Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мировая художественная культура



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Мировая художественная культура 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предмет «Мировая художественная культура» (МХК) является основополагающим для выстраивания культуроориентированных образовательных моделей, позволяющих достигать основных целей современного образования – обучения жизни в культуре, формирования у учащихся умений ориентироваться в окружающей их действительности, соотносить собственные решения с тем опытом, который накоплен отечественной и мировой культурой.

Изучение мировой художественной культуры создает условия для формирования устойчивого интереса к отечественной и мировой художественной культуре; понимания логики развития искусства, знания основных культурных доминант различных исторических эпох и стилей, адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства. Оно нацелено на развитие у учащихся художественно-эстетического вкуса, ассоциативно-образного мышления, творческих способностей, толерантного отношения к культурным традициям различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков свободной ориентации в культурном наследии прошлого и настоящего, «диалогового» взаимодействия с объектами культурного наследия, осознанного формирования собственной культурной среды. Немаловажно, что сквозной линией при изучении мировой художественной культуры проходит тема «Культурные традиции родного края», что позволяет изучать мировую художественную культура, используя для становления личности богатейшее историко-культурное наследие Санкт-Петербурга, привлекать к процессу образования внешние резервы, которыми столь богат наш город, и освоить новые коммуникативные стратегии «диалога» с миром за пределами школы.

Учитывая сказанное, представляется целесообразным усилить роль и значение данного предмета в петербургской школе и рекомендовать включение его в учебный план основной и старшей школы по следующему алгоритму:

5–7 классы – реализуется за счет школьного компонента и строится как синхронизированный курс, дополняющий основные предметы гуманитарного цикла. Содержание курса «МХК» соответствует логике освоения курса «История» в основной школе и включает следующие разделы: художественная культура Древнего мира (5 класс), культура Средних веков (6 класс) и культура Возрождения (7 класс). Курс рассчитан на 105 часов (по 35 учебных часов на каждый учебный год, из расчета – 1 учебный час в неделю).

8–9 классы – может вводиться как обязательный предмет (за счет возможной замены курса «Искусство» на курс «МХК»). Рекомендуется начинать изучение курса с художественной культуры эпохи Нового времени и завершать темой «Искусство ХХ века», логично продолжая развитие тем, освоенных в 5–7 классах. Но даже в том случае, если в 5–7 классах курс «МХК» отсутствовал в учебном плане школы, то его введение в основной школе является оправданным. Необходимо учитывать, что учащиеся получают некоторое общее представление о культуре Древнего мира, Средних веков и Возрождения в курсе истории 5–7 классов, а также приобретают опыт взаимодействия с произведениями искусства в рамках предметов «Литература», «Музыка» и «ИЗО». Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы систематизировать и развить знания об искусстве и культуре, полученные ранее на уроках истории, литературы, изобразительного искусства и музыки, и сформировать целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, месте в жизни общества и каждого человека.

10–11 классы – реализуется как обязательный предмет в рамках универсального, художественно-эстетического, социально-гуманитарного и филологического профилей. Курс «МХК» включает все темы: от «Искусства Древнего мира» до «Искусства ХХ века».

Федеральный компонент учебного плана предусматривает следующую учебную нагрузку по учебному предмету «Мировая художественная культура»:

 

Количество часов за два года обучения

Базовый уровень

Профильный уровень

Универсальный Художественно-эстетический Социально-гуманитарный Филологический
70 (1/1) 70 (1/1) 210 (3/3) 70 (1/1) 70 (1/1)

        

Содержательная часть стандарта на базовом и профильном уровнях строится на принципе выделения культурных доминант, характеризующих специфику эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении историко-хронологической логики освоения материала. Знакомство с наиболее характерными для целых эпох и культурных ареалов произведениями искусства гарантирует базу, без которой невозможно формирование полноценной картины мирового художественного развития и, соответственно, становление мировоззренческой позиции. «Территориальный принцип» при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур при сохранении принципа их единства. На базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается как неотъемлемая часть мировой культуры.

На базовом уровне рекомендуется увеличить количество часов, посвященных изучению современной художественной культуры, акцентировать внимание на освоении разнообразных «языков культуры» – живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и пр.

На профильном уровне углубленно рассматривается художественная культура стран Азии (Индия, Китай, Япония), Африки (Египет), Латинской Америки (Мексика), а также Западной Европы (Италия, Франция, Германия, Испания, Англия), Северной Америки и России. Отечественная (русская) культура выделена в отдельный блок, поскольку является приоритетной для России.

Для классов химико-биологического, физико-математического и иных профилей рекомендуется введение системы элективных курсов, призванных дать представление о языке художественной культуры и способах освоения культурного наследия, тем самым, значительно обогатив и расширив опыт школьников.

Список рекомендованных элективных курсов:

– Мир музея

– Музей – лаборатория человеческих открытий

– Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу. Век XIX

– Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу. Век XX

– Искусство в современном мире

– Языки искусства

– Петербургская энциклопедия: мировые цивилизации в городском пространстве

– Театральное пространство современного Санкт-Петербурга.

Программы элективных курсов, рекомендованных к использованию Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, опубликованы в сборнике «Город, открываемый заново. Освоение культурного наследия. Петербургская модель». – СПб.: СМИО Пресс. – 2006.

Система элективных курсов может стать основой для освоения минимального содержания курса «Мировая художественная культура» в лицеях, осуществляющих подготовку обучающихся по техническому и естественно-научному профилям.

В соответствии с «Типовым положением об общеобразовательном учреждении» для гимназии обязательным условием реализации образовательной программы является углубленная подготовка по предметам гуманитарного профиля. В связи с этим рекомендуется рассматривать предмет «Мировая художественная культура» как обязательную часть гимназического образования. Оптимальная система преподавания предмета «Мировая художественная культура» в гимназии строится следующим образом:

 

 

 

Вторая ступень обучения

Третья ступень обучения

V класс VI класс VII класс VIII класс IX класс X класс XII класс
Кол-во учебных часов в год (в неделю) 35 (1) 35 (1) 35 (1) 70 (1) 70 (1) 70 (2) 70 (2)

В процессе реализации курса «МХК» рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В программе гимназии необходимо предусмотреть виды деятельности, которые помогали бы школьникам научиться более тонко воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать их, давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности.

Предлагаемая система преподавания МХК позволяет осуществлять синхронизацию и интеграцию преподавания МХК, Истории, Истории и культуры Санкт-Петербурга и отчасти Литературы на всех ступенях образования.

Класс Мировая художественная культура История История и культура Санкт-Петербурга
5 Художественная культура Древнего мира История Древнего мира Город-музей
6 Художественная культура Средних веков История Средних веков Город-музей
7 Художественная культура Ренессанса Новая история. История России История и культура Санкт-Петербурга. Век XVIII
8 Художественная культура Нового времени Всеобщая история. История нового времени История и культура Санкт-Петербурга. Век XIX
9 Художественная культура конца XIX–XX вв. Всеобщая история. История новейшего времени История и культура Санкт-Петербурга. Век XX

 

Одним из самых важных шагов в реализации курса «МХК» для педагога является выбор учебной программы. В настоящее время существует более 10 программ по «Мировой художественной культуре», имеющих гриф «Одобрено Министерством образования» или «Допущено Министерством образования». Отметим лишь некоторые, наиболее широко используемые петербургскими педагогами:

· Данилова Г. И. Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5–9 (10) кл.; Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10–11 (11–12) кл.: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев – М.: Дрофа, 2002–2006.

· Представлено программное содержание курса «Мировая художественная культура», предназначенного для школ и классов гуманитарного направления. Содержание программы соответствует новым образовательным стандартам, содержит два уровня – базовый и профильный.

· Емохонова Л. Г. Программа курса «Мировая художественная культура». 10–11 классы. – М.: Академия, 2007.

Авторская программа рассчитана на два года обучения и охватывает все пласты мировой культуры. Содержание данной программы базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульманских стран. Значительное место в программе отведено современной художественной культуре.

Маранцман В. Г., Данилова Г. И. и др. «Мировая художественная культура» с приложением примерного планирования уроков. Основной курс 10–11 кл, факультативный курс 5–9, 10–11 кл. – М.: ИНТЕРБУК, 1998.

Данный сборник содержит программный материал для учащихся 10–11-х кл. общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Содержание программ, выстроенное с учетом возрастных особенностей восприятия искусства школьниками, знакомит с видами искусства, раскрывает историческую панораму развития художественной культуры.

Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура: Программы курса: 5–9 кл.; 10–11 кл. –  М.: Владос, 2001.

Содержание данных программ рассчитано на преподавание курса «МХК» как факультатива с 5-го класса, а также для углубленного изучения культурологических дисциплин как первой ступени курса «Мировая художественная культура» в среднем звене общеобразовательной школы; предполагает дальнейшее более глубокое изучение курса в 10–11-х классах в культурологическом, эстетическом, философско-религиозном контексте.

Бакланова Т.Н. Художественная культура народов России. 5–8 кл.; Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. 10–11 кл. – М.: Просвещение, 2002.

Материал данного курса (по рекомендации автора) может быть использован: в общеобразовательных школах с углубленным изучением культурологических дисциплин; в школах с русским этнокультурным компонентом; как один из разделов курса «Мировая художественная культура»; в школах, где предмет «Художественная культура народов России» введен в региональный или школьный компонент учебного плана.

Солодовников Ю. А., Предтеченская Л.М. Сборник программ и методических материалов «МХК». 6–11 кл. –  М.: Владос, 2001–2004.

Сборник программ является доработанным (с учетом современного взгляда на проблемы художественной культуры) переизданием программ, опубликованных издательством «Просвещение» в 1994 г. Содержит материалы по основам методики преподавания предмета, разработанным Л. М. Предтеченской, которой принадлежит заслуга введения в учебный план общеобразовательной школы предмета «Мировая художественная культура».

Кошмина И. В. Мировая художественная культура. Программы и методические материалы. – М.: Владос, 2001.

Все указанные программы обеспечены авторским календарно-тематическим планированием, рассчитанным на 1 час в неделю. Программа Г. И. Даниловой также включает календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 3 часа в неделю (для школ художественно-эстетического профиля). Во всех остальных случаях учителю необходимо составить собственное календарно-тематическое планирование.

Большинство из указанных программ составлено по историческому принципу. Исключение составляет программа В. Г. Маранцмана, в которой 10-й класс посвящен изучению «сквозных» тем в искусстве, языков различных видов искусства, их существенных особенностей. В 11-м классе предполагается освоение учащимися истории искусства и культуры от древности до наших дней.

Программа Л. А. Рапацкой отличается тем, что в ней делается акцент на русскую культуру, ее роль в мировом культурном процессе.

Большинство программ обеспечено соответствующим УМК: учебниками, методическими рекомендациями, пособиями. В состав УМК рекомендованных программ входят следующие пособия по программам:

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. – М.: Владос, 2002.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс». – М.: Владос, 2002.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. 10 класс. – М.: Владос, 2006.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Академия, 2007. Учебник знакомит с художественной культурой Европы, Азии, Африки.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 10 класса. Базовый уровень. – М.: Академия, 2007. Рабочая тетрадь для 10 класса дополняет учебник и нацелена на расширение представлений о развитии мировой художественной культуры Древнего мира и Средних веков.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 10 класс. Базовый уровень. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. – М.: Академия, 2008.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: Учебник для 11 класса. Базовый уровень. – М.: Академия, 2008.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь для 11 класса. Базовый уровень. – М.: «Академия», 2008.

Емохонова Л. Г Мировая художественная культура. 11 класс. Базовый уровень. Книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. – М.: Академия, 2008.

Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 10 класс; Мировая художественная культура. 11 класс. – М.: Дрофа, 2004.

Данилова Г. И. Мировая художественная культура. 10 класс; Мировая художественная культура. 11 класс. – М.: Просвещение, 2002.

При работе с программой Ю. А. Солодовникова и Л. М. Предтеченской в 10–11-х классах рекомендуется использовать учебник Пешиковой Л. В. «Мировая художественная культура. 10–11 класс». – М.: Владос, 2005 – 2006.

Отдельно стоит отметить, что к учебникам Г. И. Даниловой, Л. А. Рапацкой и Л. Г. Емохоновой прилагаются CD-диски. В рамках активного внедрения в школьный образовательный процесс компьютерных технологий использование электронных пособий на уроках МХК становится особенно актуальным. Тем более, что многие произведения искусства недоступны учащимся для непосредственного изучения. Наиболее остра эта проблема при работе с архитектурой и скульптурой. Указанные СD содержат трехмерные модели и макеты некоторых архитектурных произведений, что позволяет ученикам лучше прочувствовать «звучание» здания. Макеты реконструкций позволяют увидеть, как выглядели эти объекты в изучаемый период. Немаловажно и цифровое качество репродукций произведений живописи, которое точнее и лучше передает особенности оригинала, чем слайды или иллюстрации.

Учитель в своей работе может использовать любые допущенные или рекомендованные МО РФ учебники, справочники и рабочие тетради по МХК, не обеспеченные утвержденными программами.

 

 

Технология

 

Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану (далее БУП) ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования. В соответствии с БУП в начальной школе на изучение технологии выделено по 1 часу в неделю в 1 и 2-м классах и по 2 часа в неделю в 3 и 4-м классах.

Учебное время, отведенное по БУП в 1–2-х классах для предметов «Искусство (ИЗО)» (33 и 34 часа в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения может быть объединено и использовано для преподавания интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год для 1-го и 2-го классов соответственно).

В 3–4-з классах в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» начинается освоение приемов работы на компьютере, что необходимо для изучения на ступени основного общего образования нового учебного предмета «Информатика и ИКТ» (программа «Практика работы на компьютере. Модуль учебного предмета «Технология». 2005/06 уч. год». Автор – Мылова И.Б.).

На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5–7-х классах выделено 2 часа в неделю. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет целесообразно организовать учебный процесс. Рекомендованные программы:

«Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд». Автор – Симоненко В.Д.;

«Технология. Обслуживающий труд». Автор – Кожина О.А.

Домашние практические задания по предмету «Технология» в 1–7-х классах не задаются.

В 8-м классе предусмотрен 1 час в неделю. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом региональные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в авторской программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

В рамках образовательной технологической подготовки учащихся 8-го класса для обучения учащихся графической грамоте и элементам графической культуры образовательным стандартом по технологии (2004 г.) требуется изучение раздела «Черчение и графика» (в том числе с использованием ИКТ).

Два часа учебного предмета «Технология» в 9-м классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.
В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация универсального обучения (непрофильного обучения), указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям.

 

Приоритетные направления в преподавании технологии

 

Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, его общественную или личную ценность, возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической базе обучения технологии.

В программах предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующие темы по учебным планам программ даются в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Раздел «Технологии ведения дома» включает в себя обучение элементам семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие практические работы проводятся в учебной форме.

Рекомендуется за счет времени, отводимого из регионального компонента БУП или компонента образовательного учреждения, организовывать летнюю технологическую практику школьников.

Содержание обучения черчению и графике, которое включено в обязательный минимум содержания, в программах представлено двумя вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике, как фрагмент содержания, введены почти во все технологические разделы и темы программ. В том случае, если на технологию для этого периода обучения выделено дополнительное время из компонента образовательного учреждения, черчение и графика дополнительно изучаются как обобщающий курс в 9 классе.

Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор материалов, инструментов, приборов, станков и оборудования.

Большое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, которое не включено в перечень разрешенного к использованию оборудования в общеобразовательных учреждениях (работа с тканями в технологии обслуживающего труда проводится только на бытовых швейных машинах). Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов и технологических машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Отличительной особенностью программы направления «Технология. Обслуживающий труд» при обучении работы с тканями является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Занятия по технологии могут проводиться в школьных кабинетах и мастерских, а также в межшкольных учебных комбинатах. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на предприятия с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда. При изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» желательно посетить Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения, видеозаписи, мультимедиа-продукты, ресурсы Интернет для показа современных достижений техники и технологий.

На профильном уровне основным предназначением технологии в старшей школе является:

- продолжение формирования культуры труда школьника;

- развитие системы технологических знаний и трудовых умений;

- воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;

- уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Технологическая подготовка на профильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.

При организации профессиональной подготовки в качестве основы для рабочих программ используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».

Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)».

Специальная технологическая или профессиональная подготовка учащихся проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков), учреждений начального профессионального образования, организаций и учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих соответствующие лицензии.

Структура разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, принятых в системе начального профессионального образования.

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников (могут использоваться при тематическом планировании курсов учителем).

Изучение предмета организуется с использованием учебных пособий, согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 г № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/10учебный год».

 

 



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Мировая художественная культура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мировая художественная культура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)