Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В условиях трансформации экономики



2020-02-04 256 Обсуждений (0)
В условиях трансформации экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение. 4

Глава 1 Сущность стратегического управления предприятием.. 5

1.1 Сущность и особенности управления предприятием в условиях трансформации экономики. 5

1.2 Сущность и задачи стратегического управления на предприятиях. 15

Вопросы к главе 1. 23

Литература к главе 1. 23

Глава 2 Методы и модели в управлении. 26

2.1 Определение экономико-математических моделей. 26

2.2 Классификация экономико-математических моделей. 27

2.3 Методы решения задач управления. 31

Вопросы к главе 2. 67

Литература к главе 2. 68

Глава 3 Применение экономико-математических методов и моделей в управлении. 70

3.1 Особенности применения экономико-математических методов и моделей в управлении. 70

3.2 Этапы экономико-математического моделирования. 84

3.3 Основные направления применения экономико-математических методов в задачах стратегического управления. 88

Вопросы к главе 3. 93

Литература к главе 3. 93

Глава 4 Моделирование задач стратегического управления. 94

4.1 Методы оценки конкурентоспособности продукции. 94

4.2 Модели стратегического развития предприятия. 104

4.3 Методы определения жизненного цикла изделия. 114

Вопросы к главе 4. 121

Литература к главе 4. 121

Глава 5 Моделирование принятия решений на уровне стратегического управления 122

5.1 Моделирование стратегических решений. 122

5.2 Учет и измерение риска при формировании стратегии. 126

Вопросы к главе 5. 134

Литература к главе 5. 134

Глоссарий (словарь терминов). 135

ВВЕДЕНИЕ

 

Вхождение промышленных предприятий Украины в систему мировой конкуренции выдвигает на повестку дня решение вопросов стратегического управления как наиболее важных в деле совершенствования механизма управления предприятием. Вопросы построения организационно-экономического механизма формирования и реализации стратегии остаются малоисследованными как в теоретическом плане, так и с точки зрения их практического воплощения. В структуре такого механизма формирования и реализации стратегии развития предприятия важное место принадлежит технологии и моделям принятия решений по обоснованию направлений стратегических подходов.

Стратегическое управление как концепция управления предприятием позволяет осуществить разработку долгосрочной стратегии его развития для победы в конкуренции, а также создать управленческий инструментарий для реализации этой стратегии. Основы стратегического управления постепенно внедряются на предприятиях. Вместе с тем недостаточная проработка методических вопросов и практической реализации отдельных задач, особенно связанных с условиями трансформации экономики, является основным сдерживающим фактором широкого использования методов стратегического управления на промышленных предприятиях.

Поэтому в учебном пособии изложены методы и экономико-математические модели, которые можно применить при решении задач стратегического управления на предприятии. Важность их изучения продиктована настоятельной необходимостью совершенствования механизма долгосрочного планирования производства с учетом факторов колебаний спроса на продукцию на рынке. Эта проблема была актуальна всегда, но с переходом к рыночным отношениям актуальность задач стратегического управления значительно возросла.

Цель данного учебного пособия заключается в том, чтобы показать важность и значение экономико-математических методов и моделей в решении задач управления и практически показать, как можно осуществлять решение некоторых стратегических задач развития предприятия в условиях перехода к рыночной экономике.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по экономическим специальностям, а также для руководителей, специалистов различных отраслей, научных работников и аспирантов.

Раздел 4.1 подготовлен к.э.н. Р.Н. Лепа, раздел 3.1, 3.2 - А.Я. Берсуцким.

Глава 1 СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Сущность и особенности управления предприятием

в условиях трансформации экономики

 

Экономика Украины переживает сложный период, связанный с разбалансированностью рынков, нарушением связей с поставщиками, барьерами между государствами, демонтированием многоведомтсвенной системы распределения ресурсов, которая являлась фундаментом командно-административных отношений в управлении. Все это требует первоочередного решения задач, связанных с изменением производственных отношений и управления предприятием.

Процессы управления, которые присущи человеческим коллективам, очень разнообразны, начиная от государственного, территориального, межотраслевого, отраслевого, в объединениях и предприятиях и заканчивая первичным звеном народнохозяйственной системы – производственными коллективами. К сожалению, некоторые виды управления называются одними и теми же терминами, и это нередко затрудняет правильное понимание специфических особенностей функции управления в качественно различных сферах [29].

Специфические условия управления современными сложными системами различного назначения требуют учета взаимопереплетающихся многих факторов, множества вариантов для возможных решений. К примеру, современное производственное предприятие – это не только система машин, соединенных посредством того или иного технологического процесса. Это, прежде всего, коллектив людей, связанных между собой определенными социально-экономическими отношениями, которые, в свою очередь, обусловлены господствующим в данном обществе способом производства. Производственное предприятие предстает в данном случае в качестве сложной комбинации технических, материальных и трудовых ресурсов. Всякий реальный производственный процесс, как отмечал еще К. Маркс, осуществляется сложным "совокупным рабочим организмом", или, иначе говоря, сложной гетерогенной системой из двух групп разнородных компонентов – вещественных и людских. И если первые объединяются в технико-технологическую систему предприятия, то вторые составляют его социальную организацию.

В объективной действительности эти две системы (технико-технологическая система и система социальной организации предприятия) существуют лишь в органическом единстве друг с другом. Любое производственное предприятие включает в качестве неотъемлемой составной части своего реального механизма сложные социальные образования, формы, явления, представляющие собой существенный фактор изменения экономической эффективности производства. Сложный и многообразный круг проблем, относящихся к организации управления, делает совершенно недопустимым сведение задачи совершенствования функции управления к одним лишь технологическим аспектам.

Функция управления в общественном производстве, представляющая собой не что иное, как хозяйственное руководство, неразрывно связана с кооперацией труда, которая предполагает:

- во-первых, наличие разделения процессов труда между несколькими работниками, то есть участие в труде (производстве продукции, достижении конечной цели, научном поиске и т.д.) нескольких лиц;

- во-вторых, наличие прямой связи этих лиц. Обязательным условием "прямой" связи работников друг с другом в процессе труда является наличие отношений по поводу собственности (индивидуальной или коллективной). Таким образом, управление производством, будучи следствием кооперации труда, связано с отношениями по поводу разделения труда и распределения продуктов труда в соответствии с количеством затраченного труда.

Таким образом, в современном обществе, где каждый трудящийся, как правило, является собственником средств производства, процесс управления должен выражать интересы самих трудящихся, сознательно и целенаправленно организующих производство. Сложное многоотраслевое производство среднего завода требует одновременно с единоначалием, то есть с централизацией управления, вовлечения в этот процесс широких масс трудящихся, развития их творческой инициативы и предпринимательства.

Принципиально новое значение субъективных факторов в управлении экономикой выражается в сознательной, целенаправленной, организационной деятельности людей, руководствующихся познанными законами экономического развития. Такое управление должно основываться на учете объективных закономерностей, но при всем громадном значении и преимуществах объективных экономических законов они не реализуются автоматически. Решающее значение приобретает практическая реализация объективно действующих экономических законов, что, в свою очередь, предопределяет роль субъективных факторов. Управление – не самоцель. Его задачи определяются системой производства. Основная цель в процессе хозяйственного управления может включать в себя подчиненные цели, которые в зависимости от конкретной ситуации выступают на первое место. Процесс управления производством является целенаправленной деятельностью. Цель выступает здесь как документально зафиксированное предвосхищение результатов деятельности, как конечный этап многочисленных операций и процедур в ходе процессов управления.

Отношения управления производством – механизм весьма сложных организационных, экономических, правовых, социальных связей, взаимодействия – возникают там, где существует кооперация труда. Как только появляется разделение и кооперация труда, возникает объективная необходимость согласования усилий всех работающих для достижения поставленных целей и прогнозных условий.

Таким образом, управление производством – это сложный, целенаправленный, непрерывный социально-экономический и организационно-технический процесс взаимодействия управляющей системы на конкретный управляемый объект (цех, отдел, предприятие, объединение, отрасль и т.п.), осуществляемый по определенной технологии с помощью системы методов и технических средств в целях достижения управляемой системой заданных технико-экономических и социальных показателей.

Анализируя экономическую среду, в которой основными элементами являются управление, опыт и информация, которые проявляются независимо от экономической формации, следует отметить, что их значимость возрастает в развитых производственных отношениях. При этом в сфере общественного производства управление выступает общим связующим звеном. "Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" – писал Анри Файоль [4]. "Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля" – считает Мескон [19]. П.Ф. Друкер дает следующее определение: "Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен" [10]. В работе [14, с. 433] авторы отмечают, что управление – это "руководство, направление, распоряжение (кем-либо, чем-либо)".

Анализ приведенных высказываний позволяет сделать следующее заключение: управление представляет собой систему регулирования человеческой деятельности в социально-экономической среде производства и частично при обмене продуктами и материальными благами, обеспечивающей достижение общественной цели, чем, собственно, определяется конкретная экономическая сфера, заключающаяся в реализации интересов хозяйствующего субъекта деятельности.

Такое определение, на наш взгляд, не в полной мере отражает потребности исследования, поскольку в нем не соединяются функции науки управления коллективом, капиталом, природными ресурсами, спросом на продукцию и услуги. Следует разделить по этому поводу мнение авторов [14] о том, что управление – это "целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей" [14, с. 501]. Последнее характеризуется управленческим циклом, который представляет собой "совокупность последовательных управленческих процессов составляет круговорот в течение известного промежутка времени" [14, с. 527]. То есть, исходя из данного мнения, в природе общественных отношений имеется управленческая функция предприятием и управленческая функция предложением и сбытом продукции в сфере обмена.

Следует отметить, что под процессом управления нередко понимается только многогранная деятельность аппарата управления по сбору сведений и обработке статистических материалов, составлению документов, подготовке и реализации управленческих решений, что собственно исходит из функции данной среды деятельности в производстве. На вооружение принимаются функции, структура и методы управления предприятием, которые в комплексе образуют механизм, с помощью которого регулируется процесс управления объектом, и, следовательно, процесс управления, на наш взгляд, представляет собой деятельность субъектов управления, объединенных в организационную структуру, направленную на достижение целей предприятия посредством осуществления определенных функций, методов и принципов управления.

Содержательная сторона методов управления – это решение, как правило, технологических проблем преобразования материалов природы в товары и услуги, а также управление организацией производства и его размещением [1; 5; 20; 23; 24; 27; 30].

Рядом авторов [9; 13, с. 74; 8, с. 23; 32, с. 15] для условий производства под процессом управления понимается совокупность взаимосвязанных управленческих действий, целью которых является подготовка и осуществление одного управленческого воздействия (решения), т.е. ими достигнуто единство трактовки термина. Это способствовало становлению теперь общепринятого понятия управленческого цикла, который состоит из следующих стадий: установление необходимости управленческого воздействия; разработка вариантов воздействия; выбор воздействия (решения); Однако приведенный цикл может нарушаться, ибо разными авторами названные стадии определяются более дифференцировано. Для примера остановимся на следующей схеме: "Основной стадией управленческого цикла является выработка управленческих решений (прогнозирование общественных потребностей, формирование целей развития, выявление проблем и задач, которые следует решать для достижения этих целей, анализ альтернативных путей их решения, принятие управленческих решений); организация выполнения принятого решения, регулирование и корректировка этого процесса; учет и контроль получаемых результатов, анализ степени достижения поставленных целей" [14, с. 501]. И далее: "Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективного закона функционального управления среды и анализа информации и ее функциях, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели" [14, с. 529], т.е. творческое действие субъекта, по нашему рассуждению, – это предпринимательская функция поиска решения для управления определенным процессом социально-экономической среды.

Методология и методы управления могут успешно совершенствоваться лишь на основе глубокого анализа системы объективных экономических законов. Поэтому решение этих вопросов ставит ряд проблем, связанных с необходимостью углубленного изучения самого содержания процессов управления, что требует, прежде всего, определения его цели и сущности процедур реализации. Касаясь сущности управленческой деятельности, К. Маркс отмечал, что "во всех работах, при выполнении которых кооперируются между собой многие индивидуумы, связь и единство процесса необходимо представлять одной управляющей волей и функциями, относящимися не к частичным работам, а ко всей деятельности мастерской, как это имеет место с дирижером оркестра" [16, с. 422].

Исследованию процессов управления, его сущности, важности организации в современных условиях развития народного хозяйства уделяется значительное внимание в экономической литературе и работах многих советских ученых [2, 7, 17, 29, 31]. В то же время существует немало проблем, от решения которых существенно зависит эффективность управления в целом. Необходимо уточнить также многие положения теории управления. Важным представляется определение сущность управления, неоднозначность трактовки которой прослеживается во многих научных работах.

Современное промышленное предприятие представляет собой кибернетическую систему, характеризующуюся наличием комплекса взаимосвязанных элементов, выполняющих различные функции для достижения поставленной цели.

Кибернетическая модель производственной системы в общем виде приведена на рисунке 1.1. Она включает следующие основные элементы: входной блок системы, производственно-технологический блок (непосредственный процесс производства), блок управления и выходной блок. Входной блок отражает процессы подготовки трудовых и материальных ресурсов, необходимых для производства продукции; производственно-технологический блок – процессы непосредственной переработки ресурсов. Входной блок системы характеризует достижение поставленной цели – получение и реализацию готового продукта. Блок управления осуществляет информационную связь (прямую и обратную) элементов производственной системы, обеспечивает целенаправленное и согласованное их функционирование. Взаимосвязь функционирующих элементов образует контур системы, границы которой фиксируются группой объектов и процессов, являющихся основными ее компонентами.

В свою очередь, временные характеристики процессов определяют режимы их протекания.

Поскольку существенной чертой производственной системы является целенаправленный процесс превращения материально-вещественных элементов в готовый продукт, структуру этого процесса необходимо рассматривать как основу для формирования системы управления.

Следовательно, совокупность материальных условий производства, технологических и трудовых процессов – производственный процесс – занимает основополагающее место в производственной системе. Ее органическому единству подчинена вся практическая деятельность в сфере материального производства, так как она отражает посредственную фазу производства материального продукта. Представляя содержание производственного процесса как совокупность взаимосвязанных процессов труда, К. Маркс подчеркивал, что "деятельность человека при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения предмета труда" [18, с. 191]. Именно поэтому воссоединение живого труда с материальными элементами производства дает возможность в диалектическом единстве рассмотреть теоретически процесс организации и управления в общественном производстве [3, с. 23].

 


В то же время процесс производства в любом интервале времени характеризуется неограниченным разнообразием возможных состояний. Процесс управления такой системой заключается в выборке некоторого множества возможных состояний с их специфическими исходами. Сущность выбора состоит в том, что он снижает неопределенность (уменьшая тем самым разнообразие в системе) и сопровождается появлением информации. Таким образом, производственный процесс может быть описан информационной системой, адекватно отражающей его состояние за любой период времени. Для проектирования такой системы рассмотрим более детально сущность и содержание производственного процесса.

В работах К. Маркса разработаны научные основы анализа тех сторон производственного процесса, которые существенно влияют на организацию управления, т.е. общественного разделения и концентрации труда, степени взаимосвязи отдельных этапов трудового процесса [18].

Производственная структура, указывая на характер соединения живого труда, средств и предметов труда в процессе изготовления продукта, их движение по технологической цепи, определяет организационные и технологические особенности строения предприятия как объекта управления, выступает первичным фактором системы управления, а значит, и основой формирования информационной системы. Управление, в свою очередь, реализует целесообразное функционирование объектов производственной системы. Для производственного процесса характерны связи частичных процессов, смежных фаз производства в логической последовательности превращения определенных ресурсов в готовый продукт. В связи с этим следует особо выделить обеспечение производственного процесса его основными компонентами: предметами труда, орудиями труда, трудом, являющимися по существу и важнейшими объектами управления.

Экономическая ситуация в Украине позволила предприятиям, производящим продукцию, стать реальными владельцами результатов своего труда. Это обязывает производителя конкретного продукта осмысливать весь комплекс создания, производства и реализации как единый процесс и отвечать за конечную цель деятельности – получение прибыли и обеспечение выживаемости.

В этих условиях коллективы каждого предприятия должны осознать реальную необходимость введения рынка. Рынок должен заработать, несмотря на присущие ему недостатки. В этой связи следует отметить, что экономика США, стран Западной Европы, Японии и других экономически развитых стран выросла благодаря рынку, и питается ресурсами, заработанными силами рынка, она ежедневно корректируется рынком как внутренним, так и внешним.

Мировой опыт подтверждает, что механическое перенесение отдельных элементов рынка и чужого опыта не всегда приемлемо, если экономика остается прежней. Необходим тщательный подход и изучение чужого опыта, но главным является производство высококачественной, конкурентоспособной продукции.

История формирования и развития рыночных отношений показывает, где нет конкуренции, там наступает застой, приводящий, в конце концов, к общему оцепенению. Каждый старается защитить то, что имеет. Это означает, что он не заботится больше о повышении производительности труда и качества продукции [11, с. 73].

В современных условиях развития экономики рыночное хозяйство не может быть отделено от свободной конкуренции. Научное обоснование причин, побуждающих товаропроизводителей к конкуренции и соревнованию, К. Маркс дал при анализе первой стадии капитализма – простой капиталистической кооперации. Он отмечал, что стремление к самостоятельности порождается общественными контактами между людьми. В общественных контактах может порождаться или конкуренция, или соревнование. То и другое порождает желание опередить других: либо добиться лучших результатов в хозяйственной деятельности, либо в сбыте готовой продукции. По словам К. Маркса, конкуренция и соревнование – неотъемлемая черта любого кооперативного, совместного труда [16].

Переход к рыночным отношениям объединений и предприятий, базирующимся на разных формах собственности, порождает противоречие в товарном производстве, в первую очередь, между потребительской стоимостью и стоимостью. Отсюда К. Маркс подчеркивал, что "всякое товарное производство по своей природе противоречиво…" [16]. Противоречие между потребительской стоимостью и стоимостью до настоящего времени не утратило и еще долго не утратит своего значения.

И в конкуренции, и в состязательности одновременно параллельно действуют две силы, которые заинтересовывают людей работать: одна – внутренняя – хозрасчет (человек хочет заработать) и вторая внешняя – конкуренция. По опыту наших предприятий и других стран видно, что вторая сильнее. Желание выжить сильнее, чем желание "хорошо жить". Конкуренция – могучая сила, она способствует росту прибыли тех предприятий, где управление базируется на научных основах.

Сознавая доминирующую роль технологий в обеспечении конкурентоспособности, западные страны создают благоприятные условия для повышения коммерческой эффективности предприятий. В рекомендациях Американского Комитета по межнациональным и техническим инициативам, разработанных для правительства США, говорится, в частности, что "США все труднее сохранять и поддерживать собственную конкурентоспособность только за счет превосходства в области исследований. Чтобы процветать в этих условиях, нет другого пути, кроме как выдержать конкуренцию" [26, с. 3].

Из литературных источников видно, что конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в функционировании всего механизма рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается «экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации» [22, с. 51].

Проведенный анализ определений понятия конкуренции подчеркивает существенные их различия в зависимости от характеристики уровня и характера национального рынка, поставленных целей в обеспечении национального прогресса в экономике. В одних странах существует динамично развивающееся международно-скооперированное производство, самостоятельно обеспечивающее весь цикл изготовления новых изделий, в других – ориентация на использование чужой технологии, применение "отверточной" технологии по сборке изделий, основные компоненты которых производятся в других, более развитых странах.

Существуют различия и в конкретных подходах к определению конкуренции: экономический и социально-ориентированный.

К экономическим подходам следует отнести определения конкуренции с более широких позиций функционирования рынка. Так, в энциклопедическом словаре по экономике под конкуренцией подразумевается "экономическое соперничество (борьба, состязательность) между обособленными товаропроизводителями за удовлетворение своих интересов, выгодные условия производства и сбыта товаров, получение высокой прибыли" [12, с. 172].

Поль Самуэльсон трактует конкуренцию как средство объединения знаний и действий миллионов разнообразных индивидуумов в условиях сложного механизма координации, объективно реализуемой через систему цен и рынков [25, с. 42].

В широко известном "Экономиксе" К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю определяют конкуренцию исходя из наличия на рынке большего числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса, подчеркивая свободу для покупателей и продавцов в участии тех или иных рынков [15, с. 52].

Авторы социально-ориентированного подхода определяют конкуренцию, в основном, с позиций классового противостояния и борьбы. Так, сторонники полного превосходства одних стран над остальными исходят из того, "что хорошо для "Дженерал моторз", то хорошо для Америки" [22, с. 53]. Аналогичный подход, только с позиций социально-политической ориентации, трактуют идеологи профсоюзного движения и рабочего класса. Так, по Ф. Энгельсу "конкуренция есть наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Эта война, война за жизнь, за существование, за все, а, следовательно, в случае необходимости, и война на жизнь и на смерть, протекает не только между отдельными членами этих классов; один стоит у другого на пути, и поэтому каждый старается оттеснить остальных и занять их место. Рабочие конкурируют между собой и буржуа конкурируют между собой" [16, с. 293].

Вместе с тем следует отметить, что в экономической литературе этим подходам придают особое значение, не отвергая один в приоритет другому.

Особенности сложившейся на Украине социально-экономической среды и традиций экономического поведения определяют иные, чем в развитых западных странах, взаимоотношения между конкуренцией и риском как движущими силами социально-экономического развития предприятий.

Согласно исследованиям М. Портера [21], состояние конкуренции на рынке характеризуется пятью конкурентными силами (рисунок 1.2):

- соперничество среди конкурирующих продавцов;

- конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и изготовленных по более экономичной технологии;

- угроза появления новых конкурентов;

- экономические возможности и торговые способности поставщиков;

- экономические возможности и торговые способности покупателей.

 

Рисунок 1.2 – Модель пяти сил конкуренции

Таким образом, рассмотренные вопросы показывают необходимость проведения исследований и разработки новых методов управления предприятием в условиях перехода к рыночным отношениям.

 



2020-02-04 256 Обсуждений (0)
В условиях трансформации экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В условиях трансформации экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)