Методические рекомендации
Проблемное изложение материала. Представление о коммуникации как о процессе и структуре. Определение особенностей структуры межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Межличностная коммуникация. Сущность и функции межличностной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации в малых группах. Способы воздействия в межличностной коммуникации. Механизмы и условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации. Специализированные коммуникации. Особенности передачи информации: одновременное распространение по разным каналам, синтезирование разнородных средств коммуникации. Коммуникации в государственных, общественных и коммерческих структурах, в экономической, политической, социальной и других сферах общественной жизни. Массовая коммуникация. Сущность и функции массовой коммуникации. Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений. Моделирование массовой коммуникации, особенности структурных элементов массовой коммуникации. Теории массовой коммуникации в отечественных и зарубежных исследованиях. Социально-психологические, информационные и коммуникативные факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации и средства массовой информации. Система средств массовой информации. Проанализировать простейшие, циркулярные, гомогенные, двухступенчатые и многоступенчатые коммуникации. Определить различные подходы к моделированию коммуникативного пространства: филологические, социологические, психологические, семиотические, математические и др. Понятие образа мира и языковой картины мира. Социально-психологические сценарии поведения в различных культурах. Национальный характер и его отражение в коммуникации. Разновидности информационных потоков. Особое внимание уделить анализу структурных компонентов коммуникации: адресанту (коммуникатору) адресату (аудитории), сообщению (информации), коду, каналу, ситуации, реакции (эффективности). Контрольные вопросы и задания 1. В чем состоят особенности межличностной коммуникации в малых группах? 2. Какие условия обеспечивают эффективность коммуникации? 3. Как влияют на успешность коммуникации интересы коммуникантов? 4. Расскажите о процессе восприятия и его роли в межличностной коммуникации. 5. Каковы способы воздействия в межличностной коммуникации? 6. Какие рекомендации для эффективного использования метода убеждения являются наиболее существенным в межличностной коммуникации? 7. Назовите общие условия, обеспечивающие функционирование массовой коммуникации. 8. Перечислите основные характеристики и функции массовой коммуникации. 9. Дайте определение социальной коммуникации. 10. Объясните разницу в применении понятий «коммуникационный(ая)» и «коммуникативный(ая)». 11. В чем разница между понятиями «социология коммуникации» и «социальная коммуникация»? Тест к лекции 5 1. Эффективная межличностная коммуникация – это... А) умение найти адекватную тему общения Б) максимальное достижение поставленных целей В) способность разбираться в самом себе Г) развитие навыков компетентного коммуникатора Д) способность прогнозировать коммуникационную ситуацию 2. Естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в него людьми, местом действия и характером действительности, называется: А) коммуникация Б) социальная основа В) социальная ситуация Г) коммуникативный барьер Д) общение 3. Отсутствием явной коммуникации является: А) ритуалы Б) времяпровождение В) замкнутость Г) игры Д) совместная деятельность 4. Соотнесите термины и их определения:
5. Функция массовой информации, имеющая широкий диапазон от установленных контактов, оканчивая контролем над обществом, называется: А) культурологическая Б) социальная В) информационная Г) познавательная Д) регулирующая 6. Основой теории информационного общества, разработанной Д. Беллом, является: А) концепция свободного потока информации Б) концепция культурного плюрализма В) концепция постиндустриального общества Г) теория массового общества Д) концепция соотнесенности информации 7. В России средством массовой информации не является: А) печатная пресса Б) телевидение В) интернет Г) радио 8. Определите последовательность следующих элементов коммуникации: 1. реципиент 2. кодирование 3. коммуникант 4. источник шума 5. декодирование 9. Теория, отражающая немарксистский подход к анализу социальных процессов в обществе, разработанная Т. Адорно и Г. Маркузе, называется: А) политико-экономическая теория Б) теория массового общества В) критическая теория Г) теория «информационного общества» Д) структурно-функциональная теория 10. Массовая информация – это… А) процесс распространения информации с помощью технических средств Б) речевое общение людей в процессе их совместной деятельности В) общение между людьми при помощи знаков, символов, кодов Г) процесс обмена сообщениями и их интерпретация Д) однонаправленный процесс обмена информацией 11. Стрессовой ситуацией межличностного взаимодействия не является: А) конфликт Б) неодобрение со стороны других В) осознание нужности обществу Г) сексуальный контакт Д) публичное выступление 12. Межличностная коммуникация – это: А) процесс обмена информации и их интерпретация Б) обмен информации при помощи СМИ В) однонаправленный процесс обмена информацией Г) речевое общение людей в процессе их совместной деятельности Д) обмен информации при помощи невербального общения Литература Основная 1. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие / О. Л. Гнатюк. – М.: КНОРУС, 2010. – С. 81-86, 134-191. 2. Основы теории коммуникации : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / сост. Н. Р. Валитова. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. – 200 с. 3. Основы теории коммуникации: учебное пособие. В 2 ч. Ч.2 / сост. Н.Р. Валитова. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. – С. 114-155. 4. Основы теории коммуникации : учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. С. 126-139, 337-396, 397-431, 481-610. 5. Современная западная социология: Словарь. – М. : Политиздат, 1990 (статьи по теме). Дополнительная 1. Конецкая, В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. – М. : Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. – С. 120-142. 2. Логика: логические основы общения: хрестоматия / Сост. В. Ф. Белков, Я. С. Яскевич, И. И. Дубинин. – М. : Наука, 1994. – С. 17-24. 3. Ньюстром, Дж., Дэвис, К. Организационное поведениеДж. Ньюстром, К. Дэвис. – СПб. : Изд-во Питер-Юг, 2000. – С. 51-83. 4. Почепцов, Г. Г. Теория и практика коммуникации: от речей президентов до переговоров с террористами / Г. Г. Почепцов. – М., 1998. – С. 18-48. 5. Уткин ,Э. А., Кочеткова, А. И. Рекламное дело / Э. А. Уткин, А. И. Кочеткова. – М. : Тандем, 1999. – С. 202-211. 6. Шахова, А. В. Символ и социальность // Социология и общество. Тез. Перв. Всерос. социол. конф. «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». – СПб., 2000. – С. 351-352. 7. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. – М. : ИСПИ-РАН, 1995 (статьи по теме). 8. Яковлев, И. П., Каминский, Д. В. Модели и типы социальных коммуникаций // Социология и общество. Тез. Перв. Всерос. социол. конгр. «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». – СПб., 2000. – С. 350-351.
План семинара по теме «Коммуникативный процесс.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |