Сущность и задачи стратегического управления
на предприятиях
Переход к рыночным отношениям в экономике Украины связан с глубокими изменениями во всех сферах производственной деятельности, предусматривающей необходимость совершенствования процессов управления с использованием принципиально новых подходов с учетом опыта, накопленного странами с развитой рыночной экономикой. Анализ современного уровня развития экономики Украины и, особенно, промышленных предприятий свидетельствует о том, что экономические реформы, направленные на функционирование рыночных условий хозяйствования до настоящего времени не достигли ожидаемых результатов. Ухудшение экономической ситуации в Украине сопровождается спадом производства, снижением основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Исследование показывает, что сегодня основная проблема для большинства предприятий - кризисы неплатежеспособности и ликвидности. Они порождают нестабильность финансовой ситуации, при которой даже привлечение инвестиций и кредитов не всегда решает проблему выхода из кризиса. В подавляющем ее большинстве случаев ухудшение ситуации на предприятиях вызвано нестабильностью экономики Украины в целом. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятий ОАО “Новогорловский машзавод”, ОАО “Донецкгормаш”, ОАО “Новгородский машзавод”, ОАО “Металлургмодуль”, СП “ Донбасс-Либерти” за 1990-1999 гг. показывает значительное сокращение выпуска продукции за этот период. Как видно из таблицы 1.1, только на ОАО “Новогорловский машиностроительный завод” сократился выпуск горно-шахтной продукции по некоторым позициям более чем в 20 раз, а часть основной продукции предприятия вообще не находит спроса и не выпускается. Если разложить все это на составляющие, получим следующий перечень основных причин ухудшения: - спад объемов производства вследствие падения платежеспособного спроса; - нестабильное законодательство, позволяющее импортировать аналогичную продукцию; - монополизация сырьевых рынков; - сложности в получение кредита; - необходимость осуществления бартерных операций; - неспособность руководства принимать решения в условиях перегруженности информационными потоками; - отсутствие четкой стратегии на предприятии. Кроме перечисленных основных причин, вызывающих нестабильное функционирование предприятий, следует также отметить и неподготовленность самих предприятий, в первую очередь руководителей и работников экономических служб, к работе в условиях рынка. То есть, если проанализировать вышеперечисленные причины, то можно обнаружить, что большая часть сложностей вызвана последними тремя причинами. При этом совершенно ясно, что решение задачи по сбыту продукции в большей части зависит от качества проработки двух последних задач.
Таблица 1.1 – Динамика выпуска основной продукции ОАО “Новогорловский машзавод” за 1990-1999 гг.
Неспособность руководства предприятия и его экономических подразделений своевременно реагировать на изменения рыночной обстановки вызвана или нежеланием решать возникающие проблемы (сохранение привязанности к системам и методам руководства в период плановой экономики), или их неквалифицированностью. Тем более, как показывает анализ, на большинстве предприятий до сих пор работают на производство, не реагируя на ситуацию на рынке. Отсюда и такая затоваренность продукции на складах предприятий. В рыночных условиях предприятие должно обеспечивать: - увеличение прибыли; - производство определенной номенклатуры изделий, имеющей спрос на рынке; - конкурентоспособность продукции; - выживание предприятия в краткосрочной перспективе; - выживание, стабилизацию и развитие производства в долгосрочной перспективе; - увеличение оплаты труда; - сбалансированность производства; - снижение затрат на производство продукции; - пополнение оборотных средств. Для выхода предприятий из создавшегося положения в условиях дестабилизации экономики необходимо перестраивать методы хозяйственного руководства. Как отмечается в работе [33, c. 65], “сегодня уже нельзя работать на вчера, латая дыры. Нам много раз приходилось встречаться с энергичными, умными руководителями, которые занимались графиком поставок, реализации, другими делами, но только не перспективой развития. А потому всегда опаздывали и отставали. Рыночная же экономика этого не прощает. Стратегия, вложенная в планы, программы, разработанные с учетом возможных изменений, – основа основ успешного управления, а следовательно, и выживания предприятия”. Следует отметить, что в настоящее время существует много определений стратегии, но все они сводятся к раскрытию понятия стратегии как системы действий по достижению определенного состояния предприятия. Наиболее удачно определил стратегию Г. Кунц – “это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что организация получает единое направление действий” [35, c. 9]. В целом стратегия является важнейшим элементом способов и направлений развития предприятия, определяемая собственными представлениями о заданной цели. В фундаментальной работе И. Ансоффа “Стратегическое управление” приводится такое понятие стратегии: “По своей сути стратегия – это перечень правил для принятия решений, которыми организация пользуется в своей деятельности” [34]. Для разработки стратегии каждое предприятие должно осознать такие важные элементы своей деятельности: миссию; конкурентные перевесы; особенности организации бизнеса; рынки сбыта, где действует фирма; продукцию (услугу); ресурсы; структуру; производственную программу; организационную культуру. Итак, стратегия: - дает определение основных направлений и путей достижения целей усиления, роста и обеспечения выживания организации в долгосрочной перспективе на основе концентрации усилий на очевидных приоритетах; - является способом установления взаимодействия фирмы с внешней средой; - формируется на основе очень обобщенной, неполной и недостаточно точной информации; - постоянно уточняется в процессе деятельности, чему должна благоприятствовать хорошо налаженная обратная связь; - из-за многоцелевого характера деятельности предприятия имеет сложную внутреннюю структуру, т.е. можно ставить вопрос о формировании системы стратегий в виде “стратегического набора”; - является основой для разработки стратегических планов, проектов и программ, которые являются системной характеристикой направлений развития предприятия; - является инструментом межфункциональной интеграции деятельности предприятия, способом достижения синергии; - является основой для формирования и проведения изменений в организационной структуре предприятия, обобщенным стержнем деятельности всех уровней и линий организационных систем управления; - является основным содержательным элементом деятельности высшего управленческого персонала; - является фактором стабилизации отношений в организации; - дает возможность наладить эффективную мотивацию, контроль, учет и анализ, выступая как стандарт, который определяет успешное развитие и результаты. Определение стратегии предприятия является основой стратегического управления. Стратегическое управление – это реализация концепции, в которой объединяются целевой и интегральный подходы к деятельности предприятия, что дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с реальными возможностями (потенциалом) предприятия и приводить их в соответствие за счет разработки и реализации системы стратегии. Концепция стратегического управления лежит в основе стратегического мышления и находит выражение в очевидных характерных чертах ее применения [36]: 1) базируется на очевидном объединении теории: системном, ситуационном и целевом подходах к деятельности предприятия, что трактуется как открытая социально-экономическая система. Применение только одного из отмеченных подходов не дает возможности достичь нужных результатов – развития предприятия в долгосрочной перспективе; 2) ориентирует на изучение условий, в которых функционирует предприятие. Это позволяет создавать адекватные этим условиям системы стратегического управления, которые будут отличаться одна от другой в зависимости от особенностей предприятия и характеристик внешней среды; 3) концентрирует внимание на необходимости сбора и применения баз стратегической информации. Анализ, интерпретация и применение информации для принятия стратегических решений дает возможность определить содержание и последовательность действий к изменениям на предприятии благодаря уменьшению неопределенности ситуации; 4) позволяет прогнозировать последствия решений, которые принимаются, влияя на ситуацию путем соответствующего распределения ресурсов, установления эффективных связей и формирования стратегического поведения персонала; 5) предусматривает применение очевидных инструментов и методов развития предприятий (целей, “дерева целей”, стратегий, “стратегического набора”, стратегических планов, проектов и программ, стратегического планирования и контроля и т.д.). Рассматривая приведенные характеристики можно отметить, что они не исчерпывают сущности концепции стратегического управления, но в целом дают возможность определить наиболее существенные его составные. Разные подходы к построению системы стратегического управления требуют четкого представления о преимуществах этого явления в деятельности отдельных предприятий, которые в общем виде можно сформулировать через цель стратегического управления. Цель стратегического управления - это определение миссии, целей и стратегий, разработка и обеспечение выполнения системы планов как инструментов реализации стратегических ориентиров с усовершенствования предприятия и его отдельных подсистем, что является основой для обеспечения его конкурентоспособного существования в долгосрочной перспективе. Основу этого направления составляет стратегическое планирование на предприятии. Известный ученый-экономист И. Ансофф определяет стратегическое планирование, как управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, ее потенциальными возможностями и определенными успехами в сфере маркетинга [37]. Процесс стратегического планирования требует большой гибкости и управленческого мастерства менеджеров предприятия. Для его реализации необходимо выполнить ряд мероприятий, направленных на выработку набора действий и решений. Процесс стратегического планирования состоит из последовательности этапов (рисунок 1.3). На первом этапе руководство проводит исследования внешней и внутренней среды предприятия: определяются главные компоненты организационной среды, имеющие значение для предприятия, проводится сбор информации по этим компонентам, прогнозируется состояние среды, оценивается реальное финансово-хозяйствнное состояние предприятия. Второй этап направлен на определение приоритетных направлений деятельности предприятия. На третьем этапе проводится анализ целей и результатов исследования факторов внешней среды. Результаты анализа показывают, возможна ли практическая реализация желаемых показателей при текущих внешних и внутренних факторах внешней среды, ограничивающих их достижение. На этом этапе с использованием методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии. В рамках четвертого этапа производится набор и проработка наиболее приемлемой стратегии из числа альтернативных. Пятый этап направлен на реализацию подготовки окончательного стратегического плана деятельности предприятия. Следует отметить, что основной целью функционирования большинства предприятий, в настоящее время, является выживание в условиях перехода к рынку, который характеризуется сочетанием старых и новых методов хозяйствования, постоянным изменением законодательных актов, регламентирующих экономические вопросы деятельности предприятий.
Рисунок 1.3 – Последовательность этапов стратегического планирования
Зарубежные специалисты по социалистической экономике (такие, как Я. Корнаи, Б. Хамори) выделяют следующий комплекс собственных целей предприятий, действующих в административных экономических системах [38, с. 333-334]. 1) Цели, связанные с получением дохода. При этом цель получения прибыли подменялась стремлением увеличить личные доходы работников и руководителей предприятия. 2) Стремление к расширению, росту. Эта цель, в первую очередь, отражала основные установки государственной экономической политики. Вместе с тем расширение было выгодно самому предприятию: - с точки зрения удовлетворения личных амбиций и интересов руководителей предприятия; - в связи с полученными предприятием производственно-экономическими преимуществами: крупное предприятие было важно для государства, а потому более тесно связано с ним. Поэтому оно имеет особые льготы на получение субвенций, дотаций, имеет более легкий доступ к источникам капитальных вложений. 3) Репутация предприятия. Это важная цель, связанная с желаемым приближением к экономическому центру. Поскольку связь с центром осуществлялась путем циркуляции документов - рапортов, отчетов, постольку обеспечение репутации было связано не с повышением качества продукции, а с филигранной подготовкой отчетов (многие из которых существенно искажали фактическое положение дел). 4) Создание резервов (организационных запасов) является важнейшей задачей в условиях хронического дефицита. Нужно заметить, что ее выполнение еще более обостряло нехватку ресурсов в производственном потоке. В таких условиях у предприятий серьезно снижались способность и потребность к выпуску качественной, конкурентоспособной продукции, отсутствовали стимулы и возможности технического и технологического совершенствования, не было навыков приспособления к спросу. Эти недостатки остро проявили себя в современных условиях. Нынешние отечественные предприятия с большим трудом адаптируются к обстановке. Стратегия выживания отечественных (государственных и приватизированных) предприятий - это способ сохранения и обеспечения эффективной деятельности хозяйственной единицы в условиях переходного состояния экономики. Основными целями стратегии выживания являются: - приспособление (адаптация) к формирующемуся рынку; - отказ от изживших себя, неэффективных методов хозяйствования; - обеспечение стабильности хозяйственной деятельности; - сохранение ресурсного потенциала, в особенности коллектива высокопрофессиональных специалистов и управленцев. Стратегия нынешних государственных предприятий существенно усложнилась по сравнению с советским периодом, приобрела комплексный характер. Стратегия выживания включает в себя: общий (организационный), производственный, рыночный (маркетинговый), финансовый, кадровый компоненты. Исследование около 100 американских компаний, проведенное в 1985 году, а также более поздние исследования западной практики реализации стратегических программ позволили выделить и классифицировать круг проблем, с которыми сталкиваются предприятия при осуществлении стратегии. Можно сказать, что реализация корпоративной стратегии терпит неудачу по следующим причинам [39, c. 90]. 1) Игнорирование на стадии разработки возможных трудностей реализации стратегии. 2) Неконтролируемые внешние воздействия и изменения в окружении предприятия. 3) Неясная постановка целей, низкая подготовленность, недостаточная ответственность и компетентность линейных менеджеров. 4) Слабая координация деятельности по реализации намеченных мероприятий. 5) Отсутствие увязки стратегических и оперативных планов. 6) Ошибка в выборе ответственных руководителей. 7) Недостаток знаний и способностей сотрудников. 8) Неправильное понимание со стороны оперативного руководящего персонала общей стратегии предприятия, ограниченность кругозора управленцев краткосрочными задачами на уровне своей компетенции (конфликты целей на оперативном уровне). 9) Отсутствие поддержки и/или открытое противодействие заинтересованных лиц намеченным изменениям (саботаж). 10) Слабая информированность относительно конечных целей и последствий стратегии, недостаточный авторитет руководителей, причастных к ее проведению. 11) Низкий уровень контроля над стратегически важными показателями для оценки успешности реализации стратегии или неадекватная увязка систем планирования и контроля. 12) Заниженная оценка необходимых ресурсов, неправильное их использование или противоречивое распределение. 13) Несоответствие организационной структуры и управленческого инструментария (например, систем менеджмента) требованиям новой стратегии. 14) Несовместимость культурно-ценностных, нормативных и познавательных структур. Многообразие отмеченных проблем объясняет, сколь сложен процесс реализации стратегии предприятия. Оценивая сложность проблем, стоящих перед предприятиями Украины в период перехода к рыночным отношениям, возникает объективная необходимость в разработке новых методов стратегического управления в период адаптации их к новым условиям. В этой связи одно из важных направлений научных исследований заключается в обеспечении управленческих работников современными методами подготовки и принятия решений по стратегическому управлению предприятиями на основе использования экономико-математических методов, средств вычислительной техники и информационных технологий, учитывающих вероятностный характер рыночных факторов.
Вопросы к главе 1
1. В чем заключаются особенности управления предприятием в условиях трансформации экономики? 2. Что понимается под “управлением”? 3. Раскройте сущность “управленческого решения”. 4. В чем состоит сущность производственной структуры предприятия и ее влияние на организационно-экономический механизм управления? 5. В чем заключаются особенности перехода предприятий к рыночным отношениям? 6. Что понимается под “конкуренцией”? 7. Что такое “стратегия”? 8. В чем состоит основное отличие “стратегического управления” от “стратегического планирования”? 9. Какие основные цели стратегии выживания предприятий в переходный период?
Литература к главе 1
1. Автоматизированная система управления народным хозяйством Донецкой области (общие положения). – Д.: Главинформцентр, 1990. – 107 с. 2. Бакаев А.А., Костина Н.И., Яровицкий Н.В. Имитационные модели в экономике. – К.: Наукова думка, 1978. – 302 с. 3. Берсуцкий Я.Г. Информационная система управления предприятием. – К.: Наукова думка, 1986. – 168 с. 4. Библиотека управляющего персоналом: мировой опыт. Современный менеджмент: теория и практика: Обзорная информация / Сост. Яровой В.И.; Под ред. Щекина Г.В.. – К.: МЗУУП, 1994. – 144 с. 5. Борисенко А. Экономико-математическая модель эффективного вложения инвестиций //АПК: Экономика, управление, 1995. – № 1. – С. 25-30. 6. Введение в информатику /Калитич Г.И., Каныгин Ю.М., Решодько Л.В. и др. – Донецк: ДРНЦ Украины, 1993. – 525 с. 7. Глушков В.М. Автоматизированные системы управления сегодня и завтра. – М.: Мысль, 1976. – 64 с. 8. Годунов А.А. Введение в теорию управления. – М.: Экономика, 1967. – 280 с. 9. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: МП "Сувенир", 1993. – 488 с. 10. Друкер П.Ф. Новые дисциплины. – М.: Дело, 1992. – 18 с. 11. Заречнев А.Н. Управление экономическими процессами в производственном объединении. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1996. – 274 с. 12. Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике. – Минск: Полымя, 1997. – 573 с. 13. Котова В.В. Моделирование программы обновления производственного потенциала вторичной цветной металлургии. – Донецк: 1987. – 22 с. (Доклад /АН Украины, институт экономики промышленности). 14. Краткий словарь современных понятий и терминов / Бунимович Н.Т., Жаркова Г.Г., Корнилова Т.М. и др.; Сост. и общ. ред. Макаренко В.А. – 2-е изд. – М.: Республика, 1995. – 510 с. 15. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. – 2-е изд.– Т.1 – М: Республика, 1992. – 399 с. 16. Маркс К. – Капитал. Т.1 – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.23. – 907 с. 17. Маркс К. - Капитал. Т.2 – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 24. – 648 с. 18. Маркс К. Критика политической экономии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т.23. – 907 с. 19. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 580 с. 20. Методические рекомендации к разработке целевых программ и схем развития и размещения вторичной цветной металлургии. Экономико-математическое моделирование металлургического производства: 36 научн. труд. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1989. – 86 с. 21. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993. – 371 с. 22. Правила рынка: Иностранные инвестиции; внешняя торговля; трудовая миграция; конкурентоспособность; дипломатия; помощь / Под ред. проф. Щетинина. – М.: Междунар. отношения. – 1994. – 352 с. 23. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции /Волкова К.А., Дежкина И.П., Казакова Ф.К. и др. – М.: ОАО "Издательство "Экономика", НОРМА, 1997. – 526 с. 24. Реструктурирование предприятия. – М.: Дело, 1996. – 200 с. 25. Самуэльсон П. Экономика Т.1. – М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ, "Машиностроение", 1994. – 334 с. 26. Селезнев А.З. К вопросу о конкурентных преимуществах на товарных рынках // Вестник московского университета. - 1996. – № 5 – С. 3-18. 27. Словарь – справочник менеджера /Под ред. Лапусты М.Г. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 608 с. 28. Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. – М.: Наука, 1972. – 288 с. 29. Холод Б.И., Ткаченко В.А., Сазонец И.Л. Практика совершенствования оперативного управления. – Донецк: ИЭП НАН Украины, 1997. – 298 с. 30. Целевые комплексные программы развития производства (методические вопросы) / Иванов Н.И., Амоша А.И., Бреславцев А.В. и др. – К.: Наукова думка, 1986. – 245 с. 31. Чумаченко Н.Г., Савченко А.П., Коренев В.Г. и др. Проектирование организационных структур управления производством. – К.: Наукова думка, 1979. – 259 с. 32. Шадрин И.П. Подготовка и принятие управленческого решения. – Якутск: Якутсккнига-издат, 1970. – 34 с. 33. Панченко Е.Г. Теория рыночной экономики и практика перехода Украины к рынку // Экономика Украины. – 1992. – № 2. 34. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. 35. Организация управления в капиталистических фирмах. – М.: Экономика. – 1978. – 160 с. 36. Шершнева З.Е., Оборская С.В.Стратегическое управление: Учебное пособие. – К.: КНЭУ, 1999. – 384 с. 37. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Спб: Изд-во “Питер”. – 1999. – 416 с. 38. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем” Изд-во ЭКМОС, 1999. – 440 с. 39. Шелленберг А. Проблемы реализации политики предприятия // Проблемы теории и практики управления, 1993, №5. – С. 89-92.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |