Европейская система перевода зачетных единиц
Цели ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: · единство образовательного пространства Российской Федерации; · преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. · духовно-нравственное развитие и воспитание Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. Стандарт является основой для: разработки примерных основных образовательных программ; разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов; организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности; разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения; осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования; проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся; построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении; организации деятельности работы методических служб; аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений; организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования. Структура ФГОС Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований: · требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; · требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; · требования к результатам освоения основных образовательных программ[3].
7.Современные международные подходы к оценке качества ВО Аккредитация в США представляет собой систему контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. Основные цели аккредитации состоят в том, чтобы [3]: – обеспечить прогресс в высшем образовании за счет разработки критериев и принципов оценки эффективности образования; – стимулировать развитие образовательных учреждений и совершенствование образовательных программ путем непрерывного самообследования и планирования; – гарантировать обществу, что учебное заведение или конкретная образовательная программа имеют правильно сформулированные цели и условия их достижения; – обеспечить помощь в становлении и развитии вузов и в реализации образовательных программ; – защитить учебные заведения от вмешательства в их образовательную деятельность и ущемления их академических свобод. Аккредитацию образовательных учреждений в США следует рассматривать как систему коллективной саморегуляции для сохранения баланса между правами учебных заведений на академическую свободу и их ответственностью перед государством и обществом. Стандарты (показатели) институциональной аккредитации, т.е. оценки учебного заведения в целом как общественного института, являются содержательной основой измерения эффективности деятельности университета в соответствии со своим назначением. Общепринятыми являются девять критериев оценки, представленных на рисунке Основными принципами создания внутривузовских систем обеспечения качества образования в университетах, функционирующих в режиме самоуправления, с позиции внешней оценки являются: – регулярные проверки уровня соответствия деятельности и содержания образовательных программ основным целям и задачам университета; – наличие ответственного лица или структуры для проведения экспертных оценок деятельности и планирования развития университета; – наличие обширной и эффективной информационной системы для поддержки процедур самообследования; – регулярная самооценка деятельности (служб управления, программ) и экспертная оценка для проверки результатов самообследования университета; – своевременная реакция на результаты внешних экспертиз путем совершенствования методов и структур управления, образовательных программ, перераспределения материальных и финансовых ресурсов, введения в практику системы поощрений и санкций.
8.История возникновение компетентностного подхода, определение «компетентенция». Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция /компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс). История компетентностного подхода Второй этап – 1970–1990 гг. – характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». История компетентностного подхода В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности. Это такое явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, … некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, … эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности». Еще за несколько лет до подписания Россией Болонской декларации в проектах государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного) общего образования появился и активно использовался термин «компетенции». Все чаще это понятие встречается в публикациях, посвященных вопросам модернизации начального и среднего профессионального образования. Словом, многие почувствовали недостаточность триады «знания– умения–навыки» (ЗУН) для описания интегрированного результата образовательного процесса. Компетенция – понятие, пришедшее в Россию (а, впрочем, и в другие образовательные системы) из англосаксонской традиции образования. Может быть, и в самом деле, как это сегодня можно нередко видеть, иное «новое» в европейском образовании – это хорошо забытое «старое» советское. Вероятно, формирование моделей деятельности специалиста и разработка профиля специалиста в исследованиях советских учёных (Н.Ф. Талызина, Н.Г.Печенюк, Л.Б. Хихловский), выполненные в системно-дейтельностной методологии, были опережающими решениями отечественных методистов-исследователей. Еще в 1980 году тогдашний министр высшего образования СССР В.П. Елютин говорил о резком снижении дескриптивных методов обучения,ü о высоком динамизме в мире профессий,ü потребности в создании новых форм высшегоü образования, о том, что исчерпали себя возможности экстенсивногоü подхода к формированию содержания высшего образования и, наконец, о необходимости рационального ограничения иü концентрации учебной информации. 9.