Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Элективные курсы для 10–11-х классов



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Элективные курсы для 10–11-х классов 0.00 из 5.00 0 оценок




1.И. Виноградова. Основы потребительских знаний. Учебник.

В учебнике объясняется место потребителей в современной экономике, раскрываются права и обязанности потребителей, рассказывается об алгоритме действий в типичных потребительских ситуациях.

2. А.П.Балакина и др. Налоги России. Учебное пособие.

Это первое учебное пособие в истории страны по основам налоговой грамотности. В нем рассказано о том, когда и как возникли налоги, как совершенствовалась мировая и российская системы налогообложения, а главное, как сегодня устроена налоговая система России.

3. В.Д. Симоненко. Основы предпринимательства. Учебное пособие. Пособие для учителя

Изучение курса способствует воспитанию экономически грамотного гражданина страны, обладающего качествами лидера, умеющего принять решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового поделиться своими знаниями и опытом, предприимчивого и ответственного хозяина своего бизнеса.

4. Н.В. Васильева и др. Рабочая тетрадь по основам потребительской культуры.

5. В.Я. Кожинов. Основы бухучета. Учебное пособие.

6. Л.Е. Теплова. Основы потребительской кооперации. Учебное пособие.

В учебном пособии изложены основы знаний по теории кооперации, дано целостное представление о потребительской кооперации — старейшей кооперативной социально ориентированной системе, осуществляющей деятельность на всей территории Российской Федерации.

7. В.Д. Симоненко и др. Семейная экономика. Учебное пособие. Пособие для учителя.

8. И.Б. Тесленко и др. Основы менеджмента. Учебное пособие. Методическое пособие.

9. В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко. Основы потребительской культуры. Учебник. Практикум-Хрестоматия. Пособие для учителя.

Из этого курса учащиеся узнают, что такое рынок и каковы основные принципы торговли, как спланировать рациональный потребительский бюджет, зачем на товарах ставят штрих-код, что такое маркировка и в чем основное назначение товарных знаков и брендов в знаках и символах на этикетках, упаковках и вкладышах, какие государственные и общественные организации помогают потребителю защищать свои права, а также о многом другом, что волнует потребителя в повседневной жизни.

Учителю экономики и администрации школы при планировании учебного процесса целесообразно ознакомиться со следующими изданиями:

1. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Экономика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

2. Сборник нормативных документов. Экономика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. –  М.: Дрофа, 2006.

3. Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений. Составитель: Л.Н. Поташева. Издательство «Вита-Пресс».

 

 

География

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования:  в VI классе – 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах – по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Место учебного предмета «География» в учебном плане ГОУ

(основное образование)

Учебные предметы   V   VI   VII   VIII   IX   Всего
Природоведение 70         70
География   1 2 2 2 245

 

Примечание: В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов учебного предмета «География» в VI классе перенесены в региональный (национально-региональный) компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности (Сборник нормативных документов. География / Составители Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008. С.41) При организации преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» одним из его модулей может быть «Географическое краеведение», включающее проведение практических работ по темам курса географии (в том числе – на местности) с использованием краеведческого материала.

На этапе среднего полного общего образования на базовом уровне Федеральным базисным учебным планом отведено 70 учебных часов на изучение географии за два года обучения — в 10-м и 11-м классах. На изучение географии на профильном уровне федеральный базисный учебный план отводит 210 учебных часов за два года обучения, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Место учебного предмета «География» в учебном плане ГОУ (БУП)

(полное среднее образование)

Уровни изучения географии   X   XI   Всего
Базовый 35 (1 час в неделю) 35 (1 час в неделю) 70
Профильный 105 (3 часа в неделю) 105 (3 часа в неделю) 210

 

Примечание: Для профилирования географии в старших классах имеется значительный объем резервного времени, который составляет 30 часов и предусматривает вариативность включения географии в социально-экономический и естественно-географический профили.

Это обусловлено тем, что география — особый учебный предмет, который объединяет в своем содержании основы физической и социально-экономической географии, т. е. естественно-научный и обществоведческий блоки.

В этой связи при организации профильного обучения определенной специализации резервное время может перераспределяться между отдельными модулями содержания для более глубокого их изучения (Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «география» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», 2006 г.).

Разделы стандарта – «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология» — универсальны. В этой связи в каждом курсе географии необходимо запланировать раздел или тему, которая включала бы отдельные вопросы этих универсальных блоков.

Реализация краеведческого компонента  на уроках географии возможна:

- в форме модулей в рамках различных учебных предметов,

- при организации проектно-исследовательской деятельности,

- при организации экскурсионно-краеведческой деятельности на базе социо-культурных и природных объектов Санкт-Петербурга.

Для образовательных учреждений, реализующих программы с углубленным изучением иностранных языков, изучение географии на уровне полного среднего образования является обязательным компонентом учебного плана, что объясняется необходимостью знания обучающимися географии стран изучаемого языка, знания ими основ страноведения, региональной характеристики современного мира.

 

Рекомендуемое методистами СПбАППО место географии в учебном плане гимназий, образовательных учреждений с углубленным изучением иностранных языков

Учебные предметы   VI   VII   VII   IX   X   XI   Всего
География 35 (1 час в неделю) 70 (2 часа в неделю) 70 (2 часа в неделю) 70 (2 часа в неделю) 35 (1 час в неделю) 35 (1 час в неделю) 315

 

Для лицеев естественно-научного профиля правомерна реализация географического образования  в соответствии с федеральным учебным планом.

При этом желательно увеличение количества учебных часов за счет школьного компонента (в сравнении с федеральным) на этапе формирования базовых физико-географических  знаний (VI класс) за счет школьного компонента. География является обязательным компонентом учебного плана лицея, что объясняется значительной по объему естественнонаучной составляющей школьного географического образования.

Место географии в учебном плане лицеев естественно-научного профиля

Учебные предметы   VI   VII   VII   IX   X   XI   Всего
География 70 (2 часа в неделю) 70 (2 часа в неделю) 70 (2 часа в неделю) 70 (2 часа в неделю) 35 (1 час в неделю) 35 (1 час в неделю) 350

 

Типология рекомендуемых элективных курсов обществоведческой направленности (профильное обучение):

Политическая карта мира.

Политическая география.

Геополитика.

Геоурбанистика.

Народы мира.

Глобальная география.

Религии мира: история и современность.

Международные экономические отношения.

Международные организации современного мира.

Страна (страны) изучаемого языка.

Рекреационная география.

Коммерческая география.

Примеры элективных курсов естественно-научной направленности (профильное обучение):

Введение в общую географию.

Основы природопользования.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Медицинская география.

Современные геоинформационные системы.

Основы картографии.

Учебная топография.

При проведении элективных курсов целесообразно использовать новые технические возможности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов обучающихся. В настоящее время имеется быстро формирующаяся коллекция образовательных DVD и CD-дисков, создаются электронные библиотеки, разработана методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.

Учителю географии и администрации школ при планировании учебного процесса целесообразно ознакомиться со следующими изданиями:

Сборник нормативных документов. География. –  М.: Дрофа, 2008.

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», Образование в современной школе. – 2006. – №6 (79); http://www.ucheba.com

 

 

Естествознание

Интегрированный курс естествознания представлен в базисном учебном плане, в соответствии с существующими стандартами, тремя учебными предметами: курс «Окружающий мир» – начальная школа; курс «Природоведение» – основная школа; курс «Естествознание» – старшая (профильная) школа.

Учебный предмет «Природоведение» в 5-м классе может изучаться по программам интегрированных курсов образовательной области «Естествознание». Данные курсы могут реализоваться в двух вариантах: в 5-м классе – 2 часа в неделю, в 6-м классе – 2 часа в неделю (по решению образовательного учреждения за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов «География» (1 час в неделю) и «Биология» (1 час в неделю)) или только в 5-м классе (2 часа в неделю) в зависимости от выбранной программы и сопровождающего ее УМК. Среди них представлены как межпредметные интегрированные курсы (естествознание), так и монопредметные курсы, в которых ярко выраженный пропедевтический характер относится к одному из предметов естественно-научного цикла (физике, химии или биологии).

