Основы безопасности жизнедеятельности
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности», формирующий ключевые компетентности в области безопасности, включает в себя базовый и профильный уровни, регламентируемые государственными образовательными стандартами. Базовый уровень изучается за счет времени, отведенного федеральным и региональным базисными учебными планами, и составляет примерно по 1 часу в неделю в 5–11-х классах. Профильный уровень присутствует в образовательных учреждениях оборонно-спортивного профиля. Число учебных часов в 10–11-х классах составляет по 2 часа в неделю. Базовый уровень Содержание материалов курса ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования с учетом возрастных особенностей учащихся целесообразно распределять по следующим приоритетным направлениям: – первая ступень (1–4-е классы) – безопасность школьника; – вторая ступень (5–9-е классы) – безопасность личности; – третья ступень (10–11 классы) – безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования содержание материалов по основам безопасности жизнедеятельности рекомендовано включить за счет интеграции в курс «Окружающий мир» (в 1–4-х классах), что позволит более эффективно использовать учебное время и обеспечить формирование умений школьников применять полученные знания в различных нестандартных ситуациях. В ходе изучения курса «Окружающий мир» учащиеся должны овладеть правилами безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь, знать о возможных опасных ситуациях в повседневной жизни. В курсе предусмотрены практические занятия в игровой форме, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, работа с дидактическими материалами и т.д. В 5-х, 6-х, 7-х, 9-х классах изучение курса основ безопасности жизнедеятельности вводится за счет времени вариативной части базисного учебного плана. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе по 1 часу в неделю и определяет самостоятельные образовательные линии (обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; оказание первой медицинской помощи; основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ. Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности, и формирования содержания тематических направлений. С учетом этого в основной школе дополнительное время на изучение основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется отводить за счет времени регионального компонента из расчета не менее 1 часа в неделю (34 часа в год) в 5, 6, 7, 9-х классах. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-м и 11-м классах по 1 часу в неделю на базовом уровне с целью получения обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовку обучающихся, граждан мужского пола, не прошедших военную службу, по основам военной службы. Профильный уровень Изучение основ безопасности жизнедеятельности на профильном уровне среднего (полного) общего образования реализуется в объеме требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Для этой цели рекомендуется использование региональной образовательной программы по ОБЖ профильного уровня и программ элективных курсов, утвержденных Региональным экспертным советом. Преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на второй и третьей ступенях обучения может быть организовано как преподавание отдельных курсов или модулей различных предметов. Примерное распределение учебных часов по ОБЖ в базисном учебном плане Санкт-Петербургских школ.
Содержание курса ОБЖ интегрировано в содержание курса «Окружающий мир». 5–9 классы
10‑11 классы
Физическая культура
Изучение физической культуры на базовом уровне среднего(полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья; - воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью; - овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта; - освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций; - приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. Изучение физической культуры на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование тактико-технических действий в избранном виде спорта; - воспитание бережного отношения к собственному здоровью; - овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки; - освоение знаний о физической культуре, ее связь с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, ее роль в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия; - формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями. Кабинет физической культуры рекомендует использовать программу Лях В.И., Зданевич А.А. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2005., которая соответствует стандарту общего образования для проведения уроков по физической культуре. Урок физической культуры обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой его содержания: - главным средством педагогических воздействий на занимающихся являются - физические упражнения, а главным функциональным компонентом деятельности учащихся по усвоению содержания урока является их двигательная активность; - возрастными двигательными возможностями учащихся разных классов; - необходимостью решения в органическом единстве не только образовательно-воспитательных, но и оздоровительных задач; - местом урока физической культуры в режиме учебного дня. В каждом уроке должны решаться в органическом единстве три группы заранее планируемых педагогических задач – образовательных, оздоровительных и воспитательных. Определяя задачи урока, следует учитывать лимит времени, отводимого в планах учебной работы (годовом и четвертном) изучению конкретной темы, уровни образовательной и физической подготовленности учащихся, их воспитанности, возможности материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса. Формулировки задач должны быть конкретны, лаконичны, доступны пониманию контингента обучаемых и, возможно, с большей определенностью отражать планируемые конечные результаты. Это не только обеспечит осознание учащимися цели предстоящей на уроке деятельности, но и позволит им, а также учителю по окончании урока судить в определенной мере о возможном повышении уровня знаний, а также успешном овладении умениями и развитии физических способностей, полученных в результате этого урока. На один урок целесообразно планировать решение не более 2–3 задач, связанных с изучением нового учебного материала или совершенствованием в ранее изученном. Состав практического и теоретического учебного материала должен соответствовать учебной программе, характеру поставленных задач, двигательным и познавательным возможностям учащихся. Его объем должен быть оптимальным – укладываться в рамки продолжительности урока с учетом условий его проведения и количества занимающихся. В каждом уроке должно быть обеспечено четкое выделение содержания трех функционально связанных его частей (вводно-подготовительной, основной и заключительной), составляющих так называемую общепедагогическую структуру урока физической культуры. Последовательность расположения этих частей одинакова в любом уроке, поскольку обусловлена закономерностями изменения работоспособности организма человека под влиянием физической нагрузки, а также необходимостью реализации в процессе урока общепедагогических принципов последовательности и постепенности. Внепрограммный учебный материал, не входящий, в том числе и в вариативную часть содержания программы, может предлагаться лишь в целях индивидуализации обучения отдельных учеников. Вводно-подготовительная часть должна обеспечить своим содержанием - начальную организацию занимающихся; - создание целевой установки на предстоящую деятельность; - благоприятное эмоциональное состояние занимающихся, подготовку их организма к работе; - функциональную готовность к решению задач основной части урока. Основная часть урока по своей организации и составу используемых средств должна гарантировать качественное углубленное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока: - общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата; - совершенствование функциональных психофизических и двигательных возможностей организма занимающихся; - успешное овладение техникой физических упражнений в целях развития способности управлять движениями собственного тела при решении различной сложности двигательных задач; - развитие основных и специальных физических качеств; формирование специальных знаний; воспитание нравственных, в том числе волевых качеств, эстетических вкусов, интеллектуальных способностей. Заключительная часть урока имеет целью приведение организма занимающихся в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность: - снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения; - использование различных вариантов передвижений с постепенным снижением темпа, упражнений, направленных на расслабление конкретных групп мышц, упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки; - регулирование эмоционального состояния подвижными играми малой интенсивности или упражнениями на внимание; - подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой учащимися результативности выполненных в уроке видов деятельности; предъявление учителем домашнего задания. Лишь при условии полноценной реализации всей совокупности изложенных требований может быть обеспечен наибольший оздоровительно-развивающий эффект урока физической культуры, выражающийся в его «моторной» плотности, а также и образовательно-воспитательный эффект урока, выражающийся в его «общей» плотности. При наличии кадровых и материальных ресурсов может быть рассмотрена возможность выделения дополнительных часов (школьный компонент) в целях сохранения здоровья и удовлетворения потребности учащихся в двигательной активности (распоряжение комитета по образованию от 23.03.2009 года «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 24.12.2007 № 1729-р»)
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |