Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Начальное общее образование



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Начальное общее образование 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Региональный учебный план на 2009/10 учебный год ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Нормативными основаниями для его составления и реализации (в дополнение к вышеназванным) являются следующие документы:

«Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02 Минздрава от 28.11.2002).

«Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период» (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).

«Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (Письмо МО РФ № 2021/11-13 от 25.09.2000).

«О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от20 . 02. 1999).

 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Письмо МО РФ от 19 ноября 1998 № 1561/14-15).

«Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» (Письмо МО РФ № 13-51-120/13- от 03.06.2003).

«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13).

«О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы» (Приложение к письму МО РФ от 17.12.2001 № 957/13-13).

ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для 1–4-х классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

I II III IV
Русский язык 165 170 170 170 675
Литературное чтение 132 136 102 102 472
Иностранный язык 0 68 68 68 204
Математика 132 136 136 136 540
Окружающий мир (Человек, природа, общество) 66 68 68 68 270
Искусство (Музыка и ИЗО) 66 68 68 68 270
Технология (Труд) 33 34 68 68 203
Физическая культура 66 68 68 68 270
Итого: 660 748 748 748 2904
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 660 748 748 748 2904

 

НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для 1–4-х классов образовательных учреждений Санкт-Петербурга

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I II III IV
Русский язык 5 5 5 5 20
Литературное чтение 4 4 3 3 14
Иностранный язык 0 2 2 2 6
Математика 4 4 4 4 16
Окружающий мир (Человек, природа, общество) 2 2 2 2 8
Искусство (Музыка и ИЗО) 2 2 2 2 8
Технология (Труд) 1 1 2 2 6
Физическая культура 2 2 2 2 8
       Итого: 20 22 22 22 86
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) (0) 3 3 3 9
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (20) 25 25 25 95
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) 0 0 0 0 0
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе 20 22 22 22 86

 

Продолжительность учебного года: 1-й класс – 33 учебные недели, 2– 4-й классы – 34 учебные недели.

В первом классе допускается только пятидневная учебная неделя. Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут (пп. 2.9.4–2.9.5 СанПиН 2.4.2.1178-02). С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п. 2.9.5. СанПиН 2.4.2.1178-02, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо МО РФ от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13). В 1-й четверти каждый день проводится 3 урока, четвертый урок по расписанию с записью в классном журнале  должен проводиться в другой образовательной среде. Во время прогулки, динамической паузы должно происходить уточнение первоначальных математических представлений, упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического слуха, составление букв, начертание схем (из природного материала, на природном основании) и т.д.

Образовательные учреждения самостоятельно определяют продолжительность учебной недели для 2–4-х классов – 5 или 6 дней. Для начальной школы СанПиН (2.4.2.1178-02) рекомендует 5-дневную учебную неделю (п. 2.9.2) с 40–45-минутными уроками не более 25 часов в неделю. При 6-дневной учебной неделе, а также при 35-минутной продолжительности уроков во 2–4-х классах максимально допустимая недельная нагрузка составляет 27 часов (п. 2.9.1.)

Домашние задания даются учащимся с учетом их индивидуальных возможностей. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей. Цель таких заданий – формирование у учащихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал и т.п.). Во 2-й четверти – познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально организованного рабочего места (по пути к школе посчитать, собрать листья…). С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета «Технология»). Общее время на их выполнение не более 15 минут.

Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, обозначенных СанПиНом. Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу «минимакс»: часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть – по желанию ученика. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) во 2-м классе – до 1,5 ч (90 минут), в 3–4-м – до 2 ч – 120 минут (СанПиН 2.4.2.1178-02). Такой подход к организации самостоятельной домашней работы позволит детям не только освоить обязательный минимум содержания начального образования на репродуктивном уровне (обязательная часть задания). Он дает учащимся шанс в домашних, более комфортных условиях (без временного прессинга, возможно, с помощью родителей) выполнить задание поискового, творческого характера, реализовать проект или свою часть группового проекта. В этом случае напряжение сил дает не только приращение ЗУНов, но и чувство удовлетворения от успешного завершения выбранной работы.

Образовательное учреждение может самостоятельно перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Образовательные учреждения, не начавшие ранее подготовку детей по иностранному языку в силу отсутствия необходимых условий, могут присоединить эти часы в 3–4-х классах к предметам образовательной области «Филология», увеличивая количество часов на освоение русского языка, риторику, литературное чтение.

