Модуль №6. Факторный анализ расходов по обычным видам д-ти (РОВД) (затрат на производство)и себестоимости продукции (ТРУ).
1. Определение понятий и классификация расходов по обычным видам д-ти (РОВД), затрат на произв-во и показателей с/с. 2. Обобщающие показатели с/с, их состав и методика расчета. 3. Анализ затрат на произ-во в разрезе экономических элементов. 4. Факторный анализ обобщающих показателей с/с. 4.1 .Факторный анализ полной с/с проданной продукции. 4.2 Факторный анализ затрат на 1 руб. (1000 руб.) проданной продукции. 5. Факторный анализ материальных затрат. 6. Факторный анализ расходов на оплату труда. 7. Анализ комплексных статей затрат.
1. Определение понятий и классификация расходов по обычным видам д-ти (РОВД), затрат на произв-во и показателей с/с. · Расходы по обычным видам д-ти – расходы, связанные с произв-вом и продажей продукции, с приобретением и продажей товаров, с выполнением работ и оказанием услуг.
· Затраты на произв-во представляют всю совокупность затрат, произведенных организацией в процессе произв-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг.
· С/с проданной продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе произв-ва и продажи продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее произв-во и продажу.
Затраты на произв-во классифицируются по следующим признакам: 1. По элементам затрат 1.1. Материальные 1.2. Затраты на оплату труда 1.3. Отчисления на соц нужды 1.4. Амортизация 1.5. Прочие Затраты на произв-во (=РОВД) в поэлементном разрезе представлены в приложении к балансу (форма 5, за 2 года). Группировка затрат по элементам имеет многоцелевое назначение, используется с целью контроля за уровнем производимых запасов и их оборачиваемостью. На основе такой группировки устанавливается тип произв-ва. 2. По статьям калькуляции Такая группировка предназначена для обеспечения калькулирования с/с продукции и позволяет определить эффективность произв-ва и продаж отдельных видов продукции, выявить производств-ые потери, а также установить соотв-ие м/у условно-постоянными и условно-переменными расходами. Инф-ия о себестоимости отдельных видов продукции служит основанием для формирования рациональной структуры ассортимента продукции с целью обеспечения оптимального уровня рентабельности продаж. Перечень калькуляционных статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию с/с продукции с учетом хар-ра и стр-ры произв-ва.
Типовая номенклатура калькуляционных статей затрат включает следующие статьи: 1) Сырье и материалы 2) Возвратные отходы (вычитаются) 3) Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного хар-ра сторонних организаций. 4) Топливо и энергия на технологические цели. Эти 4 статьи представляют материальные затраты. 5) з/пл производственных рабочих. 6) Отчисления на соц нужды. 7) Расходы на подготовку и освоение произв-ва. 8) Потери от брака (28 счет) 9) Прочие производственные расходы. 10) Общепроизводственные расходы. 11) Общехозяйственные расходы (26 счет) Первые 11 статей представляют собой производственную с/с. 12) Расходы на продажу (44 счет) С включением 12 статьи определяется полная с/с продукции. В многономенклатурных произв-вах первые 6 статей обычно относят к основным технологическим расходам, а остальные к накладным. 3. По отношению к технологическому процессу: 3.1. Основные 3.2. накладные 4. по отношению к объему производства и продаж продукции 4.1. условнопостоянные 4.2. условнопеременные 5. по единству состава 5.1. одноэлементные (з/плата) 5.2. комплексные (расходы на продажу) 6. по способу отнесения на с/с отдельных изделий 6.1. прямые 6.2. косвенные 7. по участию в производственном процессе 7.1. производственные 7.2. внепроизводственные 8. по целесообразности расходования 8.1. производительные 8.2. непроизводительные 9. по возможности планирования и проектирования 9.1. планируемые 9.2. непланируемые. 10. По периодичности возникновения 10.1. текущие 10.2. единовременные
Классификация затрат по различным признакам имеет важное значение в управлении с/с-тью.
Показатели с/с/ти продукции классифицируются как правило по трем признакам: 1. по назначению: 1.1. проектные 1.2. нормативные 1.3. плановые (сметные) 1.4. отчетные 1.5. фактические за предшествующие периоды. 2. По отношению к объему продукции: 2.1. с/с-ть калькуляционной единицы продукции 2.2. с/с-ть всего выпуска конкретного вида 2.3. с/с-ть всей выпущенной продукции 2.4. с/с-ть всей проданной продукции 3. по полноте учета затрат: 3.1. операционная с/с-ть (определяется по условнопеременным затратам) 3.2. цеховая с/с-ть (операционная с/с-ть + общепроизводственные расходы) 3.3. производственная с/с-ть (цеховая с/с-ть + общехозяйственные расходы) 3.4. полная с/с-ть (производственная с/с + расходы на продажу).
2. Обобщающие показатели с/с, их состав и методика расчета. 1. неполная с/с проданной продукции (без коммерческих и управленческих расходов) стр. 020 Ф2. На основе калькуляции расчет производится по формуле: ∑(от i до n ) qici q-количество проданной продукции i-го вида в натуральном выражении с-с/с i-го вида продукции без коммерческих и управленческих расходов. i-конкретный вид продукции, работы, услуги n-количество видов продукции 2. полная с/с проданной продукции (определяется по данным формы 2 расчетным путем: суммирование строк 020, 030, 040) На основе калькуляции расчет производится по формуле: ∑(от i до n ) qici Ci – полная с/с проданной продукции i-го вида По данным отчетности (по Ф2 и Ф5) расчет полной с/с проданной продукции осуществляется следующим образом (такой расчет представлен в табл. 5.66 части 2 методических указаний (зеленая книжка): 1) расходы по обычным видам д-ти 2) изменение остатков [прирост(+), уменьшение (-)]: 2 .1.НЗП 2.2. расходов будущих периодов 2.3. резервов предстоящих расходов 3) с/с произведенной продукции (работ, услуг) [строка 1 минус прирост (+ уменьшение) остатков НЗП и расходов будущих периодов, +прирост (- уменьшение)резервов предстоящих расходов] 4) изменение остатка ГП (готовой продукции) и товаров отгруженных [прирост (+), уменьшение(-)] 5) с/с проданной продукции (работ, услуг) [строка 3 минус прирост (+ уменьшение) остатков ГП и товаров отгруженных (стр. 215 Ф1)]. (Из строки 3 вычитаем прирост и прибавляем уменьшение. Если остатки ГП и товары отгруженные выросли по балансу, мы должны их из с/с вычесть.) 3. Затраты в копейках на 1 руб. (или в рублях на 1000 рублей) выручки от продаж (затратоемкость).
Возможные различные модификации этого показателя. Например, в числителе м.б. представлена часть полной с/с, т.е. затраты по одному элементу или по одной или нескольким калькуляционным статьям с/с Этот показатель явл-ся универсальным, т.к.: 1) Позволяет измерить ур-нь затрат как сравнимой, так и новой продукции. 2) Этот показатель пригоден для анализа в динамике, т.к. явл-ся относительным. 3) Обеспечивает увязку результатов анализа с/с и прибыли, т.к. рентабельность продаж – это величина обратная затратоемкости?? 4) Это сквозной показатель – он м.б. рассчитан как по одному изделию, группе изделий, по всей продукции, по отдельному структурному подразделению (филиалу).
4. с/с единицы важнейших видов изделий. Она определяется по отдельным видам или группам однородных изделий, которые приводятся к однородному измерителю. Расчет производится на основе калькуляции.
3. Анализ затрат на произ-во в разрезе экономических элементов. Затраты на произв-во (или расходы по обычным видам д-ти) (Ф.5) можно проанализировать по упрощенному варианту. При этом затраты на произв-во сравниваются за 2 года как в общей сумме, так и в разрезе отдельных элементов, рассчитываются абсолютные и относительные отклонения. Однако, сравнение абсолютных сумм затрат за 2 года не позволяет определить реальный размер экономии или роста расходов в отчетном году по сравнению с предыдущим, т.к. абсолютные суммы затрат за разные годы явл-ся несопоставимыми вследствие влияния следующих факторов: · в каждом году затраты сложились на объем продаж данного года · в каждом году затраты сложились на конкретную стр-у продаж данного года · инфляционный фактор по-разному влияет на каждый элемент затрат. Инфляция в большей степени влияет на такие элементы как материальные затраты и прочие затраты. На амортизационные отчисления инфляция влияет в случае, если имела место переоценка основных ср-в или приобретение новых объектов. В меньшей степени инфляция влияет на элемент – расходы на оплату труда.
4. Факторный анализ обобщающих показателей с/с.
4.1 Факторный анализ полной с/с проданной продукции.
4.2 Факторный анализ затрат на 1 руб. (1000 руб.) проданной продукции.
5. Факторный анализ материальных затрат.
6. Факторный анализ расходов на оплату труда.
7. Анализ комплексных статей затрат.
8. Семинары: Леонова Татьяна Михайловна.
Распечатать стр 76-93: 5.1-5.10.
Взять отчетность любой организации за 2009 год для курсовых работ. Нужно форму 1 и 2 (если будут все 5, то это лучше). Условие для успешной курсовой работы: 1. прибыль у предприятия за оба периода: 470. Прибыли у убытки: 029, 050, 140, 190 (за оба периода). 2. 490 – итог третьего раздела – СК. Когда 490>190, часть СК идет на формирование оборотных активов – это должно быть хотя бы на одну дату. Т.Е. НАЛИЧИЕ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА В ОБОРОТЕ.
Зачет: Выполняем по своему отчету то же, что по общему.
Курсовые работы к 10 апрелю. Смотри методичку. Обзор литературы.
[1] Вопрос вынесен на самостоятельное изучение. [2] Более подробно о видах деятельности – приказ Минфина РФ № 67-11 от 22.07.2003 «О формах бухгалтерской отчетности организации» с 2011 года – другой приказ. [3] Перечень баз сравнения смотри в теме 2.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |