История и культура Санкт-Петербурга
Учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» дает возможность ученику переосмыслить имеющийся опыт жизни в мегаполисе и приобрести новый: научиться ориентироваться в городском пространстве, «считывать» информацию с окружающих зданий, скульптур; освоить традиции межличностной коммуникации и поведения петербуржцев. Эти и другие практические умения необходимы человеку на протяжении всей жизни. Кроме практических результатов, изучение уникального наследия Санкт-Петербурга инициирует приобщение школьников к духовным ценностям, позволяет им осознать значимость окружающего микромира, может способствовать развитию таких чувств, как гордость за свой город, уважение к землякам, сопричастность к судьбе города. Таким образом, в центре внимания учителя краеведения должна оказаться личность школьника, а учебная дисциплина имеет ярко выраженный ценностно и практикоориентированный характер. В учебный план петербургской школы учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» вводится за счет регионального компонента образования на основании Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1729-р от 24.12.2007. «История и культура Санкт-Петербурга» реализуется в петербургской школе со 2-го по 9-й класс. В начальной школе данная краеведческая дисциплина вводится в образовательную программу ОУ по решению педагогического коллектива; в основной школе является обязательным региональным компонентом образовательной программы. Распределение учебных часов в начальной и основной школе
Выпускники 9-го класса имеют право сдавать экзамен по учебному предмету «История и культура Санкт-Петербурга» (Экзаменационные материалы разработаны на кафедре культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования). В учебных планах профильной школы (10–11-й классы) «История и культура Санкт-Петербурга» как базовый или профильный предмет не предусмотрен. Изучение культурного и природного наследия родного края может осуществляться за счет элективных курсов (курсов по выбору). Программы элективных курсов, рекомендованных к использованию Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, опубликованы в сборнике «Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель». – СПб.: СМИО Пресс, 2006. Преподавание «Истории и культуры Санкт-Петербурга» осуществляется по программам и учебно-методическим комплексам, рекомендованным к использованию Региональным экспертным советом (РЭС) Комитета по образованию Санкт-Петербурга. В настоящее время к использованию в образовательном процессе допущены: - система учебных программ Л.К. Ермолаевой: для 2–3-х классов – «Чудесный город», для 4-го класса – «Санкт-Петербург. Страницы жизни края», для 5–6-х классов – «Санкт-Петербург – город-музей», для 7–9-х классов (на выбор учителя) – «История и культура Санкт-Петербурга»; - для 5–7-х классов – «Встречи с Санкт-Петербургом», для 8–9-х классов – «Мой город – Санкт-Петербург». В соответствии с учебной программой выбирается учебно-методический комплекс, рекомендованный к использованию РЭС. Учебные пособия к программам Л.К. Ермолаевой: 1. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. В 2 частях. – СПб.: СМИО Пресс, 2008. 2. Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. Санкт-Петербург. Страницы жизни нашего края. – СПб.: СМИО Пресс, 2006. 3. Ермолаева Л.К., Искровская Л.В, Штейн Н.Г. и др. Петербург – город-музей. Петербургская тетрадь. Ч.1–2. – СПб.: СМИО Пресс, 2007. 4. Ермолаева Л.К., Удальцова Т.И., Карахтанова Н.Н., Левашко М.А. Петербург – город-музей. Ч. 3. – СПб.: СМИО Пресс, 2007. 5. Ермолаева Л.К., Захваткина Л.З., Лебедева И.М. Петербургская тетрадь по краеведению: Ч.1. Давным-давно на наших землях. – СПб.: СМИО Пресс, 2007. Ч.2. Санкт-Петербург и губерния… Век восемнадцатый. – СПб.: СМИО Пресс, 2007. Ч.3. Санкт-Петербург и губерния… 1801–1917. – СПб.: СМИО Пресс, 2008. Ч.4. Наш город и область… Век двадцатый. – СПб.: СМИО Пресс, 2008. 6. Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И М., Шейко Н.Г., Кораблина Ю.А. История и культура Санкт-Петербурга. Ч. 1 (С древнейших времен до конца ХVIII века). Учебник для учащихся 7 класса. – СПб.: СМИО Пресс, 2008. 7. Ермолаева Л.К., Захарова Н.Г., Казакова Н.В., Калмыкова Е. В., Лебедева И. М., Смирнова Ю. А., Шейко Н. Г. История и культура Санкт-Петербурга. Ч. 2 (ХIХ – начало ХХ вв.). Учебник для учащихся 8 класса. – Находится в издательстве СМИО Пресс, 2009. Педагогам необходимо учитывать специфику учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга». Цель предмета – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации школьников в мире города. Поскольку объектом изучения является многогранный мир города, то содержание учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» развертывается по следующим содержательным линиям: - особенности местоположения и природы Санкт-Петербурга; - Санкт-Петербург – результат деятельности людей в разные исторические периоды (город – «арена» и «зеркало» истории; центр экономики и технических достижений; центр образования, просвещения и науки; центр художественной культуры); - Санкт-Петербург – местожительство людей (состав населения, условия жизни горожан, обычаи, традиции повседневной и праздничной культуры); - образ Санкт-Петербурга в литературе, живописи, музыке; - Санкт-Петербург – город Ленинградской области, России, Европы, мира. Все содержательные линии включают сведения о достижениях и проблемах как прошлого, так и настоящего времени. Системообразующим понятием учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» является «наследие», которое «раскладывается» на дидактические единицы – памятники наследия и традиции (возникшие в прошлом, создаваемые в настоящее время). Именно эти дидактические единицы ученики осваивают на каждом уроке истории и культуры Санкт-Петербурга для того, чтобы осознать ценность окружающего мира, освоить умения, необходимые для жизни в городе. 1. Назначение предмета – ценностная ориентация детей. Человек принимает какие-либо ценности как собственные лишь в процессе осмысленной деятельности. Вследствие этого на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга необходимо использовать весь арсенал методик, технологий развивающего обучения, создавать педагогические ситуации, при которых ученик удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает; задумывается, размышляет; извлекает информацию из различных источников; высказывает собственное мнение, выражает свои впечатления, дает собственную оценку. 2. Отличительная чертай методики преподавания учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» определена спецификой объекта изучения – города, в котором живет ребенок. Поэтому необходима организация непосредственного общения ребенка с городом, «диалога» с подлинными памятниками культурного наследия на уроках-экскурсиях, учебных прогулках, образовательных путешествиях, а также во время выполнения самостоятельных творческих заданий. 3. Особенностью методики обучения краеведению является актуализация повседневного опыта школьника, привлечение им в качестве источников знаний семейного опыта (архивов, фотографий, воспоминаний), применение учащимся знаний и умений, приобретенных на уроках по другим учебным дисциплинам, а также использование краеведческих знаний и умений в реальной жизни. Поскольку Санкт-Петербург – бывшая столица Российской империи, культурная столица современной Российской Федерации, обладает уникальным природно-культурным и культурным наследием, то «петербургский материал» включен в программы ряда учебных дисциплин федерального компонента. Фрагментарное обращение к местному материалу на различных учебных дисциплинах не решает главной целевой установки краеведческого образования. Однако синхронное изучение разнообразных сведений о городе на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга, истории, мировой художественной культуры и других учебных предметов позволяет интегрировать петербургский материал, что способствует эффективному освоению петербургского культурного наследия.
В гимназиях и лицеях реализация регионального компонента возможна в форме краеведческих модулей в рамках различных учебных предметов федерального компонента. Педагогическому коллективу гимназии или лицея необходимо, учитывая особую педагогическую миссию местного материала в воспитании петербургского школьника, разработать содержание краеведческих модулей, а также составить единый тематический план их введения в программы учебных курсов, разработать контрольно-измерительные материалы по проверке результативности освоения природного и культурного наследия Санкт-Петербурга. Возможные варианты краеведческих модулей в учебных предметах
На кафедре культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования совершенствуется УМК по учебному предмету «История и культура Санкт-Петербурга», разработаны «Требования, предъявляемые к учащимся, освоившим учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга», и соответствующие им контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, экзаменационные материалы), опубликованы методические рекомендации педагогам, преподающим данный учебный предмет, организовываются курсы переподготовки педагогов, регулярно проводятся групповые и индивидуальные консультации, научно-методические конференции, семинары, «круглые столы» по проблемам освоения культурного наследия. Телефон для справок: 315-51-20. E-mail: [email protected]
Содержание Общие положения. 3 1. Начальное общее образование. 9 2. Русский язык. 12 3. Литература. 17 4 Иностранный язык. 20 5. Математика 29 6. Информатика и ИКТ. 34 7. История. 37 8. Обществознание. 40 9. Экономика. 43 10. География. 47 11. Естествознание. 50 12. Физика. 52 13. Химия. 54 14. Биология. 57 15. Музыка. 59 16. Изобразительное искусство. 60 17.Черчение 61 18. Мировая художественная культура. 62 19. Технология. 67 20. Основы безопасности жизнедеятельности. 70 21. Физическая культура. 71 22. История и культура Санкт-Петербурга. 74
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |