Терапевтический процесс
Цель - помочь осознать свои игры, жизненный сценарий, эго-состояния и - при необходимости - принять новые решения, относящиеся к поведению и построению жизни. Сущность психологической помощи заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям близости. Основная задача - обеспечить необходимыйинсайт. Отсюда требования к психологу: партнерство, принятие клиента, сочетание позиций учителя и эксперта. Вместе с тем, психолог обязан апеллировать к эго-состоянию Взрослый в клиенте, а не потакать невротическим поведенческим стереотипам. Психотерапевт руководствуется тремя лозунгами, которые заимствованы из медицины. 1. Главное - не навредить. Прежде всего психотерапевт не должен причинять вред. Вмешательство должно проводиться только в случае необходимости и до необходимой степени. 2. Целительная сила природы. Организм имеет внутренне стремление к здоровью, что касается как психологического, так и физического аспектов. Задача психотерапевта состоит в устранении препятствий к естественному исцелению и росту. 3. Я лишь врачую, исцеляет Бог. Психотерапевт оказывает пациенту помощь, но исцеляет его Бог; иначе говоря, психотерапевт проводит наиболее подходящее в данном случае вмешательство, избегая причинять пациенту вред или боль, остальное довершает природа. Психотехника. Методы и техники описаны не очень четко. Берн систематически их не обсуждал. При этом делается акцент на индивидуализации лечения. Берн писал: "К сожалению, трудно дать какие-либо рекомендации, кроме общих предложений, по работе с людьми, которые по определению чрезвычайно индивидуальны". Психотехника трансактного анализа в основном заимствована из гештальт-терапии. Структурный анализ эго-позиции предполагает демонстрацию и взаимодействие с помощью техники ролевых игр, пустого кресла и др. с сопутствующими обеспечениями фактического и возможного характера трансакций. Семейное моделирование сочетает в себе элементы психодрамы и структурного анализа эго-состояний, когда участник группы (обычно используется в групповой работе) воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Анализ игр и вымогательств, анализ ритуалов и структурирования времени, анализ позиции в общении («Я хороший и ты хороший», «Я плохой и ты плохой», «Я хороший, ты плохой», «Я плохой, ты хороший») и, наконец, анализ сценария - важные приемы работы в системе ТА. Общий метод: предполагает обучение - в частности, пациента научить различать реакции своего Родителя, Взрослого и Ребенка соответственно. Берн дает некоторые рекомендации для психотерапевта: 1. Прежде всего научитесь отличать Взрослого от Ребенка; Родитель проявится позже. 2. Дождитесь, пока пациент приведет, как минимум, три примера или диагностические иллюстрации, прежде чем вводить соответствующую систему концепций. 3. Впоследствии диагноз Родителя или Ребенка следует подтвердить конкретным историческим материалом. 4. Осознайте, что Я-состояния следует воспринимать буквально, словно пациент вмещает трех разных людей. Психотерапевт также должен признавать свои Я-состояния и их влияние на терапию. 5. Необходимо исходить из того, что каждый пациент имеет Взрослого; проблема состоит в его подпитке психической энергией. 6. Ребенка отличает не детскость, а ребячливость. Обладает потенциально ценными качествами. 7. Пациент должен пережить Я-состояние Ребенка, а не просто припомнить свои переживания (анализ регрессии). 8. Времяпрепровождение и игры не есть привычки, установки или случайные события; они составляют большую часть деятельности пациента. 9. "Идеальным было бы точное попадание "в яблочко", приемлемое и значимое вмешательство для всех трех аспектов личности пациента, поскольку все они слышат сказанное" (Berne, 1961, р. 237). Вмешательство сознается всеми тремя Я-состояниями. 10. Новичок, скорее всего, испытает определенные трудности при освоении терминологии, однако это предсказуемая часть освоения любой новой системы. Самая распространенная область применения - анализ и терапия организаций. ТА - мощный инструмент при подготовке управленческих кадров и в коммуникационном тренинге. В настоящее время в США и Западной Европе большинство бизнес-тренингов создаётся на основе трансактного анализа. Трансактный анализ также широко используется в индивидуальной, семейной и групповой психотерапии.
Психодрама Я. Морено Якоб Морено (1889, Бухарест Румыния - 1974) - психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Отец - купец. В 1909 Морено поступает в Венский университет, изучает философию и медицину. Сначала Морено готовил себя к карьере общепрактикующего врача, его обращение к психиатрии относится примерно к 1913-14. Психодрама - один из методов групповой психотерапии, в основе кот.лежит осознание пациентом проблемы через действие в ходе театрализованной игры, перенос своих чувств и переживаний путем вхождения в роль избранного персонажа. Метод психодрамы заключается в достижении озарения, осознания проблемы под наблюдением психотерапевта. Основоположник - Морено, кот.известен также как создатель методики социометрии и групповой психотерапии. Зародился этот метод в 1920-х и до сих пор пользуется популярностью у специалистов. Психодрамаоснована на игровом принципе. Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Морено по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название «спонтанный театр». Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии. По версии Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы. Морено стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, применяя уже более формализованные исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже стали неотъемлемой частью психодрамы. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. В рамках одного драматического этюда рассматривается одна реальная проблема одного из участников группы, роли соответствуют значимым для данного участника личностям, с которыми нарушен вербальный контакт. Т.о., участники, ознакомившись с предложенной проблемой, выбирают себе роль. Основные понятия: 1. Выбор роли и ролевая игра. Участник психодрамы может выбрать любую роль, независимо от того, какой она будет - положительной или отрицательной. Самым важным является выявление в процессе ролевой игры материала, с которым потом можно работать, корректируя и изменяя его. 2. Отсутствие четкого сценария, спонтанность поведения. Именно спонтанность дает возможность проявить себя как личность во всём своём многообразии образов и переживаний. 3. Теле. Данный термин объединяет два понятия и выражает эмоциональное присоединение чувств и переживаний к личности психотерапевта, перенос значимых отношений на психотерапевта, а также контрперенос - обратное явление переносу, когда психотерапевт присоединяется, вовлекается в переживания клиента. 4. Осознание, озарение. Так называемый катарсис присутствует в психотерапии как главный маркер того, что решение проблемы найдено или же клиент будет более рассудительно относиться к ситуации решения, так как инсайт - это внутреннее переживание, вышедшее во вне и осознанное клиентом. Достижение катарсиса всеми членами группы (первичный эффект), а также активными зрителями (вторичный эффект) - главная цель работы по методу психодрамы. Необходимое условие для проведения психодрамы - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. Цель: облегчить проявление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь пациенту создать новые и более эффективные формы поведения, раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов. Задачи: 1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов. 2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом. 3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования. 4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов: 1. Сцена - место в пространстве, где разворачивается действие. 2. Протагонист - первый игрок, изображает героя, главного исполнителя психодраматической сцены, кот.представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни. 3. Режиссер (психолог) - помогает клиенту исследовать свои проблемы. Функции: организация психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу. Режиссер выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта. Постановщик: организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Аналитик: обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. Терапевт: направляет в нужное психокорректирующее русло, старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения. 4. Штат вспомогательных лиц (вспомогательные «Я») - клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные «Я» могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я». Основные функции вспомогательных «Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. 5. Публика. В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодрамме, но обсуждающие ситуацию после ее завершения. Когда сценическое действие заканчивается, зрители могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом. В результате он чувствует себя увереннее, зная, что не одинок со своими проблемами, что другие тоже могут испытывать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации. Формы психодрамы: 1. Психодрама, центрированная на протагонисте. 2. Психодрама, центрированная на теме. 3.Психодрама, направленная на группу. 4. Психодрама, центрированная на группе. Длительность. Обычно 50 мин (короче или длиннее, зависит от сложности проблем). Основные фазы психодрамы: 1. Разогрев и разминка. 2. Собственно драматическое действие. 3. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). Основные техники: Техника монолога, Техника терапевтического монолога, Техника самопрезентации, Техника самореализации При проведении психодрамы используются следующие типичные методики: 1. Представление самого себя (самопрезентация) 2. Монолог. 3. Дублирование (множественное дублирование). 4. Обмен ролями. 5. «Пустой» стул и «высокий» стул. 6. «Зеркало». 7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. 8. «За спиной» 9. Идеальный другой. 10. Волшебный магазин. Основные методики Методика монолога. Во время монолога протагонист проговаривает существующую проблему, пытаясь донести ее слушателю максимально понятно. Во время объяснения проблемы сам человек как бы со стороны видит ее, что приводит к осознанию ее до конца. Метод монолога также применим не только в психотерапии, но и в обучении, когда ученику позволяют объяснить другому непонятную тему. Методика двойника. Протагонист выбирает себе дублёра, который помогает искать выход из сложившейся ситуации, в то время когда сам исполнитель главной роли уже не может этого сделать или заходит в тупик. Двойник выступает в роли вспомогательного Я, эмпатийно идентифицируя себя с протагонистом. Двойник может быть лишь как внутренний голос самого протагониста, обостряя одну из черт/сторон личности главного персонажа. Этот приём дает возможность увидеть внутреннее Я во всем многообразии отношений. По данной методике строятся отношения руководителей и их заместителей, так как заместитель в курсе всех дел своего начальства, что позволяет более продуктивно сотрудничать и быстрее решать накопившиеся проблемы. Методика обмена ролями. Протагонист становится двойником или одним из видов вспомогательного Я, и наоборот. Особенность данной техники психодрамы в том, что она также направлена на достижение единения с самим собой. Однако она позволяет узнать поближе и всех членов группы, выделить значимые для себя черты в другом человеке, которые впоследствии необходимо будет изображать театрально. Методика отображения. Протагонисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают другие участники группы, посмотреть на себя глазами окружающих. Эта методика позволяет не только увидеть неконструктивные особенности своего поведения, но и научиться у других участников более адаптивным методам и действиям в сложившейся ситуации. Психодрама как метод психотерапии применима в любом возрасте. 9. Гештальт-терапия Ф. Перлза. Гештальтпсихология (образ, форма). Возникло в период открытого кризиса психологической науки в нач. 1920-х г. в Германии. Основоположник - немецкий психолог М.Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие и в трудах К.Левина, В.Келлера, К.Коффки и др. Ключевые идеи ГП. Главное, с чем работает ГП - это сознание. Сознание – динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем. Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура. Предмет - сознание, понимание кот.должно строиться на принципе целостности. Метод познания гештальтов - наблюдение и описание содержаний своего восприятия.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |