Напилите карамельки». И Панфилыч действительно брал ножовку и аккуратными кубиками распиливал слипшуюся карамель.

Товар – часть – приходил в Воронье подмокшим, особенно летом, так как везли его по реке, перетаскивая по бурлящим порогам, а это всегда сопровождалось то опрокидыванием лодки, то товар захлестывал водой. Продукты намокали и теряли свой товарный вид. И, несмотря ни на что, карамельки, распиленные на кубики, были самым любимым лакомством для воронинских ребятишек.

А как-то по зиме вернулся отец из Ловозера. Райдой они товар везли. Принес домой что-то красное, круглое, похожее на мяч и сказал: «Попробуйте, дети, это яблоко. Ешьте, оно вкусное». Мама разрезала его нам на дольки и подала. Осторожно я взяла в руки застывшую, чуть подтаявшую с морозу дольку неведомого мне доселе яблока. Надкусила… И не восприняла его как лакомство. Не был сок его похож ни на мою любимую морошку, ни на другую ягоду, да и кожура его оказалось жесткой… С тех пор я яблоки так и не научилась есть. Зато застывшие с мороза булочки, что тоже отец привез, ела, разогретые мамой на печке. И казались они мне лучшим лакомством, их нельзя было сравнить ни с чем. В Воронье белый хлеб продавали раз в неделю, да и то, чтобы купить его, надо было отстоять очередь, а уж сдобных булочек мы вообще не видели. Потому булочку съесть было тогда все равно, что сейчас полакомиться пирожным.

Перевод Н. Большаковой

 

Полина Владимировна МЕДВЕДЕВА (Данилова)

 

К А̄ НЦНЯМ[11]

Рис 1/4


Сунтаххч ӣӈӈ.

Ёгя а̄вьдаххч.

Лоанта кырьтсэв.

Пе̄ййв нюл ла̄йвсэв.

Вэ̄ннсэ ышштла,

Муэттка шынньла

Касьт вӯррьтэв

Оа̄кням, ӣням,

Пӯдзъенч вуадт,

Мун коа̄ллэш ка̄нцням.

ДРУЗЬЯ

 

Ах, скорей бы лед расстаял,

Речку нашу расковав,

Прилетели птичьи стаи,

Солнце стало ласковым.

Я бы в лодку села пулей,

И – на Мотку, где меня

Ждет бабуля, ждет дедуля

И щенок спит у огня…

 

Екатерина Ивановна МЕЧКИНА

 

КЕ̄ССЬ ВĀРР

Вāннҍцэпь: я̄нна, аджя я мунн пэ̄йель нёарк. Мунн – дэдт вāнас вāнца. Аджя куэннт мун, ыштха лӣ вуэльк э̄л. Аджя сāррн: «Мӣстэгэ вӯлленҍ лӣ рыбп пе̄ссь. Тамьпе манҍ ле̄в. Ибе лыгкхэллэ сӣнэтҍ. О̄дт рыбп пӣрас ля̄ннч. Кӣдэгуэйм ӣбе вāлльтэ манӭтҍ. О̄ллмэ лэ̄гк кӯдтай, рыхп вуэллькад пе̄ссь». Нӣйта воальтэ тоасськ. Оарр вуэльк альн турпшуввма. Ажь вуэлльк а̄ввт со̄н. Мун чофта воарряд ажя.

Я̄нна сāррн: «Кӣч, сэ̄ррв лӣ ӣнца āйкалт мэ̄ннма». Мунн кӣча, кӣча нимэ̄нн эмм уйн. Мыннӭ лӣ тыгквэннҍ, ко̄ххт я̄нна уййн я те̄дт, штэ ӣнца лӣ мэ̄ннма.

Я̄нна мāтӓхт: «Уйнак, ся̄ххтар лӣ тӣннтъя. Сэрв кӣйе ле̄в тэста, тала тэста лӣ по̄ррма, коале – касьт лэ̄ст лӣ со̄нн тāбха, лапьс лӣ пушшьтля». Я я̄нна мӣлкнесьт сāррн: «Ко̄ййт е̄ммьне пугк вӯзяхт. А то̄нн прӣмхуж, ель е̄ль оаммпэ чильмэ».

ЛЕТНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

 

Рис 1/8
Впереди показался мыс, который нужно перейти. Отец посадил меня на плечо. Совершать длительные переходы я пока не в силе. Мама идет рядом. Увидев в кустах гнездо куропатки, папа говорит:

– Глянь, мать, куропатка уже яйца снесла, вот в тундре новая птичья семья и появится.

– Па-а, покажи, я тоже хочу гнездышко с яйцами куропатки посмотреть, – запросила я.

Отец снял меня с плеча и поставил рядом с гнездом, наставляя:

– Только смотри, руками не тронь, запах на яйцах останется, и куропатка покинет гнездо. А без нее птенцы не появятся.

Мне жаль, что яйца трогать руками нельзя, но тут мама обращает мое внимание на мох:

– Ты лучше, дочура, на землю посмотри, рано утром здесь лось прошел.

Я, как ни вглядываюсь – ничего особенного увидеть не могу, и удивляюсь, как мама узнала, что лось прошел именно утром-утром.

Мама, улыбаясь, поясняет:

– Гляди хорошенько: мох его следом примят, здесь он кормился, листву похватал, росу сбил. Земля-матушка все показывает, только не ленись, примечай, с закрытыми глазами не живи...

И вновь папа своими сильными руками подсаживает меня на плечо, где я чувствую свою защищенность, и широким шагом направляется к мысу, следом за ним поспевает мама.

Перевод Н. Большаковой

 

ПĀРРНЭ ĀЙТНЭЙ

 

Рис 1/8
Я̄нна я аджя сугклэнҍ соаймэтҍ кӣхче.

Мунэнҍ кӯдтъенҍ вӣллья я вуэррьпна.

Ӣлем мыйй Кӣннт сӯллъесьт. Тэдт ля̄йй мӣн ке̄ссь е̄ллем сайй. Э̄ллесь ве̄ссьлесь саесьт ля̄йй мӣн пэ̄ҏҏт.

Я̄нна вӯллькмэнҍ сāррн: «Поҏт пāррнэтҍ, е̄ль пунншэнне. Пāррнэ нагьруввэв, дак уллэтҍ поан».

Ке̄ссь лӣ, пе̄ййв пāшшт.

Кāррь тӣвт лӣ кыпптма куввче кя̄сса, кӣмнэсьт лӣ лӣмм.

Касть аллькэв вуэдтӭ вӣлья я вуэррьпна, куэссь āйтнэй вӣжянт, гӯ то̄лл пе̄кант.

Коаввьнӭ шӯрр рӯвьтэтҍ. Тэйе рӯвьтэгуэйм я̄нна нāхкь тубэркэтҍ вэе. Рӯвьт ле̄в шӯрр, кэ̄сс я пассьтлэсь.

Це̄ӈькхэ рӯвьтэтҍ шаллта. Тāта вӣссьтэ парнатҍ. Нэ, ко̄ххт сӣнэтҍ ыштхэ, штэ ев ёҏче. Кугкь мунн бе̄ййдэдтӭ. Чалльм ама элля пуссьт сайй – уййнма ля̄, штэ безменэнҍ кӯль я коале – мэ̄нн вӣссьтэшь. А мунн безмен сайе шӯрр рӯвьтэтҍ воалльтэ. Ноэ вӣссьтэ эмм э̄сстма, эмм кӣрркна. Моахцьенҍ кӯль шыллей.

Я̄нна соаррн аджьсан: «Кӣч, кӣч, беда – дэдь парнатҍт пугк лӣ мӯхцма! Водт лӣ убэрь ӣӈӈк дак!»

НЯНЯ

 

Рис 1/8
Мы вновь приехали на наше летнее место жительства – Низкий остров – красивое кентище, на котором стоит наш дом. Родители уплыли на лодке проверять сети. До сих пор слышу наказ мамы: «Остаешься за старшую – в няньках маленьким брату и сестре. Следи за порядком, детей накорми, когда заснут – шерсть пряди».

Лето. Солнечно. Тепло. Еда – вареная кумжа в берестяных блюдах, в котле вкусная наваристая уха… Родители позаботились, приготовили. Но разве малыши уснут, если их няня постоянно носится, как юла. Взяла большие мамины ножницы, которыми та из тюленьей шкуры тоборки кроит, показались они мне чем-то похожими на весы. Пришла мысль, а не взвесить ли мне брата с сестрой? И хоть ножницы большие, толстые, как малышей пристроить на них, чтобы не уронить… С силой острием воткнула их в пол. Глаз – не пустое место. Долго возилась, примериваясь. Видела ведь, как родители взвешивают рыбу безменом, да и другие вещи. Но ничего толкового придумать не успела... С рыбалки вернулись родители. Мама, смеясь, говорит отцу: «Смотри, смотри, чудо-то наше совсем детей замучило! Вот ведь какой озорной выдумщицей растет!»

Перевод Н. Большаковой

КӢММЬН МОАЙНАС

Рис 1/8
Поалльтэ оаррэв кухт ве̄шшьк кӣмьн я̄ввьр рынтэсьт. Хо̄зенҍ уййтма ле̄в нухтэ. Оаррэв, кӣхчев ка̄нҍц коанҍцесь э̄л. Пе̄ййв па̄шшт, поахк пӣӈӈк пе̄ӈӈкэ.

Э̄ххт кӣммьн лӣ чист, а ныммьп са̄ккьсан оарр. Я тэль са̄ккьс кӣммьн оарэ, оарэ я соарнънэшкудӭ: «То̄нн шӣкгтэнне я̄лак. Пай ля̄к чист. То̄н е̄меннҍт маӈӈа по̄ррмэсьт тэсьтханна то̄н пасс. Чоазенҍ чӣллькай. Коамяхт, дак чист сайя. То̄н е̄рьт пай пыӆӆькэв. А куэкесьт пӣӈӈк то̄н пуэрахт.

А мунн пай ля̄ са̄ккьсан. Мун е̄ҏьт я ре̄вьн ле̄в кэ̄ррша. Мунн ля̄ гӯ руэммпма. Мун е̄меннҍт та̄бахт мун вэсьт пе̄рк чӣннмэдтӭ я шаооькай кэ̄рр вӯннтсэнҍ. Кышшк я чӯзхалл мун. Мун пяльятҍ маль эйй сойтэ. Элэлэ чӣллькой я пыйй вя̄р кыппьтэ. Мунн куэссь-не со̄нэсьт чильмэтҍ пуалта. Аллк вӣршэ, а мунн чо̄ллькъя пӯлле лӣмэнҍ».

БЕСЕДА ДВУХ КОТЛОВ

Рис 1/8
Погода – солнце светит, теплый ветерок комаров по берегу озера гоняет, а на берегу два медных котла лежат: один чистый, второй – грязный. Грязный ворчит: «Хорошо ты живешь, чист всегда! Хозяйка после еды сразу к воде бежит, моет тебя. Сполоснет, повесит на крюк вверх дном, а то на траву сохнуть положит… Бока-то твои вон как блестят, да и ветер их ласкает… А у меня что за жизнь – грязный всегда. Бока закопченые, точно в коростах все. Хозяйка вспомнит, что ей пищу готовить надо, схватит меня и давай песком нашоркивать… Раз с такой силой скребла, чуть уши не согнула. Вот и я решил, возьму как-нибудь да ошпарю ее. Начнет суп мешать, а я как плюну кипятком на нее, будет знать тогда, как с посудой обращаться, как беречь ее».

Перевод Н. Большаковой

 



2020-02-04 278 Обсуждений (0)
Мария Гавриловна МЕДВЕДЕВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мария Гавриловна МЕДВЕДЕВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)