Возникновения и развития коммуникации» (4 ч)
Методические рекомендации к дисциплине «ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»
Омск 2011 Рецензенты: д. псих. н., профессор В. Н. Смоленцева; к. п. н., и. о. доцента О. М. Чусовитина Методические рекомендации к дисциплине «Основы теории коммуникации» / сост. Н. Р. Валитова, О. Ю. Гаврикова. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. – 84 с.
Составители: Валитова Н. Р., и. о. доцента кафедры «Связи с общественностью»; Гаврикова О. Ю., к. п. н., зав. кафедрой «Связи с общественностью».
Методические рекомендации являются частью методического обеспечения курса «Основы теории коммуникации», основаны на требованиях Государственного образовательного стандарта для специальности 030602 «связи с общественностью». Позволяют организовать как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов I курса специальности «связи с общественностью». Содержание составляет тематика лекционных и семинарских занятий, методические рекомендации по подготовке к занятиям, задания для самостоятельного выполнения и обучения, контрольные вопросы и задания, темы рефератов, тестовые задания, вопросы к зачету, списки рекомендуемой литературы. Методические рекомендации включают методику использования балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов с целью повышения успешности освоения учебных единиц и мотивации учебной и научной активности.
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета
© ФГОУ ВПО СибГУФК Оглавление Планы семинарских занятий…………………………………… 8 1. План семинара по теме «Исторические вехи возникновения и развития коммуникации» (4 ч)………………………………..... 8 2. План семинара по теме «Развитие теорий информации и коммуникации» (4 ч)………………………..…………...…….. 17 3. План семинара по теме «Типы, виды, функции, средства коммуникации» (6 ч)…………………………………………….. 23 4. План семинара по теме «Межличностные специализированные и массовые коммуникации. Модели и структурные компоненты коммуникации»(4 ч)……………….. 30 5. План семинара по теме «Коммуникативный процесс. Социологические доминанты коммуникации» (4 ч)…………... 37 6. План семинара по теме «Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты» (4 ч)…………………………. 44 7. План семинара по теме «Содержание коммуникации. Семиотика языка» (4 ч)………………………………………..… 50 8. План семинара по теме «Аудитория и коммуникации» (4 ч)……………………………. 58 Контрольные вопросы и задания для проверки самостоятельной работы «Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах»……………………… 67 Приложение 1………………………………………………….…. 74 Приложение 2…………………………………………………...... 80 Приложение 3…………………………………………………...... 81
1. Цель курса. Целью данного курса является ознакомление с историей возникновения и развития различных теорий массовой коммуникации как видом деятельности и социальным процессом, а также современными теориями коммуникаций. Применительно к подготовке специалиста по связям с общественностью в курсе «Основы теории коммуникации» основное внимание уделяется проблемам, которые возникают в практике работы структур, занятых этими видами деятельности. 2. Задачи курса: – ознакомление с историческими вехами возникновения и развития коммуникации, теорий информации и коммуникации с целью выделения из общей теории массовой коммуникации узловых моментов, дающих представление специалистам по связям с общественностью о процессах коммуникации, участниками которых им предстоит быть и которые им придется формировать; – изучение типов, видов, функций, форм, моделей коммуникаций и ее структурных компонентов; – знание содержания коммуникации, семиотика языка и другие базовые знания позволят студентам успешно освоить другие специальные дисциплины в системе курсов по связям с общественностью; – ознакомление студентов со спецификой коммуникаций в различных сферах социальной жизни. 3. Место курса «Основы теории коммуникации» в профессиональной подготовке выпускника. Место курса в профессиональной подготовке выпускника является важной частью подготовки студента и результатом воспитания образованного специалиста. С комплексом специальных знаний каждый специалист-профессионал, получающий высшее образование, осваивает определенный минимум знаний, навыков и умений, которые являются условием успешности профессиональной и общественной деятельности в правильном общении и взаимодействии с людьми. 4. Требования к уровню усвоения содержания курса. Специалист должен уметь: – формировать и структурировать социальные модели массовой коммуникации и организовывать их функционирование; – различать типы, формы и модели массовой коммуникации; – определять функции массовой коммуникации в межличностной, специализированной и массовой коммуникации; – практически осуществлять все стадии коммуникативного процесса; – передавать и принимать информацию в процессе осуществления различных коммуникаций; – выбрать оптимальный канал коммуникации, организовывать коммуникацию, поддерживать ее процесс, общаться в горизонтальных и вертикальных структурах; – исполнять коммуникативную роль в практической деятельности; – различать используемые в общении различные типы знаков и символов, грамотно применять в практике речевой коммуникации правила семиотики и языка; – правильно строить речь, формировать модели речевой коммуникации и организовать их функционирование; – устанавливать обратную связь с аудиторией; – устранять препятствия на пути прохождения информации, определять причины возникновения барьеров коммуникации; – фиксировать имеющиеся искажения и потери информации в коммуникативной системе и устранять их; – использовать эффективно средства массовой информации как главную коммуникативную сеть в системе социального управления. 5. Распределение учебных часов по разделам, темам, семестрам.
Продолжение табл.
Планы семинарских занятий
План семинара по теме «Исторические вехи возникновения и развития коммуникации» (4 ч)
Цель: после изучения 1, 2 семинаров студент должен: а) знать: – историю возникновения и развития коммуникации; – основные определения и концепции функционирования социальных коммуникаций; – условия превращения коммуникации в массовую коммуникацию; – теории массовой коммуникации и информации, разработанные зарубежными и отечественными учеными; – определение коммуникации как двустороннего процесса в внутриличностном, межличностном и социальном контекстах; – специфику прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации; б) уметь: – обосновать сущность и функции массовой коммуникации; – включать в коммуникационные системы механизм обратной связи; – формировать и структурировать модели массовой коммуникации; – вычленять роль социологических доминант в массовой коммуникации. Основные вопросы 1. Зарождение и последующее развитие теорий коммуникации. 2. Истоки социальной коммуникации. 3. Теории и методы социальной коммуникации. 4. Массовая коммуникация как социальное явление. 5. Подходы к пониманию сущности массовой информации. 6. Развитие современных теорий коммуникации. Ключевые слова: Дискурс. Источник коммуникации. Коммуникант. Коммуникатор. Коммуникационная революция. Коммуникация. Массовая коммуникация. Общение. Публичные коммуникации. Речевая деятельность. Реципиент. Социальная коммуникация. Социология коммуникации. Средства массовой информации. Вопросы семинара 1. Генезис массовых коммуникаций. 2. Истоки и основные парадигмы социальных коммуникаций. 3. Рационалистский подход (концепция технологического детерминизма). 4. Иррационалистский подход (понимающая социология). 5. Различные концепции изучения социальных коммуникаций (классическая позитивистская методология субъектно-объектных диспозиций; когнитивная модель субъектно-объектных отношений; постнеклассический подход).
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |