Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ основных проблем и трудностей в работе с номинацией



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
Анализ основных проблем и трудностей в работе с номинацией 0.00 из 5.00 0 оценок




В существующих на сегодняшний день документах прописаны четыре категории представителей социальных инициатив: 1) лидеры или руководители общественных, муниципальных, региональных, межрегиональных объединений; 2) авторы реализованных социальных проектов; 3) добровольцы (волонтеры); 4) активисты ученического и студенческого самоуправления, имеющие стаж работы или опыт участия в данной деятельности не менее двух лет, победители региональных (межрегиональных) мероприятий, направленных на выявление способной и талантливой молодежи.

Анализ материалов, представленных регионами для награждения талантливой молодежи, показал, что почти во всех регионах данная номинация представлена недостаточно масштабно. Практически очень мало номинантов в трех категориях: авторов реализованных социальных проектов, добровольцев (волонтеров), активистов ученического и студенческого самоуправления.

Статистические данные о распределении лауреатов президентской премии талантливой молодежи от регионов по номинации «Социально значимая и общественная деятельность».

Регион Квота Социально-значимая и общественная деятельность
1. Белгородская область 17 1
2. Брянская область 15 0
3. Владимирская область 16 1
4. Воронежская область 22 1
5. Ивановская область 14 3
6. Калужская область 13 1
7. Костромская область 11 3
8. Курская область 14 2
9. Липецкая область 14 2
10. Московская область 52 0
11. Орловская область 12 2
12. Рязанская область 14 1
13. Смоленская область 13 0
14. Тамбовская область 13 2
15. Тверская область 16 1
16. Тульская область 16 3
17. Ярославская область 15 2
18. г. Москва 75 0
19. Республика Карелия 11 2
20. Республика Коми 14 1
21. Архангельская область 16 3
22. Ненецкий автономный округ 7 1
23. Вологодская область 15 1
24. Калининградская область 13 0
25. Ленинградская область 18 0
26. Мурманская область 13 1
27. Новгородская область 11 2
28. Псковская область 11 1
29. г. Санкт-Петербург 38 2
30. Республика Адыгея 9 0
31. Республика Дагестан 31 0
32. Республика Ингушетия 11 1
33. Кабардино-Балкарская Республика 14 3
34. Республика Калмыкия 8 1
35. Карачаево-Черкесская Республика 9 2
36. Республика Северная Осетия-Алания 12 1
37. Чеченская Республика 17 0
38. Краснодарский край 43 5
39. Ставропольский край 28 2
40. Астраханская область 14 1
41. Ростовская область 38 3
42. Республика Башкортостан 37 0
43. Республика Марий Эл 12 2
44. Республика Мордовия 12 1
45. Республика Татарстан 34 2
46. Волгоградская область 25 0
47. Удмуртская Республика 18 1
48. Чувашская Республика 16 1
49. Кировская область 17 3
50. Нижегородская область 30 3
51. Оренбургская область 23 2
52. Пензенская область 16 1
53. Пермский край 27 2
54. Самарская область 29 1
55. Саратовская область 25 1
56. Ульяновская область 16 1
57. Курганская область 13 1
58. Свердловская область 40 1
59. Тюменская область 17 0
60. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 18 2
61. Ямало-Ненецкий автономный округ 10 1
62. Челябинская область 33 0
63. Республика Алтай 8 0
64. Республика Бурятия 14 1
65. Республика Тыва 9 1
66. Республика Хакасия 10 0
67. Алтайский край 25 0
68. Красноярский край 29 2
69. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 7 0
70. Эвенкийский автономный округ 7 0
71. Иркутская область 25 1
72. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 7 1
73. Кемеровская область 28 1
74. Новосибирская область 26 0
75. Омская область 22 1
76. Томская область 15 2
77. Читинская область 15 2
78. Агинский Бурятский автономный округ 7 1
79. Республика Саха (Якутия) 14 0
80. Приморский край 22 1
81. Хабаровский край 18 0
82. Амурская область 13 1
83. Камчатская область 9 1
84. Корякский автономный округ 7 0
85. Магаданская область 7 0
86. Сахалинская область 10 0
87. Еврейская автономная область 8 1
88. Чукотский автономный округ 7 0
  Итого 1600 101 (6 %)

 

Таким образом, по номинации «Социально-значимая и общественная деятельность» не представили кандидатов 25 регионов (28 %):

· Чукотский автономный округ;

· Сахалинская область;

· Магаданская область;

· Корякский автономный округ;

· Хабаровский край;

· Республика Саха (Якутия);

· Новосибирская область;

· Эвенкийский автономный округ;

· Таймырский (Долгано – Ненецкий) автономный округ;

· Алтайский край;

· Республика Хакасия;

· Республика Алтай;

· Челябинская область;

· Тюменская область;

· Волгоградская область;

· Республика Башкортостан;

· Чеченская Республика;

· Республика Дагестан;

· Республика Адыгея;

· Калининградская область;

· Ленинградская область;

· г. Москва;

· Смоленская область;

· Московская область;

· Брянская область.

Причины возможного непредставления своих номинантов на конкурс регионами также могут быть связаны с тем, что либо имеющиеся на местах инициативы не вписываются в разработанные нормативы; либо многие социальные инициативы реализуются, но не имеют формального определения и закрепления. К примеру, отсутствуют положения с четким определением целей, задач, процедур, статуса участников и т.д.

 

3.2.Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность

Содержание номинации

Рекомендации по реализации пнп «Образование» в части, касающейся мер государственной поддержки талантливой молодежи в субъектах Российской Федерации в 2006 году, предусматривают специальную номинацию, отражающую достижения в сфере научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности молодежи 14 – 25-летнего возраста.

В центре внимания – складывающаяся в регионах система государственной и общественной поддержки достижений молодежи в учебно-исследовательской и научно-технической деятельности и творчестве как особой форме реализации творческого потенциала личности. Все это требует специального внимания общества и продуманной системы государственно-общественной материальной поддержки и морального стимулирования как условия оптимизации развития будущих творцов научного и инновационно-технического потенциала страны и ее социального капитала.

В системе номинаций, по которым осуществляется отбор талантливой молодежи в субъектах Российской Федерации, рассматриваемая нами номинация отличается своей направленностью – «Человек – техника» и применением технологий учебно-исследовательской деятельности как значимой и характерной особенности талантливой молодежи.

Традиционно техническое творчество трактуется как вид деятельности, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащегося) или объективной новизны. Техническое творчество развивает интерес к технике как объекту творчества, способствует формированию стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащает личность, содействуя приобретению практических умений, развитию творческих способностей талантливой молодежи.

Постоянно возрастает роль научно-исследовательской и инновационной составляющей технического творчества, что и нашло отражение в современном понятии научно-технического творчества детей и молодежи.

Актуальность данной номинации определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, она вызвана постоянно возрастающими требованиями к инновационной составляющей современного технико-технологического развития ведущих стран мира и к профессиональной подготовке и готовности к новациям. Актуальность этого для современной России доказывают крупнейшие всероссийские и международные мероприятия в сфере научно-технического творчества, учебно-исследовательской деятельности: ежегодный Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2006», проводимый Минобрнауки России, всероссийские соревнования по судомоделизму и ракетомоделированию, традиционно проводимые РОСТО (ДОСААФ), всероссийский конкурс деловых идей и деловых проектов «Сотворение и создание будущей Россиии», проводимый Молодежным союзом экономистов и финансистов, и другие конкурсные мероприятия, ставшие для многих субъектов Российской Федерации реальными моделями для проведения региональных и межрегиональных конкурсов по данной направленности.

Во-вторых, важен международный контекст развития научно-технического творчества детей и молодежи в общей логике Европейской образовательной хартии, к которой три года назад присоединилась Россия. Болонский процесс, начатый в самом конце девяностых годов ХХ века на праздновании юбилея старейшего университета, заложил основы общего европейского образовательного процесса, в числе приоритетов которого – не только соответствующие образовательные стандарты, но и развитие научно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества учащейся молодежи.

Центральный момент научно-технического творчества – нахождение главной идеи научного и/или технического решения, требующей обоснования, соответствующих расчетов и экспериментальной проверки.

Новые знания в сопоставлении с уже известными в науке данными могут выполнять различные функции – уточнять, конкретизировать известное, дополнять его или преобразовывать. Эту сторону полученных результатов исследовательской деятельности, их место и соотношение с имеющимися научными знаниями характеризуют ряд показателей:

- уровень новизны – новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, при этом вносимые изменения затрагивают отдельные положения и вопросы, не меняющие принципиально понимание сути явления или процесса;

- уровень дополнения – новый результат расширяет известные теоретические положения, вносит дополнения в исследуемую проблему; происходит приращение знаний, открываются новые грани и аспекты проблемы;

- уровень преобразования – характеризуется принципиально новыми в теории и практике подходами.

Процессуальный аспект научно-технического творчества тесно связывает его с учебно-исследовательской деятельностью.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированное исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование – неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, – имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Следует различать учебное исследование и научное исследование. Главный смысл исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, к которой оно относится. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко выражалась в реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, в реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главной целью этой деятельности являлись подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. Это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, термин «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Хотя такая деятельность часто называется организаторами исследовательской, она преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

Специфика реализации исследовательских задач. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.

Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение (например, объема). Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменим в образовательном процессе.

Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко – в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором работает учащийся, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются тезис , статья, доклад. В этих формах могут быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные — творческие работы, созданные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Они носят скорее иллюстративный характер, но предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью их является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата.

Проектно-исследовательская школа и инновационная сеть исследовательской деятельности учащихся. В Российской Федерации имеется относительно постоянный круг организаций (это школы, учреждения дополнительного образования детей, детские коллективы при научных учреждениях и др.), в которых сложились традиции и культура исследовательской работы со школьниками. Каждая из таких организаций хорошо узнаваема по характерному «почерку»: это могут быть излюбленные тематика, или методики, или места проведения исследований. Каждый год они представляют на различные конференции работы разных детей; подчас меняются педагоги, но «почерк» остается неизменным. Для них вводится специальный термин — проектно-исследовательские школы; они и являются реальными субъектами исследовательской деятельности учащихся. Ориентация на работу с проектно-исследовательскими школами задает инновационную сеть, в которой распространяется (внедряется) технологическая модель исследовательской деятельности учащихся в образовательной системе как модель их вовлечения в совместную деятельность.

Учебный проект или исследование — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

При оценке успешности в проекте или исследовании можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации, использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации – устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.

 

Этапы отбора талантливой молодежи в субъектах федерации по данной номинации

Рекомендации Минобрнауки России предусматривают ряд последовательных этапов организационной и практической деятельности уполномоченных органов исполнительной власти субъекта РФ для реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части государственной поддержки талантливой молодежи. Перечень региональных (межрегиональных) конкурсных мероприятий (согласно пункту 4.2 Рекомендаций) должен включать как минимум одно мероприятие, соответствующее номинации «научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность», и соответственно как минимум одного кандидата от данной номинации.

Реальная практика показывает, что на региональном уровне практически не возникает проблем с включением в Перечень мероприятий по этой номинации, поскольку региональные предметные олимпиады регулярно проводятся. Существует значительное число как традиционных для региона, так и сравнительно новых (проводимых в течение не менее двух лет, предшествующих 2006 году, – 4.1 Рекомендаций) выставок и конкурсов, соответствующих содержанию данной номинации и проводимых в несколько этапов – от муниципального, городского или районного – до регионального или межрегионального.

В качестве примера возьмем Ульяновскую область. Анализ Перечня конкурсных мероприятий показал, что для поощрения премиями регионом представлены победители в различных конкурсных мероприятиях, которые соответствуют следующим номинациям

 

    Номинация Кол-во конкурсных мероприятий Кол-во премий
  Региональная олимпиада школьников Ульяновской области   7
1. Социально значимая и общественная деятельность 2 2
 2. Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность 1 1
3. Художественное творчество 2 2
4. Профессиональное мастерство 1 3
5. Спортивные достижения 1 1
  Итого   16

 

Таким образом, можно констатировать, что список конкурсных мероприятий, проводимых с молодежью на территории Ульяновской области в рамках ПНПО, охватывает все пять номинаций, которые рекомендованы федеральными документами.

Следует отметить, что для развития творческих способностей талантливой молодежи умение должным образом представить свои научно-исследовательские проекты и образцы технического творчества является весьма полезной практикой, чему и способствует участие в разных этапах (на уровне школы, в межшкольных и муниципальных конференциях и выставках) региональных конкурсных мероприятий в сфере научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности молодежи. Сами конкурсные мероприятия при должном уровне их организации становятся своеобразными школами общения талантливой молодежи, что способствует установлению межличностных контактов и обогащению социокультурного опыта. Мониторинг реализации ПНПО в регионах показывает, что условия реализации конкурсных мероприятий не всегда соблюдаются (или соблюдаются формально), подменяясь заочными формами презентации докладов и экспонатов выставок.

Наиболее сложным этапом является отработка критериев отбора кандидатов из числа победителей олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проводимых в данной номинации в регионах. Предметные олимпиады, как правило, дают значительное число победителей, поскольку проводятся с учетом разных возрастных групп (классов) обучающихся, а иногда и с учетом сельских и городских школ региона и других критериев. Квоты регионов диктуют жесткие количественные требования к отбору кандидатов. Поэтому приходится вводить дополнительные критерии для определения одного (реже – двух) победителя, включаемого в список кандидатов от региона по итогам конкретного конкурсного мероприятия. К числу таких дополнительных критериев могут быть отнесены неоднократные (в течение двух-трех лет) победы или участие в олимпиадах, другие значимые достижения в данной предметной области или определение приоритетов жюри конкурсов, внесенные в Положение о данном конкурсном мероприятии и согласованные с Региональной конкурсной комиссией.

Список кандидатов от региона с учетом всех пяти номинаций всегда отражает не только складывающуюся практику работы по реализации мер государственной поддержки талантливой молодежи, но и систему приоритетов и традиций, характерную для данного региона. Перспективным следует признать оптимизацию соотношений между разными номинациями, с учетом специфики региона и перспектив его развития.

 



2020-02-04 178 Обсуждений (0)
Анализ основных проблем и трудностей в работе с номинацией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ основных проблем и трудностей в работе с номинацией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)