 

Основная школа

 

Естествознание Класс Количество часов в год
  5 класс 70

 

Проблема адекватного выбора УМК – одна из определяющих в обеспечении качества естественно-научного образования в основной школе. Критерий выбора интегрированного курса – установка на формирование ориентировочной основы системного мышления учащихся, что обеспечивает в дальнейшем целостное восприятие содержания предметных курсов естественно-научной направленности.

Интегрированный курс «Естествознание» (10-й класс – 3 часа в неделю, 11-й класс 3 часа в неделю) является базовым для непрофилированных в естественно-научном направлении школ. Его введение позволяет:

– дать широкие возможности формирования целостной естественно-научной картины мира;

– ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

–  значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);

– снять малоэффективные «одночасовые» предметы, на которые фактически распадется учебный предмет «Естествознание» в условиях, когда на их совокупность («Физика», «Химия», «Биология») в учебном плане реально выделяется не более 3-х часов учебного времени в неделю.

Старшая школа (гимназии, лицеи не естественно-научного профиля,
профильные классы не естественно-научного профиля)

Естествознание Класс Количество часов в год
  10 класс 210
  11 класс 210

 

Разработан стандарт этого учебного предмета, несколько авторских программ и УМК. Выбор УМК обусловлен центральной педагогической задачей курса естествознания – концептуальным обобщением естественно-научных знаний как основы миропонимания. Педагогам, преподающим этот курс, советуем пройти профессиональную переподготовку.

При обучении естествознанию рекомендуется использовать сборник «Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Естествознание 10–11». М.: Просвещение, 2005. В нем представлены авторские программы, соответствующие линиям рекомендованных МОиН РФ учебников.

Данные рекомендации целесообразны для гимназий и лицеев гуманитарного профиля.

УМК, обеспечивающий преемственность в изучении предмета на этапах основной и старшей школ, подготовлен в издательстве «Просвещение» серия «Лабиринт» и разработан коллективом петербургских авторов под руководством д.п.н.И.Ю.Алексашиной:

Основная школа

Пособия для учащихся:

Алексашина И.Ю., Лагутенко О.И., Орещенко Н.И Естествознание: 5 класс – учебник // М.: Просвещение, 2005

Алексашина И.Ю., Лагутенко О.И., Орещенко Н.И Естествознание: Рабочая тетрадь:5 класс //2-е изд. – М.: Просвещение, 2008

 

Пособия для учителя:

Алексашина И.Ю., Лагутенко О.И., Орещенко Н.И Практические работы и их проведение // М., «Просвещение», 2005

Лагутенко О.И. Экскурсии в природу //СПб, филиал изд-ва «Просвещение», 2006

Алексашина И.Ю., Орещенко Н.И., Ульянова А.А. Естествознание 5кл.: Методика преподавания // М., «Просвещение», 2005

 

Старшая школа

Пособия для учащихся:

· Алексашина И.Ю., Галактионов К.В., Дмитриев И.С. и др. Естествознание 10 класс – учебник для общеобразовательных учреждений – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008

· Алексашина И.Ю., Ляпцев А.В., Шаталов М.А. Естествознание 11 класс – учебник для общеобразовательных учреждений – в 2 ч., ч. 1 – М.: Просвещение, 2008

· Алексашина И.Ю., Галактионов К.В., Орещенко Н.И. Естествознание 11 класс – учебник для общеобразовательных учреждений – в 2 ч., ч. 2 – М.: Просвещение, 2008

 

Пособия для учителя:

 Алексашина И.Ю., Ванюшкина Л.М., Гвильдис Т.Ю. и др. . Естествознание 10кл.: Методика преподавания. – М.: Просвещение, 2007

Алексашина И.Ю., Белова Н.И., Ванюшкина Л.М., и др. Естествознание 11кл.: Методика преподавания. – М.: Просвещение, 2009

 

 

Физика

 

Нормативную базу для формирования учебных планов и разработки методических рекомендаций по физике дополняют:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждены приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089». Физика.

Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы. Физика (2005 год).

В соответствии с ФБУП преподавание физики в основной школе всех типов образовательных учреждений осуществляется с 7-го класса в формате не менее 2 часов в неделю (таблица 1). В естественно-научных и физико-математических лицеях возможно увеличение количества часов за счет школьного компонента учебного плана.

 

Таблица 1

Обязательный минимум часов, отводимых на  изучение физики,

для основной общей школы

Класс 7 8 9
Часы в год/неделю 70 (2) 70 (2) 70 (2)

 

В соответствии с ФБУП преподавание физики в средней (полной) школе по выбору образовательного учреждения может реализовываться на одном из двух уровней: базовом или профильном. В образовательных учреждениях Санкт-Петербурга допускается преподавание предметов на уровне, поддерживающем профиль.

Ниже приводится таблица 2, в которой указано количество часов в год и в неделю, отводимых в 10-х и 11-х классах для изучения физики на профильном уровне, базовом уровне и уровне, поддерживающем профиль, определенное нормативными документами Министерства образования и науки РФ и Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.

Таблица 2.

Обязательный минимум часов, отводимых на изучение физики,

для средней(полной) школы

Уровень

профильный

поддерживающий профиль

базовый

Класс 10 11 10 11 10 11
Часы в год/неделю 175 (5) 175 (5) 140(4) 140(4) 70 (2) 70 (2)

 

При преподавании предмета «Физика» в условиях профильного обучения и государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена считаем необходимым обратить внимание администрации образовательных учреждений и учителей на следующие позиции:

Базовый и профильный уровень изучения физики кардинально отличаются друг от друга не только по объемным показателям, но и по целям обучения и его содержанию. Количество часов, отводимых федеральным базисным учебным планом на изучение физики на базовом уровне, в 2,5 раза меньше количества часов, предусмотренных для профильного уровня.

Требования образовательных стандартов к уровню подготовки выпускников, изучающих физику на базовом уровне, не включают в себя умений применять полученные знания для решения физических задач. Минимальное время, отведенное на изучение предмета на базовом уровне, позволяет обеспечивать общекультурную подготовку школьников, формирование общего представления о методологии физики, развитие общеучебных умений на основе уникальных возможностей физики как учебного предмета.

Изучение физики на профильном уровне предполагает овладение учащимися всеми компетенциями, характерными для этого учебного предмета. Предполагается, что учащиеся, выбравшие профильный уровень обучения, ориентированы на продолжение образования в вузах, необходимым условием поступления в которые является сдача ЕГЭ по физике. Поэтому профильный уровень изучения предмета предполагает целенаправленную работу учителя по подготовке учащегося к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Обращаем внимание на то, что используемые при преподавании физики в 8-м и 11-м классах УМК должны соответствовать Федеральному перечню учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2008/09 учебном году. УМК для 7-х и 10-х классов должны выбираться на основе аналогичного перечня на 2009/10 учебный год. В этих документах по сравнению с предыдущими годами произошли существенные изменения: появились новые линии учебников для основной и средней (полной) школы, некоторые привычные УМК в означенные перечни не вошли. УМК Г.Н. Степановой для основной школы и старшей профильной школы допущен к использованию в школах Санкт-Петербурга решением Регионального экспертного совета до получения министерского грифа.

Обращаем внимание на необходимость полного выполнения образовательных стандартов по физике, которые предусматривают овладение учащимися методом научного познания через разнообразный натурный физический эксперимент, независимо от формата изучения предмета. Компьютерное моделирование является по сути иллюстрацией физического эксперимента и не может полностью заменить его в образовательном процессе. Аналогичным образом, использование компьютерных способов обработки результатов школьного эксперимента целесообразно только при условии первоначального формирования у школьников элементарных методологических умений: проведения измерений с помощью аналоговых приборов с указанием погрешности, представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм, графиков.

В соответствии с образовательным стандартом 2004 года отдельные элементы содержания бывшего учебного предмета «астрономия» включены в содержание преподавания физики. Учебный предмет «Астрономия» как отдельная учебная дисциплина в ФБУП-2004 не представлен и, соответственно, не обеспечен стандартами. Поэтому оставлять в учебных планах образовательных учреждений астрономию как отдельный предмет федерального компонента нельзя, что не исключает возможность реализации элективных курсов астрономического содержания. Освоение учащимися астрономического компонента стандарта по физике должно проверяться наравне с другими более привычными содержательными блоками в ходе промежуточного контроля знаний. Задания астрономического содержания представлены в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

В 2009/10 учебном году планируется расширение числа предметов, по которым будет проводиться государственная аттестация выпускников основной школы («малый ЕГЭ»). Примеры контрольно-измерительных материалов по физике для независимой аттестации девятиклассников можно найти в печатных сборниках и на сайте Федерального института педагогических измерений. Консультации по процедуре подготовки к экзамену в новом формате и по организационным аспектам его проведения можно получить в центре естественно-математического образования СПбАППО.

Консультации по вопросам: интерактивные методы обучения; методика применения цифровых образовательных ресурсов; методика решения физических задач; лабораторный и демонстрационный эксперимент; применение цифровой лаборатории « Архимед»; специфика преподавания физики в системе НПО и СПО и др. можно получить у методистов центра естественно-научного образования СПбАППО ( каб.410, тел. 764-60-93); E-MАIL – [email protected]; [email protected]; [email protected] .

 

 

Химия

 

Преподавание химии в последние годы остается стабильным и по содержанию, и по форме. Уже несколько лет тому назад произошел переход на новые образовательные стандарты, введено профильное обучение. Содержание курса химии в общеобразовательных учреждениях соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования по химии (Приказ Министерства образования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом преподавание химии может проводиться на одном из двух уровней: базовом или профильном.

Ниже приводится таблица, в которой указано количество часов в неделю, отводимых в 10-х и 11-х классах для изучения химии на профильном уровне, базовом уровне и уровне, поддерживающем профиль, определенное нормативными документами Министерства образования и науки РФ и Комитетом по образованию Санкт-Петербурга.

 

Обязательный недельный минимум

учебных часов, отводимых на изучение химии

При изучении химии в основной школе

При изучении химии на профильном уровне

При изучении химии на уровне, поддерживающем профиль

При изучении химии на базовом уровне в 10-11 классах

8 класс 9 класс 10 класс 11 класс 10 класс 11 класс 10 класс 11 класс
2 2 3 3 2 2 1 1

 

Таким образом, в общеобразовательных учреждениях на изучение химии отводится не меньше 2 ч в неделю в 8–9-х классах. В профильных 10–11-х химико-биологических классах на изучение химии отводится обычно 3 часа в неделю.

За счет школьного компонента базового учебного плана можно вести элективные курсы. В центре естественно-научного образования СПбАППО имеется комплект программ таких курсов, число часов, отводимых на их освоение, варьируется от 34 ч до 102 ч (на 2 года обучения).

Преподавание в профильных классах требует от учителя специальной подготовки, хорошего знания предмета, умения соотносить требования государственного образовательного стандарта с возможностями учащихся. Совершенствовать свои навыки в этом направлении можно в рамках краткосрочного курса «Методика преподавания химии: профильный курс».

В связи с переходом на новый государственный стандарт по химии хочется обратить внимание учителей химии и администрации школ на некоторые тревожные тенденции, которые усилились в последнее время, и негативных последствий которых хотелось бы избежать.

В некоторых школах существенно сократился объем практических работ учащихся. В ряде случаев учителя не уделяют достаточного внимания постановке демонстрационных опытов. Все это можно оправдать недостаточным оснащением, отсутствием во многих школах лаборанта, невысоким уровнем заработной платы и т.д. Но нельзя забывать, что химия – прежде всего экспериментальная наука, опыт – источник знаний о веществах и химических реакциях. В отрыве от эксперимента преподавание химии становится простым натаскиванием учащихся писать химические формулы, уравнения по определенным правилам. Поэтому всеми силами надо стремиться, чтобы знания учащихся не были исключительно абстрактными, чтобы ребята четко могли сопоставить реальное вещество и его формулу на бумаге и на доске. Ни в коем случае нельзя сокращать то минимальное количество опытов, которое определено программой, по которой работает учитель. Недостаточное владение методикой постановки экспериментов учителя могут восполнить на специальном курсе в АППО «Химический практикум».

Еще одна тревожная тенденция связана с однобокостью в знаниях учащихся. Учителя много внимания уделяют таким вопросам, как строение молекул, теория гибридизации атомных орбиталей, преобразование схем окислительно-восстановительных реакций в химические уравнения и т.п. Само по себе это хорошо, но в то же время часто наблюдаются пробелы в знаниях учащихся о свойствах веществ, об их применении, их состоянии в природе и т.д. Таким образом, наблюдается странный, с точки зрения здравого смысла, перекос в знаниях: выпускник школы может определять тип гибридизации атомов углерода в тех или иных органических веществах и в то же самое время не знать, как выглядят и где применяются важнейшие вещества, широко используемые в быту и в технике. Учитывая эти обстоятельства, важно своевременно и четко расставить акценты.

По-прежнему, и после перехода на новые стандарты, сохраняется вариативность выбора учебно-методических комплектов (УМК). Выбирая тот или иной УМК, следует руководствоваться, прежде всего, особенностями тех учащихся, с которыми работает учитель, их психолого-возрастными особенностями и, конечно, целями обучения.

На данный момент многие программы и учебники прошли экспертизу Министерства образования, апробацию во многих школах России и могут с теми или иными поправками применяться как в основной, так и в профильной школе. В данное время состав Федерального перечня УМК расширяется в связи с тем, что выходят новые учебники, предназначенные для профильных школ. За изменениями, происходящими в Федеральном перечне, можно проследить в Интернете (сайт www.ed.gov.ru).

Различные УМК отличаются между собой последовательностью изложения материала, методическими подходами к той или иной теме. Для того чтобы сохранить единое образовательное пространство Санкт-Петербурга, учесть традиции, сложившиеся в регионе, накопленный опыт и достижения петербургской методической школы, кабинет химии АППО разработал свой вариант учебно-тематического планирования.

Рассмотрим особенности этапов изучения химии в школе. Первый год изучения химии (8-й класс) оказывается довольно сложным: на восьмиклассника обрушивается огромная масса теоретического материала. Наиболее оптимальной с точки зрения методики оказалась следующая последовательность изучения материала: первоначальные химические понятия, знакомство с важнейшими веществами и их свойствами (кислород, водород, вода), основные классы неорганических веществ, строение атома, периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева, химическая связь. Следует отметить, что центральной и важнейшей темой 8-го класса является изучение классов неорганических веществ. Именно в ходе изучения этой темы закладываются основы химической грамотности учащихся. Некоторые авторы УМК начинают изучение химии с темы «Строение атома. Периодический закон». В этом есть свои положительные стороны, но следует учесть, что абстрактное мышление, как правило, еще недостаточно развито у учащегося 8-го класса, он еще не обладает достаточным знанием конкретных химических фактов и плохо себе представляет те абстрактные понятия, о которых идет речь.

Важнейшими темами 9-го класса являются «Закономерности химических процессов», «Окислительно-восстановительные реакции», «Реакции в водных растворах электролитов», «Неметаллы», «Металлы», «Знакомство с органическими веществами». В связи с сокращением учебного времени, отводимого на изучение химии, предполагается, что знакомство со свойствами неметаллов и металлов происходит обзорно, по методу укрупненных дидактических единиц. При 2 ч химии в неделю невозможно остановиться на особенностях соединений неметаллов, изучать металлы и неметаллы по группам, как это было раньше. В новом образовательном стандарте в 9-м классе не предполагается изучение химических производств, опущены такие темы, как «Гидролиз солей», «Электролиз». В тех школах, где в учебном плане химии отведено 3 ч в неделю в 9-м классе, целесообразно сохранить систематическое изучение металлов, неметаллов и их соединений по группам. Следует обратить внимание на то, что в 9-м классе не предполагается изучение органической химии как отдельного предмета. Это только знакомство с органическими веществами и их особенностями.

Обратим внимание, что в соответствии с новым образовательным стандартом в основной школе предполагается решение задач только следующих типов: вычисления молярной массы и количества вещества, расчеты по уравнению реакций (по одному из реагентов или продуктов), вычисления массовой доли элемента в соединении, растворенного вещества в растворе, массовой доли примесей в веществе.

Что касается распределения материала в профильном и базовом курсе химии, то, учитывая сложившиеся традиции, можно рекомендовать в 10-м классе после повторения важнейших тем курса 8-9-х классов («Строение атома», «Химическая связь») начать изучение органической химии. Тогда в 11-м классе заканчивается курс органической химии и учащиеся переходят к курсу общей химии. В профильных классах предполагается систематическое изучение химии элементов по группам.

Образовательное учреждение имеет право выбора учебно-методического комплекта из числа тех, которые включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. Наибольшее распространение в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга получили учебно-методические комплекты О.С. Габриеляна (издательство «Дрофа»); Н.Е. Кузнецовой (издательский центр «Вентана-Граф»); Г.Е. Рудзитиса (издательство «Просвещение»). Эти линии УМК в достаточной мере апробированы, учителя хорошо знают их особенности. В УМК О.С. Габриеляна имеются учебники как для профильного обучения химии, так и для базовых классов. В УМК Н.Е. Кузнецовой выпущены учебники 10-х и 11-х классов, рассчитанные на профильные классы, издательство планирует выпуск учебников и для базовых классов. Многие учителя приветствовали включение в Федеральный перечень учебников Г.И. Рудзитиса, по которым школьники изучали химию в 90-е годы. Обращаем внимание на то, что нынешний УМК Г.И. Рудзитиса выпускается в новой редакции (с 2006 г.), он ориентирован на новые образовательные стандарты. Учебники Г.И. Рудзитиса предназначены для изучения химии в базовом классе.

Хочется отметить, что в связи с концентрическим построением школьного курса химии, не является обязательным требованием использовать учебник одной линии УМК все 4 года обучения химии. Вполне допустимо изучать химию 8–9 класса по УМК одной линии, а затем, в 10–11-м классе, вести обучение в профильном или базовом классе по УМК другой линии. Такой выбор диктуется целями и задачами обучения и психолого-педагогическими особенностями учащихся, ведь после 9-го класса состав учебных групп может претерпевать существенные изменения в связи с переходом учащихся в профильные классы.

Изучение химии требует тщательной проработки учебного материала. В связи с этим важным дополнением к учебнику является задачник по химии. Издательский центр «Вентана-Граф» выпустил полный комплект задачников по химии для каждого года обучения (авторы Н.Е.Кузнецова, А.Н. Левкин). Задачники универсальны относительно программ по химии разных авторов, это не просто сборники различных по характеру заданий, это система задач и упражнений для развития учащихся и успешного освоения курса химии.

Существенной особенностью преподавания химии в 2009/10 году является подготовка выпускников к ЕГЭ. Введение новой формы аттестации выпускников требует от учителя особого внимания и новых подходов к преподаванию химии. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в этом направлении, в АППО проводятся курсы для учителей «ЕГЭ по химии: технология подготовки учащихся».

При работе с учебными материалами, связанными с подготовкой учащихся к итоговой аттестации, необходимо обращать внимание на наличие грифа Федерального института педагогических измерений. Кроме того, полезными окажутся издания, имеющие гриф Регионального экспертного совета Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Кафедра естественно-научного и математического образования и центр естественно-научного образования АППО систематически консультируют учителей по организации и особенностям обучения химии.

 

 

Биология

 

Школьный курс биологии является важным звеном в общей системе образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Реализуемый ФБУП предусматривает изучение школьного курса биологии в ОУ Санкт-Петербурга на следующих уровнях (см. табл.)

 

Типы ОУ

Уровень преподавания биологии

Классы

6 7 8 9 10 11

ООУ

Базовый 1час в неделю 2 2 2 1 1
Поддерживающий профиль 1 2 2 2 2 2
Профильный 1 2 2 2 3 3
Гимназии Базовый 1 2 2 2 1 1
Лицеи (не естественно-научного профиля) Базовый 1 2 2 2 1 1
Лицеи естественно-научного профиля Профильный 1 2 2 2 3 3

 

Согласно ФБУП, «для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональн



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Элективные курсы для 10–11-х классов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Элективные курсы для 10–11-х классов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)