Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Художественное творчество



2020-02-04 217 Обсуждений (0)
Художественное творчество 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Содержание номинации

Изменения, происходящие в социальной, политической, экономической и культурной жизни страны, обнажили процессы, имеющие негативные последствия для развития человека, – такие, как:

- усиление общественного практицизма, проявляющегося в приоритете материальных ценностей над духовными;

- коммерциализация искусства, приведшая к изменению приоритетов в культурных ценностях общества;

- деформация эстетических вкусов молодежи.

Художественная культура представляет собой наиболее мощный пласт духовной культуры индивида, включающей эмоционально-нравственный и интеллектуально-эстетический компоненты. Не случайно культура характеризуется как «явление умственное и нравственное» (Даль В.И. Словарь русского литературного языка. – М., 1988). Именно эти особенности художественной культуры делают ее незаменимой в сложном воспитательном процессе.

Виды искусства – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, образного мышления человека, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам его материального воплощения. Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств и приемов, что позволяет им отличаться друг от друга как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.

Искусство – это форма и способ человеческого общения; именно и, прежде всего, общение, соединение людей (Л.Н. Толстой). Причем, общение в искусстве протекает по законам свободного, ничем не ограниченного диалога, культуросозидающее значение которого подчеркнуто в работах М.М. Бахтина.

Трудно переоценить значение «воспитания через искусства» (художественного воспитания). Художественное воспитание – не только важная часть эстетического, но, прежде всего, центр воспитания чувств, ибо только здесь чувства оказываются главным педагогическим объектом образования как воспитания и воспитания как образования, которое осуществляется на столь специфическом материале.

Аксиологический аспект эстетического воспитания позволяет рассматривать данный феномен в контексте его личностной значимости для человека.

Воспитание эстетической культуры личности осуществляется посредством создания эстетической среды по следующим направлениям:

образовательная деятельность (уроки, занятия, развивающие спецкурсы и пр.);

внеучебная деятельность (система дополнительного художественного образования, а также клубы, кружки согласно личным потребностям и интересам);

взаимодействие семьи и школы, цель которого – повышение эстетической компетентности родителей;

условия для «обновления» художественно-эстетических знаний педагогов школы, системы дополнительного образования, высшей школы, развитие их эстетической культуры, становление личностно-ценностной концепции образа мира.

Цель всеобщего эстетического воспитания состоит в том, чтобы пробудить и развить у каждого эстетическое отношение к миру, причем, не как профессиональную особенность художника, а как общечеловеческую способность.

В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.

Отмечается необходимость поддержки и развития творчества детей и молодежи как одной из приоритетных задач дополнительного образования, а также обобщения педагогического опыта и научного обоснования выдвигаемых практикой показателей его эффективности.

Дополнительное образование характеризуется как процесс добровольно избранного человеком освоения вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального профессионального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение интересов, склонностей и способностей личности, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека. Дополнительное образование рассматривается как одно из мощнейших направлений воспитания и образования человека, предоставляющее ему огромные возможности выбора с учетом вариативности и разноуровневости этого образования, его непрерывности.

Реорганизация системы образования Российской Федерации предопределила эволюционное видоизменение системы внешкольной работы, переход ее в новое качественное состояние в связи с принципиальными изменениями, произошедшими в обществе. В результате возросла необходимость различных видов неформального образования.

Одним из них признано дополнительное образование, основное предназначение которого – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей и молодежи.

В настоящее время дополнительное образование детей развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение.

Однако на практике эти направления развиваются неравномерно: наиболее активно – объединения художественно-эстетического творчества, технического творчества, физкультурно-спортивной работы, в меньшей степени – эколого-биологические и туристско-краеведческие направления.

Заметим, что в представленных документах доля конкурсных мероприятий в номинации «Художественное творчество» не была столь же значительной.

Кроме объединений по основным направлениям деятельности в системе дополнительного образования России имеется более 56 тысяч других объединений (в т.ч. более 8 тыс. – на селе), среди них: клубы юных моряков и речников, авиаторов и космонавтов, десантников и парашютистов, пограничников и пожарных, объединения учебно-исследовательской деятельности, музеи, поисковые отряды, клубы международной дружбы, ассоциации юных лидеров, группы волонтеров социальных педагогов и многие другие. В настоящее время 38,8% обучающихся постоянно занимаются художественным и техническим творчеством, экологией, спортом, туризмом и краеведением.

Дополнительное художественное образование – это свободное, неформальное образование, в котором педагог ориентирован на гармонизацию процесса обучения с природой, интересами, потребностями и художественными способностями своих воспитанников.

Специфические возможности дополнительного художественного образования в том, что оно направлено на ценностно-ориентационную деятельность, создает условия для выбора уровня освоения конкретного вида художественной деятельности (от общего эстетического развития до профессиональной ориентации), а в случае необходимости для смены вида художественной деятельности, предоставляет возможность для выбора круга общения, формы культурного досуга.

Художественно-творческая деятельность детей и молодежи реализуется: в детских школах и студиях как самостоятельных видах учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности; в многонаправленных видах учреждений дополнительного образования детей (Центрах, Дворцах, Домах) как в форме школ и студий, так и в форме художественно-эстетических отделов и творческих объединений (клуб, кружок, театральный или хоровой коллектив, секция, ансамбль и пр.); в высших и средних учебных заведениях; в различных формах внеучебной художественной самодеятельности.

Организация дополнительного художественного образования основывается на следующих принципах.

Принцип открытости обусловливает «вхождение» каждого в художественно-эстетическую среду и художественную деятельность, способствует эстетическому развитию, адаптации личности к творческому коллективу, искусству, к собственно художественной деятельности.

Принцип целостности обусловливает организацию обучения как непрерывно развивающейся деятельности воспитанника по освоению определенной области культуры.

Принцип многоуровневости способствует выстраиванию логики освоения художественно-образовательного пространства по этапам с учетом педагогической целесообразности каждого этапа и с прогнозированием промежуточных результатов.

Принцип вариативности обусловливает свободу выбора индивидуальной траектории художественного развития на основе дифференциации содержания и форм работы, уровня сложности и темпа освоения художественной деятельности в зависимости от возраста, исходного уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, специальных способностей, интересов и потребностей детей и молодежи.

Принцип развития обусловливает эмоциональное, духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое развитие личности как основу ее психофизического развития.

Принцип социализации обусловливает: вхождение молодого человека в социальную группу (среду), отличную от семейной, школьной, вузовской; знакомство с ее структурой и социальными ролями; личностное проживание успеха и неуспеха в художественно-эстетической деятельности и во взаимоотношениях с другими; в результате – личностное становление.

Принцип релаксации обусловливает профилактику нарушений психологического и психического здоровья не основе снятия возникающих психологических затруднений (барьеров), а также коррекции имеющегося личного опыта неудач в учебе и общении. Важно, что процесс обучения носит неформальный характер, строится на деятельностном общении, в процессе которого происходит передача опыта «старшего – младшему», «мастера – подмастерью».

Принцип профессиональной ориентации обусловливает ускорение процесса социокультурной адаптации детей и юношества.

Принцип педагогической поддержки обусловливает помощь воспитаннику в разрешении конфликтов с родителями, педагогами, друзьями, в организации досуга, развивающего индивидуальные творческие способности.

Таким образом, художественная деятельность – это общение с произведениями искусства в различных формах.

Цель художественно-педагогической деятельности состоит в создании педагогом условий для приобретения обучающимися опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

«Средством» осуществления художественно-педагогической деятельности является посредническая роль педагога в организации коммуникации между воспитанником и художественным произведением

Успешность осуществления художественно-педагогической деятельности зависит от учета жизненного и художественного опыта обучаемых, отбора высокохудожественных произведений, «погружения» воспитанника в художественный контекст произведения (эпоха, стиль, автор) на основе его активной практической деятельности (слушательской, исполнительской).

Особенностью художественно-педагогической деятельности являются: наличие в контексте ее составляющих «художественно-творческого начала» с доминирующей ролью эмоционального фактора в процессе восприятия художественного произведения и практической художественной деятельности; неповторимость восприятия произведений искусства каждым человеком в зависимости от степени его подготовленности «идти навстречу художественному тексту» (Ю.Б. Борев); особая роль педагога в процессе организации художественного общения, проявляющаяся как в умении его организовать, так и в наличии своего, индивидуального отношения к художественному произведению и его автору.

Специфичным является и результат художественно-педагогической деятельности, который выражается не столько в усвоении специальных знаний, умений и навыков, сколько в особом эмоциональном проживании художественного содержания и, как следствие, в освоении системы ценностей мира через приобщение к эмоционально-ценностному опыту поколений. Результат художественно-педагогической деятельности предъявляется публично и, что очень характерно, в большинстве случаев в коллективной форме исполнительской и просветительской деятельности (концерты, концерты-лекции, выставки, беседы об искусстве, открытые занятия, мастер-классы, защита рефератов по проблемам искусства, презентации картины, сочинения и пр.).

Этапы отбора талантливой молодежи

в ведомствах и субъектах Российской Федерации

по данной номинации

В процессе подготовки к конкурсу целесообразно осуществить мониторинг конкурсных мероприятий, проводимых в регионе. Результаты мониторинга могут способствовать выявлению и представлению в перечне тех конкурсных мероприятий, которые в определенной степени отражают стратегические направления развития системы дополнительного образования детей и молодежной политики в регионе. В таком случае государственную поддержку, заявленную в федеральных документах, получат не только собственно претенденты на премию, но опосредованно и конкурсные мероприятия и, что особенно важно, стратегия развития работы с талантливой молодежью в регионе. В этой связи, в качестве ведущего критерия отбора конкурсных мероприятий для включения в перечень следует ввести критерий социальной значимости данного конкретного конкурсного мероприятия.

Теперь о собственно содержании представляемых конкурсных мероприятий по номинации «Художественное творчество».

Исходя из значимости данного общенационального конкурса его содержание должно базироваться на лучших образцах отечественной культуры и искусства: произведениях классики, шедеврах народного творчества, современных произведениях различной стилевой направленности конца ХХ – начала ХХI веков; произведениях гражданско-патриотической направленности; обязательных произведениях, соответствующих основной идее конкурсного мероприятия; и, в частности, художественных произведениях, связанных с великими датами (к примеру, 2006 год – год столетия со дня рождения Д.Д. Шостаковича).

Следует подчеркнуть, что выбор репертуарной политики творческих объединений детей и молодежи должен осуществляться на основе ведущего критерия – принадлежности к «золотому фонду» художественной культуры, поскольку, в конечном счете, речь идет о формировании художественного вкуса поколения.

Анализ содержания поступивших Федеральному оператору положений о конкурсном мероприятии выявил несоответствие конкретных характеристик некоторых конкурсных мероприятий номинации «Художественное творчество». К примеру, в одном из перечней в номинацию «Художественное творчество» включено конкурсное мероприятие «Реклама в пожарном деле», а в положении о данном конкурсном мероприятии собственно «реклама» подается, по сути, как агитационный листок-рисунок, не имеющий художественной ценности, а потому не позволяющий отнести его к изобразительной деятельности.

В номинации «Художественное творчество» категориями кандидатов являются: молодые люди, проявившие себя в различных областях искусства, народно-прикладного творчества, литературы – победители региональных (межрегиональных) мероприятий, направленных на выявление способной и талантливой молодежи в данной номинации.

Для более объективного выявления претендентов на премию Президента РФ из числа победителей конкурсных мероприятий необходимо разработать систему дополнительных критериев, учитывающих специфику номинации, задачи развития системы дополнительного образования детей и стратегии молодежной политики в регионе в целом в контексте специфики номинации «Художественное творчество», наличие портфолио (предыдущие достижения в художественном творчестве), точное соответствие возрастным параметрам конкурса и пр.

Заметим, что разработка дополнительных критериев процедуры выявления претендентов (из числа победителей в разных номинациях данного конкурсного мероприятия) на получение денежного поощрения в рамках ПНПО зачастую осуществляется только лицами, ответственными за реализацию конкурса, без привлечения научных кадров и общественности. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что, к сожалению, критериальная база процедуры выявления претендентов на премию не содержит специфики и практически тождественна обязательным критериям, указанным в федеральных нормативных документах ПНПО. Следует обратить внимание на привлечение широкого круга специалистов, представителей педагогической науки, общественности для обеспечения открытости дискуссии, учета множественности мнений и подходов, возможной объективности и прозрачности самого конкурса.

Необходимо создать и активно использовать в работе банк данных по талантливой молодежи региона.

 



2020-02-04 217 Обсуждений (0)
Художественное творчество 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Художественное творчество

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)