Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бихевиоризм (поведенческие модели Б. Скиннера, Дж. Вольпе, Уотсона, А. Лазаруса).



2020-02-04 1194 Обсуждений (0)
Бихевиоризм (поведенческие модели Б. Скиннера, Дж. Вольпе, Уотсона, А. Лазаруса). 0.00 из 5.00 0 оценок




Джон Бродес Уотсон (1878-1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма. Профессор и заведующий психологической лабораторией университета им. Дж. Гопкинса (1908-1920); президент Американского психологического общества.

Джон Бродес Уотсон родился в 1878 году. Эмма и Пайкенс Уотсон -- родители Джона -- жили в Южной Калифорнии, в небольшом городке. Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Отец Уотсона предпочитал довольно разгульную жизнь, скандалы на этой почве привели к уходу отца из семьи в 1891 году, когда мальчику было 13 лет. Джон был привязан к отцу, поэтому тяжело переживал разлуку и до конца жизни не смог простить ему это.

Джон Уотсон вырос в Гринвилле (Южная Каролина) и получил диплом магистра в расположенном там же Университете Фурмана. По совету одного из своих преподавателей он поступил затем в Чикагский университет с целью изучать философию под руководством Джона Дьюи. Однако, по его собственным словам, он не понимал, о чём вообще говорит Дьюи и вскоре предпочёл сменить научного руководителя, обратившись к психологу Джеймсу Энджеллу и физиологу Генри Дональдсону. Он собирался работать вместе с Жаком Лёбом над исследованием мозга собак. Совместное влияние этих учёных привело его затем к формированию строгого, объективного подхода к исследованию поведения.

Его докторская диссертация, защищённая в Чикагском университете в 1903 году («Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белой крысы, сопряжённого с ростом нервной системы») была первой современной книгой по поведению крыс.

24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) -- «Психология с точки зрения бихевиориста». Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука. Уотсон вообще отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психические явления к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды. Цель психологического изучения -- предсказать какова будет реакция и определить природу действующего стимула. Возможности для реакции очень обширны. Уотсон выделяет 4 крупных класса реакций:

1) видимые (экспрецит) -- отпирание двери, игра на скрипке.

2) скрытые (привычные реакции (имплицит)) -- мышление, которое мы считаем внутренним разговором.

3) видимые наследственные реакции -- инстинктивные и эмоциональные реакции (чихание и т. д.)

4) скрытые наследственные реакции -- система внутренней секреции (физиология).

С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Её цель -- предсказание поведения и контроль за ним.

Влияние бихевиоризма возрастало настолько стремительно, что Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации 1915 года.

В 1920 году Уотсон был вынужден покинуть место в университете Джона Хопкинса из-за скандала, связанного с его разводом и романом с аспиранткой Розали Рейнер (соавтора работы по обусловливанию эмоций у 11-месячного мальчика, вошедшей в историю психологии как случай «маленького Альберта»). Позднее он женился на Рейнер. Ни один университет не соглашается принять его на работу. Он переезжает в Нью-Йорк, где получает работу в рекламной индустрии, в компании Дж. Уолтера Томпсона, одновременно читая лекции в Новой школе социальных исследований.

Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде.

Он считал, что наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов (S ) и реакций (R)

Предмет бихевиоризма – изучение поведения объективным путем; цель – служить практике.

Философская основа бихевиоризма – позитивизм и прагматизм.

Практическая задача бихевиоризма – целенаправленное изменение человеческого поведения.

Бихевиоризм (от англ. - поведение, буквально - наука о поведении) - направление, в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности реакций на воздействие внешней среды (стимулы).

Всю психическую деятельность Уотсон трактовал как поведение, понимаемое в виде совокупности связей «стимул — реакция»; организм, по Уотсону,— «самоорганизующаяся машина», основная задача психологии — изучение процессов научения.

Реакция – поведенческое изменение вызываемое внешним стимулом. S - R – единица поведения. Стимул – физическое воздействие, реакция – элементарная (безусловная, рефлекторная) двигательная реакция.

Если под стимулом понимать стимульную ситуацию, то реакцией будет определенный способ поведения. Уотсон считал, что человек рождается с определенным набором врожденных реакций из которых в дальнейшем развиваются все элементы поведения. Врожденные реакции: чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движения туловища, конечностей, головы. Приобретенные реакции образуются из элементарных путем обуславливания.

Важные заслуги бихевиоризма следующие:

1) он внес в психологию сильный крен в естественнонаучную сторону;

2) он ввел объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий, благодаря чему получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов;

3) был чрезвычайно расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев и т.д.;

4) в его работах были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в том числе проблемы научения, образования навыков и др.

Джозеф Вольпе (род. 1915) — южноафриканский психолог, специалист по проблемам клинической психологии, психиатрии и психотерапии, один из основателей бихевиоральной психотерапии, автор метода систематической десенсибилизации.

Родился в семье выходцев из Литвы, перебравшихся в Южную Африку в начале века. Образование получил в Йоханнесбурге, с 1939 г. — бакалавр хирургии Университета Витвотерренда. В 1942 г. добровольно вступил в южноафриканское медицинское подразделение, занимался проблемой военных неврозов. В 1946 г. был принят в аспирантуру на факультет психиатрии Университета Витвотерренда, где в 1948 г. защитил докторскую диссертацию по медицине. С 1965 г. работал на кафедре психиатрии медицинского факультета Университета Темпл, где организовал первое в мире отделение бихевиоральной терапии.

Исследования. Занимаясь проблемой военных неврозов, для лечения которых тогда чаще всего использовался наркоанализ, обнаружил непродолжительность действия этого метода лечения. В качестве альтернативной методологии стал рассматривать учение о высшей нервной деятельности, разработанное И. П. Павловым. В 1947 г. приступил к исследованиям, в которых сначала создавал экспериментальные неврозы у кошек, а затем лечил их. Эти исследования привели Дж. Вольпе к выводу, что подобные неврозы у животных обусловлены научением, а лечение может эффективно осуществляться но принципу реципрокного торможения. Так, оказалось, что кормление животных является тем стимулом, который существенно снижает уровень тревожности. В следующем году приступил к проверке своих выводов на людях, занявшись частной практикой и используя в лечении неврозов у людей принципы реципрокного торможения, успешно апробированные им на животных. Но в качестве стимула, способного оказывать реципрокное торможение в отношении тревожности, еда уже не давала терапевтического эффекта. Тогда на эту роль стали рассматриваться другие стимулы, например поощрение клиентов к выражению гнева или неповиновения. В 1949 г. были проведены ключевые эксперименты, в которых было показано, что наиболее аффективно действует глубокое расслабление клиента в то время, когда в его воображении актуализируются мало тревожащие стимулы. Было обнаружено, что если воображаемые обстоятельства вызывали легкую тревогу, то при ряде последовательных повторов в условиях полного расслабления ощущение тревоги уменьшалось, пока не исчезало полностью. Так был открыт эффект систематической десенсибилизации. На этом основании вместе с Г. Ю. Айзенком выступил с критикой психоанализа, утверждая, что уже за счет процессов, схожих с систематической десенсибилизацией, может достигаться терапевтический эффект у пациентов (так, известно, что у 40% клиентов наблюдается улучшение вне зависимости от формы терапии). В 1962 г. Дж. Вольпе провел первую конференцию по бихевиоральной терапии в Вирджинии.

Методики. Разработал метод систематической десенсибилизации, который предназначен для устранения страхов или подавленности в ситуации, когда источник страха или апатии может быть ясно представлен.

Арнольд Аллан Лазарус (Lazarus) - (1932 – 2013) г., Йоханнесбург, Южная Африка), южноафриканский психолог. Доктор психологии, почетный профессор аспирантуры прикладной и профессиональной психологии в Университете Рутгерса. 

Арнольд Лазарус родился 27 января 1932 года в ЮАР, в Йоханнесбурге. Был младшим из четырех детей. Отец кое-как занимался мелким розничным бизнесом.

К моменту рождения остальным детям уже намного больше — брату 8, а сестрам уже 14 и 17. Все члены семьи были заняты своими проблемами, и не уделял ему внимания. Он чувствовал, что его не принимают всерьез, его мнение часто игнорируется, и потому чувствовал себя несколько ущербно. Эти ощущения поспособствовали некоторому отстранению и уходу в себя, в свои мысли, а затем Лазарус стал писать, и, надо сказать, небезуспешно — еще подростком он опубликовал несколько рассказов в местных газетах.

Сначала поступил в университет, чтобы стать журналистом и писателем. Затем он заинтересовался психологией и захотел стать психотерапевтом. Причем ему была ближе не медицинская, а, так сказать, психологическая психотерапия, которую проходили на философских факультетах, куда он впоследствии и перешел. Он стал заниматься и психологией, и психотерапией одновременно, поскольку ему было интересно и изучение человеческой психики, и воздействие на нее. В результате обучения он получил степень магистра гуманитарных наук по экспериментальной психологии, стал доктором философии по клинической психологии. Все это происходило еще на родине Лазаруса в ЮАР, в Йоханнесбурге. Затем он переезжает в Соединенные Штаты. Можно сказать, что одной из главных причин его переезда в Америку стало стремление углубить свои знания в области психологии и психотерапии. Но у Лазаруса была и другая причина, хотя он относился к белому меньшинству населения ЮАР, ему был ненавистен и невыносим апартеид по отношению к коренному населению, происходящий там. Он уезжает оттуда. До этого момента Лазарус успел познакомиться и поработать с выдающимся психологом Джозефом Вольпе, который позже также переехал в Штаты, и в следующий раз психологи встретились уже там. Лазарус многому научился у него.

У него есть семья: жена, сын и дочь, которые и являются его главными приоратами

В 1958 году, Арнольд Лазарус первым ввел термин "поведенческая терапия" и "поведение психотерапевта" в профессиональной литературе. Позднее он включил в поведенческую терапию когнитивные аспекты.

Главным его вкладом в психологию и психотерапию является разработка так называемого мультимодального подхода. (Не путать с эклектическим и интегративным подходами, а те — между собой.)

Модальности Лазаруса — это сферы существования клиента в их взаимосвязи и взаимодействии. Лазарус отлично разбирался в различных теоретических направлениях и техниках всех основных направлений современной психотерапии, и, не отдавая предпочтение какому-либо одному из существующих, он создал свой уникальный подход.

Мультимодальная психотерапия основывается именно на мультимодальности («многосферности») человека, т.е. его одновременного и взаимосвзанного функционирования в нескольких сферах.

Он называет свой метод «BASIC ID». Этими буквами зашифрован набор модальностей (по Лазарусу — основных сфер существования человека), по которым следует диагностировать и корректировать состояние и поведение клиента.

Для обозначения семи отдельных, но связанных друг с другом столпов, на которые опираются человеческий темперамент и личность, Лазарус ввел акроним BASIC I.D., где В (англ. behavior) – поведение, A (англ. affect) – эмоции, S (англ. sensation) – ощущения, I (англ. Imagery)— воображение, C (англ. Cognition) – мышление, I (англ. interpersonal relationships) межличностные отношения, D (англ. drugs/biology) – медикаменты/биология (Basic I.D. в США также обозначает удостоверение личности).

При взаимодействии клиента с психотерапевтом всегда имеет место поведение(например, лежание на психоаналитической кушетке и свободное ассоциирование или активное участие в ролевой игре), эмоции(радость от того, что тебя принимают не оценивая, или высвобождение подавленного гнева), ощущения(осознание телесного дискомфорта или же целенаправленное вызывание у себя приятных ощущений), воображение (промелькнувшее в памяти детское воспоминание или воспроизведение успокаивающих образов) и мысли(догадки, идеи и суждения, из которых состоят наши фундаментальные установки, ценности и убеждения).  Все это происходит в контексте межличностных отношений. Кроме того, многим пациентам требуется еще и медикаментозная терапия (нейролептики, антидепрессанты или транквилизаторы).

Для того чтобы понять, каковы основные составляющие BASIC I.D., необходимо многое знать о человеке и о социальной среде, в которой он живет. Далее следует уделять пристальное внимание взаимодействию всех семи модальностей – тому, как определенное поведение влияет на эмоции, ощущения, воображение, мышление и значимые взаимоотношения и как они, в свою очередь, влияют на поведение. Это необходимо, чтобы достичь такого уровня точности предсказаний и контроля, при котором не останется места случайностям.

В мультимодальной психотерапии исходят из того, что, чем большему количеству способов реагирования человек научится во время терапии, тем меньшей будет вероятность возникновения у него рецидивов. Поскольку основное внимание уделяется обучению и формированию навыков совладания с трудными жизненными ситуациями, выяснению символических значений или предполагаемых вытесненных комплексов отводится мало времени.



2020-02-04 1194 Обсуждений (0)
Бихевиоризм (поведенческие модели Б. Скиннера, Дж. Вольпе, Уотсона, А. Лазаруса). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бихевиоризм (поведенческие модели Б. Скиннера, Дж. Вольпе, Уотсона, А. Лазаруса).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)