Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновения и развития коммуникации» (4 ч)



2020-02-04 182 Обсуждений (0)
Возникновения и развития коммуникации» (4 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации к дисциплине

«ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»

 

 

Омск 2011


Рецензенты: д. псих. н., профессор В. Н. Смоленцева;

                 к. п. н., и. о. доцента О. М. Чусовитина

Методические рекомендации к дисциплине «Основы теории коммуникации» / сост. Н. Р. Валитова, О. Ю. Гаврикова. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. – 84 с.

 

Составители:

Валитова Н. Р., и. о. доцента кафедры «Связи с общественностью»;

Гаврикова О. Ю., к. п. н., зав. кафедрой «Связи с общественностью».

 

Методические рекомендации являются частью методического обеспечения курса «Основы теории коммуникации», основаны на требованиях Государственного образовательного стандарта для специальности 030602 «связи с общественностью». Позволяют организовать как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов I курса специальности «связи с общественностью».

Содержание составляет тематика лекционных и семинарских занятий, методические рекомендации по подготовке к занятиям, задания для самостоятельного выполнения и обучения, контрольные вопросы и задания, темы рефератов, тестовые задания, вопросы к зачету, списки рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации включают методику использования балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов с целью повышения успешности освоения учебных единиц и мотивации учебной и научной активности.

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета университета

 

© ФГОУ ВПО СибГУФК

Оглавление

Планы семинарских занятий…………………………………… 8

1. План семинара по теме «Исторические вехи возникновения    и развития коммуникации» (4 ч)………………………………..... 8

2. План семинара по теме «Развитие теорий информации             и коммуникации» (4 ч)………………………..…………...…….. 17

3. План семинара по теме «Типы, виды, функции, средства коммуникации» (6 ч)…………………………………………….. 23

4. План семинара по теме «Межличностные специализированные и массовые коммуникации. Модели и структурные компоненты коммуникации»(4 ч)……………….. 30

5. План семинара по теме «Коммуникативный процесс. Социологические доминанты коммуникации» (4 ч)…………... 37

6. План семинара по теме «Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты» (4 ч)…………………………. 44

7. План семинара по теме «Содержание коммуникации. Семиотика языка» (4 ч)………………………………………..… 50

8. План семинара по теме                                                «Аудитория и коммуникации» (4 ч)……………………………. 58

Контрольные вопросы и задания для проверки самостоятельной работы «Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах»……………………… 67

Приложение 1………………………………………………….…. 74

Приложение 2…………………………………………………...... 80

Приложение 3…………………………………………………...... 81

 

 

1. Цель курса.

Целью данного курса является ознакомление с историей возникновения и развития различных теорий массовой коммуникации как видом деятельности и социальным процессом, а также современными теориями коммуникаций. Применительно к подготовке специалиста по связям с общественностью в курсе «Основы теории коммуникации» основное внимание уделяется проблемам, которые возникают в практике работы структур, занятых этими видами деятельности.

2. Задачи курса:

– ознакомление с историческими вехами возникновения и развития коммуникации, теорий информации и коммуникации с целью выделения из общей теории массовой коммуникации узловых моментов, дающих представление специалистам по связям с общественностью о процессах коммуникации, участниками которых им предстоит быть и которые им придется формировать;

– изучение типов, видов, функций, форм, моделей коммуникаций и ее структурных компонентов;

– знание содержания коммуникации, семиотика языка и другие базовые знания позволят студентам успешно освоить другие специальные дисциплины в системе курсов по связям с общественностью;

– ознакомление студентов со спецификой коммуникаций в различных сферах социальной жизни.

3. Место курса «Основы теории коммуникации» в профессиональной подготовке выпускника.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника является важной частью подготовки студента и результатом воспитания образованного специалиста. С комплексом специальных знаний каждый специалист-профессионал, получающий высшее образование, осваивает определенный минимум знаний, навыков и умений, которые являются условием успешности профессиональной и общественной деятельности в правильном общении и взаимодействии с людьми.

4. Требования к уровню усвоения содержания курса.

Специалист должен уметь:

– формировать и структурировать социальные модели массовой коммуникации и организовывать их функционирование;

– различать типы, формы и модели массовой коммуникации;

– определять функции массовой коммуникации в межличностной, специализированной и массовой коммуникации;

– практически осуществлять все стадии коммуникативного процесса;

– передавать и принимать информацию в процессе осуществления различных коммуникаций;

– выбрать оптимальный канал коммуникации, органи­зовывать коммуникацию, поддерживать ее процесс, общаться в горизонтальных и вертикальных структурах;

– исполнять коммуникативную роль в практической деятельности;

– различать используемые в общении различные типы знаков и символов, грамотно применять в практике речевой коммуникации правила семиотики и языка;

– правильно строить речь, формировать модели речевой коммуникации и организовать их функционирование;

– устанавливать обратную связь с аудиторией;

– устранять препятствия на пути прохождения информации, определять причины возникновения барьеров коммуникации;

– фиксировать имеющиеся искажения и потери информации в коммуникативной системе и устранять их;

– использовать эффективно средства массовой информации как главную коммуникативную сеть в системе социального управления.

5. Распределение учебных часов по разделам, темам, семестрам.

№№

п/п

Наименование тем курса

Всего часов

Аудиторная

работа

Самост.

работа

Лекции Семинары
1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникации 4 4    
2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации 16 4 4 8
3. Развитие теорий информации и коммуникации 16 4 4 8
4. Типы, виды, функции и средства коммуникаций 16 4 6 6
5. Межличностные специализированные и массовые коммуникации. Модели и структурные компоненты коммуникации 14 4 4 6
6. Коммуникативный процесс. Социологические доминанты коммуникации 14 4 4 6
7. Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты 18 4 4 10
8. Содержание коммуникации. Семиотика языка 14 4 4 6 6
9. Аудитория и коммуникации 14 4 4  

Продолжение табл.

10. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах 6     6
11. Эффективность коммуникации 4     4

Итого 3 семестр:

136 36 34 66

 

Планы семинарских занятий

 

 

План семинара по теме «Исторические вехи

возникновения и развития коммуникации» (4 ч)

 

Цель: после изучения 1, 2 семинаров студент должен:

а) знать:

– историю возникновения и развития коммуникации;

– основные определения и концепции функционирования социальных коммуникаций;

– условия превращения коммуникации в массовую коммуникацию;

– теории массовой коммуникации и информации, разработанные зарубежными и отечественными учеными;

– определение коммуникации как двустороннего процесса в внутриличностном, межличностном и социальном контекстах;

– специфику прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации;

б) уметь:

– обосновать сущность и функции массовой коммуникации;

– включать в коммуникацион­ные системы механизм об­ратной связи;

– формировать и структурировать модели массовой коммуникации;

– вычленять роль социологических доминант в массовой коммуникации.

Основные вопросы

1. Зарождение и последующее развитие теорий коммуникации.

2. Истоки социальной коммуникации.

3. Теории и методы социальной коммуникации.

4. Массовая коммуникация как социальное явление.

5. Подходы к пониманию сущности массовой информации.

6. Развитие современных теорий коммуникации.

Ключевые слова: Дискурс. Источник коммуникации. Коммуникант. Коммуникатор. Коммуникационная революция. Коммуникация. Массовая коммуникация. Общение. Публичные коммуникации. Речевая деятельность. Реципиент. Социальная коммуникация. Социология коммуникации. Средства массовой информации.

Вопросы семинара

1. Генезис массовых коммуникаций.

2. Истоки и основные парадигмы социальных коммуникаций.

3. Рационалистский подход (концепция технологического детерминизма).

4. Иррационалистский подход (понимающая социология).

5. Различные концепции изучения социальных коммуникаций (классическая позитивистская методология субъектно-объектных диспозиций; когнитивная модель субъектно-объектных отношений; постнеклассический подход).



2020-02-04 182 Обсуждений (0)
Возникновения и развития коммуникации» (4 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновения и развития коммуникации» (4 ч)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)