Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Транзактный анализ Э.Берна



2020-02-04 294 Обсуждений (0)
Транзактный анализ Э.Берна 0.00 из 5.00 0 оценок




Эрик Берн (Бернстайн)(1910-1970), Канада. Степень д-ра медицины (1935). Проработав 2 г. клиническим ассистентом по психиатрии в больнице Нью-Йорка, поступил на военную службу. Работая с военными, Берн открыл для себя групповую терапию и стал развивать собственный подход. Оставив службу в 1946, обосновался в Калифорнии, вернулся к изучению психоанализа с Э.Эриксоном в Психоаналитическом институте Сан-Франциско.

Становление и развитие.Был неудовлетворен пассивностью и продолжительностью психоанализа. Последовали 2 года экзистенциальной групповой терапии, затем в 8 л. занимался трансактным групповым лечением. Но не отвергал психоанализ, чувствуя, что во мн. случаях наиболее подходящим лечением явл.именно он.

Идеи Берна по ТА были сформулированы и опробованы в начале 1950-х гг.

Большинство тр. Берна и его опыт работы связаны с групповой терапией. Берн работал также с индивидуальными клиентами, поэтому его основная книга (1961) "Систематическая индивидуальная и социальная психиатрия", посвящена индивидуальной и групповой терапии. Индивидуальная терапия полезна при подготовке ч-ка к групповому лечению, проводиться параллельно ему или после него.

Составляющие ТА - 3 отдельные и логически завершенные части: структурный анализ, ТА, сценарный анализ.

Структурный анализ. Исходя из принципов классического психоанализа, Берн, прежде чем приступить к исследованию межличностных отношений, сосредоточил свое внимание на внутренних психических процессах. Хотя Берн и отказался от фрейдистских ярлыков, но совсем не отошел от психоанализа. Структура личности состоит из 3х частей. Берн назвал их Эго-состояниями личности, и для упрощения понимания, определил их как Родитель, Взрослый и Ребенок. Каждое Эго-состояние представляет особый паттерн мышления, чувств и поведения, их выделение основано на 3х положениях:

1. Каждый взрослый когда-то был ребенком. Этот ребенок в каждом из нас представлен состоянием Я, обозначаемым как Ребенок.

2. Каждое человеческое существо, имеющее нормально развитый мозг, потенциально способно к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать получаемую инф-цию и принимать разумные решения относится к состоянию Я, обозначаемому как Взрослый.

3. У каждого индивида были или есть родители. Родительское начало внедряется в каждую личность и принимает вид состояния Я, обозначаемого как Родитель.

Эго-состояния - это не роли, кот.человек исполняет, а некие поведенческие стереотипы, кот. провоцируются актуальной ситуацией.

Ребенок - это эмоциональное начало человека, кот.проявляется в 3х видах:

- свободный Ребенок включает в себя импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлечённость и изобретательность. Он придаёт человеку обаяние и теплоту, но в то же время – это источником капризов, обид, легкомыслия, упрямства и эгоцентризма.

- адаптированный Ребенок - это та часть личности, кот.желает быть принятой родителями и уже не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для него характерна конформность, неуверенность в общении, стыдливость.

- бунтующий Ребенок, иррационально отвергающий авторитеты и нормы, нарушающий дисциплину.

Родитель - это информация, полученная в детстве от родителей: наставления, поучения, правила поведения, соц. нормы. С одной стороны, Родитель представляет собой набор полезных и проверенных временем правил, а с другой - предрассудки и предубеждения. Это эго-состояние бывает двух видов:

- критический родитель (представляет запреты, санкции),

- заботливый Родитель (представляет советы, поддержку, опеку).

Взрослый - это способность индивида объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Взрослый играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

Диагностировать эго-состояния в личности возможно путем изучения вербальных и невербальных компонент поведения. Согласно Берну, осознание клиентом своего актуального эго-состояния - первый шаг к изменению поведения в сторону его оптимизации.

Детально разработанная концепция Берна предлагает еще целый ряд понятий, существенных для понимания того, что происходит между людьми при общении. Краткое описание этой терминологии:

Игра - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в кото­ром личность стремится избегнуть близости - полноценного контакта - путем манипулятивного поведения. Примеры: «Да, но…»; «Ах, если бы не ты…»; «Какой я несчастный…»; «Смотри, что ты сделал со мной…».

Поглаживания - трансакции, направленные на возбуждение положи­тельных или отрицательных чувств. Различают поглаживания позитивные («Вы мне симпатичны»), негативные («Ты мне неприятен»); условные («Ты бы мне больше нравился, если бы…») и безусловные («Я принимаю тебя таким, какой ты есть»). Поглаживания подразделяются на условные и безусловные, положительные и отрицательные, вербальные и невербальные.

Вымогательство - способ поведения, с помощью кот.люди реализу­ют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства и как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство - это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце.

Запреты и ранние решения - одно из ключевых понятий трансактного анализа, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми мат­рицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает «ранние решения», т.е. формулы поведения, вытекающие из «запретов».

Примеры запретов и ранних решений: «Не высовываться» - «Надо быть незаметным, иначе будет плохо» или «А я буду высовываться!», или «Я буду делать, что захочу, и всегда!».

«Жизненный сценарий» - явная аналогия со «стилем жизни» Адлера, включает в себя: родительские послания (запреты), ранние решения (в от­вет на них), игры, которые реализуют ранние решения, вымогательства, которыми оправдываются ранние решения и к тому же ожидания и пред­положения о том, чем закончится пьеса жизни.

Транзактный анализ. Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция - единица общения (взаимодействия). Один что-то говорит (стимул), другой - отвечает (реакция).
Напр.: здрасте (стимул) - добрый день (реакция).

Типы трансакций:

а) дополнительные - основная особенность: векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания.Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.

б) пересекающиеся - возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. Именно этот тип ТА доставляет наибольшие хлопоты в общении. При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции. Напр., стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый: "Ты не видела, где мои запонки?". Дополняющим здесь может быть признан ответ: "Запонки лежат на столе". Однако собеседник может вспылить: "Вечно я у тебя во всем виноват!" (Ребенок) или "Ищи их там, куда сам положил!" (Родитель). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.

в) скрытые (двойные) - более сложные. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, напр., начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое - на психологическом уровне. Скрытые ТА - это шифровка, секрет, по крайней мере, для Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации.

Продавец: Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману.

Покупательница: Вот ее-то я и возьму.

Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: "Эта модель лучше" и "Она вам не по карману". На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: "Вы, безусловно, правы и в том, и в другом". Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Дитя покупательницы. Ответ, который дал Дитя, показывает правильность анализа. Покупательница думает: "Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей". Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

Жизненные позицииформируются в процессе развития в раннем детстве и могут быть 4 видов:

1. Я о'кей; вы о'кей.

2. Я о'кей; вы не о'кей.

3. Я не о'кей; вы о'кей.

4. Я не о'кей; вы не о'кей.

"О'кей" может означать любое конкретное благо, "не о'кей" может означать - конкретное зло.

Следующий аспект ТА - структурирование времени с помощью 6 способов:

1. Избегание (уход) - психическое или физическое выделение себя из окружения.

2. Ритуалы - обмен стереотипными трансакциями, кот.могут быть как формальными, так и неформальными.

3. Времяпрепровождение - социально-программируемые комплементарные трансакции, которые, в отличие от ритуалов, требуют, тем не менее, взаимодействия между двумя личностями.

4. Деятельность - целеполагающее поведение, которое способствует получению условных поглаживаний, как позитивных, так и негативных.

5. Игры - продолжающаяся серия двойных трансакций, постоянно повторяющихся и приводящих к определенному и предсказуемому результату.

6. Интимность - открытые, честные, соглашающиеся взаимодействия между людьми, выражающие истинные чувства, возможен обмен как положительными, так и отрицательными поглаживаниями.



2020-02-04 294 Обсуждений (0)
Транзактный анализ Э.Берна 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Транзактный анализ Э.Берна

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)