Методические рекомендации
Проблемное изложение материала. Определить понятие знака и типологию знаков. Знак как средство передачи информации различного рода: компоненты значения знака. Символьная коммуникация. Социальные символы (с позитивным знаком – рождение, свобода, истина, справедливость, добро, любовь; с негативным знаком – смерть, рабство, ложь, несправедливость, зло, ненависть). Проанализировать содержание и средства речевой коммуникации. Вариативность языка (лингвистическое, информационно-содержательное, коммуникативное). Синтактика, семантика, прагматика как основные отношения знаков. Семиотические особенности различных коммуникативных систем. Особое внимание уделить семиосоциологической концепции коммуникации; кодированию действительности в онтогенезе и филогенезе; коммуникативной, интерактивной, перцептивной стороне общения. Тест к лекции 8 1. Австрийский ученый позитивист, развивший логико-математическое направление в семиотике: А) Ч. Пирс Б) В. М. Солнцев В) Р. Карнап Г) Ш. Балли 2. Простой тип знаков по Пирсу: А) индекс Б) иконический В) символ Г) слово 3. Воздействуя на мысли и поведение партнера, символы программируют: А) нормы поведения Б) будущее В) направление в семиотике Г) настоящее 4. Важнейшая функция социальной коммуникации – это... А) прагматическая Б) социальная В) информационная Г) экспрессивная 5. Наука, выдвигающая постулат о знаке как о материально-идеальном образовании, способном достоверно отображать информацию, – это… А) прагматика Б) социология В) синтактика Г) семиотика 6. Процесс обмена мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников означает: А) общение Б) мышление В) слушание Г) переживание 7. Стиль изложения в периодической печати, применяющийся в непринужденно дружественной обстановке, – это… А) сниженный стиль Б) художественный стиль В) нейтральный стиль Г) низкий стиль 8. Сколько источников выразительных, эмоционально окрашенных средств языка описал Ш. Балли? А) 10 Б) 2 В) 3 Г) 15 9. «Раздел семиотики, посвященный изучению отношения знаков и знаковых систем и употребляющих их индивидов; теория употребления языка; совокупность факторов, определяющих использование языка его носителями» – это … А) семантика Б) герменевтика В) знак Г) прагматика 10. Термин «прагматика» в научный оборот ввел… А) А. А. Ветров Б) В. М. Солнцев В) Ч. Морис Г) Ш. Балли 11. Семантика изучает: А) значение единиц языка Б) средства языка В) знаки Г) образы 12. Социально обусловленный процесс взаимосвязи и взаимодействия социальных субъектов – это… (не менее одного правильного ответа) А) отношение Б) общение В) обмен информацией Г) коммуникация 13. Выбор стиля общения зависит от …(не менее одного правильного ответа) А) сложившегося характера отношений с конкретными людьми и коллективами Б) экономического статуса В) индивидуально-типологических возможностей человека Г) особенности коммуникативных возможностей человека 14. Система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, в соответствии с правилами и нормами речи, принятыми в обществе, называется … А) семантикой Б) прагматикой В) речевой коммуникацией Г) речевой деятельностью 15. Связи в пределах простого предложения, строящиеся как цепочки связанных слов, называются… А) синтаксические Б) семиотические В) знаковые Г) речевые 16. Паралингвистическая система информации – это … А) язык знаков Б) язык символов В) язык мимики и жестов Г) научный язык Контрольные вопросы и задания 1. Что такое семиотика? Ее истоки. 2. В чем целесообразность выделения семиотического уровня коммуникации? 3. Как понимается знак в социологии? Каковы основные типы знаков? 4. Почему семиотический «принцип высказывания» важен для изучения социальной коммуникации? 5. Что такое оппозиция как семиотическая закономерность? Как она актуализируется? 6. В чем значение семиотических моделей, построенных на оппозиции? Основные типы моделей. 7. Как понимается кумулятивное свойство коммуникативных систем на семиотическом уровне? 8. Какие аспекты выделяются в семиотике и каково их содержание? 9. Какова роль семиотического уровня для изучения вербальной коммуникации в социологическом аспекте? Литература Основная 1. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие / О. Л. Гнатюк. – М. : КНОРУС, 2010. – С. 207-213. 2. Основы теории коммуникации : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / сост. Н. Р. Валитова. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2010. – 200 с. 3. Основы теории коммуникации : учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – С.165-174. Дополнительная 1. Конецкая, В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. – М. : Междунар. ун-т Бизнеса и Управления, 1997. – С. 120-142. 2. Логика: логические основы общения: хрестоматия / сост. В. Ф. Белков, Я. С. Яскевич, И. И. Дубинин. – М. : Наука, 1994. – С. 17-24. 3. Почепцов, Г. Г. Теория и практика коммуникации: от речей президентов до переговоров с террористами / Г. Г. Поцепцов. – М., 1998. – С. 18-48. 4. Современная западная социология: Словарь. – М. : Политиздат, 1990 (статьи по теме). 5. Уткин, Э. А., Кочеткова, А. И. Рекламное дело / Э. А. Уткин, А. И. Кочеткова. – М. : Тандем, 1999. – С. 202-211. 6. Шахова, А. В. Символ и социальность // Социология и общество. Тез. Перв. Всерос. социол. конгр. «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». – СПб., 2000. – С. 351-352. 7. Энциклопедический словарь юного филолога / сост. М. В. Панов. – М. : Педагогика, 1984. – С. 259-280. 8. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. – М. : ИСПИ-РАН, 1995 (статьи по теме).
План семинара по теме «Аудитория и коммуникации» (4 ч)
Цель: а) студент должен знать: – механизм функционирования обратной связи коммуникатора с коммуникантом; – особенности массовой коммуникации в сферах общественных связей и отношений; – источники повышения эффективности коммуникации; – причины возникновения барьеров коммуникации; б) уметь: – устанавливать обратную связь с аудиторией; – устранять препятствия на пути прохождения информации; – причины возникновения барьеров коммуникации; – фиксировать имеющиеся искажения и потери информации в коммуникативной системе и устранять их. Основные вопросы 1. Аудитория коммуникации. 2. Обратная связь в коммуникативной системе. 3. Эффективность коммуникации. 4. Сфера общественных связей и отношений. 5. Барьеры коммуникации. 6. Искажение информации. 7. Избыточность информации. Ключевые слова: Аудитория коммуникации. Препятствия. Барьеры коммуникации. Искажение информации. Отрицательная обратная связь. Положительная обратная связь. Результативность коммуникации. Семантические барьеры. Статусный барьер. Фонетический барьер. Вопросы семинара 1. Общие требования к коммуникатору и адресату (аудитории). 2. Ориентация коммуникатора на потенциальную аудиторию. 3. Разовое, кратковременное, длительное (постоянное) взаимодействие коммуникатора с аудиторией. 4. Оптимизация деятельности аудитории. Контакты с целью формирования группового сознания. 5. Ознакомление аудитории с достижениями культуры и искусства. 6. Реакция аудитории на коммуникативное послание.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |