Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы безопасности жизнедеятельности



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Основы безопасности жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 Курс «Основы безопасности жизнедеятельности», формирующий ключевые компетентности в области безопасности, включает в себя базовый и профильный уровни, регламентируемые государственными образовательными стандартами. Базовый уровень изучается за счет времени, отведенного федеральным и региональным базисными учебными планами, и составляет примерно по 1 часу в неделю в 5–11-х классах. Профильный уровень присутствует в образовательных учреждениях оборонно-спортивного профиля. Число учебных часов в 10–11-х классах составляет по 2 часа в неделю.

Базовый уровень

Содержание материалов курса ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования с учетом возрастных особенностей учащихся целесообразно распределять по следующим приоритетным направлениям:

– первая ступень (1–4-е классы) – безопасность школьника;

– вторая ступень (5–9-е классы) – безопасность личности;

– третья ступень (10–11 классы) – безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования содержание материалов по основам безопасности жизнедеятельности рекомендовано включить за счет интеграции в курс «Окружающий мир» (в 1–4-х классах), что позволит более эффективно использовать учебное время и обеспечить формирование умений школьников применять полученные знания в различных нестандартных ситуациях. В ходе изучения курса «Окружающий мир» учащиеся должны овладеть правилами безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь, знать о возможных опасных ситуациях в повседневной жизни. В курсе предусмотрены практические занятия в игровой форме, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, работа с дидактическими материалами и т.д.

В 5-х, 6-х, 7-х, 9-х классах изучение курса основ безопасности жизнедеятельности вводится за счет времени вариативной части базисного учебного плана.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе по 1 часу в неделю и определяет самостоятельные образовательные линии (обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; оказание первой медицинской помощи; основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ. Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности, и формирования содержания тематических направлений.

С учетом этого в основной школе дополнительное время на изучение основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется отводить за счет времени регионального компонента из расчета не менее 1 часа в неделю (34 часа в год) в 5, 6, 7, 9-х классах.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-м и 11-м классах по 1 часу в неделю на базовом уровне с целью получения обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовку обучающихся, граждан мужского пола, не прошедших военную службу, по основам военной службы.

Профильный уровень

Изучение основ безопасности жизнедеятельности на про­фильном уровне среднего (полного) общего образования реализуется в объеме требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Для этой цели рекомендуется использование региональной образовательной программы по ОБЖ профильного уровня и программ элективных курсов, утвержденных Региональным экспертным советом.

Преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на второй и третьей ступенях обучения может быть организовано как преподавание отдельных курсов или модулей различных предметов.

Примерное распределение учебных часов по ОБЖ в базисном учебном плане Санкт-Петербургских школ.

 

Содержание курса ОБЖ интегрировано в содержание курса «Окружающий мир».

5–9 классы

 

Предмет 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
ОБЖ Федеральный компонент 1
Региональный компонент 1 1 1   1

 

10‑11 классы

 

Предмет 10 класс 11 класс
ОБЖ Федеральный компонент 1
Региональный компонент 1

 

 

Физическая культура

 

Изучение физической культуры на базовом уровне среднего(полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

-  освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Изучение физической культуры на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование тактико-технических действий в избранном виде спорта;

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки;

- освоение знаний о физической культуре, ее связь с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, ее роль в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;

- формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Кабинет физической культуры рекомендует использовать программу Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2005., которая соответствует стандарту общего образования для проведения уроков по физической культуре.

Урок физической культуры обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой его содержания:

- главным средством педагогических воздействий на занимающихся являются

- физические упражнения, а главным функциональным компонентом деятельности учащихся по усвоению содержания урока является их двигательная активность;

- возрастными двигательными возможностями учащихся разных классов;

- необходимостью решения в органическом единстве не только образовательно-воспитательных, но и оздоровительных задач;

- местом урока физической культуры в режиме учебного дня.

В каждом уроке должны решаться в органическом единстве три группы заранее планируемых педагогических задач – образовательных, оздоровительных и воспитательных. Определяя задачи урока, следует учитывать лимит времени, отводимого в планах учебной работы (годовом и четвертном) изучению конкретной темы, уровни образовательной и физической подготовленности учащихся, их воспитанности, возможности материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса. Формулировки задач должны быть конкретны, лаконичны, доступны пониманию контингента обучаемых и, возможно, с большей определенностью отражать планируемые конечные результаты. Это не только обеспечит осознание учащимися цели предстоящей на уроке деятельности, но и позволит им, а также учителю по окончании урока судить в определенной мере о возможном повышении уровня знаний, а также успешном овладении умениями и развитии физических способностей, полученных в результате этого урока.

На один урок целесообразно планировать решение не более 2–3 задач, связанных с изучением нового учебного материала или совершенствованием в ранее изученном. Состав практического и теоретического учебного материала должен соответствовать учебной программе, характеру поставленных задач, двигательным и познавательным возможностям учащихся. Его объем должен быть оптимальным – укладываться в рамки продолжительности урока с учетом условий его проведения и количества занимающихся.

В каждом уроке должно быть обеспечено четкое выделение содержания трех функционально связанных его частей (вводно-подготовительной, основной и заключительной), составляющих так называемую общепедагогическую структуру урока физической культуры. Последовательность расположения этих частей одинакова в любом уроке, поскольку обусловлена закономерностями изменения работоспособности организма человека под влиянием физической нагрузки, а также необходимостью реализации в процессе урока общепедагогических принципов последовательности и постепенности. Внепрограммный учебный материал, не входящий, в том числе и в вариативную часть содержания программы, может предлагаться лишь в целях индивидуализации обучения отдельных учеников.

Вводно-подготовительная часть должна обеспечить своим содержанием

- начальную организацию занимающихся;

- создание целевой установки на предстоящую деятельность;

- благоприятное эмоциональное состояние занимающихся, подготовку их организма к работе;

- функциональную готовность к решению задач основной части урока.

Основная часть урока по своей организации и составу используемых средств должна гарантировать качественное углубленное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока:

- общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата;

- совершенствование функциональных психофизических и двигательных возможностей организма занимающихся;

- успешное овладение техникой физических упражнений в целях развития способности управлять движениями собственного тела при решении различной сложности двигательных задач;

- развитие основных и специальных физических качеств; формирование специальных знаний; воспитание нравственных, в том числе волевых качеств, эстетических вкусов, интеллектуальных способностей.

 Заключительная часть урока имеет целью приведение организма занимающихся в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность:

- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения;

- использование различных вариантов передвижений с постепенным снижением темпа, упражнений, направленных на расслабление конкретных групп мышц, упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки;

- регулирование эмоционального состояния подвижными играми малой интенсивности или упражнениями на внимание;

- подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой учащимися результативности выполненных в уроке видов деятельности; предъявление учителем домашнего задания.

Лишь при условии полноценной реализации всей совокупности изложенных требований может быть обеспечен наибольший оздоровительно-развивающий эффект урока физической культуры, выражающийся в его «моторной» плотности, а также и образовательно-воспитательный эффект урока, выражающийся в его «общей» плотности.

При наличии кадровых и материальных ресурсов может быть рассмотрена возможность выделения дополнительных часов (школьный компонент) в целях сохранения здоровья и удовлетворения потребности учащихся в двигательной активности (распоряжение комитета по образованию от 23.03.2009 года «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 24.12.2007 № 1729-р»)

 

 



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Основы безопасности жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы безопасности жизнедеятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)