(Об организации обучения иностранному языку в начальной школе – смотри в разделе рекомендаций по предмету «Иностранный язык».)

Часы, отведенные в 1–2-х классах на преподавание учебных предметов «ИЗО» (33 и 34 часа в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год соответственно). (программы Т.Я. Шпикаловой УМК«Школа России», программа Е.А. Лутцевой, О.А. Куревиной ОС «Школа 2100»). По предмету «Технология» домашние задания практической направленности (доделать дома изделие) задаваться не должны, так как в процессе подобной работы дети могут травмироваться из-за несоблюдения правил безопасности.

Содержание раздела «Информационно-компьютерные технологии» изучается в 3–4-х классах в качестве учебного модуля (в общем объеме 20–25 часов, по 10–12 часов каждый год) в рамках учебного предмета «Технология (Труд)». Целесообразно занятия по данному разделу вести учителю начальных классов, владеющему компьютером и прошедшему курсовую подготовку по освоению программного содержания данного модуля.

Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников на текущий учебный год, изданных после 2005 года. В соответствии с предложениями кабинета начального образования СПбАППО по формированию регионального перечня учебников на 2009/10 учебный год, образовательные учреждения имеют возможность составлять свой учебно-методический комплекс (УМК) в зависимости от реализуемых в начальной школе образовательных систем (система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, образовательная система «Школа 2100», традиционно-развивающая система). В рамках каждой системы допускается вариативность в использовании учебников и пособий для учащихся. Например, в традиционно-развивающей системе по предмету «Русский язык» могут быть использованы учебники следующих авторов (во выбору учителя): Т.Г. Рамзаевой, С.В. Иванова, М.С. Соловейчик, Г.Г. Граник, В.П. Канакиной, Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Учитель вправе работать по самостоятельно составленному комплекту, утвержденному школьным методическим объединением (ШМО). Преподавание предмета «Технология» в обязательном порядке должно основываться на учебниках по данному предмету, переработанных авторами в 2007/08 году (Н.М.Конышевой, Т.Я.Шпикаловой, Н.М. Геронимус, Е.А. Лутцевой и др.). В данные учебники на протяжении всех 4-х лет может вводиться региональный компонент: изучение традиционной культуры Северо-Запада России.

При изучении предметов, курсов регионального компонента в условиях 6-дневной учебной недели или при 35-минутных уроках допускается использование пособий и программ, прошедших экспертизу Регионального экспертного совета и имеющих гриф Комитета по образованию.

Часы регионального компонента при 6-дневной рабочей неделе (35-минутные уроки) в учебном плане по решению образовательного учреждения могут быть использованы для:

- этико-правового курса «Я и мой мир» (рекомендован КО) – 34 часа в год, 2‑4-е классы;

- курса «История и культура Санкт–Петербурга» (рекомендован КО) – 34 часа в год, 3–4-е классы;

- увеличения количества часов на уроки «Технологии» во 2-м классе (34 часа в год, получится по 2 часа в неделю);

- основы экономических знаний, введение в историю (гриф ФЭС), по программе Л.В. Занкова 34 часа в год, 2–4-е классы;

- риторики (курс в ОС «Школа 2100» (гриф ФЭС) 34 часа в год, 2–4-е классы.

СанПиН (2.4.2.1178-02, 2.9.7) рекомендует включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

Кабинет начального образования СПбАППО считает целесообразным при составлении тематического планирования по предмету на год использовать не недельный, а годовой учебный план. Реализация образовательного процесса по годовому плану дает учителю свободу в способах решения тактических задач. Это позволит учителю эффективнее распределить время при освоении грамоты, комплексно с внеклассной работой спланировать изучение курсов «Окружающий мир», «Технология» (проведение занятий в городском экологическом центре или других культурных и образовательных учреждениях города).

 

 

2. Русский язык

 

Основное общее образование

 

Русский

Язык

Кол-во часов в

Кол-во часов в

Кол-во часов в

Кол-во часов в

Кол-во часов в

год неделю год неделю год неделю год неделю год неделю

Класс

Класс

Класс

Класс

Класс

210 6 210 6 140 4 105 3 70 2

 

В распоряжении Комитета по образованию № 1729-р от 24.12.2007 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2008/09 учебный год» (Приложение 1, раздел 3) сказано, что минимальное количество отведенных на предмет часов обязательно. При этом целесообразно за счет компонента образовательного учреждения добавить в 5-м классе 1 час в неделю на русский язык, т.к. материал является базовым для изучаемых в дальнейшем курсов.

 

Среднее (полное) образование

Петербургский базисный учебный план для 10–11-х классов реализует модель профильного обучения, а также модели школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицейского, гимназического образования.

Русский язык относится к числу предметов, обязательных для изучения на базовом и профильном уровнях.

Федеральный компонент учебного плана
предусматривает следующую учебную нагрузку по русскому языку:

 

Русский язык

Федеральный компонент

Базовый уровень

Кол-во часов за 2 года обучения Кол-во часов в неделю Кол-во часов в неделю
  10 класс 11 класс
70 1 1

Профильный уровень

210 3 3

Универсальное (непрофильное) обучение

Федеральный компонент

70 1 1

Региональный компонент

70 1 1

 

Уменьшать число часов, отводимых в федеральном компоненте ФБУП – 2004 на изучение предметов на базовом или профильном уровнях, запрещено (Распоряжению Комитета по образованию № 1729-р от 24.12.2007, Приложение 1, раздел 4).

В распоряжении Комитета по образованию от 24.12.2007 № 1729-р (Приложение 1, раздел 1) сказано, что региональной спецификой базисного учебного плана является выделение дополнительного времени на изучение русского языка в старшей школе, что оправдано введением обязательного единого государственного экзамена по русскому языку.

 

Гимназии, ОУ с углубленным изучением отдельных предметов

 

Инвариантная основа для разработки учебных планов
гимназий, лицеев, ОУ с углубленным изучением предметов

 

Русский

язык

Количество часов в неделю

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
6 6 4 3 2 1 1

 

В распоряжении Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга №1250-р от 06.08.2008 г. «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений – гимназий и лицеев Санкт-Петербурга» (Приложение, п. 4.5) сказано, что в учебных планах гимназий и лицеев, имеющих государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (учебных предметов), не должно быть меньше количества часов, определенных Федеральным базисным учебным планом.

Вариативная часть образовательных программ гимназий и лицеев формируется учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного стандарта с учетом специфики образовательного учреждения. В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении обязательными условиями реализации образовательной программы для гимназий является дополнительная (углубленная) подготовка обучающихся по предметам гуманитарного профиля. Для углубленного изучения учебных предметов гуманитарного профиля могут использоваться часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Региональной спецификой базисного учебного плана является выделение дополнительного времени на изучение русского языка в старшей школе (распоряжение Комитета по образованию от 24.12.2007 № 1729-р, Приложение, раздел 1). Минимальное увеличение количества часов до двух в неделю в 10-х и 11-х классах гимназий оправдано спецификой общеобразовательного учреждения, а также введением в качестве обязательного единого государственного экзамена по русскому языку.

Реализуя требования федерального государственного стандарта по русскому языку на 2 и 3 ступенях общего образования, ОУ выбирает учебную программу и соответствующие ей учебники и учебно-методические комплекты. Выбор учебников осуществляется в соответствии с Приказом МОиН РФ № 379 от 09 декабря 2008 г. об утверждении на 2009/10 учебный год (Полный перечень этих учебников опубликован в журнале «Вестник образования», 2008, № 1, а также на сайтах www.ed.gov.ru; www.school.edu.ru; www.fipi.ru)

При выборе учебной программы и соответствующего ей УМК должны учитываться:

- принцип преемственности и перспективности в обучении на уровне общего и среднего образования (завершенность соответствующей вертикали), обеспечивающий системную и целенаправленную подготовку учащихся к новым современным формам итоговой аттестации в выпускных 9-х и 11-х классах;

- определенные действующим стандартом цели преподавания русского языка и возможности их реализации в учебной программе и соответствующем этой программе учебно-методическом сопровождении.

Обращаем внимание на изменения в федеральном перечне учебников, рекомендованных/ допущенных МОиН РФ к использованию в образовательных учреждениях на 2009/10 учебный год, связанные с введением новых линий учебников для основной школы, а также для базового и профильного уровня изучения русского языка в средней школе. Вариативность программ и УМК не отменяет принципа изучения предмета по одной (выбранной в начале изучения) программе и соответствующему ей УМК.

 



2020-02-04 207 Обсуждений (0)
Начальное общее образование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Начальное общее образование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)