Образовательные компетентенции в проекте TUNING. В проекте TUNING принято использовать следующее определение: "Понятие компетенции включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать); знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний в конкретных ситуациях[1]); знание как быть(ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте)". Таким образом, с одной стороны, компетенции (в трактовке проекта TUNING) тесно связаны со знаниями и представляют собой динамическую комбинацию относящихся к знанию характеристик, которые описывают результаты обучения в соответствии с образовательной программой. С другой стороны, компетенции характеризуют способность выпускника к действию после завершения образовательного процесса [197. С. 68, 255]. Компетенция – это то, что связывает знание и действие. В рамках проекта TUNING основное внимание уделяется двум различным наборам компетенций: предметно-специализированным (называемым также предметно-специфическими или специальными компетенциями) и общим. Предметно-специализированные (subject-specific) компетенции[2] тесно связаны со специфическим знанием предмета труда в профессиональной деятельности. Они обеспечивают своеобразие и состоятельность конкретных образовательных программ профессионального образования. Общие (generic) компетенции представляют собой характеристики, являющиеся общими для всех (или большинства) видов профессиональной деятельности: способность к обучению, анализу и синтезу и т.д. В современных условиях общие компетенции приобретают все большее значение в связи с ростом профессиональной и социальной мобильности, обеспечивая расширение возможностей трудоустройства и решение проблем гражданства. Совместное исследование общих и предметно-специализированных компетенций в рамках проекта TUNING играет важную роль в практике создания ЕПВО. Одна из решаемых при этом проблем – обеспечение прозрачности национальных образовательных структур. Описание единых требований ЕПВО к результатам обучения по каждому из трех циклов высшего образования осуществляется именно в формате компетенций. В 2008 г. перечень общих компетенций, разработанный в рамках проекта TUNING, после ряда консультаций и обсуждений принял следующий вид: – Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу. – Способность к применению знаний на практике. – Способность планировать свое время. – Знание и понимание предметной и профессиональной области. – Способность к устному и письменному общению на родном языке. – Способность к общению на иностранном языке. – Умения, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий. – Способность к проведению исследований на заданном уровне. – Способность к обучению и самообразованию. – Способность к поиску, обработке и анализу информации, полученной из различных источников. – Способность к критике и самокритике. – Способность адаптироваться и действовать в новой ситуации. – Способность генерировать новые идеи (креативность). – Способность выявлять, классифицировать и разрешать проблемы. – Способность принимать рациональные решения. – Способность работать в команде. – Умение осуществлять межличностное общение и взаимодействие. – Способность мотивировать людей на движение к общим целям. – Способность к общению с людьми, не сведущими в данной области деятельности. – Готовность уважать взгляды представителей других культур.
10.Подходы к обучению и оценке в компетентностно–ориентированных образовательных программах Компетентностно-ориентированный подход – это современный и новый подход к образованию, подход, на основании которого должны строиться программы обучения и весь процесс образования и воспитания. Важно отметить, что разработки в этой области ведутся на всех этапах образования. Формирование основных ключевых компетенций (соответствующих возрасту) залог эффективности дальнейшего обучения. Применение компетентностно-ориентированного подхода на всех стадиях образования способствует всестороннему развитию личности человека и успешной его социализации в современном обществе. Усилия Европейской ассоциации университетов в разрешении проблемы разработки общеевропейских подходов к обучению и оценке. Важной задачей построения ЕПВО, решавшейся в ходе второй фазы реализации проекта TUNING (2003–2005), была разработка подходов корганизации преподавания, учения и к оценке результатов обучения, или формирование "TLA-стратегий" – стратегий преподавания (teaching), учения (learning), оценки (assessment), базирующихся на компетентностном подходе. Первый способ состоит во введении в образовательную программу вуза целостных курсов/модулей, направленных на развитие у студентов тех или иных общих компетенций. Примерами могут служить курсы по приобретению навыков создания научного текста, проведения устных презентаций или использования современных информационно-компьютерных технологий. Второй способ заключается во встраивании отдельных заданий, направленных на развитие общих компетенций, в образовательную программу или отдельные ее модули. Европейская система перевода зачетных единиц (ECTS) E CTS (European Credit Transfer and Accumulating System) – европейская переводная и накопительная система кредитов. Названная система была введена в 1989 г., в рамках программы ERASMUS/SOCRATES и является единственной системой зачетных единиц/кредитов, которая успешно прошла испытания в европейских университетах. Cистема ECTS представляет собой формализованный способ описания образовательных программ путем присвоения зачетных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам и так далее). Основана она на общей трудоемкости работы студента, требуемой для освоения образовательной программы, цели которой обозначены в терминах полученных результатов обучения - компетенций. Цель введения ECTS - облегчение процедуры академического признания дипломов и квалификаций, обеспечение прозрачности образовательных программ и учебных планов. Система ECTS способствует привлекательности высшего образования для студентов из разных стран. Первоначально ECTS являлась системой перезачета кредитов, касаясь студентов, обучающихся частично в вузах других стран, и связывалась, в основном, с признанием курсов и сроков обучения за границей при их возвращении домой. При этом предполагалось гарантированное признание кредитов. В рамках одного вуза эти гарантии должны быть автоматическими. Между различными вузами автоматическое гарантирование признания кредитов обеспечивалось для студентов, обучающихся в рамках программы мобильности.
В настоящее время ECTS становится общеевропейской системой накопления переводных зачетных единиц и их перезачета. Накопление кредитов означает, что студент получит искомую степень (бакалавр, магистр) только в том случае, если он набрал определенное количество кредитов. Поэтому необходимо, чтобы компетенции и квалификации, которые уже освоены студентом ранее, принимались во внимание, когда они встроены в новую программу обучения. Перевод кредитов гарантируется соглашением, подписанным учреждением, откуда переходит студент, университетом, в который он переходит, и самим студентом.
Применение данной системы в вузах в настоящее время ограничивается рядом проблем, прежде всего - несоответствием национальных систем оценки. Отмечается также расхождение в объеме общей трудоемкости в вузах разных стран (например, европейских, российских и казахстанских: 30, 54 и 57 часов в неделю соответственно). ECTS базируется на принципе соответствия 60 кредитов трудоемкости одному академическому году учебной работы студента очной формы обучения. Трудоемкость учебной работы студента в течение одного академического года в Европе измеряется в пределах 1200 – 1800 учебных часов, что соответствует 25 – 30 часовому содержанию одного кредита. Практическое внедрение системы предусматривает введение должностей координаторов и консультантов (тьюторов) по ECTS в вузе и на факультете, а также выдачу студентам общеевропейского Приложения к диплому.
В мировой системе высшего образования, наряду с системой ECTS, широко используются и другие кредитные системы, такие как: USCS — американская система кредитов, CATS — британская система кредитов накопления и перевода, UCTS — система передачи университетских кредитов в странах Азии и бассейна Тихого океана.
12.Концепция обеспечения качества образования в Европейском профессиональном высшем образовании Основу концепции обеспечения качества, способствующего развитию ЕПВО, составляют следующие принципы:– значимость и релевантность (для студентов, конкретных работодателей и в целом для рынка труда);– сравнимость и совместимость в рамках ЕПВО; – прозрачность (на основе использования ECTS); – мобильность и трансграничный характер образования; – привлекательность и конкурентоспособность. Одной из основных категорий указанной концепции является релевантность[1]. Сравнимость и совместимость. Университетские программы должны разрабатываться с учетом их сравнимости и совместимости с аналогичными программами в других странах Европы на основе согласованных критериев, сформулированных в формате общих и предметных компетенций. Обеспечение сравнимости осуществляется с учетом важности многообразия учебных планов, образовательных парадигм и культурных особенностей стран – участниц Болонского процесса. Увеличению сравнимости и совместимости программ способствует использование системы ECTS в качестве инструмента планирования и мониторинга университетских программ в целом, а также различных их компонентов. Прозрачность – это важнейшая характеристика любой образовательной программы, которую нужно учитывать с самого начала ее разработки. Прозрачность должна обеспечиваться в результатах обучения, в процессе обучения, в учебных ресурсах, в системах обеспечения качества и в процедурах работы с базами данных. Концепция прозрачности прямо связана с требованием использования языка, который одинаково хорошо понимают студенты, работодатели и другие заинтересованные стороны в различных странах. Прозрачность также предполагает правильное использование кредитов ECTS для определения учебной нагрузки, "Приложения к диплому" и других инструментов ECTS. Мобильность и трансграничный характер образования. Создание ЕПВО требует надежной и высококачественной системы академической мобильности. При этом, с одной стороны, мобильность выступает в качестве основы системы требований к качеству образования; с другой стороны – напротив, взаимное доверие к качеству образования является основой мобильности. Физическая мобильность студентов как в рамках ограниченных периодов обучения, так и в рамках полных университетских программ, обеспечивает рост качества в европейском измерении образования, большее число возможностей для профессиональной занятости на европейском рынке труда, а также полноценное развитие европейского гражданского общества. Привлекательность. Для европейской системы образования, стремящейся стать привлекательной для студентов из третьих стран, проблемы качества являются ключевыми. Механизмы обеспечения качества, разработанные на национальном уровне в различных странах, должны быть обобщены и переработаны для обеспечения их восприятия как общеевропейской системы качества образования. Методологическое обеспечение повышения качества европейского высшего образования обеспечивается проектом TUNING. В рамках проекта сформирован общий язык для описания TLA-стратегий (см. подпараграф 1.4 .1), который предполагается разрабатывать и далее, – в частности, путем формулирования показателей качества. По мнению экспертов EUA, вузы должны создавать свои собственные методы и системы для развития внутренней культуры качества [200. С. 129]. Им необходимо осуществлять мониторинг разработки и реализации образовательной деятельности в соответствии с базовыми академическими ценностями и миссией каждого вуза. На уровне вуза и на более низком уровне отдельных предметов (дисциплин) должен решаться целый ряд частных задач, обеспечивающих формирование культуры качества образования.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |