Методические рекомендации
· определить особенности коммуникативных революций (изобретение письменности; изготовление печатного станка; внедрение электронных масс-медиа); · проанализировать термин Т. Джеферсона «public relations»; · определить особенности социальной коммуникации в контексте бихевиоризма, символического интеракционизма, персонализма, экзистенциализма; · проанализировать: – рационалистский подход (концепция технологического детерминизма); – рационалистский подход (понимающая социология). Социологическое исследование коммуникативных функций языка. Социолингвистика. Концепция постиндустриального общества; – различные концепции изучения социальных коммуникаций (классическая позитивистская методология субъектно-объектных диспозиций; когнитивная модель субъектно-объектных отношений; постнеклассический подход); – «критический анализ дискурса». Контрольные вопросы и задания 1. Почему теория коммуникации является междисциплинарной отраслью знаний? 2. Можно ли назвать коммуникационной революцией изобретение письменности, изготовление печатного станка, внедрение электронных масс-медиа? 3. Раскройте понятия «общение», «коммуникация», «социальная коммуникация», «речевая деятельность». 4. Каковы базовые составляющие социальной коммуникации? 5. Что в большей мере составляет основу коммуникации: язык, конструкция, система, речевые сигналы? Литература Основная 1. Основы теории коммуникации : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / сост. Н. Р. Валитова. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. – 200 с. 2. Основы теории коммуникации : учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – С. 48-56, 61-90, 91-116. Дополнительная 1. Конецкая, В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. – М. : Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. – С. 13-16, 18-36. 2. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии XX в. / Г. Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук, Киев : Ваклер, 1999. – С. 6-46 3. Серегина, И. И. О социально значимых аспектах коммуникативной компетентности российских менеджеров (к постановке проблемы) // Мир психологии, 2000 – № 2. – С. 77-84. 4. Современная западная социология: Словарь. – М. : Политиздат, 1990 – 432 с. 5. Терин, В. П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада / В. П Терин. – М. : Изд-во МГИМО, 2000. – С. 148-155. 6. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. – М. : ИСПИ-РАН,1995(статьи по теме). Тест к лекции 1 1. Теория коммуникации сформировалась в Европе и США как самостоятельная академическая дисциплина: А) в начале XXI века Б) в середине XX века В) в XIX веке Г) в конце XVIII века Д) в начале XIX 2. Чем был вызван исследовательский интерес к проблемам коммуникации и информации во второй половине XX века (назовите не менее двух факторов)? 3. Автором определения: «Коммуникация – механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени», является: А) Ч. Кули Б) К. Черри В) М. Каган Г) Т. Шибутани Д) Ю. Хабермас 4. Назовите автора данного утверждения: «Сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действенная передача информации», а «обмен информации – цемент, скрепляющий общество». 5. Назовите основные значения понятия «коммуникация»: А) техническое, биологическое, экономическое Б) прагматическое, философское В) универсальное, техническое, биологическое, социальное Г) универсальное, аналитическое Д) гуманитарное 6. Наука, видящая в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира: А) биология Б) химия В) социология Г) философия Д) физика 7. Наука, занимающаяся проблемами вербальной коммуникации – возникновением и развитием языка и речи (устной и письменной, диалогической и монологической) как важнейших средств человеческого общения: А) логика Б) лингвистика В) философия Г) история Д) прагматика 8. С 1960-х гг. после публикации работы автора …… «Нервы управления. Модели политической коммуникации и контроля» (1963) коммуникативная проблематика начинает активно вторгаться в область политологии. 9. …. – направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами. 10. Количество подходов к определению предмета теории коммуникации: А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5 11. Подход к определению предмета теории коммуникации как совокупности коммуникативных объектов и процессов и соответствующем комплексе знаний называется: А) кумулятивный Б) информационный В) суммативный Г) биологический Д) прагматический 12. Перечислите ряд теорий, которые входят в структуру коммуникативного знания. 13. Установите соответствие:
Тест к лекции 2 1. Изобретение чего считается первой коммуникационной революцией? 2. Отношения с общественностью составляли органическую часть системы управлением обществом в таких античных государствах, как (не менее одного правильного ответа): А) Древняя Индия Б) Древний Египет В) Древняя Греция Г) Древний Рим Д) Персидская держава 3. Следствиями необходимости интенсификации коммуникаций явились (не менее одного правильного ответа): А) возникновение системы знаковых сигналов (костры, флажки и т. п.) Б) использование гонцов, посыльных В) появление голубиной почты Г) изобретение телеграфа Д) появление телевидения 4. Начало новой эры массовой дистанционных непубличных коммуникаций ознаменовано … 5. Бихевиористская школа в основу коммуникации ставит: А) язык как конструкцию Б) речевые сигналы, позволяющие манипулировать людьми В) интеракцию Г) одиночество Д) акт взаимопонимания 6. Какие два подхода к изучению коммуникации преобладали в 40-50-х гг. ХХ в.? 7. Общение индивидов не является «подлинным», оно лишь акт, подчёркивающий одиночество каждого – это позиция: А) необихевиористов Б) символических интеракционистов В) экзистенциалистов Г) позитивистов Д) персоналистов 8. Установите соответствие между основами групп коммуникации и их содержанием:
9. Дисциплина, непосредственно изучающая социальную природу языка, его общественные функции и роль в жизни общества – это... А) герменевтика Б) этносоциология В) этимология Г) социальная антропология Д) социолингвистика 10. Вид речевой коммуникации, ориентированный на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний её участников. План семинара по теме «Развитие теорий
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |