Основные методы психоаналитической терапии
1. Прояснение – исследование всего непонятного, неясного, загадочного, противоречивого, незавершенного в предоставленной информации. 2. Конфронтация –стремление внести в сознание противоречивые аспекты. 3. Интерпретация – с ее помощью исследуется происхождение конфликта. Продолжительность.Длительный. Курс лечения - несколько лет. Применение. Терапия неврозов. Фрейд не считал егогодным в тяжелых случаях (психозы). 2. Аналитическая психотерапия К.Юнга Карл Густав Юнг (1875-1961), Швейцария. Отец - пастор, мать - домохозяйкой. Сестра младше на 10 л. Учился в медицинской школе Университета Базеля. В 1900 г. - докторскую степень. Начинал ассистентом врача с Э.Блейлером в психиатрической клинике Цюриха. Позднее обучался в Париже. Читал лекции в Университете Цюриха. В 1903 г. женился на Э.Раушенбах; 4 дочери и сын. Становление и развитие.Автобиография "Воспоминания. Сновидения. Размышления" (1961): изоляция и одиночество, проблемные взаимоотношения между родителями, эмоциональное расстройство матери, несколько раз сам был на волосок от смерти. Неясные страхи и живые сны, фантазии, мысленные образы. Позднее возникают обмороки, учиться наскучило, появились конфликты на религиозной почве. Со временем удалось справиться с проблемами. Обрел уверенность в себе, заинтересовался философией. Медицинская школа. Интересы: сны, фантазии, оккультизм, парапсихология. Посещал спиритические сеансы. Докторская дис. - "О психологии и патологии так называемых оккультных явлений" –посвящ. поведению 15-летнего кузена, медиума, спиритиста. Все это привело Юнга в психиатрию. В студенчестве ознакомился с работами Фрейда, направил ему свои статьи. В 1907 г. они встретились, стали близкими друзьями, поддерживали тесные отношения неск. лет. Продолжал развивать собственные идеи о личности. В 1912 г. - работа "Символы трансформации", где нашли отражение взгляды, противоречащие системе Фрейда, это привело к разрыву отношений. В 1921 г. - книга "Психологические типы". Ездил в Северную Африку, Нью-Мексико (изучал индейцев), Кениюи др. Работы: "Современный человек в поисках души", "Психология и алхимия". В 1957 г. начал писать автобиографию (1961). Подход Юнга труден для освоения. Причины: не излагал свою теорию как теорию в строгом понимании этого слова: т.е. как совокупность обобщений и принципов. Не предлагал методологию, техники процедур, кот.мог бы воспользоваться последователь. Теоретические разногласия с Фрейдом привели к тому, что Юнг создал свою школу - Аналитическая психология. В подходе остается признание главной идеи Фрейда: человек подавляет инстинктивные влечения, часто не осознает своих жизненно важных потребностей и мотивы поступков. Если помочь ему лучше разобраться в ситуации, исследуя проявления его бессознательного - фантазии, сновидения, оговорки - то он научится справляться с психологическими проблемами и его симптомы ослабнут. Такова идея аналитической терапии. Аналитическая теория личности близка к классическому психоанализу (общие корни). Но неверно считать, что аналитическая теория - новый, более совершенный этап в развитии классического психоанализа. Это - качественно др. подход, основан на новых теоретических положениях. Гл. источник развития личности - врожденные психологические факторы. Мы получаем по наследству от родителей готовые первичные идеи - «архетипы». Архетип (отпечаток) – врожденные идеи или воспоминания, кот.предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события опред. образом. Врожденная здесь - именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конк. ситуации (при неожид. столкновении с родителями, незнакомцем, смертью). Некот. архетипы универсальны (идеи Бога, добра, зла) и присущи всем народам. А есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях, часто встречаются в виде символов, используемых в искусстве, религии. Смысл жизни- наполнить врожденные архетипы конк. содержанием. Личность формируется в течение всей жизни. В личности доминирует бессознательное, основу составляет коллективное бессознательное - совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли ограничена. Поведение подчинено врожденным архетипам (коллективному бессознательному). Внутренний мир полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через сновидения, отношения к символам культуры. Истинное содержание скрыто от постороннего. Душа (в теории Юнга - личность) состоит из 3х взаимодействующих структур: Эго - центр сферы сознания. Это мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря кот.мы чувствуем свою цельностьи воспринимаем себя людьми. Личное бессознательное - конфликты и воспоминания, кот.сознавались, но теперь подавлены. В него входят и те впечатления, кот.недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Коллективное бессознательное - хранилище следов памяти человечества. Отражены мысли и чувства, общие для человечества и явл. результатом нашего общего эмоционального прошлого. Складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из архетипов. Архетипов много (Героя, Матери, Отца, Семьи, Души, Хитреца). Большее значение имеют: Маска (персона) - наше публичное лицо (как проявляем себя в отношениях с др.). Маска - множество ролей, кот.проигрываемся в соответствии с соц. требованиями. Тень - противоположность маске - подавленная темная, дурная сторона личности. Содержит наши соц. неприемлемые агрессивные импульсы, аморальные мысли. Т.к. тень относится к бессознательному и содержит личные аспекты, кот. нам не нравятся и кот. хотелось бы скрыть, ее содержание часто проецируется на др. (пр.: отношение к к.-л. как к самонадеянному человеку). Анима - внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона. Каждый мужчина несет в себе образ женщины, кот.не соответствует какой-либо конкретной женщине. Этот образ относится к бессознательному, является наследственным фактором первобытной природы. Анимус– внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Самость (я сам) – сердцевина личности, вокруг кот.объединены все др. элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, ч-к ощущает внутреннее единство, гармонию. Основной символ самости - мандала (абстрактный круг, нимб святого). Аттитюд. Наиб.известный вклад Юнга - 2 осн. направленности (эго-ориентации): Экстраверсия - интерес к внешн. миру (людям, предметам). Хар-ны: открытость, искренность, хорошая приспособляемость к конк. ситуации, быстрое формирование привязанностей, часто граничит с избыточной доверчивостью, авантюризмом. Интроверт погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств. Хар-ны: неуверенность, рефлексивность, привычка к уединению, склонность пускать все на самотек, некоторой защитной позиции и желании спрятаться за подозрительностью. Обладает обеими установками, но чаще доминирует одна. 4 осн. психологические функции – мышление, ощущение (рациональные функции), чувство и интуиция (иррациональные). Каждый наделен этими функциями. Только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Др. функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения. Типы. Сочетания 2х аттитюдов и 4х функций - основа теории психологических типов: напр., экстравертированный ощущающий тип, интровертированный чувствующий тип и др. Определив тип ч-ка, можно судить о присущих ему характерных подходах и функционированию в окруж. мире. Цели терапии: осуществление индивидуализации личности. Терапия - диалектический процесс, обсуждение или диалог между аналитиком и пациентом, при кот.обе стороны взаимно влияют друг на друга.Все пациенты разные и требуют разнообразных, гибких подходов: метод вмешательства определяется преимущественно природой случая. 4 этапа вмешательства: исповедь (катарсис), толкование (достижение понимания или инсайта), обучение (переучивание) и трансформация (на пути к целостности и индивидуации). Техники терапии. Юнг редко высказывался о своей аналитической практике и мало что известно о психотерапевтических вмешательствах. Анализ переноса: 1. осознание и интеграцию комплексов, 2. осознание и ассимиляция соб. тени. Анализ сновидений. Сновидение есть выражение бессознательного, описывает внутреннее состояние спящего, дают информацию о скрытой внутренней жизни, показывают пациенту те компоненты его личности, кот.проявляются в виде невротических симптомов. Интерпретация сновидений. Техника активного воображения. Процесс может происходить спонтанно или вызываться искусственно. В последнем случае вы выбираете сновидение или к.-л. фантастический образ, концентрируетесь на нем, удерживая его перед мысленным взором. После сосредоточения внимания на образе он часто претерпевает изменения. Прослеживая и отражая эти изменения, можно индуцировать диалог между бессознательным и Эго. Экспрессивные методы. Выразить себя с помощью карандаша: выплескивается на бумагу то, что видел, превращая это в произвольный акт. Он не только говорит об этом, он это реально делает. Др. техники. Дегинг приводит критический разбор вмешательств, используемых юнгианцами: молчание, расспрос, прояснение, конфронтация, поддержка, самораскрытие. Продолжительность. Процедура продолжительная, т.к. большинство неврозов - нарушения развития, сформировавшимися за многие годы, их невозможно излечить за короткое время.Частота: 4 раза неделю. Совр. последователи встречаются 1 раз в неделю. Применение. Лучше всего подходит тем, кто неплохо адаптирован, к здоровым людям с относительно сильным Эго, склонным к глубокой интроспекции и самоанализу, способным на самоосознание и глубокий инсайт.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |