Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ основных проблем и трудностей в работе с номинацией



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Анализ основных проблем и трудностей в работе с номинацией 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблемно-целевой анализ результатов мониторинга осуществления ПНПО в части мер государственной поддержки талантливой молодежи показывает, что реальная практика составления перечня конкурсных мероприятий, определения критериев отбора кандидатов от регионов по номинациям и общего списка кандидатов от региона осуществляется в логике трех основных подходов.

Первый подход. Конкурсной комиссией региона формируется полный список мероприятий, соответствующий требованиям рекомендаций (лонг-лист). В дальнейшем, с учетом квоты региона, осуществляется отбор конкурсных мероприятий с учетом представленности каждой из пяти номинаций и возможностей бесконфликтного выявления необходимого числа победителей конкурсных мероприятий, включаемых в список кандидатов от региона согласно квоте. Так формируется представляемый на утверждение уполномоченному органу исполнительной власти перечень мероприятий, определяющий приоритеты региона и предопределяющий отбор кандидатов на премию для поддержки талантливой молодежи (шот-лист).

Второй подход. Конкурсной комиссией определяются квоты мероприятий для разных институциональных структур (министерства, агентства, департаменты и др.), участвующих в проведении на территории региона конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи. Свои списки представляют органы управления образованием, молодежной политикой, культурой и т.п. в соответствии с номинациями, что и формирует перечень региональных мероприятий. Выделенная региональная квота распределяется между структурами исполнительной власти региона в соответствии с согласованным перечнем.

Третий подход. Осуществление мероприятий по подготовке перечня конкурсных мероприятий, дополнительных критериев отбора кандидатов в список кандидатов от региона осуществляется в логике реализации региональных программ развития образования и социальной поддержки. В этом случае учитываются сложившаяся практика и опыт проведения субъектом федерации конкурсных мероприятий по поддержке талантливой молодежи в регионе, а реализация ПНПО рассматривается как высший этап поддержки молодых дарований в разных сферах общественной практики. Такой подход представляется наиболее продуктивным, поскольку осуществляется интеграция региональных и общероссийских программ работы с творчески одаренной молодежью, что соответствует общей логике ПНП «Образование».

Мероприятия по совершенствованию системы интеллектуального потенциала Республики Мордовия, созданию условий максимального развития интеллектуальных способностей учащихся, формированию навыков продуктивного интеллектуального труда включены в «Программу развития образования Республики Мордовия на 2002-2006 г.г.»

В рамках программы «Интеллектуальное будущее Мордовии» Министерство образования республики совместно с региональным учебным округом ежегодно проводят республиканский конкурс научно-исследовательских проектов учащихся средних школ и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, студентов первых курсов вузов Мордовии. Итоги конкурса подводятся на научно-практической конференции. Другими направлениями работы с одаренными детьми в системе Министерства образования Республики Мордовия являются соревнования, конкурсы; помощь одаренным детям вне системы образования, в том числе доступ к источникам информации; продолжение образования, взаимодействие с конкурсной системой отбора в вузы; заочные формы образования; подготовка и поддержка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми; взаимодействие со средствами массовой информации для создания атмосферы общественной поддержки одаренных детей и понимания одаренности как общенационального достояния.

Значительную роль в познании научных ценностей играют научные конкурсы, научно - практические конференции, проводимые для разных возрастных групп молодежи.

В номинациях проводимых конкурсных мероприятий существуют специфические трудности, связанные с определением критериев различения (в известном смысле – границ номинаций). Так, применительно к номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность» такие вопросы возникают в двух основных случаях.

Во-первых, в отношении учебных исследований, связанных с социальной сферой и общественными науками.

Во-вторых, в отношении научно-технического творчества, связанного с профессиональным становлением творческой молодежи.

Различение должно осуществляться по цели, главным задачам и основной социально-педагогической направленности конкретного конкурсного мероприятия. Окончательное решение на основе экспертного обсуждения принимает Региональная конкурсная комиссия.

Объект экспертизы творческих достижений в сфере учебно-исследовательской деятельности – исследовательские работы разных типов и результаты научно-технического творчества – требует высокой научной квалификации и специализации экспертной деятельности. Необходимо выявить действительную научную или техническую новизну, обоснованно распознать и отличить компилятивные работы от действительно творческих учебно-научных исследований. Важно учитывать степень и характер научного или консультативного руководства (учителем, педагогом дополнительного образования, профессионалом-ученым) учебно-исследовательскими работами и техническим творчеством молодежи.

Талантливая молодежь характеризуется широтой творческого самовыражения, поэтому важен субъектно-биографический подход к развитию творческой личности каждого. Отмечая взрослеющую личность за конкретные достижения в учебно-исследовательской деятельности и научно-техническом творчестве важно обеспечить необходимое психолого-педагогическое сопровождение гармоничному развитию талантливого человека.

К полномочиям Региональной конкурсной комиссии отнесены не только разработка критериев отбора кандидатов от региона по каждой номинации, но и осуществление регистрации обязательной и дополнительной документации по итогам мероприятий. Широта предметной сферы данной номинации требует специального внимания к разработке необходимой для выявления победителей дополнительной документации, позволяющей сравнивать уровни творческого решения разных технических задач, определяющих особенности личного вклада каждого участника технического творчества. Поскольку научно-техническое творчество охватывает очень широкий круг технических проблем (сфера «Человек–Техника»), возникает необходимость сопоставлять результирующие показатели творческих достижений участников (например, региональных выставок технического творчества) в очень разных направлениях. Это требует подключения к отбору кандидатов по номинации экспертов разной специализации (обычно профильные кафедры ведущих технических вузов региона) и определения региональных приоритетов в научно-техническом творчестве молодежи. К числу таких приоритетов разные регионы относят разные сферы научно-технического развития, как правило совпадающие с экономико-географической спецификой территории и сложившейся системой высшего технического образования в главных промышленных центрах республики, края или области. Эта складывающаяся система приоритетов региона в научно-техническом творчестве должна найти обоснованное отражение в положениях о региональных выставках технического творчества и других конкурсных мероприятиях для молодежи или с участием молодежи, по итогам которых формируется список кандидатов от региона.

Мероприятия, проводимые по данной номинации (в частности, предметные олимпиады и выставки научно-технического творчества) и включенные в перечень региональных и межрегиональных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, выявляют существенно большее число победителей, чем это предусмотрено по итогам данного конкурсного мероприятия. Требуется дополнительная работа жюри конкретного конкурсного мероприятия (иногда с привлечением экспертов) для определения одного-двух кандидатов на присуждение премии из числа победителей в разных возрастных группах или номинациях включенного в перечень мероприятия.

Разные стратегии выбора конкурсных мероприятий и распределения количества премий по их итогам проиллюстрируем методом случайной выборки (три территории из трех федеральных округов по формальному признаку – на букву «К»). При этом анализируем представленность номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность».

 

Калужская область

Номинация Количество конкурсных мероприятий Количество премий
1. Социально значимая и общественная деятельность  1 1
2. Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность 7 7
3. Профессиональное мастерство 1 1
4. Художественное творчество 1 1
5. Любительский спорт 3 3

Итого: 13 конкурсных мероприятий и 13 премий победителям, при 7 победителях на 7 конкурсных мероприятиях по номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность».

 

Кемеровская область

 

Номинация Количество конкурсных мероприятий Количество премий
1. Социально значимая и общественная деятельность  2 5
2. Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность 2 5
3. Профессиональное мастерство 1 5
4. Художественное творчество 2 7
5. Любительский спорт 3 6

Итого: 10 конкурсных мероприятий и 28 премий победителям, при этом по номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность» – 5 победителей на двух конкурсных мероприятия.

Кировская область

Номинация Количество конкурсных мероприятий Количество премий
1. Социально значимая и общественная деятельность  1 3
2. Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность 1 2
3. Профессиональное мастерство 2 7
4. Художественное творчество 2 2
5. Любительский спорт 3 3

Итого: 9 конкурсных мероприятий и 17 премий победителям, при этом по номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность» – 2 победителя и 1 конкурсное мероприятие.

 

Проведенный анализ показывает не только существенные различия в количественных показателях, но и стоящие за ними различия в подходах разных регионов к включению в перечень конкретных конкурсных мероприятий по номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность» в сравнении с другими номинациями. Это подтвердило наши предварительные данные по 58 регионам, приславшим Федеральному оператору заявочные материалы в июле 2006 года. По отдельным регионам существуют заметные расхождения по включенным в перечень от региона конкурсным мероприятиям по номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность». В июле-августе вносились изменения и уточнения даже в тех регионах, где перечень и прилагаемые положения сформированы в сроки, отведенные Министерством.

Вопросы научно-методического сопровождения, информационного, ресурсного и психолого-педагогического обеспечения развития научно-технического и учебно-исследовательского творчества талантливой молодежи в регионах России

Целесообразно выстроить систему регулярно осуществляемых мероприятий регионального уровня, обеспечивающих реализацию содержания и документального сопровождения конкурсных мероприятий по каждой номинации, учитывая возможности и традиции регионов. Максимальный эффект дают устойчиво функционирующие системы государственно-общественной поддержки молодежи как субъектно-личностной составляющей развития учебно-исследовательской и научно-технической активности и творчества.

Выделим ряд существенных аспектов:

· информационное и информационно-аналитическое обеспечение создания банка сведений о талантливой молодежи, регулярно участвующей в программах, реализующих учебно-исследовательскую работу и научно-техническое творчество. Позитивные примеры такой деятельности в ряде регионов;

· обеспечение преемственности конкурсного участия и мер дополнительной поддержки (последовательное восхождение к значимым результатам) от школы к муниципальным, региональным и иным конкурсным мероприятиям по профилю исследовательской деятельности и научно-технического творчества;

· реализация принципов консультативной и научной поддержки талантливой молодежи при решении задач научно-технической и исследовательской направленности все более сложного уровня (руководство и менеджмент);

· психолого-педагогическое сопровождение и поддержка исследовательской и творческой активности с учетом индивидуально-типологических особенностей личности и социальной ситуации развития;

· осуществление субъектно-биографического подхода к творческой личности (творческие автобиографии, психологические портреты, портфолио творческой личности и др.) и психолого-акмеологического сопровождения творческих достижений талантливой молодежи с учетом особенностей и специфики творческой деятельности: учебное исследование, исследовательская деятельность, научно-техническое творчество с его спектром технико-технологических направленностей;

· решение сопутствующих задач исследовательской деятельности и технического творчества: финансовая поддержка публикаций, процедур патентования результатов технического творчества, ресурсное обеспечение дорогостоящих направлений технического творчества (ракето- и судомоделирование и т.п.) и исследовательской деятельности ( например, ГЭП по исследовательской деятельности школьников и студентов, региональная Московская городская программа «Творческая одаренность» и др.);

· обеспечение расширения социальной базы творческой деятельности за счет включения в исследования и техническое творчество талантливой молодежи с ограниченными возможностями, с ТЖС и др. категорий, а также государственно-общественная поддержка (губернаторские, муниципальные гранты и премии как система поддержки) НОШ, СНО, ДНТТМ и др.

· осуществление научно-педагогического анализа и исследований в русле осуществляемого направления подготовки и переподготовки кадров, повышение психолого-педагогической компетентности кадров, ведущих с молодежью работу в сфере научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности.

 

Научно-техническое творчество, учебно-исследовательская деятельность и региональные программы образования

Нормативно-правовые документы и методические материалы по ПНПО в части поддержки талантливой молодежи предусматривают специальную работу органов исполнительной власти субъекта РФ по дополнительной поддержке талантливой молодежи, включая решение вопросов поступления в профильные учебные заведения учащихся школ и карьерного роста творческой молодежи, проявляющей себя в учебно-исследовательской деятельности вузов и научно-техническом творчестве. Анализ опыта конкретных регионов показывает, что поддержка талантливой молодежи школ, средних и высших учебных заведений и молодых специалистов осуществляется в большинстве регионов, но она имеет разную нормативно-правовую базу, разные региональные традиции, не носит системного характера и не имеет научно-методического сопровождения. Наиболее последовательно программы поддержки научно-технического творчества и исследований молодежи осуществляется в тех регионах, где соответствующие программы и отдельные проекты реализуются на долгосрочной основе (системы региональных и международных выставок, конференций по отдельным направлениям развития науки–техники – технологий, а также практика ежегодных губернаторских и региональных премий за соответствующие достижения молодых исследователей и др.) и включены в среднесрочные и долгосрочные программы развития региона и конкретно–региональные программы развития образования. Должный инновационный, образовательный и социокультурный эффект дают программы, ориентированные на систематическую и долгосрочную реализацию.

Так, на территории Калужской области стала традиционной научно-практическая конференция учащихся и студентов «Молодость – науке», посвященная памяти А.Л.Чижевского. Материалы исследований публикуются ежегодно в сборнике «Молодость – науке», шестой выпуск которого осуществлен в 2006 году. Издание обеспечивает защиту авторских прав молодых исследователей по широкому кругу научных проблем научно-технического и естественнонаучного и гуманитарного характера, Работы выполняются под научным руководством специалистов и учителей. Экспертиза исследований и общее научное руководство осуществляется Калужским ГПУ им. К.Э.Циолковского, а редакцию итогового сборника трудов молодых исследователей составляют ведущие специалисты калужских вузов и Министерства образования культуры и спорта Калужской области. Такая систематическая работа, проводимая в течение многих лет и включенная в региональные планы (соответственно – в Бюджет региона), создает особое пространство творческой активности молодежи, включая молодежные исследовательские проекты в общероссийские конкурсные мероприятия и способствуя созданию научных обществ учащихся (НОУ) на базе школ и других учебных заведений. Например, уже издана в Калуге книга «Научное общество школы №5», где подробно рассмотрена деятельность НОУ (действует с февраля 2000 года, имея свой Устав, также публикуемый) этой калужской школы – победителя конкурса школ ПНПО.

Информационный мониторинг центральной и региональной печати по ПНПО в аспекте влияния на реальную политику регионального уровня, в том числе на научно-техническое развитие, сферу образования и молодежную политику показывает новационные управленческие тенденции. «Сегодня всю работу по развитию образования мы рассматриваем через призму приоритетного национального проекта «Образование», - говорит, отвечая на вопрос журналистов, губернатор Подмосковья Б.В.Громов. – Необходимо только сделать так, чтобы вложенные «поощрительные» средства не стали разовым финансированием» Программы, направленные на поддержку научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности талантливой молодежи, есть несомненный вклад в будущее страны и ее регионов через развитие человеческого (социального) капитала и научно- техническое обновление России.

 

Статистические данные о присуждении премий для поддержки талантливой молодежи от регионов по номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность»

Регион Квота Научно-техническое творчество
1. Белгородская область 17 9
2. Брянская область 15 10
3. Владимирская область 16 7
4. Воронежская область 22 12
5. Ивановская область 14 7
6. Калужская область 13 8
7. Костромская область 11 3
8. Курская область 14 6
9. Липецкая область 14 4
10. Московская область 52 0
11. Орловская область 12 0
12. Рязанская область 14 6
13. Смоленская область 13 3
14. Тамбовская область 13 4
15. Тверская область 16 2
16. Тульская область 16 7
17. Ярославская область 15 6
18. г. Москва 75 44
19. Республика Карелия 11 5
20. Республика Коми 14 9
21. Архангельская область 16 6
22. Ненецкий автономный округ 7 3
23. Вологодская область 15 5
24. Калининградская область 13 5
25. Ленинградская область 18 6
26. Мурманская область 13 4
27. Новгородская область 11 3
28. Псковская область 11 0
29. г. Санкт-Петербург 38 19
30. Республика Адыгея 9 2
31. Республика Дагестан 31 18
32. Республика Ингушетия 11 6
33. Кабардино-Балкарская Республика 14 8
34. Республика Калмыкия 8 4
35. Карачаево-Черкесская Республика 9 2
36. Республика Северная Осетия-Алания 12 4
37. Чеченская Республика 17 7
38. Краснодарский край 43 15
39. Ставропольский край 28 5
40. Астраханская область 14 3
41. Ростовская область 38 5
42. Республика Башкортостан 37 16
43. Республика Марий Эл 12 4
44. Республика Мордовия 12 6
45. Республика Татарстан 34 16
46. Волгоградская область 25 21
47. Удмуртская Республика 18 8
48. Чувашская Республика 16 4
49. Кировская область 17 7
50. Нижегородская область 30 2
51. Оренбургская область 23 8
52. Пензенская область  16 6
53. Пермский край 27 3
54. Самарская область 29 14
55. Саратовская область 25 15
56. Ульяновская область 16 9
57. Курганская область 13 5
58. Свердловская область 40 15
59. Тюменская область 17 9
60. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 18 3
61. Ямало-Ненецкий автономный округ 10 4
62. Челябинская область 33 19
63. Республика Алтай 8 2
64. Республика Бурятия 14 6
65. Республика Тыва 9 3
66. Республика Хакасия 10 5
67. Алтайский край 25 11
68. Красноярский край 29 8
69. Таймырский (Долгано- Ненецкий) автономный округ 7 2
70. Эвенкийский автономный округ 7 0
71. Иркутская область 25 19
72. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 7 2
73. Кемеровская область 28 6
74. Новосибирская область 26 12
75. Омская область 22 8
76. Томская область 15 4
77. Читинская область 15 6
78. Агинский Бурятский автономный округ 7 4
79. Республика Саха (Якутия) 14 5
80. Приморский край 22 10
81. Хабаровский край 18 8
82. Амурская область 13 3
83. Камчатская область 9 3
84. Корякский автономный округ 7 4
85. Магаданская область 7 3
86. Сахалинская область 10 3
87. Еврейская автономная область 8 3
88. Чукотский автономный округ 7 2
  Итого 1600 618(39 %) (321-52%)  
       

 

По номинации «Научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность»не представили кандидатов 4 региона (4,5 %):

· Эвенкийский автономный округ;

· Псковская область;

· Орловская область;

· Московская область;



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Анализ основных проблем и трудностей в работе с номинацией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ основных проблем и трудностей в работе с номинацией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)