Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и задачи стратегического управления



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Сущность и задачи стратегического управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 на предприятиях

 

Переход к рыночным отношениям в экономике Украины связан с глубокими изменениями во всех сферах производственной деятельности, предусматривающей необходимость совершенствования процессов управления с использованием принципиально новых подходов с учетом опыта, накопленного странами с развитой рыночной экономикой.

Анализ современного уровня развития экономики Украины и, особенно, промышленных предприятий свидетельствует о том, что экономические реформы, направленные на функционирование рыночных условий хозяйствования до настоящего времени не достигли ожидаемых результатов. Ухудшение экономической ситуации в Украине сопровождается спадом производства, снижением основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Исследование показывает, что сегодня основная проблема для большинства предприятий - кризисы неплатежеспособности и ликвидности. Они порождают нестабильность финансовой ситуации, при которой даже привлечение инвестиций и кредитов не всегда решает проблему выхода из кризиса. В подавляющем ее большинстве случаев ухудшение ситуации на предприятиях вызвано нестабильностью экономики Украины в целом. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятий ОАО “Новогорловский машзавод”, ОАО “Донецкгормаш”, ОАО “Новгородский машзавод”, ОАО “Металлургмодуль”, СП “ Донбасс-Либерти” за 1990-1999 гг. показывает значительное сокращение выпуска продукции за этот период. Как видно из таблицы 1.1, только на ОАО “Новогорловский машиностроительный завод” сократился выпуск горно-шахтной продукции по некоторым позициям более чем в 20 раз, а часть основной продукции предприятия вообще не находит спроса и не выпускается. Если разложить все это на составляющие, получим следующий перечень основных причин ухудшения:

- спад объемов производства вследствие падения платежеспособного спроса;

- нестабильное законодательство, позволяющее импортировать аналогичную продукцию;

- монополизация сырьевых рынков;

- сложности в получение кредита;

- необходимость осуществления бартерных операций;

- неспособность руководства принимать решения в условиях перегруженности информационными потоками;

- отсутствие четкой стратегии на предприятии.

Кроме перечисленных основных причин, вызывающих нестабильное функционирование предприятий, следует также отметить и неподготовленность самих предприятий, в первую очередь руководителей и работников экономических служб, к работе в условиях рынка. То есть, если проанализировать вышеперечисленные причины, то можно обнаружить, что большая часть сложностей вызвана последними тремя причинами. При этом совершенно ясно, что решение задачи по сбыту продукции в большей части зависит от качества проработки двух последних задач.

 

Таблица 1.1 – Динамика выпуска основной продукции ОАО “Новогорловский

машзавод” за 1990-1999 гг.

Наименование продукции Ед. изм. 1990 1992 1994 1996 1999
Установки бурильные шт. 204 108 46 - 15
Станки буровые шт. 241 190 92 34 11
Запчасти ГШО млн. руб. 0.87 15.1 4787 454 тыс. грн. 1112 тыс. грн.
Машины МПК шт. - - 15 - 2
Оборудование механизации поверхности шахт шт. 386 186 122 11 4
в т.ч. маневренное устройство МУ-25 АМП шт. 5 1 2 1 1
Прочая продукция млн. руб. 0.097 11.47 7526 669  тыс. грн. 747 тыс. грн.

 

Неспособность руководства предприятия и его экономических подразделений своевременно реагировать на изменения рыночной обстановки вызвана или нежеланием решать возникающие проблемы (сохранение привязанности к системам и методам руководства в период плановой экономики), или их неквалифицированностью. Тем более, как показывает анализ, на большинстве предприятий до сих пор работают на производство, не реагируя на ситуацию на рынке. Отсюда и такая затоваренность продукции на складах предприятий.

В рыночных условиях предприятие должно обеспечивать:

- увеличение прибыли;

- производство определенной номенклатуры изделий, имеющей спрос на рынке;

- конкурентоспособность продукции;

- выживание предприятия в краткосрочной перспективе;

- выживание, стабилизацию и развитие производства в долгосрочной перспективе;

- увеличение оплаты труда;

- сбалансированность производства;

- снижение затрат на производство продукции;

- пополнение оборотных средств.

Для выхода предприятий из создавшегося положения в условиях дестабилизации экономики необходимо перестраивать методы хозяйственного руководства. Как отмечается в работе [33, c. 65], “сегодня уже нельзя работать на вчера, латая дыры. Нам много раз приходилось встречаться с энергичными, умными руководителями, которые занимались графиком поставок, реализации, другими делами, но только не перспективой развития. А потому всегда опаздывали и отставали. Рыночная же экономика этого не прощает. Стратегия, вложенная в планы, программы, разработанные с учетом возможных изменений, – основа основ успешного управления, а следовательно, и выживания предприятия”.

Следует отметить, что в настоящее время существует много определений стратегии, но все они сводятся к раскрытию понятия стратегии как системы действий по достижению определенного состояния предприятия. Наиболее удачно определил стратегию Г. Кунц – “это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление действий” [35, c. 9]. В целом стратегия является важнейшим элементом способов и направлений развития предприятия, определяемая собственными представлениями о заданной цели.

В фундаментальной работе И. Ансоффа “Стратегическое управление” приводится такое понятие стратегии: “По своей сути стратегия – это перечень правил для принятия решений, которыми организация пользуется в своей деятельности” [34].

Для разработки стратегии каждое предприятие должно осознать такие важные элементы своей деятельности: миссию; конкурентные перевесы; особенности организации бизнеса; рынки сбыта, где действует фирма; продукцию (услугу); ресурсы; структуру; производственную программу; организационную культуру.

Итак, стратегия:

- дает определение основных направлений и путей достижения целей усиления, роста и обеспечения выживания организации в долгосрочной перспективе на основе концентрации усилий на очевидных приоритетах;

- является способом установления взаимодействия фирмы с внешней средой;

- формируется на основе очень обобщенной, неполной и недостаточно точной информации;

- постоянно уточняется в процессе деятельности, чему должна благоприятствовать хорошо налаженная обратная связь;

- из-за многоцелевого характера деятельности предприятия имеет сложную внутреннюю структуру, т.е. можно ставить вопрос о формировании системы стратегий в виде “стратегического набора”;

- является основой для разработки стратегических планов, проектов и программ, которые являются системной характеристикой направлений развития предприятия;

- является инструментом межфункциональной интеграции деятельности предприятия, способом достижения синергии;

- является основой для формирования и проведения изменений в организационной структуре предприятия, обобщенным стержнем деятельности всех уровней и линий организационных систем управления;

- является основным содержательным элементом деятельности высшего управленческого персонала;

- является фактором стабилизации отношений в организации;

- дает возможность наладить эффективную мотивацию, контроль, учет и анализ, выступая как стандарт, который определяет успешное развитие и результаты.

Определение стратегии предприятия является основой стратегического управления.

Стратегическое управление – это реализация концепции, в которой объединяются целевой и интегральный подходы к деятельности предприятия, что дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с реальными возможностями (потенциалом) предприятия и приводить их в соответствие за счет разработки и реализации системы стратегии.

Концепция стратегического управления лежит в основе стратегического мышления и находит выражение в очевидных характерных чертах ее применения [36]:

1) базируется на очевидном объединении теории: системном, ситуационном и целевом подходах к деятельности предприятия, что трактуется как открытая социально-экономическая система. Применение только одного из отмеченных подходов не дает возможности достичь нужных результатов – развития предприятия в долгосрочной перспективе;

2) ориентирует на изучение условий, в которых функционирует предприятие. Это позволяет создавать адекватные этим условиям системы стратегического управления, которые будут отличаться одна от другой в зависимости от особенностей предприятия и характеристик внешней среды;

3) концентрирует внимание на необходимости сбора и применения баз стратегической информации. Анализ, интерпретация и применение информации для принятия стратегических решений дает возможность определить содержание и последовательность действий к изменениям на предприятии благодаря уменьшению неопределенности ситуации;

4) позволяет прогнозировать последствия решений, которые принимаются, влияя на ситуацию путем соответствующего распределения ресурсов, установления эффективных связей и формирования стратегического поведения персонала;

5) предусматривает применение очевидных инструментов и методов развития предприятий (целей, “дерева целей”, стратегий, “стратегического набора”, стратегических планов, проектов и программ, стратегического планирования и контроля и т.д.).

Рассматривая приведенные характеристики можно отметить, что они не исчерпывают сущности концепции стратегического управления, но в целом дают возможность определить наиболее существенные его составные.

Разные подходы к построению системы стратегического управления требуют четкого представления о преимуществах этого явления в деятельности отдельных предприятий, которые в общем виде можно сформулировать через цель стратегического управления.

Цель стратегического управления - это определение миссии, целей и стратегий, разработка и обеспечение выполнения системы планов как инструментов реализации стратегических ориентиров с усовершенствования предприятия и его отдельных подсистем, что является основой для обеспечения его конкурентоспособного существования в долгосрочной перспективе.

Основу этого направления составляет стратегическое планирование на предприятии. Известный ученый-экономист И. Ансофф определяет стратегическое планирование, как управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, ее потенциальными возможностями и определенными успехами в сфере маркетинга [37].

Процесс стратегического планирования требует большой гибкости и управленческого мастерства менеджеров предприятия. Для его реализации необходимо выполнить ряд мероприятий, направленных на выработку набора действий и решений. Процесс стратегического планирования состоит из последовательности этапов (рисунок 1.3).

На первом этапе руководство проводит исследования внешней и внутренней среды предприятия: определяются главные компоненты организационной среды, имеющие значение для предприятия, проводится сбор информации по этим компонентам, прогнозируется состояние среды, оценивается реальное финансово-хозяйствнное состояние предприятия.

Второй этап направлен на определение приоритетных направлений деятельности предприятия.

На третьем этапе проводится анализ целей и результатов исследования факторов внешней среды. Результаты анализа показывают, возможна ли практическая реализация желаемых показателей при текущих внешних и внутренних факторах внешней среды, ограничивающих их достижение. На этом этапе с использованием методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

В рамках четвертого этапа производится набор и проработка наиболее приемлемой стратегии из числа альтернативных.

Пятый этап направлен на реализацию подготовки окончательного стратегического плана деятельности предприятия.

Следует отметить, что основной целью функционирования большинства предприятий, в настоящее время, является выживание в условиях перехода к рынку, который характеризуется сочетанием старых и новых методов хозяйствования, постоянным изменением законодательных актов, регламентирующих экономические вопросы деятельности предприятий.

 

Рисунок 1.3 – Последовательность этапов стратегического планирования

 

Зарубежные специалисты по социалистической экономике (такие, как Я. Корнаи, Б. Хамори) выделяют следующий комплекс собственных целей предприятий, действующих в административных экономических системах [38, с. 333-334].

1) Цели, связанные с получением дохода. При этом цель получения прибыли подменялась стремлением увеличить личные доходы работников и руководителей предприятия.

2) Стремление к расширению, росту. Эта цель, в первую очередь, отражала основные установки государственной экономической политики. Вместе с тем расширение было выгодно самому предприятию:

- с точки зрения удовлетворения личных амбиций и интересов руководителей предприятия;

- в связи с полученными предприятием производственно-экономическими преимуществами: крупное предприятие было важно для государства, а потому более тесно связано с ним. Поэтому оно имеет особые льготы на получение субвенций, дотаций, имеет более легкий доступ к источникам капитальных вложений.

3) Репутация предприятия. Это важная цель, связанная с желаемым приближением к экономическому центру. Поскольку связь с центром осуществлялась путем циркуляции документов - рапортов, отчетов, постольку обеспечение репутации было связано не с повышением качества продукции, а с филигранной подготовкой отчетов (многие из которых существенно искажали фактическое положение дел).

4) Создание резервов (организационных запасов) является важнейшей задачей в условиях хронического дефицита. Нужно заметить, что ее выполнение еще более обостряло нехватку ресурсов в производственном потоке.

В таких условиях у предприятий серьезно снижались способность и потребность к выпуску качественной, конкурентоспособной продукции, отсутствовали стимулы и возможности технического и технологического совершенствования, не было навыков приспособления к спросу.

Эти недостатки остро проявили себя в современных условиях. Нынешние отечественные предприятия с большим трудом адаптируются к обстановке.

Стратегия выживания отечественных (государственных и приватизированных) предприятий - это способ сохранения и обеспечения эффективной деятельности хозяйственной единицы в условиях переходного состояния экономики.

Основными целями стратегии выживания являются:

- приспособление (адаптация) к формирующемуся рынку;

- отказ от изживших себя, неэффективных методов хозяйствования;

- обеспечение стабильности хозяйственной деятельности;

- сохранение ресурсного потенциала, в особенности коллектива высокопрофессиональных специалистов и управленцев.

Стратегия нынешних государственных предприятий существенно усложнилась по сравнению с советским периодом, приобрела комплексный характер. Стратегия выживания включает в себя: общий (организационный), производственный, рыночный (маркетинговый), финансовый, кадровый компоненты.

Исследование около 100 американских компаний, проведенное в 1985 году, а также более поздние исследования западной практики реализации стратегических программ позволили выделить и классифицировать круг проблем, с которыми сталкиваются предприятия при осуществлении стратегии. Можно сказать, что реализация корпоративной стратегии терпит неудачу по следующим причинам [39, c. 90].

1) Игнорирование на стадии разработки возможных трудностей реализации стратегии.

2) Неконтролируемые внешние воздействия и изменения в окружении предприятия.

3) Неясная постановка целей, низкая подготовленность, недостаточная ответственность и компетентность линейных менеджеров.

4) Слабая координация деятельности по реализации намеченных мероприятий.

5) Отсутствие увязки стратегических и оперативных планов.

6) Ошибка в выборе ответственных руководителей.

7) Недостаток знаний и способностей сотрудников.

8) Неправильное понимание со стороны оперативного руководящего персонала общей стратегии предприятия, ограниченность кругозора управленцев краткосрочными задачами на уровне своей компетенции (конфликты целей на оперативном уровне).

9) Отсутствие поддержки и/или открытое противодействие заинтересованных лиц намеченным изменениям (саботаж).

10) Слабая информированность относительно конечных целей и последствий стратегии, недостаточный авторитет руководителей, причастных к ее проведению.

11) Низкий уровень контроля над стратегически важными показателями для оценки успешности реализации стратегии или неадекватная увязка систем планирования и контроля.

12) Заниженная оценка необходимых ресурсов, неправильное их использование или противоречивое распределение.

13) Несоответствие организационной структуры и управленческого инструментария (например, систем менеджмента) требованиям новой стратегии.

14) Несовместимость культурно-ценностных, нормативных и познавательных структур.

Многообразие отмеченных проблем объясняет, сколь сложен процесс реализации стратегии предприятия.

Оценивая сложность проблем, стоящих перед предприятиями Украины в период перехода к рыночным отношениям, возникает объективная необходимость в разработке новых методов стратегического управления в период адаптации их к новым условиям. В этой связи одно из важных направлений научных исследований заключается в обеспечении управленческих работников современными методами подготовки и принятия решений по стратегическому управлению предприятиями на основе использования экономико-математических методов, средств вычислительной техники и информационных технологий, учитывающих вероятностный характер рыночных факторов.

 


Вопросы к главе 1

 

1. В чем заключаются особенности управления предприятием в условиях трансформации экономики?

2. Что понимается под “управлением”?

3. Раскройте сущность “управленческого решения”.

4. В чем состоит сущность производственной структуры предприятия и ее влияние на организационно-экономический механизм управления?

5. В чем заключаются особенности перехода предприятий к рыночным отношениям?

6. Что понимается под “конкуренцией”?

7. Что такое “стратегия”?

8. В чем состоит основное отличие “стратегического управления” от “стратегического планирования”?

9. Какие основные цели стратегии выживания предприятий в переходный период?

 

Литература к главе 1

 

1. Автоматизированная система управления народным хозяйством Донецкой области (общие положения). – Д.: Главинформцентр, 1990. – 107 с.

2. Бакаев А.А., Костина Н.И., Яровицкий Н.В. Имитационные модели в экономике. – К.: Наукова думка, 1978. – 302 с.

3. Берсуцкий Я.Г. Информационная система управления предприятием. – К.: Наукова думка, 1986. – 168 с.

4. Библиотека управляющего персоналом: мировой опыт. Современный менеджмент: теория и практика: Обзорная информация / Сост. Яровой В.И.; Под ред. Щекина Г.В.. – К.: МЗУУП, 1994. – 144 с.

5. Борисенко А. Экономико-математическая модель эффективного вложения инвестиций //АПК: Экономика, управление, 1995. – № 1. – С. 25-30.

6. Введение в информатику /Калитич Г.И., Каныгин Ю.М., Решодько Л.В. и др. – Донецк: ДРНЦ Украины, 1993. – 525 с.

7. Глушков В.М. Автоматизированные системы управления сегодня и завтра. – М.: Мысль, 1976. – 64 с.

8. Годунов А.А. Введение в теорию управления. – М.: Экономика, 1967. – 280 с.

9. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МП "Сувенир", 1993. – 488 с.

10. Друкер П.Ф. Новые дисциплины. – М.: Дело, 1992. – 18 с.

11. Заречнев А.Н. Управление экономическими процессами в производственном объединении. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1996. – 274 с.

12. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. – Минск: Полымя, 1997. – 573 с.

13. Котова В.В. Моделирование программы обновления производственного потенциала вторичной цветной металлургии. – Донецк: 1987. – 22 с. (Доклад /АН Украины, институт экономики промышленности).

14. Краткий словарь современных понятий и терминов / Бунимович Н.Т., Жаркова Г.Г., Корнилова Т.М. и др.; Сост. и общ. ред. Макаренко В.А. – 2-е изд. – М.: Республика, 1995. – 510 с.

15. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. – 2-е изд.– Т.1 – М: Республика, 1992. – 399 с.

16. Маркс К. – Капитал. Т.1 – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.23. – 907 с.

17. Маркс К. - Капитал. Т.2 – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 24. – 648 с.

18. Маркс К. Критика политической экономии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.23. – 907 с.

19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 580 с.

20. Методические рекомендации к разработке целевых программ и схем развития и размещения вторичной цветной металлургии. Экономико-математическое моделирование металлургического производства: 36 научн. труд. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1989. – 86 с.

21. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993. – 371 с.

22. Правила рынка: Иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность; дипломатия; помощь / Под ред. проф. Щетинина. – М.: Междунар. отношения. – 1994. – 352 с.

23. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции /Волкова К.А., Дежкина И.П., Казакова Ф.К. и др. – М.: ОАО "Издательство "Экономика", НОРМА, 1997. – 526 с.

24. Реструктурирование предприятия. – М.: Дело, 1996. – 200 с.

25. Самуэльсон П. Экономика Т.1. – М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ, "Машиностроение", 1994. – 334 с.

26. Селезнев А.З. К вопросу о конкурентных преимуществах на товарных рынках // Вестник московского университета. - 1996. – № 5 – С. 3-18.

27. Словарь – справочник менеджера /Под ред. Лапусты М.Г. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 608 с.

28. Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. – М.: Наука, 1972. – 288 с.

29. Холод Б.И., Ткаченко В.А., Сазонец И.Л. Практика совершенствования оперативного управления. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1997. – 298 с.

30. Целевые комплексные программы развития производства (методические вопросы) / Иванов Н.И., Амоша А.И., Бреславцев А.В. и др. – К.: Наукова думка, 1986. – 245 с.

31. Чумаченко Н.Г., Савченко А.П., Коренев В.Г. и др. Проектирование организационных структур управления производством. – К.: Наукова думка, 1979. – 259 с.

32. Шадрин И.П. Подготовка и принятие управленческого решения. – Якутск: Якутсккнига-издат, 1970. – 34 с.

33. Панченко Е.Г. Теория рыночной экономики и практика перехода Украины к рынку // Экономика Украины. – 1992. – № 2.

34. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.

35. Организация управления в капиталистических фирмах. – М.: Экономика. – 1978. – 160 с.

36. Шершнева З.Е., Оборская С.В.Стратегическое управление: Учебное пособие. – К.: КНЭУ, 1999. – 384 с.

37. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Спб: Изд-во “Питер”. – 1999. – 416 с.

38. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем” Изд-во ЭКМОС, 1999. – 440 с.

39. Шелленберг А. Проблемы реализации политики предприятия // Проблемы теории и практики управления, 1993, №5. – С. 89-92.



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
Сущность и задачи стратегического управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и задачи стратегического управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)