Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая эволюция в Ладакхе



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Экономическая эволюция в Ладакхе 0.00 из 5.00 0 оценок




В качестве примера того, как гуна благости переходит в страсть, мы рассмотрим опыт жителей Ладакха (Кашмир), описанный антропологом Еленой Норберг-Ходж, которая была первым иностранцем, переселившимся туда на постоянное место жительства. Ей посчастливилось прожить там более тридцати лет, все это время изучая жизнь в традиционных деревнях — такую, какой она была до вторжения западной культуры. Из ее записей видно, как выглядела эта жизнь:

В «традиционном» Ладакхе никому и в голову не приходило связывать человеческое счастье с прибылью или собственностью. Укоренившееся уважение к основным человеческим потребностям других и принятие естественных ограничений окружающего мира делало жителей Ладакха свободными от плена иллюзорной ценности имущества. Счастье было просто ощущением. Несмотря на непростую, по западным стандартам, жизнь, люди удовлетворяли свои основные физические, социальные, духовные и творческие потребности под надежной защитой заботливой и щедрой общины и в условиях богатой самодостаточной аграрной экономики — и видно было, как они счастливы. (выделено автором).

В этой культуре отражены признаки саттвы: уважение к людям, забота о них и об окружающей среде, ощущение внутреннего счастья. Норберг-Ходж в течение нескольких десятилетий регулярно посещала этот район и описывала последующие перемены — по мере того, как там начала развиваться экономика в западном стиле. Она отмечает, что «авангард» современной колонизации Ладакха составили туристы, СМИ, образовательные средства и технологии. Это «развитие» «породило пустоту в жизни людей, неполноценность в их представлениях о себе и жадность к накоплению материальных богатств». Подобное влияние зачастую незаметно, но при том очень сильно:

Западный турист за день может потратить денег больше, чем ладакхская семья за год. Видя это, жители Ладакха внезапно почувствовали себя бедными. Это новое сравнение вызвало раскол, чего раньше никогда не было, так как в традиционном Ладакхе люди не нуждались в деньгах, чтобы вести богатую, полноценную жизнь. Ладакхское общество было основано на взаимопомощи и сотрудничестве, никто не требовал денег за труд, еду, одежду или кров… При традиционной экономике ладакхцы знали, что зависят от других, а другие, в свою очередь, зависят от них. В новой же экономической системе «местная» взаимозависимость уничтожается, как и традиционный уровень терпимости. Вместо совместного удовлетворения насущных потребностей здесь теперь царят конкуренция и дефицит, став определяющими выживания.

Возможно, самая трагическая из перемен, которые я наблюдала в Ладакхе, — это порочный круг, в котором личная неуверенность в себе способствует ослаблению семейных и общинных уз, что, в свою очередь, еще больше подрывает чувство собственного достоинства каждого. Главную роль в этом процессе играет консумеризм, так как эмоциональная неустойчивость порождает желание приобретать внешние знаки материального статуса. Стремление к признанию и одобрению разжигает тягу к накоплению собственности, обладая которой, человек, как предполагается, уже что-то из себя представляет… Сердце разрывается, когда видишь, как люди покупают вещи, чтобы добиться почета, уважения, любви, в конце концов, а эффект, как правило, противоположный… Они отдаляются друг от друга, что еще больше усиливает их желание признания[16].

По мере того как представители современного общества все больше и больше вторгались в ладакхское общество, становились заметны признаки проникающего в жизнь раджаса: конкуренция, желание приобретения и безличные попытки обрести уважение не благодаря личным качествам и способностям, а через обладание собственностью. Также мы увидели результаты страсти — социальное отчуждение и нестабильность.

Ладакх пережил атаку страсти и невежества относительно поздно. Большая часть стран мира пала под их ударами давным-давно. В следующей главе мы познакомимся с раджо-гуной и свойственными ей идеями частной собственности и накопления богатства, основанными на общественном соглашении. Посмотрим мы и на сопутствующие ей последствия.

[1] назад Ср. англ. Man, человек.

[2] назад Махабхарата, Ади-парва, глава 25. Перевод на английский язык Хридаянанды Госвами. http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/itihasa/mahabharata/eng/01_adi.html .

[3] назад Coblentz, Stanton, Avarice, Public Affairs Press, Washington D.C. 1965, p. 5–9

[4] назад Margaret Mead, Coming of Age in Samoa, New York, 1928.

[5] назад Evan-Prichard, Edward Evan, The Nuer, A Description of the Modes of Livlihood and Political Institutions of a Nilotic People, Oxford, 1940. Цит. по in Coblentz, Stanton, Avarice.

[6] назад Sahlins, Marshall, Stone Age Economics, Aldine-Atherton, Inc., Chicago 1972

[7] назад W. H. R. Rivers, Social Organization, New York, 1924

[8] назад Потлач — праздник у индейцев северной части Тихоокеанского побережья Сев. Америки, сопровождаемый пиром и раздачей подарков приглашенным.

[9] назад Ruth Benedict, Patterns of Culture, Boston, 1934. Цит. по Coblentz, Stanton, Avarice.

[10] назад Robert H. Lowie, Primitive Society, New York, 1947. Цит. по Coblentz, Stanton, Avarice.

[11] назад Coblentz, Stanton, ibid., pgs. 1 0̶ 11

[12] назад Бенгалия в настоящее время разделена на Западную Бенгалию (штат Индии) и Бангладеш (независимое государство на востоке Бенгалии). Культура Гаудия-вайшнавизма в Бангладеш и Западной Бенгалии практически одинакова. В Бангладеш она преобладает, а в Западной Бенгалии, хотя и популярна, но не является преобладающей.

[13] назад Bhakti Vikasa Swami, Glimpses of Traditional Indian Life, Bhakti Vikasa Books, Jahangirpura, Gujarat, India, 2004, pgs. 23-25.

[14] назад Хотя рынок сам по себе может функционировать в духе саттвы, в нынешнем мире он настоян на раджа-гуне и тама-гуне, поскольку главное его назначение — увеличивать богатство. Следует добавить, что существует много уровней, на которых функционирует рынок, от лавочника-частника до международного бизнеса, включающего в себя такие организации, как Всемирная торговая организация или Международный валютный фонд. Говоря о том, что на рынок все более воздействует тамо-гуна, я имею в виду мировой уровень. По мере чтения следующих глав читатель сам увидит разницу.

[15] назад Karl Polanyi, The Great Transformation, Beacon Press, 2001, Chapter 4

[16] назад Helena Norberg-Hodge, The Pressure to Modernize and Globalize//Case Against the Global Economy, p. 41

Глава 4



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Экономическая эволюция в Ладакхе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая эволюция в Ладакхе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)